- Наследие предков – уклад жизни на века
- Внешность
- Буддизм
- Религия Као Дай и Хоа Хао
- Последователей иудаизма во Вьетнаме насчитывается не более 300 человек
- Спиритические сеансы и медиумы
- Индуизм и его проявления
- Цель каодай — выход из перерождений и слияние с Единым богом
- Ислам
- Святые каодай
- Каодай — что это?
- Во Вьетнаме буддизм развивался в связке с досизмом, местными верованиями и китайским мистицизмом
- Христианство
- Протестантизм
- Русская православная церковь
- Большинство вьетнамских христиан исповедует католицизм
- Прочие религии
- Имена
- Тямы кроме индуизма также исповедуют ислам
- Конфуцианство и даосизм
- Многие вьетнамцы исполняют традиционные ритуалы, называя при этом себя неверующими
- Учение каодай считает, что в истории человечества было три эпохи
- Две теории возникновения религии
- Као Дай
- Традиционный культ предков
- Каодаизм в современном Вьетнаме
Наследие предков – уклад жизни на века
Буддизм — старейшее из сегодняшних религиозных течений во Вьетнаме, но задолго до того, как он пришел в эту страну, здесь возникли еще более древние традиционные верования. Их основными тенденциями можно назвать поклонение предкам (кровным и духовным), а также поклонение силам природы, стихии и плодородию. В этих верованиях заложены основы духа вьетнамского народа и его образа жизни.
Алтарь предкам
Вьетнамцы широко уважают старшие поколения, в том числе те, кто уже покинул этот мир. Старшие и умершие родственники обычно проявляют любовь и уважение, это считается моральным долгом и признаком хороших манер. Необходимо уважать живых, проявляя внимание и заботу, чтить усопших — заботиться о месте захоронения, совершать особые ритуалы и даже поддерживать видимость общения с умершими родственниками.
Длительный траур по умершим, наличие алтаря родового дома, где сжигают благовония и дары умершим, являются нормой в повседневной жизни вьетнамцев. Умершие предки сегодня считаются настоящими покровителями живых потомков, и это не образное выражение.
интересно знать: некоторые отрасли бизнеса тоже обзавелись «солидными предками». Ткачество и вышивка, полиграфия и даже журналистика — сама государственность Вьетнама имеет предков-покровителей декоративно-прикладного искусства. И они носят конкретные имена людей, живших много веков назад.
Культ предков
Также традиционно вьетнамцы поклоняются духам природы, земли, неба и воды, священным деревьям, духам основной пищевой культуры — рису. Одним словом, все самое важное для повседневного существования людей.
Коммунистическая идеология объявила эти верования суевериями и запретила их. В 1987 году запрет был снят, что позволило более открыто практиковать старинные ритуалы и обычаи.
Внешность
Вьетнамцы принадлежат к азиатскому народу, поэтому они обладают всеми характеристиками, типичными для азиатов. Люди невысокого роста, с хилыми фигурами. У них плоское лицо с увеличенным носом и узкими глазами. Как и все азиаты, смуглая кожа, черные волосы. Многим европейцам эта страна не кажется привлекательной. Несмотря на это, вьетнамские девушки могут быть очень милыми. Некоторые даже выигрывают призы на международных конкурсах красоты. Многие городские девушки защищают свою кожу от солнечных лучей, прикрывая ее одеждой и зонтиком. Белая кожа — признак благородства и красоты у азиатов. У красивых девушек есть шанс выйти замуж за иностранца. Современные вьетнамки используют косметику, ухаживают за собой, что делает их очень привлекательными.
Буддизм
Буддизм — важнейшая официальная религия страны. Придя сюда 18 веков назад, он быстро занял лидирующие позиции. Об этом говорят сотни давно сохранившихся храмов и религиозных построек. Буддийские священники оказали значительное влияние на внутриполитическую ситуацию, они были хранителями знаний и проводниками образования. Однако исторические реалии страны также повлияли на доктрину. Это привело к появлению некоторых характерных течений Вьетнама, которые очень активно участвуют в ритуалах и строительстве храмов, а также в проповеди служения Будде прямо в поле.
