Театр в Японии: как назывался народный

Историческая справка

История возникновения национального театрального искусства в Японии датируется 7 веком. Он прибыл из соседних стран Востока: с китайских, корейских, индийских, персидских, тибетских просторов. Во многом театральные представления того времени связаны с религиозными верованиями: шаманизмом, даосизмом, конфуцианством, религией синтоизм, но прежде всего с буддийскими учениями.

Первыми в Японию пришли два вида искусства:

  • гигаку — пантомима;
  • бугаку — танцевать.

Они исполнялись во время религиозных праздников, народных гуляний, а позже заняли отдельную сцену, превратившись в своеобразный театр. Гигаку существовал до 10 века, но затем был вытеснен со сцены другими, более изощренными видами пантомимы. Бугаку все еще существует.

религиозное шоу

Театральные таланты передавались из поколения в поколение: часто дети актеров унаследовали их профессию и образовалась целая династия. Благодаря этому весь мир может познакомиться с шедеврами этого искусства и познакомиться с исконной японской душой через призму театра.

Театр кёгэн

Японский театр кёгэн появился практически одновременно с театром, но, тем не менее, сильно отличается от него по тематике и стилю. Но это театр драмы, эмоций и страстей. Кёгэн — это фарс, комедия, наполненная простыми шутками, непристойностями и пустым тщеславием. Кёгэн понятен каждому, смысл шоу и действия актеров не нужно расшифровывать. Традиционно пьесы кёгэн служат второстепенными представлениями в театральных постановках но.

японский мужской театр

В репертуаре театра Кёгэн произведения XV-XVI веков. Всего около двухсот шестидесяти работ, авторы которых в основном неизвестны. До конца XVI века комедии передавались от учителя ученику устно, а не писались на бумаге. Письменные векторы стали появляться только в конце 17 века.

В кёгэн существует четкая классификация пьес:

  • о богах;
  • на феодалов;
  • на женщин;
  • про нечисть и т д.

Есть шоу, в которых освещаются небольшие семейные проблемы. Они превозносят непостоянство мужчин и хитрость женщин. Большинство пьес посвящено слуге по имени Таро.

Герои Кёгена — обычные люди, в жизни которых не происходит ничего особо значимого. В начале спектакля зрителям представляются все персонажи. Актеры театра делятся на группы: главные — шите, второстепенные — адо, высшие — коадо, четвертые по значимости — чурэ и пятые по значимости — фолианты. Крупнейшие школы актерского мастерства кёгэн — Идзуми и Окура. Несмотря на то, что нет и кёгэн связаны между собой, актеров для этих театров готовят отдельно.

Жанр японского театра кёгэн включает три вида костюмов:

  • джентльмен;
  • слуги;
  • женщины.

Все костюмы выполнены по моде шестнадцатого и начала семнадцатого веков. Иногда маски можно использовать в театральных постановках. Но это не маски, а выражения эмоций: это маски, определяющие роль персонажа: старуха, старик, женщина, демон, бог, животные и насекомые.

После окончания Второй мировой войны театр Кёгэн был отремонтирован, и комедии стали ставить самостоятельно, а не только в рамках театральных постановок.

История японского театра

японский театр

Корни японского театра уходят в далекое прошлое. Примерно полторы тысячи лет назад танец и музыка проникли в Японию из Китая, Кореи и Индии, а буддизм пришел с материка: это момент, который считается началом зарождения театрального искусства. С тех пор театр существует в преемственности и сохранении традиций. Ученые предполагают, что в японском театре есть также фрагменты древних драм. Этому могли способствовать связи страны с эллинистическими государствами Западной Азии, а также с Индией и Китаем.

Каждый театральный жанр, пришедший из глубины веков, сохранил свои исконные законы и индивидуальность. Поэтому сегодня произведения драматургов далекого прошлого ставятся по тем же принципам, что и много веков назад. В этом заслуга самих актеров, которые сохраняют и передают древние традиции своим ученикам (обычно своим детям), формируя актерские династии.

