- Жизнь монахов
- Режим дня в одном из буддийских монастырей Кореи
- Вещи, необходимые для достижения нирваны
- Особенности питания
- Специальные группы монахов
- Как живут в монастырях Таиланда
- Основные правила монахов
- Тибетское учение «Шесть йог Наропы»
- Внешний вид
- Утренняя и послеобеденная молитвы
- Как проходит день в монастыре?
- Жизнь в тибетском монастыре
- Какие экзамены сдают тибетские монахи?
- Буддийский монах: путь к Нирване
- Культурное столкновение между религиозной и светской жизнью
- Кто может принять обет?
- Тяжело ли уйти в буддийский монастырь и вернуться из него?
- Все ли монахи являются просветлёнными?
Жизнь монахов
Монахи — отшельники, которые отказались от земных владений и ценностей, чтобы изучать Дхарму и стать просветленными. Они ведут аскетический образ жизни. Монахи всегда одеты в оранжевые или шафрановые одежды, а их волосы полностью выбриты.
Буддийские отшельники живут по очень строгому распорядку дня. Из-за того, что буддизм имеет разные направления и в них много школ, программы и мероприятия в разных особняках существенно отличаются друг от друга.
Каждое из направлений буддизма имеет свои особенности, связанные как с внутренними, так и с внешними проявлениями религиозности. Например, программа дня, занятия и мероприятия будут различаться в зависимости от направления и буддийской школы.
С этим не связано никаких конфликтов, потому что буддизм — мирная религия. Главное — соблюдать правила в монастыре, в котором вы живете, и следовать монастырским заповедям этого храма.
А теперь, чтобы лучше разобраться в этой теме, давайте обратим взор на Восток и посмотрим, как живут монахи-отшельники в монастырях, принадлежащих разным буддийским школам. И начнем с буддизма в Южной Корее.
Режим дня в одном из буддийских монастырей Кореи
Подъем к храму происходит очень рано, в 3-4 часа ночи. Первым встает монах, который начинает звонить в колокол. Он ходит по всей территории монастыря и читает сутры — такой ритуал символизирует пробуждение. Остальные монахи, услышав этот звук, встают и начинают подготовку к утренней церемонии пения.
После нее каждый занимается своим делом: кто учится, кто готовит. Завтрак начинается в 6 часов утра и обычно состоит из хлопьев и овощей. После завтрака все продолжают учебу: например, большинство новичков в это время медитируют.
Тогда пора обедать. Традиционная буддийская еда — это рис и овощи, так как большинство монахов не едят мясо и рыбу. Монахи приходят со своими персонализированными тарелками и получают порции еды. В монастыре нет столов и стульев, поэтому во время еды каждый устраивается как и где хочет, например, садится на ступеньки.
Есть песни до и после обеда. После полдника все возобновляют учебу, занятия и медитацию. Новички тоже должны работать и помогать на кухне.
После 17:00 все собираются для вечернего пения перед ужином, а после ужина наступает время для вечерней медитации. В некоторых храмах монахи не обедают, а пьют только имбирный чай.
Когда наступает ночь, все ложатся спать. Обычно монахи живут в ритмах природы: встают с первыми лучами солнца и ложатся с наступлением темноты.
Вещи, необходимые для достижения нирваны
Сообщество буддийских монахов очень аскетично. Он должен четко следовать принципам религии, которая гласит, что человеку для нормальной жизни нужны всего 3 вещи: еда, одежда и крыша над головой. Все остальное считается лишним и мешает достижению нирваны. К сожалению, современные обитатели монастырей не так соблюдают буддийские правила, как их предшественники, и часто покупают сотовые телефоны, компьютеры и даже личные автомобили. Меньше по-настоящему праведных монахов, строго соблюдающих все правила религии.