С середины прошлого тысячелетия буддизм начал терять позиции под давлением христианства, ислама и некоторых других конфессий. Однако он сохраняет лидирующие позиции среди официально признанных религий в стране. До 70% людей называют себя буддистами или признают большое влияние этой религии на их мировоззрение.
Буддизм не обошел Вьетнам с такими значительными учениями, как даосизм и конфуцианство. Последние, проповедующие порядок и уважение к власти, приобрели большее влияние среди образованных: знати и чиновников. Более склонный к мистицизму даосизм нашел пути своего развития вблизи более широких слоев населения.
Религия Као Дай и Хоа Хао
Эти два культа представляют собой синтез философских учений Востока и христианской традиции с элементами спиритизма. Они появились только в 30-х годах ХХ века и больше походили на секты, противостоящие как себе, так и коммунистам. Ареал их распространения, как и большинства религий Вьетнама, находится на юге страны. Только недавно правительство начало более лояльно относиться к Хоа Хао и Цао Дай, разрешив проводить некоторые ритуалы.
Культ Цао Дай позиционирует себя как синтез идей буддизма, конфуцианства, даосизма, ислама и христианства, то есть как более совершенную религию. Хоа Хао также является синкретической религией, но, скорее, фокусируется на буддийской концепции.
Религия проникла во Вьетнам как с востока, так и с запада. Лояльное и открытое отношение народов страны к чуждым веяниям способствовало распространению многоконфессиональности и политеизма.
Последователей иудаизма во Вьетнаме насчитывается не более 300 человек
В Социалистической Республике Вьетнам существует еврейская религиозная община. Вместе с ними иудаизм проник в страну через Индокитай. Первые евреи прибыли на территорию республики вместе с французскими колонизаторами.
1860-1870 годы ознаменовали появление небольшого, но стабильного еврейского присутствия во Вьетнаме; в 1939 году еврейское население Хайфона, Ханоя, Сайгона и Турана вместе составляло 1000 человек. В 1954 году французы покинули Вьетнам, который получил независимость. Большинство евреев уехали с ними.
Вьетнамцы, исповедующие иудаизм, переехали жить в Израиль. Большинство последователей иудаизма покинули Вьетнам вместе с колониальными властями после обретения страной независимости.
В 2005 году все евреи, живущие во Вьетнаме, посетили контрактников. Сегодня в стране проживает всего около 300 евреев (около 100 в Ханое и около 200 в Хошимине).
Число вьетнамцев, исповедующих иудаизм, невелико. В то же время большое количество израильских и еврейских туристов (из других стран, в том числе из СНГ) посещают Вьетнам.
Бак миквы с минимальным количеством воды для омовения от ритуальной нечистоты
В стране действует посольство Израиля, центр Хабад; в 2013 году во Вьетнаме появилась первая миква.
Спиритические сеансы и медиумы
Каодай считает, что люди не перестают существовать после смерти и очень активно привлекает медиумов для контакта с духами.
Самые распространенные способы сидения:
- Медиумы перемещают платформу на специальный стол, на котором попеременно указывают буквы, цифры и слова.
- Носители поддерживают вибрирующий стол и распознают сообщения по ударам и перемещению.
- Медиумы используют специальный аппарат, состоящий из корзины и длинных палочек с заостренным концом: ручка, прикрепленная к палке, пишет тексты, которые во время сеанса расшифровываются третьими лицами.
- Медиум кладет чистый лист в конверт перед алтарем, через некоторое время, когда он вынимается, на бумаге появляется послание духа.
Медиумы Каодайи контактируют с такими людьми, как Виктор Гюго, Жанна д’Арк, Владимир Ильич Ленин и Рене Декарт.
Именно во время сессий была собрана большая часть священной литературы каодаизма.