Такэмото Сумитаю, живое национальное достояние Японии, уходит на покой

В апреле 2014 года в Национальном театре Бунраку в Осаке состоялись прощальные выступления живого национального сокровища Японии — 89-летнего актера Такемото Сумитаю. Все билеты на предпродажную подготовку были распроданы, и за билетами, которые продавались в день концерта, люди выстраивались в очередь каждый день с раннего утра; посещаемость Национального театра Бунраку в апреле была самой высокой за его 30-летнюю историю.

Для прощальных выступлений Сумитаю — эпизод «Сэппуку Сакурамару» из комедии «Зеркало введения в тайны каллиграфии Сугавары» (Сугавара Дэндзю Тенараи Кагами

1746), которая является одной из трех величайших общепризнанных пьес Бунраку. Когда Sumitayu вышел на сцену слева, переполненный зал разразился аплодисментами. Во время этих прощальных представлений Такемото Сумитаю почувствовал, что, несмотря на текущие проблемы Бунраку, наследие этого театра занимает важное место в сердцах японцев.

В чем причина падения интереса к Бунраку? Часто приходится слышать, что пьесы очень длинные, и в них мало динамики, что сюжет сложно понять даже с субтитрами. Большой проблемой является нехватка актеров-кукольников, которые продолжили бы традицию, и с уходом Такемото Сумитаю только пять актеров были удостоены звания «живое национальное достояние.

Виды японского театра

Традиционный японский театр практически не изменился на протяжении веков. Единственное преобразование в том, что спектакль теперь длится намного меньше — около 2 часов вместо 5-6, а сцены, персонажи, сами события стали более динамичными.

В Японии есть несколько любимых видов театра:

  • Но он же Ногаку — очки для аристократических слоев;
  • Kögen — массовый театр с комическими сценами из их жизни для простых людей;
  • Кабуки для обычных людей;
  • Бунраку — кукольный театр;
  • китайские тени.

играть

Конечно, современность диктует свои правила, и сегодня в Японии можно даже насладиться современным балетом или послушать оперу. Однако прикоснуться к вечному традиционному театру гораздо охотнее иностранные туристы и сами жители страны.

Театр аристократии но

театр, но

Театр зародился в 14 веке и приобрел большую популярность среди аристократии и самураев. Первоначально он был предназначен исключительно для высшего класса Японии.

Развиваясь на протяжении многих веков, театр превратился в национальную традицию, воплощающую в себе глубокое философское и духовное значение. Его украшения просты, основной упор сделан на маски, значение которых также подчеркивает кимоно. Кимоно и маски передаются из поколения в поколение в каждой школе.

Спектакль выглядит следующим образом. Шите (главный герой) под звуки флейт, барабанов и хора рассказывает истории мирной жизни и сражений, побед и поражений, убийц и монахов, героями которых будут духи и смертные, демоны и боги. Повествование, безусловно, ведется на архаичном языке. Но — самый загадочный жанр традиционного японского театра. Объясняется это глубоким философским смыслом не только самих масок, но и всех деталей спектакля, несущих в себе тайный смысл для понимания, доступного только искушенному зрителю.

Театрализованное представление длится от трех с половиной часов до пяти и состоит из нескольких произведений, которые чередуются с танцами и миниатюрами из жизни простых людей.

Рождение театра

Рождение театра в Японии связано с появлением в VII веке пантомимы Гигаку, что означает «игра», и танца Бугаку, «искусство танца». У этих жанров была разная судьба. До 10 века Гигаку занимал сцену театров, но не выдержал конкуренции с более сложными жанрами пантомимы и был вытеснен. Но бугаку исполняются сегодня. Сначала эти спектакли слились с храмовыми гуляниями и дворовыми церемониями, затем стали исполняться отдельно, а после восстановления власти этот жанр японского театра процветал и приобрел еще большую популярность.

Традиционно выделяют следующие типы японского театра: но или ногаку, предназначенные для аристократии; кабуки, театр для простых людей, и бунраку, кукольный театр.

Гидайю – чтец

Удивительно, но если каждую куклу контролируют три человека, то рассказчик (гидаю) только один. Этот человек озвучивает всех персонажей, а также часто отвечает за дополнительные звуки (имитация природы, удары и т.д.). Если он не справится со своими обязанностями, будет довольно сложно следить за происходящим на сцене.

