- СЕКТА БОНПО
- Учение о путях
- Девять путей
- Южные Сокровища
- 1. Путь Шен практики предсказания (Пхья гшен тхег па)
- 2. Путь Шен Проявленного Мира (или Производства Видимых Знаков) (сНанг гшен тхег па)
- 3. Путь Шен Магической Силы (`пхрул гшен тхег па)
- Содержит магические ритуалы, направленные на получение помощи от природы в области сельского хозяйства, а также на избавление от врагов. Главное внимание здесь уделяется трем принципам деятельности поклонению, использованию заклинаний и применению практических методов (бсньян сгруб лас). Практикующий совершает поклонение своему духовному наставнику, его родителям, друзьям и духовным братьям и сестрам, а также оказывает почтение своему собственному сердцу и своим глазам. При использовании заклинаний практикующий удаляется в подходящее место, сооружает там алтарь и подготавливает мандалы и пищу для подношения.
- 4. Путь Шен Существования (шрид гшен тхег па)
- 5. Путь Добродетельных Практикующих-Мирян (дге бсньен тхег па)
- 6. Путь Мудрецов-аскетов (дранг сронг тхег па)
- 7. Путь белой А (а дкар тхег па)
- 8. Путь Изначального Шен (йе гшен тхег па)
- 9. Высший Путь (бла мед тхег па)
- Центральные Сокровища
- Низшие Пути причины:
- Высшие Пути причины:
- Внешние тантрические пути:
- Внутренние тантрические пути:
- Северные Сокровища
- Четыре портала и одна Сокровищница
- Основные положения
- О Богах и происхождении всего сущего
- Сущность бонской веры
- ТИБЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ БОН
- Краткий исторический экскурс
СЕКТА БОНПО
— Спальный мешок, я вижу, ты тоже сделал это для себя.
— Верный! Я кивнул деду. — Немного тяжеловато, но тепло.
— Сделал бы это снова! — он посмотрел на меня с интересом.
— Что ты будешь делать с «Узи»?
— Как вы узнали о нем? — Я удивлен.
«Вы еще не поняли. Не думайте, что я не возился с вашими вещами, не на моем уровне.
— Я думал, что оставлю это тебе.
— Как придешь? — удивился старик.
— Ты безоружен, мало ли что…
— Кого ты имеешь ввиду?
— Парень, который прижался ко мне. Сначала в аэропорту Красноярска, потом в Туре.
— Вряд ли тибетцы топчут эти джунгли, — кивнул старик в сторону леса. — А второй ты сам спровоцировал.
— Тибетцы?
Опять вы на них. Я думал, ты шутишь.
Откуда они взяли их здесь, в Сибири?
— Они везде, где их нет! Вы мало что знаете, молодой человек.
Чердынцев, ожидая, пока чай остынет, вкратце рассказал мне о загадочной тибетской секте, которой долгое время правил клан Черного Дракона из Китая. Они слепо подчиняются тем, кто их возглавляет, и главная задача этой секты — борьба с высокодуховными представителями белой расы. Для этого используются яды, магия и традиционное тибетское боевое искусство — маг-цал.
«Вы столкнулись с ними в северном аэропорту Красноярска», — Чердынцев посмотрел куда-то перед собой.
— Как ты узнал? — Я удивлен.
— Да, я смотрел на тебя с самого начала. Так что ты не можешь мне сказать, я все это видел и знаю.
— Ой! Неужели это возможно? — Я удивлен.
— Человек может все, было бы желание. Но теперь вы этого не понимаете.
«Я не пытаюсь.
— Знаешь, почему старший не бросился к тебе, даже если мог?
— Откуда мне знать?
— Тибетские убийцы, которые выдают себя за китайцев, корейцев, якутистов, тувини и так далее, обычно работают парами: учитель и ученик. Вы забрали ученика, и учитель был обязан занять его место. Но этого не произошло не потому, что он боялся вас, а потому, что вы показали ему отличного волшебника.
У них есть закон: не борись со своим.
— Почему с твоей? — Я не понимаю.
— Потому что маг приехал в Тибет от индейцев кшатриев. Последний привез его в Индию с территории России. Мы называем это боевое искусство йогой борьбы или искусством пяти элементов.
Удивительно то, что ваш дедушка знал его.
Кто был в нашей иерархии, я так и не узнал. Пчеловод довел ваше мастерство до хорошего уровня, но вы очень хороши, вы не бросили учебу. Здесь тоже вы найдете время для учебы.
«Обычно я учусь на другой стороне своей хижины.
— Чтобы он не видел, — засмеялся Чердынцев. — Но я еще все вижу и знаю, значит, вы зря старались…
— Хорошо, это из Тибета, а это из Узи, откуда? — Я перевел разговор в другую тему.
«Мальтийский рыцарь», — спокойно сказал таежный отшельник.
— Мальтийские рыцари разделены: некоторые из них верой и правдой служат своим хозяевам, понятно, что не из-за их красивых глаз. Другая часть пытается грести против, но последних мало. Кто-то, о котором я говорил, сказал «до» и указал на вас: это очень просто.
— Но почему меня интересовали мальтийские рыцари?
— Не только они, есть гораздо более серьезные люди. Вы их тоже напугали.
— Это кто?
— Пока не будем об этом говорить. Во всем виновата ваша наивность, молодой человек.
неужели сложно было догадаться, что все эти «русские клубы», «русские избы», «русские центры» и «русские улицы» — настоящие ловушки?
С одной стороны, они контролируются спецслужбами, с другой — масонами…
— Кто занимает важные должности в спецслужбах? Я вошел.
Г. Сидоров «Наследие белых богов» с. 70 — 71
Учение о путях
В трех письменных биографиях Тонпа Шенраба учения Бон, которые он передал, изложены по-разному и с разными классификациями. Говорят, что Шенраб разъяснил Бон в трех последовательных циклах обучения: сначала он открыл «Девять Путей» (или более поздние стадии практики) Бон, затем он обучил «Четыре Врата Бон и Одно Сокровище»; и, наконец, он изложил «Внешние, внутренние и тайные инструкции».