Индуизм и его проявления
Из Индии ветер перемен принес индуизм на вьетнамские территории. Красивые храмы были построены в период правления государства Чам. Затем популярность индуизма пошла на убыль. Остались только действующие церкви, такие как храм Мишон в центральном Вьетнаме.
Цель каодай — выход из перерождений и слияние с Единым богом
Цель каодая — выйти из колеса возрождения и слиться с Единым Богом — Цао Дай. Это достигается за счет внешних и внутренних практик.
Внешние практики — это, прежде всего, культивирование любви ко всем живым существам и отказ убивать живые существа, жизнь по принципу «не делай другим того, чего не хочешь для себя». Также некоторые ритуалы следует совершать ежедневно в Храме или дома.
Молитвы, которые следует произносить при подношении ладана, начале еды, перед сном и в других ситуациях, рождены более высокими откровениями и выражены в форме красивых и изящных стихов.
Внутренние практики — это медитации на единение с Всевышним и освобождение от желаний. Вам следует довольствоваться малым и жить в гармонии с природой. Внутренняя практика — это истинное развитие Высшего Я.
Медитация в каодаи называется Тхиен Дин и означает концентрацию сознания и предотвращение блуждания ума.
Каодай также использует эзотерические техники для работы с внутренней энергией (энергия направляется вдоль позвоночного канала, сосредотачиваясь в основном на сердце, пупке, основании позвоночника и макушке головы).
Вегетарианство считается формой самоочищения. Но бывают голодания разной степени тяжести, наименее суровый из которых предполагает вегетарианскую диету только шесть раз в месяц.
Ислам
В настоящее время во Вьетнаме проживает более 60 000 мусульман. Современные мусульмане во Вьетнаме — это в основном пожилые люди, большинство из которых имеют арабские имена. В повседневной жизни в кварталах чамов постоянно можно увидеть шарфы и длинные рукава. Хотя мы не видели ни одной мечети ни в Нячанге, ни в Хошимине.
Святые каодай
Лев Толстой и Виктор Гюго почитаются как святые религии Каодай.
Каодай — что это?
Большой интерес представляют новые религиозные секты, такие как Каодай и Хоахао. Они возникли в начале прошлого века. Каодаизм («Верховный дворец», «Высокая башня», «Обитель Бога») был основан в 1926 году мистиком Нго Минь Чиеу, практикующим сеансы. Согласно легенде, в 1919 году он начал получать послания от Бога (Каодая), который сформулировал для него принципы нового учения. Эта вера основана на элементах буддизма, даосизма и конфуцианства. Философия Каодая заключается в культе предков, в признании гуманизма, в вегетарианстве, в отказе от роскоши, лжи, воровства, чтобы избежать цикла перевоплощений.
Чтобы общаться с Каодаем, медиумы вступают в спиритические «диалоги» со многими известными историческими и политическими деятелями, в том числе:
- Нгуен Бинь Кхим — вьетнамский поэт;
- Уильям Шекспир — английский драматург, поэт;
- Жанна д’Арк — национальная героиня Франции;
- Виктор Гюго — французский писатель, драматург;
- Сунь Ятсен — китайский революционер;
- Лев Толстой — русский писатель и мыслитель.
интересно, что сначала к новому религиозному движению никто не относился всерьез. Но буквально через несколько лет его последователями стали уже не только вьетнамцы, но и представители других народов. Примерно в середине прошлого века в Цаодай было собственное независимое государство и 25-тысячная армия. В 2005 году во всем мире насчитывалось около 3 миллионов верующих каодаистов. Во Вьетнаме для последователей Каодая построено большое количество храмов, и около 40 из них находятся в Хошимине.
Во Вьетнаме буддизм развивался в связке с досизмом, местными верованиями и китайским мистицизмом
Буддийская религия во Вьетнаме появилась во 2 веке н.э. Он входил двумя путями: с севера из Средней Азии и с юга из Индии.
Современные вьетнамцы обычно являются последователями Махаяны, но некоторые меньшинства, такие как вьетнамские кхмеры, живущие в дельте Меконга, предпочитают Тхераваду.
