- Условия
- Концепция права
- Сад — продолжение дома
- Формирование феодальноленной системы. Сёгунат
- Чай как философия
- Первое государство
- Особенности японского государства при сёгунате Токугава
- Становление феодализма
- Введение
- Декоративно-прикладное искусство
- Керамика
- Сибуй и карэй
- Кабуку
- Басара
- Скульптура
- Воспевание самураев
- Гравюра
- Жанры: красавицы, герои, актеры и пейзажи
- Почему власти боялись гравюру
- Как возникли новые жанры
- Новый виток
- Экономика
- Правители средневековой Японии
- Храмы и светские постройки
- Политический уклад
- Живопись
- Светское строительство
- Династия Минамото
Условия
Средневековая Япония, расположенная на островах, была защищена от вторжения самой природой. Влияние внешнего мира на страну в основном выразилось в процессе взаимодействия жителей с корейцами и китайцами. К тому же японцы чаще дрались с первыми, а у вторых много брали.
Внутреннее развитие страны было неразрывно связано с природными условиями. На относительно небольших островах практически негде спрятаться от грозных тайфунов и землетрясений. Поэтому, с одной стороны, японцы старались не обременять себя ненужными вещами, чтобы в любой момент можно было легко собрать все самое необходимое и спастись от бушующей стихии.
С другой стороны, именно благодаря этим условиям культура средневековой Японии приобрела свои особенности. Жители островов осознавали мощь стихий и свою неспособность противостоять им, они чувствовали мощь и одновременно гармонию природы. И они старались его не нарушать. Искусство средневековой Японии развивалось на фоне синтоизма, основанного на поклонении духам элементов, а затем буддизма, приветствовавшего созерцательное понимание внутреннего и внешнего мира.
Концепция права
Известна самая первая конституция Шотоку-тайси, относящаяся к началу эпохи Тайка в 604 году. Понятие закона в то время было плохо очерчено, можно сказать только о нормах наказания, обозначенных понятиями Наказание или гнев Божий Необходимо было соблюдать определенные правила поведения, называемые весами. Вес в стране был разный: отец и сын, старшие и младшие братья, муж и жена. Кроме того, были выделены веса, не связанные с семейными отношениями, то есть между купцами и покупателями, владельцем и подчиненным и т.п. Они соблюдались как неписаные законы с учетом осуждения в случае плохого или неправильного обращения с близкими или подчиненными.
Его обычное право (букэ-хо) обозначалось как военная каста (букэ или самурай). В военном сообществе существовал свод правил, основанный на исключительной лояльности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял чрезмерную жестокость, вассал не имел права на защиту, это полностью зависело от воли его хозяина. Вскоре после этого, против произвола феодалов, был составлен специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести военнослужащих.
В средневековой Японии закон предписывал только одно: подчинение низших слоев населения высшим господам в иерархии. В государстве для каждой социальной группы были четко определены функции, разъяснение обязанностей описано в сборниках рицу-рё. Термин «рицу» использовался для обозначения репрессивных норм, а термин «рио» — для тех, которые применяются в административном порядке.
Сад — продолжение дома
Формирование феодальноленной системы. Сёгунат
Для VII-VIII вв. Попытки императоров укрепить центральную власть характеризовались усилением власти помещиков-феодалов, взявших под свой покровительство (похвалу) разоренных крестьян и мелких провинциальных чиновников. Со временем назначение уездных чиновников стало прерогативой губернатора и крупных местных феодалов. Налоги, раздача земли, организация военной службы были переданы на местный уровень, в основном, для собственной безопасности. Возник особый класс самураев, посвятивших свою жизнь исключительно служению господину (Кодекс Бусидо, «Путь воина»). Впоследствии самураи стали надежной опорой сёгуната.
Быстрый рост городов, ремесел и торговли в XI-XII веках привел к появлению корпоративной системы, которая пронизывает только деловые отношения, но также общественную и частную жизнь ее членов.
Власть клана Фудзивара была безграничной (он находился у власти более 300 лет). Из этой семьи императоры брали жен, только ее представители получали титулы князей-регентов при императоре и премьер-министре. Они контролировали весь государственный аппарат. Власть секкена была дополнительно усилена зарождающейся традицией, согласно которой императоры в молодом возрасте отреклись от престола в пользу своих детей, младших братьев или внуков, удалились в монастырь, а второстепенный император взошел на трон со всем послушанием на престол всемогущий регент. В начале XI века этот порядок окончательно утвердился. Хотя власть императора была номинальной, все государственные акты совершались от его имени, поэтому борьба между кланами велась за влияние на престол. Он сопровождался многочисленными заговорами, безуспешными попытками некоторых императоров сломать систему зависимости от семейных кланов («Правление монашеских императоров», 1086–1156 гг.).
