Экстерьер построек
Фасады буддийских храмов или чанов — воплощение разных видов искусства. Здесь современная архитектура сочетается с древней деревянной архитектурой, обрамленной искусной резьбой, украшенной необычными скульптурными произведениями и незаметно вписанной в природное целое, приправленной искусством сада и парка.
Религиозные постройки буддистов часто разбросаны среди природных ландшафтов: посреди леса, на холмах, у рек и озер. Это целые комплексы храмов под открытым небом, состоящие из пагоды (ступы), домов для монахов, библиотеки, крематория, школы, вихарны — части ваты, куда может войти любой: служащий, паломник, иностранный турист.
Здания невысокие, они окружены цветами и деревьями из собственного сада, а над ними возвышаются только золотые шпили пагод.
Храмы древней Индии имели форму перевернутой чаши. В их фундаменте скрывались святыни, древние буддийские писания, драгоценные артефакты, священные реликвии.
Со временем монастыри преобразились и приобрели новую форму. Были вырезаны большие камни и плиты, после чего были возведены стены без свода. Крыши поднимались все выше и выше, как бы перекрываясь слоями. Некоторые деревянные пагоды сохранились до наших дней.
Сегодня вата — воплощение красоты, дело рук многих мастеров. Все начинается с резных ворот из дерева или камня. Территория отгорожена от внешнего мира таким же забором или естественными преградами, например, деревьями.
Главное здание представляет собой ступу, завершающуюся золотым шпилем на центральной колонне. Под ним хранятся очень ценные вещи, которые остались от Будды и его последователей. Обычно ступа трех- или пятиъярусная, а изгибы каждой рамы настолько изящны, что архитектуру буддистов невозможно спутать ни с какой другой.
Неотъемлемой частью каждой ваты являются ее волшебные хранители в виде скульптур. Сделанные из камня, дерева, металла, глины, они принимают форму различных животных, мифических и не совсем, например нагов, драконов, тигров, слонов. Везде есть статуи Будды, бодхисаттв, святых, которые всегда молились, поклонялись, приносили подношения.
Проблема синтеза искусств в буддизме
Буддисты устраивают вечеринки на открытом воздухе. Их шествия очень красочные и театральные, сопровождаются музыкой и танцами. Особенно впечатляет буддийское горловое пение. Эти нечеловеческие звуки, кажется, связывают прихожан с далекой непредсказуемой древностью, одновременно унося сознание в космос, в музыку сфер.
Древний буддийский храм был построен из огромных плит и камней как основа для тяжелого и пышного скульптурного и орнаментального убранства, покрывающего почти всю его поверхность. В буддийском храме нет арок и сводов. На крышах домов обычно звенят многочисленные колокола, раскачиваясь при малейшем порыве ветра, мелодично звеня и прогоняя злых духов. Колокола — ритуальный предмет, который используется при богослужении. Однако синтез храмового искусства в буддизме и исламе не так полон, как в христианстве.
Флоренский о Троице-Сергиевой лавре
Лавра не может быть просто музеем именно потому, что арт-объект — это не вещь, она не может быть неподвижной, стоящей мумией, мертвой художественной деятельности. Вы должны сделать это бесконечным и всегда бьющим потоком творчества. Предмет искусства — живая пульсирующая деятельность самого Творца, пусть даже удаленная от него во времени и пространстве, но неразделимая и переливающаяся всеми цветами жизни, всегда возбужденный дух.
Искусство должно быть жизненно важным, и это зависит от степени объединения впечатлений и способа их выражения. Единство содержания привлекает нас к настоящему искусству. Удаляя любой аспект из значимой функции, мы получаем фикцию реального содержания.
Лавру следует рассматривать как синтез храмового искусства, как культурное и художественное целое, как центр и памятник высокой культуры. Вы должны ценить каждую мелочь: его образ жизни, его особенную жизнь, которая ушла в царство далекого прошлого.
Синтез искусств в ДОУ
Для дошкольных образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений) разработаны специальные программы, способствующие развитию детского восприятия, основанные на синтезе искусств. Здесь взаимодействуют три вида деятельности: музыка, изобразительное искусство и художественная литература.
Взаимно обогащенные элементы в синтезе искусства улучшают познавательные способности и благотворно влияют на гармоничное развитие личности ребенка. Литература, живопись и музыка полностью наполняют духовную сущность, дают новые знания, обогащают внутренний мир, открывают новые возможности.
Литература, музыка и живопись полностью и всесторонне охватывают духовную жизнь ребенка, и их взаимодействие обогащает каждого из них новыми характеристиками и возможностями. В классе дошкольной школы планом предусмотрено включение в работу детской художественной деятельности в различных формах: чтение стихов и прозы, прослушивание музыки, просмотр видеороликов, рисование, танцы.