В то же время буддизм Махаяны из Китая прибыл в дельту Хонгхе около 300 г до н.э., а буддизм Тхеравады из Индии пришел в южную часть дельты Меконго намного позже, примерно через 300-600 лет
Будда Амита, владыка Чистой Земли, благословляет верующего. Помощь в пагоде Куанам; Китайский квартал Хошимина. Буддизм во Вьетнаме известен отсутствием буддийской иерархии и общности.
Буддизм во Вьетнаме отличается от буддизма в других странах отсутствием иерархии, то есть подчинения молодых людей пожилым, а также религиозных общин.
Вьетнамский буддизм развивался в сочетании с даосизмом, местными верованиями и китайским мистицизмом, поэтому большинство вьетнамских буддистов сосредотачиваются на ритуалах. Поэтому медитация во вьетнамском буддизме развита недостаточно.
Большинство вьетнамских буддистов не медитируют.
Во Вьетнаме существует несколько направлений буддизма:
- Буддизм Чистой Земли — важная ветвь Махаяны, одной из самых популярных буддийских школ в стране; его последователи часто читают сутры, молитвы и дхарани, чтобы получить защиту бодхисаттв и дхармапалы.
- Бю-сон-ки-хуонг (Bửu Sơn Kỳ Hương), буквально «странный запах драгоценной горы», является мистической религиозной традицией. Его основателем был Минь Хуэн, за ним последовал Хуэнь Фу Су, создатель хоахао.
- Хоахао — это синкретическая религия, основанная на буддизме. Основана в 1939 году Хуйин Фу Шо. Этому направлению следуют жители сельской местности, так как оно позволяет совершать все ритуалы, не посещая храм, буквально «работая в поле».
- Ty an hieu nghia (Tứ Ân Hiếu Nghĩa, четыре долга благодарности) — буддийская секта, базирующаяся в Аньзяне, одна из самых последних зарегистрированных. Основатель Tian-hyeunghia — Ngô Li).
Христианство
Начало 16 века ознаменовалось для Вьетнама появлением здесь первых христианских миссионеров, точнее католиков. Однако первые католические миссионеры, прибывшие сюда в попытке усилить влияние Португалии в недавно открытых для Европы странах, не достигли большого успеха. Это требовало более сильной идеологической и материальной платформы, чем церковь иезуитов.
Иезуиты открыли свою первую миссию во Вьетнаме в 1615 году. Один из миссионеров, француз Александр де Роде, лично обратил в католическую веру более 6000 человек. Он внес значительный вклад в местную культуру, создав алфавитный алфавит на основе латинского алфавита вместо иероглифического письма, которое трудно выучить и использовать.
В 18 веке позиции католицизма были усилены усилиями Пьера Пиньо де Бина. Он оказал большую поддержку отпрыску княжеской семьи, которая позже приняла императорский титул по имени тетя Лонг. Пьер Пиньо приобрел большой политический вес, который активно использовал для усиления влияния французов и иезуитов на императора и императорский двор.
Католицизм во Вьетнаме многократно усиливался, а затем стал объектом репрессий, даже уже в эпоху коммунистического правления. В результате этих преследований многие миссионеры и католики местного происхождения были убиты и репрессированы. Но сегодня у католической церкви 5 миллионов приверженцев среди вьетнамцев, живущих на своей исторической родине, и сотни тысяч — за ее пределами.
Католики Вьетнама с радостью признают свою религиозную принадлежность, в стране действуют 23 католических епархии и 3 мегаполиса, действует множество церквей.
Протестантизм
Протестантская церковь начала настоящую миссионерскую деятельность во Вьетнаме всего столетие назад. В 1911 году сюда прибыл канадский миссионер Роберт Джеффри, за которым последовали сотни его единоверцев и призванных. Протестанты не проявляли такой активности во вмешательстве в политические дела, их энергия была направлена, скорее, на получение поддержки каких-либо слоев населения. Сейчас количество вьетнамских протестантов, по не совсем точным данным, колеблется от полумиллиона до одного миллиона. Кроме того, значительная часть новообращенных принадлежит к так называемым домашним церквям, которые нигде официально не зарегистрированы.