К концу 12 века глава клана Минамото получил титул сёгуна («великий вождь, побеждающий варваров»). Вся власть в стране была сосредоточена в ее штаб-квартире (бакуфу), а полномочия государственной администрации были ограничены масштабами дворца и имперскими религиозными ритуалами. Такой порядок правления называется сёгунатом. Власть сёгуна опиралась на класс самураев, который стал вассалами сёгуна.
Бакуфу стал центральным руководящим органом, без согласия которого даже законный наследник не мог взойти на престол. Сёгуны создали свою собственную администрацию, в которой главными представителями на местах были сюго (они выполняли полицейские полномочия) и дзито (они отвечали за налоги и имущественные дела). В целях поддержания стабильности и порядка был создан специальный совет для наблюдения за местной знатью.
В 1338 году к власти пришел второй сёгунат — из дома Муромати (1305–1358), при котором страна фактически распалась на 250 княжеств во главе с их даймё (суверенными князьями) с самыми широкими полномочиями в своих владениях. Это привело к бесконечным феодальным войнам. В этот период были первые контакты с португальскими и голландскими купцами и монахами-иезуитами (1542 г.), которые познакомили японцев с христианством и огнестрельным оружием.
Чай как философия
Чайные домики начали появляться в Японии в 15-16 веках. Приятное наслаждение напитком, привезенным из Китая, стало настоящим ритуалом. Чайные напоминали хижины отшельников. Они были устроены таким образом, чтобы участники церемонии чувствовали себя отделенными от внешнего мира. Небольшие размеры комнаты и окна, покрытые бумагой, создавали особую атмосферу и атмосферу. Все, от мощеной дорожки, ведущей к двери, до простой глиняной посуды и звука кипящей воды, было наполнено поэзией и философией безмятежности.
Первое государство
На территории острова Хонсю в III-V веках образовалась федерация племен Ямато. В 4 веке на его основе было образовано первое японское государство во главе с Тенно (императором). Средневековая Япония того периода открывается ученым в процессе изучения содержимого курганов. В самой их структуре чувствуется связь между архитектурой страны и природой: курган напоминает покрытый деревьями остров, окруженный рвом с водой.
В могилу помещали различные предметы быта, а покой усопшего правителя охраняли полые керамические фигурки ханивы, размещенные на поверхности кургана. Эти маленькие фигурки показывают, насколько внимательны были японские мастера: они изображали людей и животных, замечая малейшие черты характера, умели передавать настроение и черты характера.
Первая религия Японии, синтоизм, обожествляла всю природу, населяя каждое дерево или водоем с духами. Храмы строились в горных и лесных массивах из дерева («живого» материала). Архитектура была очень простой и максимально адаптированной к окружающей природе. В храмах не было украшений, здания словно плавно переходили в пейзаж. Культура средневековой Японии стремилась объединить природу и рукотворные сооружения. И храмы наглядно это демонстрируют.
Особенности японского государства при сёгунате Токугава
В середине шестнадцатого века одному из успешных даймё (Хидэёси) все же удалось объединить страну, установить строгий порядок, конфисковать оружие у крестьян, запретить самураям заниматься сельским хозяйством и переселить их в города. Сформировалось новое сословное деление населения страны: на самураев, крестьян и горожан. Были упразднены внутренние таможни, введена единая система мер и весов, проведена денежная реформа. Государь под страхом смерти запретил японцам менять веру и казнил 26 францисканцев. В своем стремлении вторгнуться в Китай он сначала напал на Корею, но потерпел поражение от китайской армии.
После него, в 1598 году, к власти пришел Токугава Иэясу, который был членом Совета регентов при младшем наследнике Хидэёси. Он стал основателем третьего сёгуната, Токугава, правившего страной два с половиной столетия.
После реформ система вотчины была полностью преобразована: на пике ее развития были самураи, затем крестьяне, ремесленники и купцы. Вне этой системы оказались представители пятого государства, которые занимались грязной и непрестижной работой. Строительная конструкция была закрыта, переход от одной группы к другой запрещен. Различалась аристократия: придворные чины, суверенные князья и родовое дворянство.