Особенности питания
Монахи, исповедующие буддизм, живут в монастырях. Каждый их день проходит по строгому расписанию, отклонение от которого считается большим грехом. Буддийские монахи просыпаются в 6 утра и начинают день с молитвы. После того, как он закончится, они начинают завтрак, состоящий из еды, принесенной в храм местными жителями. Отшельники не получают еды и не готовят, по предписаниям религии они должны есть только то, что получают от верующих в виде милостыни. В некоторых странах после молитвы монахи ходят по улицам города, чтобы попросить милостыню. Пища, которую дадут им горожане, станет их завтраком. По традиции они должны есть все, что есть на тарелке, даже если еда уже испортилась.
Правила буддийских монахов разрешают им есть два раза в день: рано утром и в полдень. После обеда можно пить только воду и травяные чаи. Обитатели монастыря питаются крайне скромными продуктами, еда для них не удовольствие, а источник жизненных сил. Рацион буддийских монахов в основном состоит из растительной пищи, однако есть и ограничения. Отшельники очень редко едят чеснок и лук, так как считается, что эти специи усиливают половое влечение, а это для них неприемлемо. Монахи не вегетарианцы, но они могут есть мясо только в том случае, если уверены, что животное не было убито для еды. Но алкоголь, табак и наркотики строго запрещены.
Запрет на прием пищи во второй половине дня существует неспроста. В это время буддийские монахи занимаются самосовершенствованием, медитацией и чтением религиозной литературы (трипитаки), и полный желудок не позволяет им сосредоточить свои мысли в правильном направлении. Также после обеда они принимают верующих, которые приходят в храм оказать материальную помощь, помолиться или получить благословение.
Специальные группы монахов
Считается, что все ламы, живущие в монастыре, изучают классиков буддизма. Фактически, только половина из них. Другие учатся произносить молитвы, чтобы благословить простых людей, утешить семьи умерших и выступить в качестве президентов на свадьбе или похоронах.
А некоторые умеют лечить, гадать и рисовать, делают буддийские скульптуры и гравируют буддийские писания, даже играют на музыкальных инструментах. Другой особый тип ламы, Туо То, вообще не изучает буддийских классиков. Вместо этого они упорно тренируются, занимаются боевыми искусствами и выступают в качестве хранителей монастыря
Тибетская философия ничем не отличается от классических учений буддийских монахов. В основе этой философии лежит первая проповедь Будды о том, что такое страдание и как его положить, а также наставления, данные в Сутре Сердца, Алмазной Сутре и многих других сутрах Праджняпарамиты.
Философия тибетского буддизма достаточно лаконично и ясно изложена в философском трактате монаха Шантидевы «Путь бодхисаттвы». Легенда гласит, что, когда он читал свой текст перед монахами, его тело парило над полом, а сам он вошел в состояние самадхи.
В этом трактате описывается, как монах должен воспринимать мир вокруг себя, как относиться к себе, к живым существам, к миру. «Все страхи, как и все безграничные страдания, берут начало в уме… Тигры, львы, большие слоны, медведи, змеи и всевозможные враги: все можно приручить, только приручив свой ум», — пишет Шантидева.
В последних главах он предлагает конкретные практики аналитической медитации, направленные, например, на разрушение иллюзорной привлекательности женского тела, на понимание причинно-следственных связей и так далее.
Как живут в монастырях Таиланда
А теперь мы узнаем о жизни монастырей в Таиланде. В тайских храмах подъем происходит рано: около 4 часов утра, а около 5 часов утра монахи уже выходят собирать милостыню у мирян.
Эта церемония проводится ежедневно, и миряне верят, что таким образом они улучшают свою карму, а также получают благословения от монахов.
Монахи выходят босиком и со специальной посудой для сбора пищи. Жителям приходится готовить свежие продукты специально на подаяние, и чаще всего это горячие, рис с овощами и фруктами. При раздаче милостыни миряне также должны снимать обувь. Собравшись, монахи возвращаются в монастырь и приступают к трапезе. Затем наступает время медитации или учебы.
В 12 у всех перерыв на обед. В храмах Таиланда едят два раза в день и только вегетарианскую пищу. Днем нельзя есть: можно только воду, чай, молоко или сок. После вечерней медитации около 21:00 монахи ложатся спать.