Самое сложное в работе гида — понять движения губ марионетки с его наблюдениями. При этом важно понимать, что он, как и все актеры, находится на сцене перед публикой. В японских театрах нет перегородок, за которыми прячутся их сотрудники, а занавес служит только для обозначения начала / конца спектакля. Да, гидаю и их коллеги одеты в черные кимоно, чтобы не привлекать к ним внимание, но на сцене все равно возникают дополнительные трудности.

бунраку

Участники спектакля

Для организации кукольного представления бунраку вам понадобятся:

  • Актеры, которые будут управлять куклой (чаще всего — по три на каждого из персонажей).
  • Рассказчик рассказа.
  • Музыканты, задающие настроение выступлению.

Только на первый взгляд кажется, что управлять куклой несложно. Фактически, заставить трех человек работать согласованно одновременно — это процесс, требующий огромного количества времени и усилий.

Аши-дзукай, самый молодой из кукловодов, контролирует свои ноги, но он также должен учиться 10 лет (да, вы правильно поняли), прежде чем появиться на сцене.

Но самое сложное, конечно, голова. Куклы в японских театрах имеют подвижную мимику и могут выражать любые эмоции с помощью кукловода. Оми-дзукай — это имя человека, ответственного за голову куклы. Чтобы получить такую ​​должность (обучение + работа на второстепенных ролях) нужно 30 лет).

бунраку

Театр Но

Театр Но возник в 14 веке и стал особенно популярным во времена знаменитого самурая Токугава. Отсюда традиционно он стал жанром самураев, правителей и аристократов.

Его изюминкой являются специальные маски и национальные костюмы кимоно, которые носят актеры. Маска не соответствует конкретному персонажу — она ​​используется для выражения чувств, эмоций, настроения, поэтому актер может носить несколько масок по очереди. И маски, и костюмы передаются в театре от старших актеров младшим.

В японских театрах сохранилось около 200 масок из кипарисового дерева, которые существуют более века.

Во время шоу Дерьмо — главный герой — рассказывает о своей жизни, мирных и военных временах, опыте любви и семьи, преступных действиях, демонических проявлениях и противостоянии зла добру. На старом диалекте сюжет ведет рассказ под спокойную музыку и припев, а затем связываются второстепенные персонажи.

театральная сцена

Большое внимание уделяется жестам — они изящны и изящны. Восприятие игры зависит от конкретного зрителя: он сам задумывается над смыслом многих сцен. Шоу длится от трех до пяти часов.

Некоторые моменты Но могут быть неожиданно контрастными: меланхолические танцы под ритмичную музыку или яркую кульминацию сюжета в полной тишине. Сценарий прост, чтобы не отвлекать от главного — игры актеров.

Представления но

Однако театр чужд реализму и построен, скорее, на воображении публики. На сцене, иногда без декораций, актеры выполняют минимум действий. Персонаж делает всего пару шагов, но по его речам, жестам и хоровому сопровождению оказывается, что он прошел долгий путь. Два героя, стоящие рядом, могут не замечать друг друга, пока не встретятся лицом к лицу.

Главное для театра — это жесты. В жестах сочетаются как те, которые имеют определенное значение, так и те, которые используются для красоты и не имеют значения. Особый накал страстей в этом театре передается полной тишиной и отсутствием движения. Неопытному зрителю очень сложно понять, что происходит на сцене в те моменты.

Театр ёсэ

Йосе — традиционный японский театр комедии. Он возник в 17 веке, и первые выступления проходили на открытом воздухе. Но с ростом популярности театра стали появляться специальные дома для таких спектаклей — Ёсэба.

Театральные комедии относятся к жанру ракуго, сатирическим или комическим рассказам, всегда с неожиданным финалом, полным каламбуров и шуток. Эти истории основаны на анекдотах, созданных ракугока — профессиональными рассказчиками.

Актер, одетый в кимоно, сидит на подушке в центре сцены, обычно держа в руке полотенце и веер. Героями рассказа стали люди разных сословий, тематика рассказов ничем не ограничивалась. Единственное, что осталось неизменным, это то, что рассказы забавные, связанные с политическими, бытовыми, текущими и историческими ситуациями.