Девять путей
Существует три типа классификации Девяти Путей Вечной Религии Бон: Южные, Северные и Центральные сокровища. Это обучающие системы, которые хранились в секрете в ранний период чейза бон, а позже будут вновь открыты как термины.
Термины, обнаруженные в дкаре ‘Бриг мтшамс мтха’ в южном Тибете и спа-гро в Бутане, составляют Южные сокровища, найденные в Зангзанг Лха дат и Дванг ра кхьюнг рдзонг в северном Тибете, и, наконец, те, что были найдены в бсамьясе и в Йерпаи хвастаться в центральном Тибете, составляют Центральное сокровище.
Южные Сокровища
Из трех традиций вагонного деления это деление считается основным. В «Южных сокровищах» Девять путей подразделяются на нижний уровень «Четыре пути причины», содержащий мифы, легенды, ритуалы и практики, связанные, в первую очередь, с работой энергий в магии с целью исцеления и достижения процветания, а также «Пять Путей». Высшие Пути Плода, цель которых — освобождение практикующего от цикла сансарных перерождений. Следующий материал основан на традиционном описании Девяти Путей, взятом из текста «Габъ согретый», написанного и спрятанного мудрецом Бонда 8 века Дранпа Намкха и позже обнаруженного тертоном Банде Мисумом.
1. Путь Шен практики предсказания (Пхья гшен тхег па)
Этот Путь особенно подходит для людей, чьей характеристикой является обычный дуалистический подход, основанный на защите трех врат существования (тела, слова и разума) от негативных факторов, а также на использовании специальных методов, предназначенных в основном для диагностики и ритуалов гармонизация энергетического дисбаланса человека и природы. Используются следующие методы: предсказание судьбы (mo), астрологические вычисления и мехи (rtsis), ритуалы (gto), медицинская диагностика (dpyad) и терапия (sman).
Есть разные способы гадания. Большинство из них связаны с божествами, а это значит, что прорицатель должен сначала добиться определенных результатов в практике этого божества. Один из основных методов гадания называется Zhang Zhung Jute Hig, он также используется последователями школы ньингма тибетского буддизма.
Одно из самых известных и наиболее часто используемых руководств по этому типу предсказаний будущего было составлено известным ученым ньингма Джу Мипхамом. Метод заключается в использовании плетеных веревок из восьми прядей, сделанных из шерсти различных животных. Их соединяют попарно и бросают на землю так, чтобы образовались определенные узлы (таких комбинаций триста шестьдесят), и таким образом предсказывают по ним будущее. Триста шестьдесят узлов также символизируют свиту Чжан Шунг Мери, Божества Пяти Гор (мэри) Чжан Шунга.
При постановке медицинского диагноза важно определить две возможные причины заболевания: физическое ли это заболевание (закончилось) или воздействие отрицательных энергий (гдон). Диагностика проводится путем исследования пульса и мочи для определения типа заболевания и необходимого лечения. Эффекты отрицательной энергии или энергетического дисбаланса определяются с помощью гадания и астрологии и лечатся с помощью ритуальной практики.
2. Путь Шен Проявленного Мира (или Производства Видимых Знаков) (сНанг гшен тхег па)
Этот Путь содержит ритуалы для работы с видимыми феноменальными проявлениями, которые рассматриваются как (положительные) божества (lha), которые обеспечивают помощь и защиту, и как (отрицательные) демоны (dre), которые вредят человеку и приносят беспокойство в его жизнь.
Цель — овладеть навыками общения с этими энергиями. Практикующие обращаются к богам и отражают атаки демонов, а хозяин этого Пути уподобляется торговцу, который благодаря своей способности общаться с другими торговцами может удовлетворить всех сразу. Основные практики включают в себя техники четырех ворот Гьора, девяти SKad Gchong и сорока двух GTang Rag. «Порталы» традиционно делятся на следующие четыре типа:
а) «Черная вода» (chab nag), «река, портал экзорцизма (сат)», содержит методы вызова божеств и изгнания демонов с помощью мифа о происхождении (smrang). Существует множество различных ритуалов, которые служат для устранения негативных факторов и обретения добра, например, «белый ритуал изначального божества (Ye srid Lha gzung dKar po)», красочный ритуал изначальной силы вооруженного божества (Ye dbang gnyan) »,« черный ритуал божества изначальной победы (Ye` dul dmag gjung) ». Эти три божества также относятся к концепции «божественности ума (thugs ka’i lha)». Еще одна важная серия ритуалов — это четыре ритуала sGra bla’ai dpa ‘chrom.
б) «Белая вода (чаб дкар)» содержит методы устранения угрожающего влияния девяти демонов и десяти «вампиров» или злых духов. Чтобы преодолеть их негативное влияние, проводятся ритуалы выкупа с девятью демонами; подлежат погребению десять злых духов, при этом совершаются особые ритуалы, кульминацией которых является возведение ступ в местах захоронения.
в) «Пхан юл, Портал искупления через равный обмен» содержит ритуальные методы, состоящие в изготовлении и искуплении образов (мужчин, женщин и детей), которые затем предлагаются враждебным духам. Принцип этой практики состоит в том, чтобы устранить все негативные кармические следы путем выплаты «кармических долгов», накопленных во взаимоотношениях с другими существами.
г) «Мастер-наставник (dPon gsas)», «Ритуальный портал» для различных духов природы. Сюда входят различные садханы (духовные практики), адресованные божествам (Лхагса) разного размера, например, представителям пантеона гневных космических божеств (Бьинг гьи Лха гшог), мужским и женским божествам, божествам-покровителям, владыкам земли и наги.