Основные правила монахов
Каждый, кто вступает в общину, обязан отказаться от всех земных удовольствий, оставить семью и все принадлежащие ему богатства. Отныне главные правила для него: не убивать, не воровать, не употреблять алкоголь, не лгать, не прелюбодействовать, не петь и не танцевать, не отдыхать на мягкой постели, не будьте жадными, не ешьте на улице неподходящее время, не используйте вещи с сильным запахом.
На протяжении всей жизни буддийские монахи имеют право 3 раза возвращаться домой, чтобы решить важные вопросы или оказать помощь своим семьям. Впоследствии каждый раз в назначенное время они обязаны проходить в монастыре. Если человек дает обет, а затем передумает и откажется от него, он будет осужден обществом.
Тибетское учение «Шесть йог Наропы»
Квинтэссенция тибетских практик — свод секретных учений «Шесть йоги Наропы». Существует шесть практик, каждая из которых позволяет нам обрабатывать отдельный аспект личности на энергетическом, физическом и духовном уровне. Первая из практик — это практика «туммо»: практикующий выполняет произвольную пранаяму, задерживая дыхание во время вдоха и выдоха, с соответствующими энергетическими «блоками» и визуализациями (в основном, огнем и светом) в своем теле. Есть три уровня овладения практикой: Малый ветер, Средний ветер и Большой ветер. Во время практики монах визуализирует движение энергии по каналам, таким образом очищая их, а также сосредотачивается на образах огня и света, что позволяет физическому телу инициировать процесс генерации тепла. Последний уровень самый сложный для прохождения. Выполняются три задержки дыхания подряд на вдохе с «замками», затем три задержки дыхания на выдохе с «замками», и все это сопровождается визуализацией горящего огнем тела, а затем — пустоты. Одним словом, практика не для всех.
Эта довольно сложная практика сочетает в себе дыхание, произвольное апноэ, визуализацию, энергетические блоки и так далее. Но результат может быть довольно серьезным: освоившие уровень «Великий ветер» монахи становятся совершенно нечувствительными к холоду. Те, кто прошел все стадии посвящения в эту практику, сдают экзамен: 14 влажных полотенец необходимо высушить на холоде с помощью энергии собственного тела за 10 минут. Это отличный стандарт. В идеале монах способен обогреть комнату не хуже печи даже за счет энергии своего тела.
И это только первая из Шести йог Наропы. Кроме того, монахи осваивают йогу сновидений, благодаря которой, засыпая, сосредотачиваясь на том или ином изображении в определенной части тела (например, на красном лотосе в горле или белом солнце в брови), они могут путешествовать в глубины подсознания, работая над своими внутренними проблемами и ограничениями. Например, засыпание с концентрацией на образе черного солнца в районе коня позволяет встретить во сне свои страхи и преодолеть их, ведь во сне гораздо легче сделать шаг навстречу страху. Кроме того, монахи осваивают йогу иллюзорного тела и, что самое удивительное, йогу переноса сознания, которая позволяет перенести свое сознание в тело другого живого существа. А практика Бигу Шичи позволяет достичь уровня энергетического питания. В процессе этой практики выполняется довольно простая визуализация: пупок открывается в цветок лотоса, и практикующий визуализирует процесс кормления через пупок. Сама визуализация достаточно проста, но заряд энергии достигается за счет совершенства концентрации. И тибетские монахи приобретают его с помощью одной из самых элементарных практик, например, концентрации на одной точке на стене. Цель этой практики — научиться неотрывно сосредотачиваться на объекте. Что касается правил кормления монахов, то, в первую очередь, он не должен нарушать принцип ахимсы: ненасилия.
Чтобы хотя бы приблизительно понять сложность медитативных практик, выполняемых тибетскими монахами, вы можете ознакомиться с таким текстом, как «Понимание всеобъемлющих действий мудрости и Дхармы Бодхисаттвы». Все, что там описано — все это можно вообразить только силой своего воображения.