Чтобы ослабить сепаратизм, даймё Токугава осуществил массовые конфискации и перераспределение земель. Для своей безопасности он ввел институт заложников, в котором даймё должны были отправлять своих близких в императорский дом. Радикальное «встряхивание» общества привело к появлению большой группы самураев, не только оставшихся без хозяев, которым они были обязаны служить, но и лишенных собственности и обладавших только оружием и священным правом его использовать.
При Токугаве была создана эффективная система правления во главе с правительством из пяти министров с ежемесячной сменой в должное время. Непосредственное управление государством находилось в руках 60 руководителей специальных отделов бакуфу. С 1632 года специальные инспекторы полиции следили за даймё на их владениях.
Сёгунат стал наследственной формой правления, и император, сохранивший лишь несколько религиозных функций, должен был предоставить своего наследника сёгуну в качестве заложника. По особым правилам 1615 года роль императора была сведена к изучению древней истории, стихосложения, обрядов и традиций.
Эта система существует уже почти 250 лет. Однако с появлением капиталистических методов производства в конце XVIII — первой половине XIX века, с расширением внешних связей, проводимая сёгунатом политика самоизоляции поставила Японию, население которой уже превышало 25 миллионов человек люди, в ситуации нарастающего кризиса.
Становление феодализма
Япония в средние века многое позаимствовала у Китая и Кореи: особенности законодательства и землеустройства, письменности и государства. Буддизм также проник в страну через своих соседей и сыграл важную роль в ее развитии. Он помог преодолеть внутреннюю разобщенность страны, сплотить племена, на которые была разделена Япония. Периоды Аски (552–645) и Нары (645–794) характеризовались формированием феодализма, развитием самобытной культуры, основанной на заимствованных элементах.
Искусство того времени было неразрывно связано со строительством зданий сакрального значения. Прекрасным примером буддийского храма этого периода является Хорюдзи, монастырь, построенный недалеко от Нары, первой столицы Японии. В нем поражает все: великолепное внутреннее убранство, объем пятиъярусной пагоды, массивная крыша главного здания, поддерживаемая замысловатыми карнизами. В архитектуре комплекса прослеживается влияние как китайских строительных традиций, так и тех отличительных черт, которые выделяли Японию в средние века. Здесь нет места, типичного для святилищ, построенных на просторах Поднебесной. Японские храмы были более компактными, даже миниатюрными.
Самые впечатляющие буддийские храмы начали строиться в 8 веке, когда было сформировано централизованное средневековое государство. Японии нужна была столица, и она стала Нара, построенной по китайскому образцу. Храмы были построены здесь, чтобы соответствовать размеру города.
Введение
Японская культура — уникальное и самобытное явление не только в контексте мировой культуры, но и в ряде других восточных культур. Он непрерывно развивался с 10 по 11 век. Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Жизнь в постоянном ожидании естественного разрушения, ценность небольшого количества почвы, пригодной для возделывания, сыграли роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Японская культура, в отличие от индийской и китайской культур на рубеже средневековья, только зарождалась, поэтому она характеризовалась большим динамизмом и особой чувствительностью к восприятию чужих влияний.
Декоративно-прикладное искусство
В японском декоративно-прикладном искусстве нарочито скромные, если не сказать грубые, предметы соседствуют с вызывающе роскошными вещами. В зависимости от предпочтений западного зрителя первое можно считать народным промыслом, интересным только в этнографическом аспекте, а второе — в результате пагубного внешнего воздействия и экспортного стиля, спрос на который возник на Западе после революции Мэйдзи. Однако в действительности оба являются отражением различных аспектов японской культуры и разнообразия эстетических систем, сосуществующих в Японии.
Керамика
Сонню. Чаша для чая. Мастерская Раку периода Эдо. Около 1700 г. Керамика, черная глазурь.
Museum für Asiaticaische Kunst, Берлин
Японский стиль в прикладном искусстве сегодня зачастую означает минимализм и лаконичность художественного языка. Благодаря популяризации чайной церемонии и икебаны на Западе эстетические категории этих искусств стали известны на Западе как ваби — безискусство, неприхотливость, даже кажущаяся грубость и саби — меланхолическое очарование старины. Эти представления о красоте особенно ярко выражены в керамике, а работы мастерской Раку, действующей в Киото с 16 века, по праву считаются эталоном керамического ваби. Трезвость чайной посуды ваби сродни сознательному пренебрежению и грубости живописи дзэн: за ней скрывается идея сущности вещи и содержание концепции «красоты», которая реализована и возведена в эстетику и этический идеал. Для адептов дзэн по-настоящему прекрасная вещь не принадлежала к системе противопоставлений «красивого и уродливого», но была неотделимой и целостной природой Будды. Для последователей чайной церемонии ча-но предметы, участвующие в действии чая, помимо функциональности и практичности должны были быть философскими собеседниками.