3. Путь Шен Магической Силы (`пхрул гшен тхег па)
Содержит магические ритуалы, направленные на получение помощи от природы в области сельского хозяйства, а также на избавление от врагов. Главное внимание здесь уделяется трем принципам деятельности поклонению, использованию заклинаний и применению практических методов (бсньян сгруб лас). Практикующий совершает поклонение своему духовному наставнику, его родителям, друзьям и духовным братьям и сестрам, а также оказывает почтение своему собственному сердцу и своим глазам. При использовании заклинаний практикующий удаляется в подходящее место, сооружает там алтарь и подготавливает мандалы и пищу для подношения.
Практические методы включают в себя практику визуализации, повторение мантр, использование мудр и наложение заклинаний для совершения гневных магических действий. Наконец, есть последняя садхана. Гневное магическое действие подавления, сжигания и отражения демонов, злых и обманчивых духов, которые вредят живым существам и учениям, можно найти в трех категориях тантры: внешней (содержащейся в тантрах матери), внутренней (в тантрах отца) и тайной (в котором определенное действие bindu, las kyi thig le).
4. Путь Шен Существования (шрид гшен тхег па)
В основном он содержит триста шестьдесят погребальных обрядов и благосклонного посвящения, а также астрологические вычисления для умерших, находящихся в промежуточном состоянии (бардо). Цель этого пути — увести мертвых в потустороннее состояние и защитить их от преследований злых духов.
Этот маршрут содержит классификацию восьмидесяти одной причины смерти: ветры от болезней из-за сильной жары или холода; ветры от аварий, вызванных воздействием отрицательной энергии и препятствий (gdon gegs), ветры от боевого оружия; ветры от вторичных причин, связанных со стихиями; и только одна причина приводит к естественной кармической смерти в конце всего жизненного цикла. Этот Путь также включает в себя ритуальные практики для достижения хорошего здоровья, удачи и долголетия.
5. Путь Добродетельных Практикующих-Мирян (дге бсньен тхег па)
Эта первая из четырех «фруктовых» тележек содержит подробные этические и моральные правила (такие как Десять Добродетелей, Десять Совершенств и строительство ступ) для мирян.
6. Путь Мудрецов-аскетов (дранг сронг тхег па)
Он устанавливает строгие аскетические правила дисциплины, которым должны следовать полностью посвященные монахи и монахини.
7. Путь белой А (а дкар тхег па)
Он включает в себя тантрическую практику трансформации посредством визуализации себя в форме божества, а также практику с мандалой. Эти практики дают огромную силу.
8. Путь Изначального Шен (йе гшен тхег па)
На основе использования эзотерических тантрических практик. Подробное описание отношений с тантрическим мастером, практики с участием супруга, фазы зарождения (bskied rim) и реализации (rdzogs rim) тантрической практики становления личным священным божеством (yi dam), а также как за пределами описания крайне нетрадиционного поведения мудреца, достигшего совершенства «безумной мудрости».
9. Высший Путь (бла мед тхег па)
Он описывает абсолютную основу (кунджи) просветления и иллюзии, путь (лама), ум в его изначальном естественном состоянии, а также плод (bras bu), просветление и высшие достижения. Девятый Путь содержит учение Дзогчен, «Великого Совершенства». Дается представление философской идеи, медитации и применения прямого и прямого пути Дзогчен, а также описание достижения Дзогчен, достижения просветления уже в этой жизни.
Центральные Сокровища
Девять путей к центральным сокровищам очень похожи на Девять путей буддийской школы ньингма. Это циклы учений Гьягармы, привезенных в Тибет из Индии и переведенных великим ученым Вайрочаной, который был переводчиком как бонских, так и буддийских духовных традиций. Девять Пути Центральных Сокровищ делятся на Пути Причины и Пути Плода.
Низшие Пути причины:
1. Путь богов и людей, где один опирается на другого (lha mi gzhan rten gyi theg pa).
2. Путь тех, кто достигает понимания самостоятельно, и тех, кто следует Шенрабу (Rank rtogs gshen rab kyi teg pa).
Высшие Пути причины:
3. Путь сострадательных Бодхисаттв (Thugs rje sems pa’i teg pa). На этом Пути необходимо обрести понимание отсутствия независимого существования как самого себя, так и феноменальных объектов, практиковать Десять Парамит (щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитация, сила, сострадание, преданность, мастерские средства, мудрость).). Благодаря этому человек достигает совершенного состояния будды, которое связано с Трикайей.
4. Путь Бодхисаттвы, свободный от концептуальных вымыслов (gyung drung sems dpa ‘require med pa’i teg pa). Этот Путь предполагает необходимость достичь понимания непостоянства и пустой природы себя и всех феноменальных объектов, практиковать Десять Парамит и Четыре Добродетели (щедрость, дружеская речь, выполнять практику согласно учениям и учить учеников согласно своему уровню интеллектуального развития). Благодаря этому человек достигает совершенного состояния будды, которое связано с Трикайей.
Внешние тантрические пути:
5. Путь Изначального Бон чистого поведения и ритуальной активности (Bya ba gtsang spod ye bon gyi theg pa). Это Путь Крия Тантры, который фокусируется на чистоте поведения. Необходимо укрепиться в изначальном естественном состоянии, не подверженном никаким изменениям, поклоняться как Господу «существу, наделенному знанием» (ye shes pa) и практиковать Десять Парамит и Четыре Добродетели. Благодаря этому человек достигает совершенного состояния будды, которое связано с Трикайей.
6. Путь Ясного Знания, раскрывающий все аспекты (pHam pa kun ldan mngon ses kyi teg pa). Это Путь Чарятантры. Необходимо укрепиться в изначальном естественном состоянии, не подверженном никаким изменениям, почитать как брата «существо, наделенное знанием» и практиковать Десять Парамит и Четыре Добродетели. Благодаря этому человек достигает совершенного состояния будды, которое связано с Трикайей.