Протестантский молитвенный дом
Уже в начале XXI века прошла волна масштабной популярности протестантской евангелической церкви, среди неофитов преобладали представители национальных меньшинств. В 2007 году государство признало в стране меннониты и баптисты-протестанты.
Русская православная церковь
Православие — самая маленькая из христианских церквей Вьетнама. Он представлен единственным приходом в городе Вунгтау, где проживает несколько сотен русскоязычных сотрудников совместной российско-вьетнамской нефтяной компании и членов их семей, составляющих большую часть прихожан. С точки зрения православия Вьетнам также принадлежит к Константинопольской православной церкви. Но чаще всего сюда приезжают представители Русской Православной Церкви на различные мероприятия в Вунгтау и ряде других городов.
Русская Православная Церковь Христианство в целом представлено в стране наибольшим числом верующих после буддизма. Другие конфессии, привезенные из других мест и возникшие здесь, имеют значительно меньше приверженцев.
Большинство вьетнамских христиан исповедует католицизм
Большинство вьетнамских христиан — католики. Это связано с тем, что католицизм был принесен в страну португальскими миссионерами в 16 веке. Французские колониальные власти усилили влияние католической церкви в стране.
в 2005 году во Вьетнаме проживало еще 5 658 000 католиков
Самым известным из всех миссионеров, посетивших Вьетнам в то время, был иезуит Александр де Роде, работавший во Вьетнаме с 1624 по 1644 год. Сегодня, в 2005 году, в стране проживало 5 658 000 католиков, или 6,87% населения26 епархии, из которых три архиепархии, 2228 приходов и 2668 священников.
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Хошимине. Несмотря на поддержку колониальных властей, католицизм во Вьетнаме не получил широкого распространения.
Протестанты вошли во Вьетнам в 1911 году вместе с канадским миссионером Робертом Джофри, который представлял Союз христианских миссионеров. Кроме того, в Социалистической Республике действуют Южная евангелическая церковь Вьетнама и меньшая евангелическая церковь Вьетнама.
Считается, что в наше время количество вьетнамских протестантов составляет от 500 000 до 1 миллиона человек.
Русская православная церковь во Вьетнаме представлена приходом в Вунгтау.
2/3 протестантов — представители национальных меньшинств. Это представители народов тионг, таких как Мнонги, Эде, Банар, Зьярай. Некоторые из новообращенных принадлежат к незарегистрированным домашним церквям, их количество оценивается в 200 000 человек.
В октябре 2007 года вьетнамское государство официально признало баптистов и меннонитов. Протестанты видят в этом историческое событие.
Первая православная литургия на вьетнамской земле. Русская православная церковь имеет приход в Вануату.
Русская Православная Церковь присутствует в Вунгтау. Его прихожане — русскоязычные работники российско-вьетнамской компании Вьетсовпетро. Приход был открыт в 2002 году и назван в честь иконы Казанской Божией Матери с благословения Священного Синода, полученной в Троице-Сергиевой лавре.
Прочие религии
Индуизм в стране исповедуют в основном представители народа чам, населявшего штат Чампа на территории современного Южного Вьетнама. Судя по данным исторических источников, индуизм сюда занесли индийские поселенцы в III веках. IV, составляющий ядро будущей Чампы. Сегодня самые красивые, хотя и немногочисленные, религиозные и культурные памятники в долине Мишон рассказывают о бурной и бурной эпохе расцвета и падения государства Чам. Около 50 000 чамов (в основном принадлежащих к военной и священнической касте), а также 4 000 потомков от смешанных браков, сегодня называют себя индуистами. Храмовый комплекс Мишонн внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является популярным местом для пеших прогулок.
Древний храм ислама во Вьетнаме также в основном исповедуют там, но среди местных мусульман есть представители других национальностей, в том числе эмигранты индийского, малайского и индонезийского происхождения.