Большинство историй были созданы в периоды Эдо и Мэйдзи, поэтому современный зритель не знаком с описываемыми традициями, жизнью и проблемами. В связи с этим многие актеры ракуго сами пишут сатирические рассказы на актуальные темы.

Манзай считается еще одним родом Ёсэ. Это шуточный диалог, его корни уходят в традиционные новогодние представления, которые сопровождались пением, танцами и юмористическими сценами. Постепенно в манзай вошли элементы фарса, мюзиклов и других жанров, что сделало его еще более популярным и позволило попасть на телевидение.

традиционный японский театр

Театр Ёсэ также представлен жанрами нанивабуси (разновидность баллады) и кодан (художественное чтение). Кодан — это история, основанная на представлении путешествующих артистов. Оригинальная тема рассказов (битвы прошлых лет) расширилась и включила в себя семейные конфликты, судебные дела легендарных судей, политические события, необычные события из жизни простых людей. Однако не все аргументы были поддержаны властями. Спектакли часто даже запрещали.

Традиционный японский театр сегодня

В наше время в Японию пришло европейское искусство и, следовательно, современный театр. Начали появляться массовые постановки по западному образцу, опера, балет. Но традиционный японский театр сумел отстоять свое место и не потерять популярности. Не думайте, что это вневременная редкость. Актеры и зрители — реальные люди. Их интересы, вкусы, представления постепенно меняются. Проникновение современных тенденций в сложившуюся веками театральную форму неизбежно. Таким образом было сокращено время исполнения, ускорен темп самого действия, ведь сегодня у зрителя не так много времени для созерцания, как это было, например, в средние века. Жизнь диктует свои законы, и театр постепенно подстраивается под них.

Маски но

Ма — Японский театр масок. Маски не связаны с какой-то конкретной ролью, они служат для передачи эмоций. В сочетании с символическими действиями актеров и музыкой маски создают неповторимую театральную атмосферу эпохи Токугава. Хотя, на первый взгляд, сложно поверить, что маски действительно служат для передачи эмоций. Чувства печали и радости, злобы и смирения создаются за счет игры света, малейших наклонов головы актера, композиций речевого хора и музыкального сопровождения.

китайские тени

интересно, что разные школы используют разные кимоно и маски для одних и тех же представлений. Есть маски, которые используются для некоторых ролей. Сегодня до наших дней сохранилось около двухсот масок, изготовленных из японского кипариса.

Кёген

Кёгэн не похож на театр Но, хотя долгое время он был его интермедией, то есть небольшой комической сценой в изысканном представлении драматического содержания. Однако после Второй мировой войны компания Kögen приобрела известность и начала действовать самостоятельно, кроме No.

Kyogen ориентирован на большую толпу. Это комедия, фарс, сцены из жизни простых людей, лишенных роковых событий. Сцены просты, наполнены банальными шутками и ситуациями, к которым привыкло большинство людей.

Темы кёгэна:

  • нечисть;
  • бога;
  • семейные проблемы;
  • повседневная суета;
  • мужская измена;
  • коварная женская природа.

Частый герой театра Кёгэн — слуга Таро. Персонажей много, и по важности они делятся на главных, второстепенных, высших и последующих.

Используется женская и мужская одежда, есть служебная одежда отдельно. Все выполнено по выкройкам платьев 16-17 веков. Иногда маски можно использовать, но не для выражения чувств персонажей, как это происходит в театре Но, а как элемент костюма: у каждого персонажа есть определенная маска.

Кабуки

О театре Кабуки, наверное, слышали все, даже за пределами Страны восходящего солнца. Считается одним из классиков японского искусства. В переводе это название означает «искусство песни и танца». Он появился в 17 веке, во время правления Токугава, и связан с именем конкретной девушки по имени Идзумоно Окуни.

Идзумоно Окуни
Памятник Идзумоно Окуни

Она была храмовой танцовщицей, а затем переехала в Киото. Там он не отказался от своего хобби, наоборот: начал выступать на берегу реки и на улицах города.