Внутренние тантрические пути:
7. Способ проявления сострадания через визуализацию (dNgos bskied rje rol pa’i theg pa). Необходимо укорениться в высшей идее абсолютной истины, оставаясь в исходном естественном состоянии, не подверженном изменениям, и практиковать процесс визуализации зарождения (bskjed rim) божественности трансформации. Благодаря этому человек достигает совершенного состояния будды, которое связано с Трикайей.
8. Путь, на котором все идеально и значимо (Шин ту дон льдан кун гдзогс кьи тег па). На этом Пути необходимо укорениться в высшей идее абсолютной истины, постоянно оставаясь в изначальном естественном состоянии, в котором пространство и осознание неотделимы друг от друга, и практиковать процесс визуализации совершенства (rdzogs rim) божественности трансформации. Благодаря этому человек достигает совершенного состояния будды, которое связано с Трикайей.
9. Непревзойденный Путь Высшего Уровня Изначального Дзогчен (Ye nas rdzogs chen yang rtse bla med kyi teg pa). Этот Путь содержит три серии учений: Семде (sems sde), серию учений об уме и сущностной пустоте естественного состояния; Лонгде (klong sde), серия учений о пространстве и естественной ясности естественного состояния, и Mennagde (man ngag sde), серия тайных учений о неразрывном единстве пустоты и ясности, проявляющемся как энергия сострадания (головорезы рже). Учения Меннагде включают в себя практики трекчод и тхогол, с помощью которых человек достигает совершенного состояния будды, связанного с Трикайей, и достигает джалуи (джа лус), радужного тела или тела света.
Северные Сокровища
Девять путей к северным сокровищам малоизвестны. В системе Занг Занг Ма они делятся на три уровня: внешний, внутренний и секретный.
Четыре портала и одна Сокровищница
Второй цикл учений о пути, изложенный Шенрабом, разделен на пять частей.
1. Бон из белой воды гневной мантры (Чуб дкар драг по коряги кий бон). Он содержит эзотерические тантрические практики, состоящие из повторения гневных мантр: «девять главных входов» (bsnien pa’i gzhi ma sgo dgu), «восемнадцать ветвей садханы» (bsgrub pa’i yan lag bcho brgyad) и «девять действий» великого Чонга »(mchong chen cde dgu). Девять действий: ритуалы гадания с использованием зеркала (gsal beed me long pra yi ‘phyong); ритуалы умилостивления различных божеств (Mkkha ‘slave klong’ byams bskong ba’i ‘phyong); погребальные обряды (Ньи зер жагс па `дур гьи` пхёнг); ритуалы наложения проклятий (Od zer` khyil pa sman gyi` phyong); ритуалы с использованием огня (Las bzhi rgyun lnga sbin sreg` phyong); ритуалы пробуждения веры (`Gui I srog` dzin dbang gi` phyong); медитативные практики мудрости (Yes shes rtse rgyal lta ba’i ‘phyong); высшие эзотерические практики (Thig le dgu pa nyams `phyong). Все они принадлежат к циклу учений Чипунг (SPyi spungs).
2. Бон Черной Воды Тантр Существования (Chab nad srid pa rgyud kyi bon). Он содержит различные ритуалы (магические, гадательные и прорицательные, похороны, совершаемые с целью выкупа и т.д.), Направленные на очищение.
3. Сто тысяч стихов Земли Фан Бон Сутры (`Phan yul rgyas pa` boom gyi bon). Содержит правила для монахов и мирян с философскими объяснениями.
4. Бон Устные наставления и секретные наставления от Мудрого Учителя (dPon gsas man ngag lung gyi bon). Содержит учения и инструкции по практикам Дзогчен.
5. Сокровище Бон, Высшее и Всеохватывающее (Gtsang mtho thog spyi rgyud mdzod kyi bon). Он содержит наиболее важные аспекты всех четырех порталов.
Основные положения
Бон Свастика, основанная Тонба Шенрабом, — это Учение, которое защищает всех существ, которые хотят освободиться от страданий и хотят быть счастливыми, от любых временных и постоянных страданий.
Главный и особый символ Бонского Учения — «Юндрун Чакшин» (g.yung drung chag shing) — Жезл свастики. Вот как это описано в тексте «Жаше-Пиван-Другюр»:
Этот золотой символ свастики, который является знаком неизменности и непрекращающегося упадка Бон, означает обретение вечной сущности, которая полностью охватывает все восемнадцать символов и их значения.
В тексте «Юндрун-Ледак» сказано:
В частности, этот жезл, соединяющий вселенные, поколения священников шен, которые освещали восемнадцать корзин (sde snod), как и сам Шенраб, брали на себя поддержку и учили. Когда они повернули его к главе всех этих Учений, они преодолели все сомнения и ложные мнения.
Значение слогов имени «Юндрун Чакшин» следующее:
- Юнь (g.yung) означает реальность, которая не возникает (bon nyid) — абсолютное значение
- Друн (drung) означает непрекращающиеся явления (бонкан) — относительный уровень
- Чаг означает сломанная шея — ложные видения, Шинг означает выпрямляющую палку (дранг шинг), которая не дает вам отклониться от Пути Освобождения
Форма Жезла следующая: на каждом из двух его квадратных концов есть свастика (g.yung drung), они скреплены между собой стержнем Chum-Jog (lcum bzhogs), причина наличия Эти три Составные части Жезла символизируют три раздела Бонских Учений: Сутру, Тантру и Дзогчен. Две свастики символизируют Сутру и Тантру, а древко Чум-Джог символизирует непревзойденное Великое Совершенство — раздел Дзогчен.
Различные тибетские религиозные традиции часто называют в честь цвета шляп, принятого в этой школе, и бон — учения о свастике белой шляпы. В данном случае причина, по которой учение Бон называется учением с белым капюшоном, заключается в том, что:
Во-первых, как явствует из различных бонских источников, в старину, во время правления Шангшунга, они в основном носили белые шляпы и синие одежды.