Японская керамика — в подкасте «Почему я это видел?» Как нелепые и кривые вазы стали национальной гордостью и символом страны? И какие идеи стоят за ними?
Сибуй и карэй
Интерьер дома в японском стиле сибуи. Фото Бернара Лангийе. Иокогама, 2013 г.
Однако принципы ваби и саби возникли и имеют ценность в ограниченном социальном и интеллектуальном кругу и не могут отражать японскую эстетику в целом. При сёгунах Асикага в 13 веке в Киото, имперской столице Японии, изысканная роскошь описывалась словом сибуи. Это прилагательное в зависимости от контекста можно перевести как «терпкий», «приглушенный», «тонкий», «вкусный» (содержание этого «вкуса» часто сравнивают со вкусом хурмы). В 17 веке красота сибуи стала предполагать элегантную сдержанность и благородство, отсутствие эксцентричности или пошлости. Это определение подходит к интерьеру традиционного японского дома, где цвет старинного дерева сочетается с патинированными металлическими деталями, а бумажные окна пропускают мягкий свет без бликов. По отношению к человеку сибуи означает «скромный и исполненный достоинства», а образ жизни сибуи подразумевает способность наслаждаться простыми вещами и видеть красоту в окружающем мире.
Однако ни полихромный фарфор, ни лаки уруши с золотыми украшениями, ни кимоно, ни яркие аксессуары не подходят под определение ваби и саби или сдержанную красоту сибуи. Противоположность этому духу сдержанности, концепция карей, «роскошная красота», использовалась с IX века для описания церемоний императорского двора эпохи Хэйан (794–1185). Позже и парадное платье, и костюмы театра Ногаку, ширмы с золотым фоном, краски соответствовали представлениям о роскоши аристократии и попали в эстетическую категорию карей.
Кабуку
Фурута Орибе. Чаша для чая в виде куцугаты (морщинистой обуви). Период Адзути-Момояма. Начало 17 века Метрополитен-музей
Представления о пышной красоте карей и тихой элегантности сибуи, несмотря на заметную разницу в содержании и визуальных воплощениях ваби и саби, предполагали соблюдение социальных норм своего времени. Философ и интеллектуал, боровшиеся за идеал древнего мудреца, должны были окружить себя изысканными и трезвыми вещами, в то время как аристократия должна была продемонстрировать великолепие своей позиции. В то же время в искусстве Японии, в том числе прикладном, есть и гротеск, и экстравагантность — все это вызывает осуждение и возмущение образованных японцев.
Одним из нарушителей эстетического спокойствия стал городской театр кабуки, который в начале 17 века оформился как особый театральный жанр. Само название содержало явно негативную оценку происходящего на сцене: оно произошло от глагола kabuku, что означает «отклоняться, гримасничать, вести себя вызывающе и неуместно». Позже название театра стали записывать другими иероглифами, чтобы слово можно было читать как «песня, танец, мастерство», но понятие кабуку стало обозначать не только яркие динамичные выступления, но и особый стиль в постановке прикладного искусства. Таким «отклонением», например, стала чайная посуда Фурута Орибе (1544–1615), которая отличалась преувеличенно искаженными и экстравагантными формами, контрастными цветовыми сочетаниями, броскими и намеренно грубыми украшениями. Такое обсуждение было чуждо органической природе старой чайной посуды и иногда приводило к осуждению. Но Орибе создавал свои проекты в иных исторических условиях, чем основатели стиля Раку, и смелые формы его керамики были одинаково шокированы как мастерами чая ваби, так и военной аристократией, которые в то время установили господство последней династии Сёгуна. Токугава.
Аудио! Курс «Культура Японии по пяти предметам» Искусствовед Анна Егорова о том, почему японский меч — это не меч, как ширма спасает от злых духов и почему всем следует пить чай из чашки
Басара
Доспехи в стиле бассар для мужчин. Япония, 18 век Метрополитен-музей
Стремление к экстравагантности или, скорее, сильному эмоциональному воздействию, почти шокирующему и сбивающему с толку, разрушающему все эстетические условности традиционного японского общества, привело к тому, что многие художники и мастера создали как живописные свитки, так и самурайские доспехи или предметы военной техники.