Интегрированные занятия
Направлением образовательной программы дошкольного образовательного учреждения стала эмоциональная сфера восприятия воспитанников. Богатый художественный опыт дает ребенку точность суждений, логику, делает его творчество выразительным.
У детей была возможность узнать, что явление находит отражение в разных видах искусства. Расширяется спектр музыкальных впечатлений, обогащается словарный запас, появляется представление о костюмах и украшениях, прическах и макияже, различном антиквариате.
Обустройство православного храма
Православный храм отводит верующим все пространство под куполом, а алтарный зал предназначен для божественной сверхреальности. Они помнят Бога и называют Его иконами. До восемнадцатого века вся духовная музыка была строго однотонной, перекликаясь с аскетизмом икон, фресок, мозаик. Впоследствии музыкальные композиции, сопровождавшие богослужения, стали полифоническими и концертными, часто композиторскими. Это было результатом синтеза храма искусств и слияния церковных и светских принципов.
Убранство храмов также стало богаче по форме и ярче по палитре. Золото, киноварь, фиалка, эмаль — образы святых стали более выразительными, насыщенными и разнообразными, пение стало более профессиональным, даже искусным. Все это настраивает паству на торжественное молитвенное настроение, а само служение становится все великолепнее.
Синтез храмового искусства в католичестве
Католический собор грандиозен и величественен в архитектурном плане, интерьер светлый, пространство наполнено воздухом и полетом. Все части декора обращены вверх: столбы и колонны тонкие и изящные, заостренные арки, витражи, узоры, перегородки между интерьером собора и внешним миром кажутся эфемерными.
В отличие от хора без сопровождения в православной церкви, в католической церкви играют и хор, и орган. Архитектура, живопись, скульптура, а также таинство служения: все виды художественного синтеза также кардинально различны.
Постижение истины в мусульманстве
Огромный купол мусульманского храма — мечеть — является символом Бога (Аллаха), а башня рядом с ним — минарет — символизирует его пророка Мухаммеда. Мечеть состоит из двух пропорциональных пространств: открытого двора и затененного молельного зала. Все архитектурные части мусульманского храма отражают мусульманские представления о красоте: купол словно парит над мечетью, ниши подвешены одна над другой, как ступени в бесконечном небе, минарет обращен к божественному величию.
На стенах мечети можно увидеть только красиво оформленные изречения из священной книги мусульман — Корана, поскольку здесь синтез храмового искусства вобрал в себя только архитектуру и поэтическое слово под аккомпанемент струнных. Категорически запрещено изображать божества или какое-либо живое существо и считается святотатством. Есть только орнамент как явление восприятия мусульманского мира — символ бесконечности в ритмических повторениях основных мотивов. В свою очередь, повторение — самый надежный способ выразить преданность Аллаху и понять Его истину.
Философия как синтез
Наука открывает человечеству общее, а искусство — частное. Философия — это мост, соединяющий одно с другим. Наука — оплот разума. Искусство — это территория чувств. Философия, как шутят писатели, уже не искусство, но это еще не наука. Это синтез науки и искусства, поскольку он сочетает в себе два подхода: универсальный и индивидуальный, сочетающий разум и чувства, объективизм и абстракцию науки и специфический субъективизм искусства.
Философия способна познать экстаз в научных терминах, ей нужна и холодность научного рационализма, и эмоциональность искусства, и откровение религии. Он способен ответить на вопросы не только о вселенском бытии в целом, но и о месте человека в нем. Синтезируя разум, чувства и веру, философия ставит разум на первый план.
Синтетические виды искусства
В театре, кино и на телевидении активно сочетаются разные виды искусств. Здесь часто взаимодействуют музыка, театр, изобразительное искусство и литература.
Прежде всего, слушатель или зритель точно воспринимает литературную основу пьесы или фильма. Костюмы и декорации помогают визуальному восприятию образа создать атмосферу реальности, которую представляет сюжет. Музыка же создает и усиливает эмоциональные переживания.
Уникальный жанр на сцене — мюзикл, который тоже требовал особого синтеза искусств. Примерами распространения серьезных материалов наиболее доступными для публики средствами являются следующие: музыкальный собор Нотр-Дам, созданный Гюго, где музыкальное, драматическое, хореографическое, вокальное, пластическое и художественное искусство слились воедино. Мюзикл имеет характеристики водевиля, оперетты, варьете, эстрадного шоу, для которых отличается яркостью материала.
Синтез искусств на телевидении включает не только художественные фильмы и телесериалы, но и множество шоу, которые разворачиваются по определенным сценариям. Здесь к оформлению и оформлению студий подключены светомузыкальные осветительные приборы, которые помогают создать атмосферу, пространство и звуковую среду, предусмотренную сценарием. Синтез искусств на телевидении имеет особенно большое количество компонентов.
- https://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/iskusstva-v-khrame
- https://FB.ru/article/164538/sintez-hramovogo-iskusstva-problema-sinteza-iskusstv