Так или иначе, все практики дают монахам определенные сиддхи, сверхспособности. Так, например, искусство Панлонгмена позволяет добиться устойчивости тела по отношению к внешним повреждениям. Раньше на тибетских монахов часто нападали организованные армии и просто случайные бандиты. Поэтому популярны боевые искусства и различные методы тренировки тела. Но конечная цель всех практик — это, конечно, достижение состояния будды. А высшая сверхдержава — сострадание ко всем живым существам.
Тибетские монахи в основном практикуют: пока они живы, они практикуют то же самое. Тайное учение Тибета позволяет вам достичь состояния будды за одну жизнь, и жизнь посвящена только этой цели.
Внешний вид
Очень необычно выглядят буддийские монахи. Фотографии, на которых они изображены, позволяют увидеть, как они выглядят. Монахи всегда выглядят лысыми на глазах у людей. Они бреют головы, считая, что время, потраченное на мытье, стрижку и расчесывание волос, лучше всего посвящать внутреннему самосовершенствованию и поиску пути к нирване.
Традиционная одежда буддийских монахов состоит из верхнего плаща, закрывающего туловище и левое плечо, и внутреннего саронга, который обвивает бедра и скрывает ноги. В странах с холодным климатом монахам разрешено носить теплые палантины поверх религиозных одежд. Обычно они раскрашивают свою одежду в яркие цвета, такие как карри, шафран и тмин. Иногда можно встретить отшельников в серой и черной одежде.
Утренняя и послеобеденная молитвы
Ритуал длится два, иногда три часа, в течение которых молодые монахи выстраиваются в очередь, чтобы угостить других монахов чаем, маслом и кашей. Они едят пищу, повторяя буддийскую мантру.
Монахи читают молитву о семейном счастье или об упокоении усопших. Сразу после молитвы люди дарят им деньги.
Обычно с 9:00 до 10:00 и с 15:00 до 16:00 тибетские монахи читают послеобеденную молитву в небольших местах, таких как Chachangs Hall (колледж) и Hangtsen (общежитие) в монастыре.
Как проходит день в монастыре?
Жизнь тибетских монахов или лам довольно спокойна. На рассвете дежурный монах поднимется на крышу Большого зала собраний монастыря. Она трижды хлопнет в ладоши и начнет читать вслух молитву о благословении Богини Милосердия (также известной как Гуаньинь). После такого «утреннего призыва» все монахи собираются в утреннем зале для утренней молитвы, что является торжественным и невероятным зрелищем.
Жизнь в тибетском монастыре
А теперь мы «перенесемся» в загадочный Тибет и узнаем, какая там жизнь.
Утро тибетских буддийских монахов начинается в 5 часов. Сразу после гигиенических процедур монахи приступают к медитации, а затем идут завтракать. Типичный завтрак в тибетском храме состоит из овощей, риса или чечевицы.
Из-за того, что овощи не растут высоко в горах, некоторые монахи едят мясо яка, молоко, а иногда и яйца. В основном, как мы уже выяснили, большинство буддистов придерживаются вегетарианской диеты.
После завтрака монахи разного возраста идут учиться: маленькие послушники читают, а взрослые изучают старинные книги. После времени, отведенного на учебу, предусмотрены также часы для выполнения различных гимнастических упражнений для тела. Такие ежедневные процедуры помогают держать в тонусе не только разум, но и все тело в целом.
После гимнастики монахи собираются на обед. Закончив ежедневную трапезу, все они приступают к различным работам на территории монастыря.
Кроме того, время уделяется чтению книг или учебе. Ближе к вечеру, перед ужином, ставится медитация, после которой уже можно приступать к еде. Затем наступает время обязательной вечерней медитации перед сном, после чего монахи начинают готовиться ко сну.
Ламы тибетских храмов ежедневно проводят разнообразные ритуалы и церемонии: создание и уничтожение мандал, прогулки по святыням, вращение молитвенных барабанов, очищение пространства от злых духов, а это тоже важная часть монашеской жизни жизнь.