Преобладание чамов и их изоляция от остального исламского мира наложили особый отпечаток на вьетнамское разнообразие этой религии. Некоторые местные мусульмане исповедуют суннитское учение. Другой — в ванной, смягченный чамский вариант ислама, в котором Коран изучается в очень сокращенной форме. Посты существуют только для представителей духовенства и, кроме того, практикуются верность индуистским верованиям, участие в их религиозных праздниках и почитание Богини-Матери, что не признают православные мусульмане.
Мечеть
Общее количество вьетнамских мусульман составляет 65 000 человек. Только в Хошимине 16 мечетей. Местное отделение мусульманской веры поддерживают Малайзия и Индонезия, страны Ближнего Востока. Мусульманские рабочие одеваются так, чтобы соответствовать общепринятым представлениям. Потому что закрытое лицо и свободная одежда могут привлечь излишнее внимание и помешать работе.
В какой-то мере бахаи можно отнести к мусульманской вере, поскольку эта вера возникла на основе шиитского течения в исламе. Но к настоящему времени исламские власти официально объявили бахаи отдельной религией. Он сочетает в себе признаки разных религиозных течений и отрицает возможность познания людьми божественной сущности. В 2009 году вьетнамцы исповедовали этот культ 7000 человек.
Знак бахаи В современном Вьетнаме очень мало последователей иудаизма, мало посетителей, которые работают по контракту со специалистами еврейского происхождения. 100-150 лет назад, в эпоху французского колониального господства, здесь была небольшая еврейская диаспора. После ухода французов из Индокитая он полностью исчез.
Каодай — молодая, но быстрорастущая монотеистическая религия синкретического характера. На нем есть приметы разных религий, так как он был собран ими. Официально ему меньше века (1926, Тейнин), но по разным данным только во Вьетнаме насчитывается 2–3 миллиона его приверженцев и еще несколько за рубежом. Каодай проповедует ненасилие, отказ от животной пищи, достижение воссоединения с высшим божеством после смерти.
А в идеале — освобождение от колеса возрождения, которое в буддизме считается высшим благом. Верховный трон Каодая, главного храма религии, расположен на северо-западе страны, недалеко от границы с Камбоджей. Он выделяется ярким внешним видом и невероятно элегантным красочным оформлением интерьера. Всего в стране 37 великих храмов Каодай.
Согласно доктрине, главные пророки получили указание от божества подготовить «Третий век религиозной амнистии». В целом Каодай — мирная и лояльная религия, канонизирующая основоположников ислама, даосизма, буддизма, христианства, политика Сунь Ятсена, писателей Виктора Гюго и Льва Толстого, а также ряда уважаемых культурных, религиозных деятелей и политиков.
Имена
примечательно, что огромное количество людей во Вьетнаме носит одинаковую фамилию — Нгуен. Он принадлежал представителям правящего клана. Эта фамилия принадлежит 40% населения. Такие фамилии как:
- Суд
- Чан
- В
- Hoang
Девочек часто называют в честь цветов, драгоценных камней. Популярные названия: Куи — драгоценный, Май — золотой цветок, Льен — цветок лотоса, Ким — золотой, Кук — хризантема.
Тямы кроме индуизма также исповедуют ислам
Помимо индуизма, народ чам также исповедует ислам. Его привезли во Вьетнам арабские торговцы. Несмотря на разрушение государства Чампа султанатом Малакка в 1471 году, ислам распространился среди чамов в середине 17 века.
В середине 19 века многие мусульмане тама перебрались в дельту Меконга из Камбоджи, что также увеличило присутствие этой религии в стране.
Представитель народа чам (Cham). Современные чамы во Вьетнаме являются мусульманскими и иудейскими
Из-за того, что вьетнамские мусульмане оставались несколько изолированными от исламского мира, а также из-за отсутствия исламских религиозных школ во Вьетнаме, вьетнамский ислам приобрел черты синкретизма.