В связи с такими жестокими возвышенными внешними формами изначально использовалось слово басара — имя одного из Двенадцати Небесных Генералов, божеств гневной формы, охраняющих трон Будды. Специалисты и владельцы галерей склонны видеть элементарную эстетику даже в работах современных японских художников, которые восстают против любого авторитета в искусстве, против классических принципов живописи, привлечения маргинальных текстур и изображений или создания китча. Яркий пример — Такаши Мураками, выставка которого в Москве вызвала много споров, или Кусама Яёи, чьи керамические работы, инсталляции и живопись хорошо вписываются в систему Басара.
Все эти представления о значении и функции искусства, о красоте ни в коем случае не являются исчерпывающим списком принципов, лежащих в основе искусства Японии. Чтобы понять это, нужно принять во внимание не только разницу в эстетических и художественных принципах Востока и Запада, но и исключительное разнообразие в самой японской художественной культуре: близость к континентальным культурам Китая и Кореи, исключительная способность адаптировать внешние представления, сложное синкретическое мировоззрение японцев, особенности истории и богатство мифологических, фольклорных и литературных традиций.
можно ли воспринимать японское искусство, не зная его основ, истории и языка? Конечно. Так бывает с большинством зрителей, которые восхищаются принтами Хокусая или пышной вышивкой на кимоно. Но они кое-что узнают о них в японском искусстве. Знание принципов творчества и восприятия, первоначальных функций произведений и технических характеристик в конечном итоге помогает понять значение, которое эти произведения имели при их рождении для самих японцев. А это значит приблизиться к адекватному пониманию японского искусства.
смотрите наш обширный видеокурс о Японии Как понять Японию Александр Мещеряков об основных японских символах и о том, как изменилось отношение к ним японцев под влиянием европейской цивилизации. Изображения: Утагава Куниёси. Гравюра из серии «Знаменитые виды восточной столицы». 1834 год
Скульптура
Изобразительное искусство развивалось так же, как и архитектура, от подражания китайским мастерам к приобретению все большей самобытности. Первоначально отделенные от земных статуй божеств, они начали наполняться выражением и эмоциями, характерными скорее для обычных людей, чем для небожителей.
Своеобразным результатом развития скульптуры этого времени является статуя Будды высотой 16 метров, находящаяся в монастыре Тодайдзи. Это результат слияния многих техник, использовавшихся в период Нара: литье, тонкая гравировка, долбление, ковка. Огромный и яркий, он заслуживает звания чудо света.
В то же время есть и скульптурные портреты людей, в основном служителей храмов. Здания украшали картины с изображением небесных миров.
Воспевание самураев
В то время самураи еще не искали роскоши и изысканности дворцов. Часто им приходилось воевать в гражданских конфликтах, отражать нападения чужеземных племен, поэтому главным для них была воинская доблесть, отвага и честь. Классу воинов понравились концепции дзен-буддизма, потому что рай можно достичь с помощью дисциплины и простой молитвы. Истории о воинах-гунках передают чувство тревоги, но им не хватает внутреннего великолепия и блеска. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и доспехов, возводятся статуи Будды, выполняются с особой тщательностью. Они писали стихи о том, как самураи охотятся, стреляют и занимаются верховой ездой. Особенно ценится искусство Нара, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинается восстановление храмов Нары, разрушенных во время войны или находящихся в состоянии ветхости.
Гравюра
Гравюра укиё-э, «образы меняющегося мира», стала, пожалуй, самым удивительным явлением городской культуры 17-19 веков. Жанровое разнообразие гравюры и особенности ее художественного языка связаны с пребыванием в городской среде.
Жанры: красавицы, герои, актеры и пейзажи
Сузуки Харунобу. Влюбленные под зонтиком под снегопадом
Наиболее известные жанры графики, печатаемые в Японии, — изображения красавиц Бидзин-га, портреты актеров театра кабуки и сцены спектаклей якуша-э, героический жанр муша-э, пейзажи фукей-га, поздравительные листы суримоно и сюнга, эротическая гравировка. Эти распространенные произведения искусства служили рекламой, афишами, плакатами и, конечно же, служили развлечениями, а иногда и образовательными.