Во-вторых, позже, во времена тибетских царей, в основном распространялось Учение Тантры, поэтому тантрическая белая шляпа (sngags zhwa dkar portse rgyal) получила распространение долгое время).
В-третьих, белая шляпа Бон часто используется во время различных церемоний, таких как объяснение Сутры или Тантры, дебаты, Ванга, укрепление легких и т.д. Эта шляпа является символом Учения Верховных Держателей Пути Освобождения, символом величия Ламы Шенраба, символом, обозначающим Бон Свастику, это три символа и значения этой особой шляпы. Есть много других причин его исключительности, которые ясно указаны в произведении Лачен-Дренпа «Жаше-Пиван-Другюр». Вот почему учение бон называется учением свастики белой шапочки.
Если вы спросите: «Сейчас в разных монашеских орденах носят остроконечную шапку Цежа (рце жва), разве это не оригинальная?» Эта шляпа позже распространилась среди различных тибетских монашеских орденов из-за распространения учения о желтых шляпах. Однако ни в бонских, ни в буддийских текстах нет сведений о происхождении этой остроконечной шапки из Цежа. В частности, бонский текст «Цагью-ньидрен» (Коренная тантра — Солнечный свет) гласит:
Демон (бдуд) Нгамин-Чопо (нга мин чос по) Он носит желтое покрывало на теле и на голове выступающую шляпу (zhwa gtsug) с разрезным верхом (grum tse).
Что дает понять, что это шляпа демона (бдуд). В тексте «Жаше-Пиванг-Другюр» говорится:
Зажатый верх, изогнутый верх, изогнутый верх, плоская голова, круглая голова, широкая голова, с губами, с гривой, с подвесками на спине, все это должно быть устранено. Если вы носите такие шляпы, Учение Бона уменьшится.
О Богах и происхождении всего сущего
Согласно одной из версий Бон, в мире, где не было ни формы, ни реальности, между бытием и небытием появился чудесный человек, который стал называть себя «Сотворенный, властелин существования». Тогда в мире не было сезонов, леса росли, а животных не было. Затем возник белый свет и черный свет, после чего появляется черный человек, олицетворение зла, творец конфликтов и войн. Но есть еще белый человек, окруженный светом, которого называют «Любящий все сущее». Он дает тепло солнцу, управляет звездами, дает законы (источник).
Множество материальных миров постоянно возникает из ясного (света). Частный (отдельный) — это имя этого мира, это имя неизменного мира (вселенной). Победить сложно, и это действительно непреложно. Он единственный, основанный на эфире (ветре), который поднимается равномерно и равномерно разрушается. Он состоит из континентов и больших континентов, тьмы и великой тьмы, железных гор и огромных железных гор; каждый маленький континент, а их три тысячи, окружен небольшими горами из железа.
Неизменные миры окружены огромными железными горами, и тьма для меда каждого континента, и великая тьма исходит из пустых железных гор, которых три тысячи.
Пантеон Бон содержит большое количество божеств. Каждый тантрический ритуальный цикл в каноне Бонпо имеет свою собственную полную коллекцию божеств, визуализаций и техник поклонения. Согласно одной классификации божества делятся на три группы: мирные (zhi-ba), гневные (khro-bo) и свирепые (phur-pa). Кроме того, космогония Бонпо описывает группы богов Света и Тьмы.
Божества высшего уровня — это Кунту Сангпо (Тело Истины), Шенлха О’кар (Тело Совершенства) и Тонпа Шенраб (Тело Воплощения), который является Мастером (sTon-pa) нынешней мировой эпохи. Самым важным женским божеством является Джамма, «Любящая Мать», также известная как Сатриг Йерсанг. Есть также встречи 1000 Будд и трех Будд (прошлого, настоящего и будущего). Среди божеств-хранителей, известных как Защитники Дхармы, наиболее важными являются Сипай Гьельмо («Королева Бытия», женская форма хранительницы учений Бонпо), Миду или Миду Джампа Трагго (мужская форма хранителя монастыря Менри) и Ценго Хурба.
Самое общее разделение божеств: те, кто выделяется среди надземных богов высших сфер, полубоги и меньшие божества, которые остаются активными в этом мире.
Последняя группа включает в себя всю совокупность горных божеств, местных божеств (Sa-bdag), злых демонов (gNyen), женских форм демонов (Ma-mo), других духов, таких как Dre (`Dre), Si (Sri), Лу (kLu) и так далее (источник).
Шенраб появляется на земле по воле богов, чьи учения он должен распространять среди людей. Шенраб — не божество, а человек, хотя его связь со светоносными богами и со светом проявляется вполне определенно. Его постоянные титулы — священник и учитель, и он лишь один из многих учителей, которые появлялись в разное время и проповедовали одно и то же учение, учение великих богов о свете и добре, о связи между богами и людьми через посредничество священников, а также необходимость борьбы со злом, ложью и обманом, с демоном и нечистью.
Тибетская книга мертвых религии Бон содержит учение о шести сферах бытия, в которых рождение происходит в результате кармической активности. Здесь мы находим разделение на миры ада, порывов, животных, титанов, богов и людей. Правитель мертвых душ в ужасающих мирах ада — Яма Крам-тхогс ргьял-по. В шести сферах бытия есть фигура Спасителя, который в различных эманациях входит в эти сферы, чтобы принести учения, касающиеся освобождения от страданий.
Всякое существование — это временное промежуточное состояние в одной из шести сфер (тиб. Rigs drug bar-do); чтобы просветить шесть классов существ, сам Шенраб появляется в различных эманациях в форме Будды. Шесть будд традиции Бонпо (наркотик Т. ‘Дул-гшен) очень похожи на буддийские формы. Шесть эманаций Шенраба появляются в мирах воплощений, чтобы освободить населяющих их существ от пяти «ядов» (тиб. Dug lnga). Перед ними стоит задача нравственного просвещения (источник).