Окуни совершенствовал свои навыки, вводил новые элементы с оттенком романтики и эротики, переплетал фольклор, легенды и поэзию в спектаклях. Вскоре к ней присоединились музыканты, и успех девушки был ошеломляющим. Таким образом, это дало начало целому виду искусства.

Многие коллективы начали копировать жанр. Часто это были откровенные платья и эротические сцены. Мужчины сходили с ума от красоты и изящества актрис и часто ссорились друг с другом.

Правящей элите эта тенденция не понравилась, поэтому на законодательном уровне запретила женщинам участвовать в театральных постановках. Но это не уничтожило Кабуки как вид — теперь там начали действовать только актеры-мужчины, олицетворяющие и женщин, и мужчин одновременно — это так называемый вакасу-кабуки.

актеры

Конечно, через 2 века указ отменили, но традиция играть роли мужчинами осталась — сейчас их намного больше, чем актрис. Сюжеты Кабуки отражают важные духовные ценности и опыт:

  • честная и справедливая жизнь;
  • буддийский закон кармы, когда хорошее поощряется, а плохие люди очень быстро чувствуют последствия своих плохих поступков;
  • уважение к пожилым людям;
  • жизненные обязательства;
  • мечты, желания, личные цели.

Костюмы играют важную роль: они словно воссоздают эпоху 17 века. Маски использовать не принято: на их место актеры наносят искусный грим в несколько слоев, а также надевают парики.

Кабуки – театр храмовой танцовщицы

Шоу Кабуки изначально были предназначены для всех. Театр Кабуки возник в начале эры Токугава и связан с именем храмовой танцовщицы и дочери кузнеца Идзумо-но Окуни.

В 17 веке девушка переехала в Киото, где начала исполнять ритуальные танцы на берегу реки и в центре столицы. Постепенно в репертуар стали входить романтические и эротические танцы, а к шоу присоединились музыканты. Со временем популярность ее выступления росла. Окуни быстро сумел объединить танцы, баллады и стихи в единый ансамбль в спектаклях, создав японский театр кабуки. Дословно название театра переводится как «искусство песни и танца». На данный момент в спектаклях участвовали только девушки.

Популярность театра росла, часто высокопоставленные жители столицы начинали влюбляться в красивых танцовщиц труппы. Власти такое положение дел не устраивало, тем более, что они стали устраивать драки из-за любви к актрисам. Это, помимо чрезмерно откровенных танцев и сцен, привело к тому, что вскоре был принят указ, запрещающий участие женщин в представлениях. Таким образом, женский театр кабуки прекратил свое существование. А японский мужской театр вакашу кабуки остался на сцене. Этот запрет распространялся на все театральные представления.

В середине 19 века указ официально отменили. Однако традиция исполнять все роли в мужских шоу сохранилась до наших дней. Следовательно, канонический японский театр — это мужской японский театр.

Тикамацу Мондзаэмон, создатель шедевров Бунраку

В истории театра Нингё-дзёрури (Бунраку) был человек по имени «Шекспир Бунраку». Это Чикамацу Монзаэмон (1653-1725), который он создал в годы Гэнроку (1688-1704), который считается кульминацией расцвета культуры периода Эдо. Чикамацу жил в Киото со своим отцом, Ронином (то есть самураем, не состоявшим на военной службе). Он знал Такемото Гидаю, основателя шоу-школы Гидаю

Чикамацу Мондзаэмон был очарован красотой искусства Джорури и прославился как автор пьес для театра Бунраку.

Поставлена ​​в 1703 году для кукольного театра «Самоубийство влюбленных в Сонедзаки» (Сонедзаки Синдзю

), описывающая злосчастную любовь девушки О-Хацу и племянника-купца Токубея, закончившуюся двойным самоубийством, имела беспрецедентный успех (по схожести сюжета и значимости для драмы эту комедию сравнивают с «Ромео и Джульеттой»). Впоследствии он создал такие шедевры, как «Вестник подземного мира» (
Meido no hikyaku
, 1711 г.), «Битвы при Коксингах» (
Кокусеня Кассен
, 1715), «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» (
Синдзю тен но амидзима
, 1720), а всего известно более ста пьес, написанных им для театра Нингё-дзорури (Бунраку).