Так, например, современные чам (чам) молятся только по пятницам, рамадан отмечают три дня; обрезание крайней плоти не проводится; на церемонии необходимые движения имитируются тупым деревянным ритуальным ножом.
66000 мусульман живут во Вьетнаме, большинство из них тамас
Самая большая мечеть в стране открылась в январе 2006 года в Суанлоке, районе провинции Донгнай. Большую часть средств на его строительство выделила Саудовская Аравия. Согласно переписи 2005 года, во Вьетнаме 66 000 мусульман. Большинство из них — чам (cham)
Конфуцианство и даосизм
Конфуцианство пришло во Вьетнам в 15 веке: религия Китая пришла на смену буддизму, в котором в то время происходил раскол. Учение получило распространение на севере страны, где в основном наблюдается влияние китайской культуры.
Значение конфуцианства для Вьетнама велико: в соответствии с этой идеологией были заложены основы государственного устройства и развивалась наука Нового времени. До 19 века конфуцианство сохраняло статус государственной религии, широко распространенной среди знати.
Что касается учения Лао-цзы, нельзя сказать, что оно полностью проявило себя как религия: Вьетнам воспринял новые концепции и ассимилировал их в соответствии со своими местными верованиями, которые подразумевали веру в предков и духов.
Многие вьетнамцы исполняют традиционные ритуалы, называя при этом себя неверующими
Какая религия среди вьетнамцев официально указывается в анкетах и опросах общественного мнения, контролируется местными властями. Вот почему многие жители Социалистической Республики Вьетнам заявляют, что они не религиозны. При этом различные верования и культы неразрывно переплетаются в повседневной жизни страны.
Так, например, в основе наиболее распространенных практик лежит поклонение предкам, распространенное в китайской и других азиатских культурах. Почти во всех вьетнамских домах есть алтарь предков, где совершаются различные ритуалы, примером которых является годовщина смерти, при необходимости они обращаются за советом.
Распространена вера в привидений, считается, что если ритуалы не совершать, дух предка превратится в голодного духа.
Жрица религии лендонг совершает ритуал в пагоде. Несмотря на то, что большинство вьетнамцев заявляют о своей нерелигиозности, традиционные верования широко распространены во Вьетнаме.
Кроме того, после легализации религий в стране в 1987 году начали возрождаться традиционные верования в местных духов и божеств. Термин Даомау обозначает совокупность культов богини-матери в различных формах.
В то же время некоторые исследователи, например Нго Дук Тхинь (Ngô Đức Thịnh), утверждают, что Даомау — это систематический культ. Наиболее распространено мнение, что это разрозненный набор религиозных верований и ритуалов.
Боги и богини Даомау — легендарные и исторические личности, например принцесса Лью Хан и богиня культа Четырех дворцов — Мать Верхнего Неба.
Зачем нужна религия
Даомау обычно ассоциируется со средствами и ритуалами связанного культа Лендонга (Lên đồng), подобного культам Тайваня, Сингапура и Гонконга.
Учение каодай считает, что в истории человечества было три эпохи
В начале, в эпоху Творения и Невежества, люди жили просто. Они хотели есть и есть, хотели пить и пить, вот и все. Но люди начали терять свою природную доброту, и Бог явился им в виде Моисея (христианство, иудаизм), Будды Дипанкары (буддизм), Хуанди (даосизм), Фуси (гения). Но зависть все больше развивалась в людях.
Второй — «Прогресс, войны и самоуничтожение», когда каждый делал то, что считал правильным, что приводило к хаосу. Бог явил Себя через Будду Шакьямуни (буддизм), Лао-цзы (даосизм), Конфуция (конфуцианство), Христа (христианство), Мухаммеда (ислам), Куонг Тай Куанг (гений), но люди продолжали деградировать до полного морального и духовного краха.
Третья эпоха — Уничтожение и Сохранение, когда Бог решил явиться в форме Каодаи, прямо открыв учение всем существам.
Почему Каодай выбрал Вьетнам? Потому что вьетнамцам удалось узнать все религии своей истории и они могут воспринимать каодаи лучше других.