Сущность бонской веры
Бон (тиб. Молитва, ритуал) — центр бонской свастики. Бон — центр мудрости, Бон — центр небес, Бон — центр чрезвычайных ситуаций, Бон — центр бытия, и, таким образом, (все) возникает из пяти великих центров. Поклонение богам, согласно учению Шенраба, является одной из основных обязанностей верующего. С помощью молитвы к Богу или богам люди могут добиться спасения души даже самого ожесточенного грешника. Но каждый должен совершать не только молитвы, но, с помощью священников, и другие ритуалы.
ТИБЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ БОН
В настоящее время тибетская религия бон является старейшей религиозной традицией на планете Земля.
Более 18000 лет сохраняется непрерывная преемственность Учителей, ведущая все живые существа к Просветлению и Свободе.
Что касается слова «бонпо», то «бонпо» относится к любому, кто практикует один из двух типов бон:
«Бон Вершины Вселенной» (wa thog srid pa’i bon) — Учение, существовавшее до прихода Мастера Шенраба.
«Бон свастика» (g.yung drung bon) — Учение, основанное Тонба Шенрабом.
У тибетского термина бон есть два разных культурных контекста:
«Рассказывать заклинания» или «повторять секретные формулы»
1. В первом случае слово Бон означает «чтение заклинаний» или «повторение секретных формул» и подразумевает добуддийскую шаманскую и анимистическую культуру, коренную в Тибете, культуру, которая имела много общего с другими племенными шаманскими культурами Средняя Азия и Сибирь. Хотя эти культуры включали различные типы религиозных практик и верований, они всегда были сосредоточены на практикующем, известном как шаман.
Деятельность шамана определенно характеризовалась входом в измененное состояние сознания посредством ритмического пения, ударов в барабан, танцев и т.д., независимо от того, рассматривалось ли это измененное состояние сознания или «экстаз» как путешествие души из тело или вид духовной одержимости. Основная социальная функция такого практикующего — исцеление. Традиционная форма среднеазиатского шаманизма, включая владение призраками, широко практикуется сегодня в Тибете, как среди буддистов и бонцев, так и среди тибетских беженцев, живущих в Ладакхе, Непале и Бутане.
Практикующий шаманизм известен как lha-pa или dba-po. На границах Тибета в Гималаях и вдоль китайско-тибетской границы среди некоторых тибетоязычных и родственных народов существуют шаманские практики, известные как бонпо: например, среди нахи в Китае и среди тамангов в Непале.
Юнгдрунг Бон (g.yung-drung bon), «Вечное учение»
2. Во втором случае это другая форма религиозной культуры, также известная как бон, последователи которой утверждают, что представляют добуддийскую цивилизацию Тибета. Эти добросовестные практики утверждают, что по крайней мере часть их религиозных традиций происходит не из Тибета, а была принесена в центральный Тибет еще до VII века из тогда еще независимой страны Чжангжунг к западу от Тибета, а оттуда — из более отдаленных районов Таджикистана. (олень -gzig) или ираноязычная Средняя Азия на северо-западе.
Эта форма Бон также известна как Юнгдрунг Бон (g.yung-drung bon), «Вечное учение», термин, который на санскрите соответствует «свастика-дхарме», где свастика или солнечный крест является символом вечности и нерушимый, что практически соответствует всему буддийскому термину «ваджра» или алмаз (rdo-rje). В дополнение к ритуальным текстам, связанным с шаманской и анимистической практикой, эта древняя традиция обладает большим количеством текстов, которые также претендуют на добуддийское происхождение и относятся к высшим учениям Сутры, Тантры и Дзогчен (mdo rgyud man-ngag gsum).
Бонпо-ламы называют своим Буддой (sangsrgyas) бывшего принца Шераба Мивоче (gShen-rab mi-bo-che), уроженца Олмо Лунг-ринга (‘Ol-mo Lung-ring) в далекой Центральной Азии и источник их учений. Следовательно, последний получил титул Тонпа или Маэстро (ston-pa) — буквально «тот, кто открывает секреты».
Современные ученые могут усомниться в историчности этой фигуры — предания Бонпо приписывают Тонпу Шенрабу поистине невероятную датировку, утверждая, что она процветала около восемнадцати тысяч лет назад. Более того, история его жизни в источниках Бонпо ни в чем не уступает истории жизни Будды Шакьямуни, которая находится в Лалитавистаре. История Тонпа Шенраба представляет собой один из великих эпических циклов тибетской литературы.
Как уже упоминалось, согласно второй интерпретации, Юндрунг Бон начал свое существование задолго до возникновения тибетской монархии.
Тот, кого мы называем королем Сонгцен Гампо, согласно буддийским и бонским источникам, был тридцать третьим королем Тибета. Король Ньятри Ценпо (gMya ‘khi-i bstan ro) считается первым тибетским монархом. Также известно, что до него жил знаменитый бонский учитель по имени Нангвэй Догчен (sNang ba’i rndog sap), который был как бы святым покровителем, выразителем интересов людей, которых теперь называют тибетцами.
В те времена не существовало такого названия — Тибетское царство, но это не начало истории Тибета. Намного раньше царство Шанг-Шунг существовало в западной части территории современного Тибета. Это регион, позже названный Гуге, где расположены гора Кайлас и озеро Маносаровар, и откуда, как полагают, берут начало Ганг, Брахмапутра и другие реки. Индусы, индусы, почитают это место как самое большое святилище.
Именно здесь располагалась столица государства Шанг-Шунг. Согласно источникам Бон, один из первых царей Шанг-Шунга по имени Трир (Кхри уэг) жил на три или четыре столетия раньше историка Шакьямуни Будды. Во время правления этого короля жил первый известный мастер Бонпо. (Намкай Норбу Ринпоче — ДЗОГЧЕН И ДЗЕН).