Кроме того, около 10 лет по заказу одного из самых известных актеров Осаки Кабуки, Сакаты Тодзюро, он писал комедии для Кабуки. Многие произведения, созданные тогда и теперь считающиеся пьесами кабуки, были транскрипциями пьес Нингё-дзорури.

Даже сегодня в некоторых старых домах в районе Кансай и на острове Сикоку в изобилии можно найти книги с текстами комедий Нингё-дзорури. Эти игры были настолько популярны, что обычные люди запоминали тексты песен, используя их в образовании как руководство по нравственности и этике.







Разногласия в послевоенное время и отказ от театра Бунраку

Послевоенная история Бунраку также была бурной. Разрушенный авианалётами союзников в 1945 году, театр в Осаке был восстановлен в 1946 году. Однако уже в 1948 году из-за разногласий в театре по условиям работы с тем, кто в то время руководил театром, коллектив раскололся на две группы: Тинамикай », перешедший на сторону профсоюза театральных деятелей. Из-за раскола резко упали сборы в театрах. Раскол длился 14 лет, и в 1963 году Сётику забросил театр Бунраку из-за его убыточности.

С другой стороны, в том же году была основана некоммерческая общественная организация «Бунраку Кёкай» («Общество Бунраку»), и театр был собран. В 1966 году строительство Национального театра Японии в Токио было завершено, при поддержке государства удалось сохранить это искусство и передать его будущим поколениям. Национальный театр Бунраку был построен в Осаке в 1984 году, после чего театр Асахидза (бывший Бунракуза) на улице Дотомбори, древнем центре театральной жизни Западной Японии, закрыл занавес в последний раз за свою долгую историю.

Вековые традиции

Но — один из классических видов японского театра. Своим появлением он обязан Киёцугу Канами, главе театральной труппы, развлекавшей королевский двор. Он был очень творческим человеком. Основываясь на уже существующем стиле саругаку, сочетающем в себе акробатические номера, пантомимы и клоунские танцы, Канами в начале 15 века создал новое, более серьезное театральное представление под названием «нет».


Театр быстро завоевал популярность в Японии, особенно среди военных и аристократов. Обычно представления проходили в буддийских и синтоистских храмах, проводились они по случаю праздников. Сюжеты спектаклей заимствованы из народных сказок. Вскоре театр получил признание и на Западе.

Театр теней

Изначально театр теней появился у древних жителей Китая и Индии 17 веков назад. Позже, с набегами Чингисхана, он вошел в жизнь других азиатских стран. В Японии искусство теней появилось примерно в 16-17 веках, когда театральные представления набирали популярность.

В Театре теней ставились небольшие пьесы, отражающие привычный образ жизни героев, их переживания и вечные ценности. У каждого региона страны была своя тематика.

за экраном

Для представлений использовалась особая конструкция — был построен каркас из балок, который затем накрыли легким полотном — это была сцена. Фигуры, которые стали куклами, были довольно примитивными: бумага, кожа, тряпки.

Актеры прятались за сценой, управляя куклами с помощью специальных шнурков или тонких бамбуковых палочек. Свет был направлен на героев, и они отбрасывали тени на белое сценическое полотно. Отсюда, как вы уже догадались, название театра. Куклы (а точнее, актеры, которые ими управляли) танцевали и пели.

Театр теней — один из самых популярных во многих восточных странах:

  • китайцы воссоздают исторические события;
  • индийцы разыгрывают сцены из священного эпоса «Махабхарата»;
  • турки любят получать удовольствие от комедии и фарса.

Китайские тени
Театр теней в Индонезии

С другой стороны, японцы строят свои представления на мифах, легендах, фольклоре и вместе с марионетками играют живых актеров, одетых в черное: такой подход делает японский театр теней наиболее динамичным и реалистичным.

В этом году японский театр теней впервые выступил в России. Произошло это в Ульяновске на фестивале «Японская весна на Волге».

Оцените статью
Блог о буддизме