Художественный язык гравюры должен был быть максимально ясным и выразительным, автору нужно было уловить типичное или, наоборот, единственное (в той же мере, в какой живописец должен был передать идею пейзажа), а каллиграф должен был показать иероглиф). Стремление граверов к простой выразительности изображения и мастерство резчиков, перенесших свои зарисовки на деревянные доски, привели к формированию особого стиля японской гравюры с присущей ей игрой линий и пятнами цвета и обобщением рисунка формы Некоторые из этих обобщений имеют глубокие корни в японском искусстве. Также в росписи свитков «Гэндзи-моногатари» для изображения миниатюрных лиц героев использована техника «хикимэ-кагихана (кагибана)» — «глаз с мазком — нос с крючком». Основную информацию о героях, а также об их настроении и переживаниях донесли композиционные приемы костюмов, цветовое решение. Так, в «портретах» знаменитого Китагавы Утамаро (ок. 1753 — 1806) героиню узнавали не по внешнему сходству, а по одежде, аксессуарам, эмблемам и, конечно же, текстам, сопровождающим гравюру.
Что же касается гротескно-бешеных поз и лиц знаменитых героев, то они восходят к иконографии разгневанных буддийских божеств — как поднятый вверх скальп, и резко приподнятые уголки глаз под поднятыми бровями, и открытый рот, и преувеличенные мускулы, иногда фантастические, должны были подчеркнуть сверхъестественную силу и божественную ярость таких героев. Так изображен один из 47 преданных вассалов Утагава Куниёси (1798-1861), признанный мастер гравюры муся-э.
В то же время бидзинг-га и муся-э ассоциировались с театром кабуки, с его преувеличенными движениями на сцене, выразительными позами и завораживающими костюмами.
Почему власти боялись гравюру
Кацусика Хокусай. Большая волна у Канагавы. 1832 г. Музей Метрополитен
С усложнением техники многоцветной печати в 18 веке гравюра превращается в сложное произведение искусства, объект восхищения и коллекционирования. Позади мир японской городской культуры с ее сложной иерархией, особым языком аллегорий, аллюзий, символов, собственной мифологией, особым духом свободы (или его иллюзией в жестко организованном феодальном мире Японии) и особой эстетикой. Эта эстетика нашла выражение в концепции ики, олицетворяющей свободу от условностей и открытость возможностям. Эстетика ики чужды пошлости, но она наполнена глубоким переживанием полноты жизни, интенсивности восприятия каждого момента. Именно это вошло в понятие укиё (изменчивый мир смертных), которое стало общим названием японской гравюры.
Гравюра никогда не считалась высоким искусством и, напротив, вызывала озабоченность японского военного правительства как продукт, способствующий моральному разложению и свободомыслию. Как и любые другие печатные СМИ, укиё-э подверглось цензуре, и многие темы были запрещены. Дух ики, несомненно содержащий начало протеста, по отношению к новому прочтению традиционных повествовательных техник в гравюре, например, путем ассимиляции митате, когда запрещенные предметы и персонажи появлялись на страницах, напечатанных в «фиктивных» изображениях, а события представлялись в аллегорической форме форма.
Эти запреты на определенные жанры вместе с так называемыми указами против роскоши, указами против роскоши представляют собой серию законов, введенных военным правительством Токугавы (1603-1868 гг.), Которые ограничивали владение предметами роскоши для различных социальных групп в том числе регулирование использования дорогих тканей, драгоценных материалов, стоимости некоторых ремесленных и художественных изделий., особенно строгое в 1840-х годах, значительно изменило репертуар гравюры и повлияло на палитру. Но те же ограничения привели к расцвету пейзажной гравюры, в которой блестяще работали такие мастера, как Кацусика Хокусай (1760-1849) и Андо Хиросигэ (1797-1858). Их серия пейзажей, объединенных единой темой — будь то виды на гору Фудзи, окраины столицы или дорогу Токайдо, соединяющую Эдо (Токио) и Киото, — не только прославляла достопримечательности Японии, но и была своего рода виртуальное путешествие для граждан с ограниченным перемещением по стране… Излишне говорить, что многие из этих представлений были столь же умозрительными, как философские пейзажи известных школьных художников.
