«Китайский да Винчи» Цзэн Фаньчжи
Иуда в желтом галстуке среди юных пионеров в масках, поедающих арбуз — холст размером 4 × 2,2 м, интерпретация картины Цзэн Фаньчжи «Тайная вечеря» (1964), прогремевшая на аукционе Sotheby’s в Гонконге в прошлом году, где она была куплена за 23,3 миллиона долларов критики поясняют, что самая амбициозная работа Фаньчжи, которая произвела фурор, рассказывает об изменениях в китайском обществе (элегантный желтый галстук как будто намекает на капитализм), сегодня его называют одним из самых дорогих и развивающихся авторов. Художник вырос во время китайской культурной революции и был подвержен «пагубному влиянию Запада» — течениям немецкого поп-арта и экспрессионизма. Он создал абстрактное изображение головы Мао над зданием на площади Тяньаньмэнь, но Фаньчжи особенно интересовала передача глубины человеческих страданий на холсте, который он исследовал в своей серии «Маски», которая установила очередной рекорд в 2008 году.
«Всадник» Сюй Бэйхун
«Детка, мы все немного лошади» — скачет, отдыхает, летит… Репродукции произведений одного из отцов современной китайской живописи — чернильные кони — некогда украшали советские квартиры. Сюй Бэйхун родился в семье поэта и художника, получил образование в Париже, где был заложен реалистический путь живописи, много путешествовал по Европе, где изучал полотна признанных мастеров, преуспел в таких жанрах китайского изобразительного искусства, как как «люди», «цветы и птицы», но писал и монументальные масляные полотна. Однако он вернулся на родину. Сюй Бейхун активно поддерживает возвращение художников к исконному китайскому стилю, считая, что весь этот ваш импрессионизм «от лукавого»: «Мане обычен, Ренуар вульгарен, Сезанн поверхностен, Матисс плохой». Православные пытались привнести в свое творчество элементы периодов Тан и Сун, усовершенствовав технику старых мастеров европейской реалистической школой. Хотя взгляды живописца, несмотря на пугающую односторонность, сильно укрепили китайское изобразительное искусство, ко второй половине ХХ века его влияние ослабло.
Несмотря на снижение популярности Бейхона, в 2011 году его работа «Возделывание мирной земли» была куплена за 36,7 миллиона долларов, а за весь этот «плодотворный» год от продажи его картин было собрано 220 миллионов долларов.
Прозрачный мир Цао Бэй-Ань
его называют «китайским гуру акварели». Цао Бэй Ан (родился в 1957 г.) родился в Шанхае, продолжил образование в Брюсселе и сегодня является одним из самых титулованных азиатских художников и преподавателей изобразительного искусства в Европе. И не зря! Ведь в 17 лет окончил Шанхайскую академию художеств, уже преподавал в Художественном институте.
Как известно, техника рисования водой зародилась в Китае в 8 веке, а 2000 лет назад здесь была изобретена специальная мягкая бумага, которая не позволяла наносить много слоев краски. Хотя Бэй-Ань — большой поклонник китайского искусства, европейское образование и регистрация очевидны. Портреты и пейзажи импрессионистов «дышат» настолько свободно, что кажутся вполне органическими легкими. Красный шарф, обрамляющий лицо девушки, развевается на ветру, машины и поезда вторгаются в нестабильное пространство воздуха, а туманное желе пожирает улицы. Помимо акварели в арсенале художника — пастель Pastel (от лат. Pasta — паста) — материалы в виде пастели, используемые в живописи и графике. Он может быть восковым, сухим и жирным. Сухая пастель предполагает использование метода растушевки, с помощью которого можно добиться плавных переходов цвета. Плюс есть твердая пастель для рисования и мягкая пастель для крупных сочных мазков. Изображение наносится на фактурную поверхность, которая может содержать пигмент: бархатную, пастельно-наждачную или цветную акварельную бумагу. Раньше мастера также рисовали на замше. Единственный недостаток — возможность рассыпаться. Поэтому после завершения работы изображение фиксируется специальным материалом или обычным лаком для волос. Название картин происходит от названия техники «пастель», которую использовали итальянские художники 16 века. Двумя веками позже эта тенденция возобновилась во Франции. Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость рисования пастелью. Дега использовал его, обильно нанося краску на поверхность, а затем обрабатывая ее паром, что сделало материал гибким для растушевки пальцами. Подробнее Эти лаконичные работы уже 20 лет участвуют в выставках по всей Европе, а их автор, в свою очередь, судит подобные конкурсы по всему миру.
«Ботаник» Ци Байши
Второе место в рейтинге самых дорогих китайских художников в 2014 году занимает Ци Байши (1860–1957), его картины проданы за 168,9 миллиона долларов. Но даже без такого материально поддерживаемого признания он остается одной из самых влиятельных фигур в изобразительном искусстве Китая. Недаром Ци Байши еще при жизни стал обладателем звания «Великий китайский народный художник» уроков своего деда, а в подростковом возрасте обучился не только живописи и резьбе по дереву и камню, но и стихосложению.
С тех пор он не расставался с кистью до конца своих дней, постепенно отходя от натуралистического способа изображения и создавая по несколько сотен картин в год! Лауреат Международной премии мира, утверждавший, что только слива мейхуа может по-настоящему понять его творчество до конца, он назвал лабораторию «Кабинет поэзии» и выращивал бананы недалеко от своего дома. Используя линии и всплески цвета, он воссоздал различные состояния природы. В 2011 году большой триптих Ци Байши «Орел на сосне» был продан на аукционе в Пекине за 65,4 миллиона долларов! Таким образом, работа на тот момент установила рекорд среди предметов китайского современного искусства. Покупатель решил подарить картину, символ долголетия и героизма, тогдашнему политическому и военному лидеру Китая генералу Чан Кайши.
В 1920-х годах серия креветок Ци Байши стала популярной в Японии и Франции.
Примечание Арткива: Картины в традиционной китайской технике «гохуа» выполнены тушью и красками на шелке или бумаге. В переводе на язык европейской живописной школы различают два стиля: реалистический «гунн-би» и импрессионистический «сэ-и».