Две теории возникновения религии
Есть две теории о появлении новой религии во Вьетнаме. Обе теории более или менее связаны с западным влиянием.
В первом случае предполагается, что религия возникла в ходе естественной эволюции и что это разновидность обновленного буддизма. В то же время очевидно западное влияние котамити, которое обнаруживается, например, в организационной структуре религии.
Другая версия аспекта каодаизма напрямую связана с колонизаторами. Бытует мнение, что религию искусственно создали французские спецслужбы. Миссионерам не удалось массово обратить население страны в католицизм, поэтому требовалась религия, более верная колонизаторам, чем буддизм. В то же время местные национальные традиции по всей стране поддерживали поклонение предкам. Ни одна из местных религий этого не отрицала, что тоже нужно было учитывать. А согласно доктрине каодаистов, человеческие души, умирающие, не перестают существовать, поэтому представители религии практикуют общение с духами посредством сеансов.
Во второй половине ХХ века состоялся суд, в результате которого были названы конкретные имена людей, которые могли быть истинными творцами религии. Среди них был губернатор Кочинхин (французская колония, которая покрывала южный Вьетнам) Ле Фоль и офицеры разведки Латапи и Бонне.
Као Дай
Несмотря на то, что церковь насчитывает всего около 3 миллионов прихожан и является сугубо отечественным вьетнамским «изобретением», о ней стоит сказать отдельно. Он появился на юге Вьетнама в городе Тейнин в 1926 году. Это сплав различных религий, очевидно, предназначенный для создания идеальной единой веры. Характеристики буддизма, католицизма, конфуцианства, ислама, спиритизма и мистицизма ясно видны в Као Дай.
Храм Цао Дай
Коадаи поклоняются только одному богу, символ — высокая башня, которая символизирует обитель бога. На алтаре — око Творца, а в святых — исторические личности, в том числе Шекспир, Луи Пастер, Виктор Гюго, Жанна Д’Арк, Владимир Ленин, Лев Толстой и другие.
Церковь проповедует ненасилие, вегетарианство, считает воссоединение с Богом на небесах минимальной целью, а освобождение от цикла перерождений — максимальной.
Традиционный культ предков
Предков почитают не только во Вьетнаме, но и во многих других странах Азии. Большинство вьетнамцев верят в духов своих предков, молятся им и делают подношения.
Скорее всего, поклонение предкам здесь можно назвать истинным и самым распространенным народным верованием. Вьетнамец может быть христианином, но он никогда не откажется от почитания своих умерших родственников.
Накануне праздника Тет для предков на открытом воздухе накрывают столы с закусками. Когда лунный год подходит к концу, вьетнамцы идут на кладбища, чтобы убрать могилы родственников. Еще они убирают домашние алтари, убирают портреты предков, просят их благословения.
В течение года, каждый второй и пятнадцатый лунный день, для предков каждый месяц составляются одни и те же таблицы. Здесь можно увидеть не только еду, но и алкоголь, и сигареты каждого предка.
Вьетнамцы убеждены, что после смерти души умерших попадают в ад. Но бывают дни, когда их отпускают оттуда. Именно в эти дни необходимо иметь время, чтобы дать им еду, деньги и одежду, чтобы они также могли наслаждаться земными радостями, как их живые потомки.
Вьетнамец начинает любое значимое занятие с того, что просит благословения у своей семьи. Например, купец хочет открыть свой магазин, для этого он ставит железный таз за порогом заведения, зажигает благовония, а затем сжигает в тазу особые деньги. Считается, что, поделившись с предками, купец в реальной жизни получит в разы больше.
Каодаизм в современном Вьетнаме
Сегодня, по разным оценкам, у религии от 3 до 12 миллионов последователей в разных странах. Наиболее сильные позиции каодаизма традиционно занимают в провинции Тейнин, а также в городе Дананг во Вьетнаме.
Вьетнамцы, бежавшие за границу в 1975 году, принесли свою веру в западные страны. Правда, на Западе не так уж много последователей каодаизма.