Как возникли новые жанры
Парочка грабителей. Иллюстрация из токийской газеты,
Именно в гравюре разных жанров проявилось далекое влияние западного искусства, в том числе попытки использовать прямую линейную перспективу, что оказалось актуальным в театральных интерьерах и городских пейзажах. Но, несмотря на свою гибкость и способность меняться, гравюра укиё-э была настолько тесно связана с реальностью японской жизни в период Эдо (1603-1868), что после радикальных изменений в Японии с реставрацией Мэйдзи, реставрацией Мэйдзи или революцией, политические, военные и социально-экономические реформы в Японии в 1868–1889 гг. В результате этих изменений Япония из отсталой аграрной страны превратилась в одно из главных государств мира, в 1868 году она пережила кризис. Появление фотографии и снижение спроса на предыдущие темы укиё-э привели к появлению двух форм искусства. Син-хана — это новая гравюра, созданная по старой схеме разделения труда всех участников процесса, но изображающая новые реалии современной Японии. Сосаку-ханга — авторская гравюра, в которой мастер руководил всеми этапами производства, от эскиза до печати. Актуальные ранее темы потеряли свою актуальность и появились новые: с развитием периодической печати в Японии в 1870-х годах «новые парчовые рисунки» (син-нисикиэ) появились как приложения к газетам, информируя читателей в привычной форме о сенсационных, скандальных или просто любопытные события. Последний великий мастер гравюры Цукиока Ёситоши (1839-1892) и некоторые его современники работали в этом жанре.
Новый виток
Изменения в культуре Японии, начавшиеся в IX веке, связаны с политическими процессами того времени. Столица страны была перенесена в Хэйан, ныне известный как Киото. К середине века выработалась политика изоляции, средневековая Япония отделилась от своих соседей и перестала принимать послов. Культура все больше отдаляется от китайской.
Период Хэйан (IX-XII вв.) — время расцвета известной японской поэзии. Танка (пять линий) постоянно сопровождал японцев. Неслучайно этот период называют золотым веком японской поэзии. Пожалуй, наиболее полно выразило отношение жителей Страны восходящего солнца к миру, его понимание глубокой связи человека и природы, умение замечать красоту даже в незначительном. Психологизм и особая философия поэзии пронизывают все искусство периода Хэйан: архитектуру, живопись, прозу.
Экономика
В 17 веке полководцу Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов правила всеми сферами бизнеса Японии. Возникла необходимость в создании собственной денежной единицы. Экономика средневековой Японии зависела только от риса. Стандартной единицей измерения было количество риса, необходимое человеку для кормления в течение года. Налоги также уплачивались рисом. С середины 16 века в страну стали часто приезжать португальцы, предпочитая расплачиваться золотом вместо риса. Пользу драгоценных металлов ощутили и местные феодалы. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоётоми Хидэёси, захватившего большую часть золота и серебра страны. Так появилась золотая монета обан, но она не использовалась для оплаты операций, а была подарена или награждена.
Японская знать пыталась привязать крестьян к землеотводе. Крупные помещики пытались решить вопрос, как умиротворить крестьянское восстание или вернуть сбежавших подчиненных. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые со временем сформировали собственную закрытую самурайскую общину. Кодекс чести воина, или бусидо, основанный на идее верности хозяину, стал соблюдаться. Воин поклялся защитить своего хозяина ценой своей жизни и, в случае бесчестия, совершил ритуальное самоубийство или харакири.
Правители средневековой Японии
В VIII веке настоящими правителями стали представители рода Фудзивара, превратившие императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До конца 12 века древняя власть монархов находилась в упадке. Появляется альтернативное самурайское правительство: сёгунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия потерпела полное поражение в восстании против Сегуна, и император стал единолично ответственным за церемонии и ритуалы. Чтобы сохранить великолепный королевский двор, всем желающим самураям продаются почетные должности.
После падения сёгуната император Го-Дайго провел реставрацию Кемму с целью восстановления государственной модели 9 века, но это вызвало социально-политический кризис. Императорский дом разделен на две династии: северную и южную. Только через 30 лет единство дома удалось восстановить благодаря усилиям сёгуната самураев Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события привели к упадку императорского дома. В течение нескольких столетий не проводилась императорская церемония сбора урожая и не называли наследника — Великого Сына Императора. Только с приходом к власти в 18 веке сёгуната Токугава были восстановлены имперские ритуалы и церемонии.
Храмы и светские постройки
Особенности Японии того времени во многом были связаны с возникновением буддийских сект, объединивших учение Будды и традиции синтоизма. Монастыри и храмы снова стали располагаться за городскими стенами, в лесах и в горах. У них не было четкого плана, как будто они случайно оказались между деревьями или холмами. Сама природа служила украшением, постройки внешне были максимально простыми. Пейзаж оказался продолжением архитектурных построек. Монастыри не противопоставлялись природе, а гармонично вписывались в нее.