Согласно традиционной биографии, в предыдущую эпоху Шенраба звали Салва, и он изучал доктрины Бон вместе со своими двумя братьями, Дагпа и Шепа, в небесах Сидпа Есанга под руководством мудреца Бон Бумтри Логи Кесан. После завершения учебы все три брата отправились к Богу Сострадания Шенлхе Окар, спрашивая, как они могут облегчить страдания живых существ.
Шенлха Окар посоветовал им взять на себя роль наставников человечества в течение следующих трех эпох мира. Дагпа учил людей в прошлую эпоху, Салва воплотился в форме Тонба Шенраба Мивоче и является учителем и наставником человечества в нынешний период, и, наконец, младший брат Шепа появится в качестве учителя в следующую эпоху. Мир.
Из 1002 Будд, которые придут как Мастера этой кальпы, сначала есть девять Мастеров-Голов всех живых существ. Шенраб — восьмой из этих лидеров Будды. По необходимости, поскольку сейчас, в эпоху раздоров, войн и конфликтов, когда жизнь людей сократилась до ста лет, распространилось «пятикратное вырождение», и пришло время для умиротворения существ, Шенраб воплотился в муриге — Семья Гьялбон-Теокар (Король Бон в белом тюрбане из клана Му) и Йочи-Гьялжема (Радостная Королева Внешней Йоги) в год Лесной Крысы, пятнадцатый день первого месяца весны, день благоприятного сочетания планеты Юпитер и созвездия Гьял в 16 017 г до н.э по западной хронологии.
Тонба Шенраб спустился с небесных сфер и явился в телесной форме у подножия горы Меру вместе со своими ближайшими учениками — Мало и Юло. Затем он родился в теле принца, сына короля Гьяла Токара и принцессы Занги Рингум. Это произошло в сияющем саду, полном чудесных цветов, во дворце, расположенном к югу от горы Юнгдрунг Гуцег, на рассвете восьмого дня первого месяца первого года жизни самца деревянной мыши (1857 г до н.э.). Он женился в молодости и имел несколько детей.
В возрасте 31–31 лет он отказался от мирской жизни и начал практику строгой аскезы и преподавания доктрины Бон. На протяжении всей жизни Шенраба его усилиям по распространению учений Бон препятствовал демон по имени Кхьябпа Лагринг, который всячески пытался помешать его работе. В конце концов он обратился на путь истины и стал учеником Шенраба. Однажды Кхьябпа украл лошадей Шенраба, и Шенраб преследовал его через все королевство Шанг Шунг до южного Тибета. Пройдя гору Конгпо, Шенраб вошел в Тибет.
Это был первый визит Шенраба в Тибет. В то время тибетцы практиковали ритуальные жертвоприношения. Шенраб усмирил местных демонов и начал учить людей, как выполнять ритуалы с использованием специальных фигурок из макарон в виде жертвенных животных для подношения, и благодаря этому тибетцы отказались приносить в жертву настоящих животных. В общем, Шенраб обнаружил, что страна еще не готова принять пять Путей «плода», связанных с высшими учениями Бон, поэтому он начал обучать тибетцев четырем Путям «причины».
Эти практики направлены на укрепление связи с духами-хранителями и окружающей средой, изгнание демонов и устранение различных негативных факторов. Он также обучил тибетцев очистительным методам сжигания благовоний и окропления водой и представил молитвенные флажки, используемые для усиления положительной энергии и достижения счастья. Перед тем как покинуть Тибет, Шенраб пророчески заявил, что все его учения будут процветать в Тибете, когда придет время.
Тонпа Шенраб умер в возрасте восьмидесяти двух лет.
Стороннему наблюдателю кажется, что сегодня Юнгдрунг Бон не сильно отличается от других школ тибетского буддизма в их высших доктринах и монашеских практиках. Современный Бон содержит монашескую систему, очень похожую на монашескую систему буддистов, а также философию Мадхьямики, вполне сопоставимую с другими школами тибетского буддизма.
По мнению самих лам Бонпо, основное различие между Бонской и Буддийской школами заключается скорее в различии не в учениях и доктринах, а в линиях преемственности, поскольку Бонпо считает Тонпа Шераба своим основателем, а буддистов — Шакьямуни. Действительно, обе эти выдающиеся личности являются проявлением просветления Будды в нашем мире, интуиции, технически известной как Нирманакая (sprul-sku). Его Высочество Далай-лама признал Бон пятой религиозной школой в Тибете, наряду с Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг, и предоставил место для представителей Бон в Совете по делам религий в Дхармасале.
Не совсем правильно полагать, что Учение свастики существовало только на определенной территории и исповедовалось людьми определенной национальности. В древних тибетских текстах сохранились легенды и легенды, говорящие о том, что Учение изначально существовало на языке богов свастики, поэтому многочисленные тексты Учений свастики были написаны на языке государства Тазиг, откуда это Учение свастика распространилась по древнему миру.
Тексты были переведены на тибетский с языка штата Шанг-Шунг, который в то время располагался на северо-западе Тибета.
Это произошло более 18 000 лет назад.
Вообще Доктрина Просвещения существовала всегда, недаром одной из версий перевода термина Юндрун Бон на русский язык является Вечное Учение.
Более того, древние тибетские тексты утверждают, что Учение свастики было распространено иллюминатами среди 84000 видов живых существ во всех мирах сансары.
За свою долгую историю религия бон претерпела в Тибете два преследования.
Первый произошел во время правления царя Дригума Ценпо (Gri-gum btsan-po) в 7 веке до нашей эры. Все, кроме «Бон Разума» (rgyu’i bon: первые четыре из Девяти Путей), было отменено, и большинство некоторые из его практикующих были запрещены. Однако им удалось скрыть многие тексты как терма (gTer-ma, «сокровище»), которые позже были заново открыты тертонами (gTer-ston, «искатель сокровищ»).