По такому же принципу создавались многовековые постройки. Шинден, парадный павильон поместья, представлял собой единое пространство, при необходимости разделенное ширмами. Каждое здание обязательно сопровождалось садом, часто очень маленьким, а иногда, как в императорском дворце, оборудованным прудами, мостиками и беседками. Такими садами не могла похвастаться вся средневековая Азия. Япония, переработав стили и элементы, заимствованные из Китая, создала собственную архитектуру, неразрывно связанную с природой.
Политический уклад
Феодальная иерархия укрепилась в XII веке. Из-за феодальной раздробленности страна находится в состоянии постоянных внутренних распрей. Даже после установления верховной власти сёгунов столкновения мелких феодалов не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему повелителю. Самурай становится примером отваги, чести и верности.
После появления крупных феодальных хозяйств началось формирование и рост городов. Рядом с замком правителя начал строиться город, в котором преобладали торгово-ремесленное население. Крупные поместья заменяют частные владения землей.
Живопись
Изменилась и скульптура: появились новые образы, пластика стала более сложной и многоцветной. Однако наиболее заметные национальные особенности проявились в живописи. В XI-XII веках возник новый стиль — ямато-э. Для этого использовались краски на водной основе. Ямато-э в основном использовался для иллюстрации различных текстов. В то время активно развивалась художественная проза, появлялись новые свитки, или эмакимоно, в которых воплощалось поэтическое мировоззрение и уважение к природе, характерные для средневековых японцев. Как правило, такие тексты сопровождались иллюстрациями. Мастера Ямато-э умели передавать величие природы и эмоциональные переживания людей, используя различные цвета, добиваясь эффекта мерцания и полупрозрачности.
Поэтическое понимание мира проявляется и в лакированных предметах того времени: буквально светящиеся шкатулки и чаши, гладкие музыкальные инструменты, позолоченные сундуки.
Светское строительство
Начиная с 16 века строились феодальные замки, способные сдерживать атаки вражеских армий своими надежными стенами. Эти многоуровневые сооружения возводились из дерева, а фундамент был заложен из камня. Вокруг него также были построены валы и стены, замок окружали рвы. Самый впечатляющий замок того времени — Химедзи недалеко от Кобе, состоящий из 80 различных типов построек.
Эпоха Эдо принесла перемирие после разрушительных гражданских войн. Вместо замков идет строительство дворцов. Это одноэтажные здания, хотя в первых еще есть система укреплений, но они уже строятся как комплекс садов и парков. Традиционно стены дворца не имеют конструктивных функций, поэтому их заменяют проемами или съемными перегородками. Строители постарались добиться максимальной естественности и единения с природой.
Династия Минамото
В конце 12 века из-за феодальной войны столица Японии снова была перенесена. Победоносный клан Минамото сделал Камакура главным городом страны. Вся средневековая Япония была подчинена новому правителю. Короче говоря, период Камакура можно охарактеризовать как время сёгуната — военного правления. Это длилось несколько веков. Государством стали править особые воины — самураи. В Японии с приходом к власти начали формироваться новые культурные особенности. На смену стихотворению «Танка» пришла чушь: героические былины, воспевающие храбрость воинов. Дзен-буддизм стал играть значительную роль в религии, обучая людей достижению спасения на земле с помощью физической подготовки, волевых усилий и глубокого самопознания. Внешний блеск не имел значения, ритуальная сторона религии отошла на второй план.
Самураи в Японии создали особую культуру духа, чести и преданности. Их мужественность и сила пронизывают все искусство, от архитектуры до живописи. Монастыри стали строить без пагод, из них исчезла изысканность периода Хэйан. Храмы напоминали простые хижины, что только укрепляло их единство с природой. Появилось большое количество скульптурных портретов. Мастера освоили новые техники, которые позволили им создавать живые изображения. При этом та же мужественность и строгость просвечивает в позах, формах и композициях.
Эмакимоно этого периода характеризуются не эмоциональностью персонажей, а динамичностью сюжетов, повествующих о кровавых войнах между кланами.
- https://JapanKyoto.ru/istoriya/osobennosti-srednevekovoj-yaponii.html
- https://komanda-sibiri.ru/obyvatel/srednevekovaya-yaponiya.html
- https://arzamas.academy/mag/598-japan
- https://www.syl.ru/article/355040/srednevekovaya-yaponiya-istoriya-religiya-kultura-arhitektura-iskusstvo