С ростом интереса к буддизму, его утверждением в качестве государственной религии и основанием монастыря Самье (bSam-yas) в 779 году нашей эры Бон был полностью изгнан, и была предпринята следующая великая попытка его разрушить. Это было второе преследование Бон королем Трисонг Деценом (Khri-srong IDe-btsan). Однако приверженцы бон из знати, и особенно простые люди, которые следовали верованиям бон в течение нескольких поколений, сохранили свои религиозные убеждения, и бон выжил. В этот период снова многие бонские священники были изгнаны или вынуждены бежать из Центрального Тибета, сначала скрывая свои писания, опасаясь их уничтожения, и чтобы сохранить их для будущих поколений.
Один из самых выдающихся бонпо той эпохи, Дранпа Намкха (Dran-pa Nam-mkha), сыграл важную роль во время второго чейза Бон. Он возглавил фракцию Бонпо в соревновании с буддистами, организованном королем, чтобы выяснить, какая сторона обладает наибольшей сверхъестественной силой.
1017 год нашей эры знаменует собой возрождение Бон, которое началось с открытия многих важных скрытых текстов Шенчен Луга ( ‘, 996-1035). Своими открытиями Бон возродился как полностью систематизированная религия. Шенчен Луга родился в клане Шен, происходящем от Конгтша Вангден (), одного из сыновей Тонпа Шенраба. Потомки этой важной семьи до сих пор живут в Тибете.
У Шенчен Луги было множество последователей.
Он поручил трем своим ученикам продолжить три разные традиции.
1 — Дручен Намка Юнгдрунг
Первый, Дручен Намка Юнгдрунг (Bru-chen Nam-mkha ‘g.Yung-drung), родившийся в клане Дру, эмигрировал в Тибет из Друши (‘ Bru-zha, т.е. Гилгит), доверил учение космологии и метафизики (мДзод-пхуг и Габ-па). Это привело к тому, что один из его учеников и родственников, лама Друдже Юнгдрунг (Bru-rje g.Yung-drung bla-ma), основал монастырь Эру Венсакха (gYas-ru dBen-sa-kha) в районе Цанг в 1072 г.
Этот монастырь оставался важным образовательным центром до 1386 года, когда он сильно пострадал от наводнения. Несмотря на упадок Эру Венсаха, семья Дру продолжала поддерживать религию Бон, но семья вымерла в 19 веке, когда во второй раз было найдено реинкарнация Пенчен-ламы.
2 — Шу Легпо
Второй ученик, Шу Лагпо (Zhu-yas Legs-po), был обязан соблюдать учения и практики Дзогчен. Он основал монастырь Кыхар Ришинг (sKyid-mkhar Ri-zhing). Потомки семьи Шу сейчас живут в Индии.
3 — Патон Палчог
Третий ученик, Патон Палчог (sPa-ston dPal-mchog), посвятил себя соблюдению тантрических учений. Семья Па тоже существует.
Маукапа Цултрим Палчен
Другим важным учителем того времени был Меукапа Цултрим Палчен (rMe’u-mkhas-pa Tsul-khrims dPal-chen, родился в 1052 году) из клана Меу, который основал монастырь Сангри (sNye-mo bZang-ri), который стал также центр философских исследований… Таким образом, в этот период бонпо основали четыре важных монастыря и учебных центра, все в регионе Цанг (центральный Тибет).
Ньямме Шераб Гьельцен
В 1405 году великий мастер Бонпо Ньямме Шераб Гьелцен (mNyam-med Shes-rab rGyal-mtshan, 1356-1415) основал монастырь Менри (sMan-ri) недалеко от места Йеру Венсаха, разрушенного наводнением. Монастырь Юнгдрунг Линг (г. Yung-drung gling) был основан в 1834 году, а вскоре после монастыря Хар-на (mKhar-sna). Оба находятся в окрестностях Менри.
Они оставались самыми важными монастырями бон до завоевания Тибета китайцами в 1959 году, и под их влиянием было основано множество монастырей по всему Тибету, особенно в Кхьюнгпо, Кхаме, Амдо, Гьелронге и Хоре, настолько, что в начале 20-го века в Тибете было 330 монастырей бонпо.
Ньямме Шераб Гьелцен особенно уважали за ее огромные достижения и вехи. Он был известен как великий реформатор и дал новый импульс традиции Бонпо, которая послужила причиной процветания многих монастырей. Ньямме Шераб Гьелцен был также первым мастером, собравшим и сохранившим все передачи и силы всех линий преемственности Бон. Все эти передачи продолжали вести каждый из последовательных аббатов Менри, и со временем настоятель Менри стал считаться главой религии Бон.
Эта традиция была официально признана тибетским правительством в изгнании в 1977 году.
Сидоров Г. «Судьба тех, кто считает себя богами» с.116
Краткий исторический экскурс
Бонпо настолько древнее, что нет даже источников, говорящих о времени его появления. В то время не было хроник, и, возможно, письменность в Тибете не была распространена.
Об этом периоде остались только легенды. Говорят, что это произошло задолго до появления в этом мире Будды Шакьямуни — около 18 тысяч лет назад.
Затем тибетские просторы наводнили наги, огромные змеи. Они обладали мощной духовной силой и подавляли людей. Чтобы научить людей сопротивляться духам, явился Тонпа Шенраб.
Будда Тонпа Шенраб
Его призвали спасти людей от страданий. Так он и сделал: учил обрядам, молитвам, учил чувствовать тонкий мир духов и соприкасаться с ним, прося пощады и умиротворяя жертв.
В связи с имеющимися фактами история верования делится на три основных этапа:
- античный период — период шаманизма, анимизма;
- время реформ — противостояние буддийской философии и частичная трансформация ее истоков;
- современность — Бон в той форме, которая существует сейчас.
- https://www.alpha-omega.su/index/0-1022
- http://www.openreality.ru/school/religion/bon/main-ideas/
- https://o-buddizme.ru/istoriya-buddizma/religiya-bon-v-tibete
- [https://bon.su/articles/bonskiy-buddizm/]
- [https://www.SunHome.ru/religion/113002]