Какие экзамены сдают тибетские монахи?
Экзамены по чтению Священных Писаний по тибетскому буддизму проводятся два раза в год, весной и летом. Монахи разбиваются на группы и читают буддийские писания главе монастыря (в одном тексте около 50 страниц). Если они допустят ошибку, их накажут. Дебаты — основная форма проверки. Самые известные монашеские дебаты проходят с 15:00 во дворе монастыря Сера, где часто собираются иностранные туристы. Обычно группу составляют два монаха. Один монах встает и начинает расспрашивать другого, сидящего на земле. Он хлопает в ладоши, катает буддийскую малу и даже прыгает. Их обсуждение очень страстное. Если кто-то не сдаст экзамен, он не получит ученой степени. В этом случае он будет обычным монахом, его миссия — служить другим.
По мере того, как монахи продолжают изучать буддизм, они в конечном итоге сдают высший экзамен и получают степень, известную как Гелугпа Геше, в дополнение к докторской.
Буддийский монах: путь к Нирване
Кем должен быть буддийский монах? Согласно первой проповеди Будды, цель пути — Нирвана. Однако Дхарма Сутра Чудесного Цветка Лотоса говорит, что учения Будды были даны только бодхисаттвам, то есть тем, кто, имея возможность отправиться в Нирвану, остается в Сансаре для блага живых существ. И есть несколько школ, каждая из которых придерживается определенной концепции. Поэтому сложно сформировать единое представление о том, в каком направлении движутся буддийские монахи. Одно можно сказать наверняка: буддийские монахи — отстраненные странники, которые приходят в этот мир как школа тяжелых уроков для достижения духовной и нравственной чистоты, освобождения от оков материального мира и, если возможно, помощи другим в этом. И путеводная звезда каждого буддийского монаха — сострадание к живым существам, а все остальное — следствие.
Культурное столкновение между религиозной и светской жизнью
Частично из-за дальнейшего открытия Тибетского тура и революции в науке и технологиях прежняя аскетическая жизнь тибетских монахов теперь исчезла. Вас может удивить, что они используют новейшие технологии. У них есть гаджеты, такие как iPhone, ноутбуки, зеркалки и т.д.
Молодые тибетские монахи понимают культурные и религиозные различия между ними и другими, между Востоком и Западом. Благодаря новейшим технологиям они узнают больше о внешнем мире, чего нельзя узнать из буддийских писаний. Прежде всего, они имеют глобальную перспективу и хотят расти вместе с миром.
Как сказал один монах: «Если вы изучаете тибетский буддизм, это не значит, что вы должны отвергать то, что происходит за пределами монастыря. Все культурное и религиозное наследие должно идти в ногу со временем и обществом».
И многие уверены, что на фоне такого изменения традиционной монашеской жизни тибетский буддизм будет процветать только в современную эпоху.
Кто может принять обет?
Прежде чем стать буддийским монахом, человек должен провести несколько лет в состоянии новичка. Клятву могут дать не только мужчины, но и женщины, решившие посвятить себя религии. Послушником монастыря может стать любой ребенок, достигший семилетнего возраста. Но принять монашеский постриг может только взрослый человек, которому исполнилось 20 с момента зачатия или 19 лет и 3 месяца после дня рождения.
Тяжело ли уйти в буддийский монастырь и вернуться из него?
Для мужчины или женщины в Тибете пойти в монастырь очень легко с моральной точки зрения. Например, нам нужно сменить работу. Никто ничего не осуждает, но общество также приветствует тех, кто будет развиваться, тоже развивая общество.
Буддийские монахи не оставляют плохую жизнь, а потому что дух тянет и это невозможно без духовной жизни. Точно так же и покинуть монастырь в мире нетрудно. Вы пришли к пониманию, что теперь вам нужно создать семью и работать, донести то, что вы получили, до людей, это не проблема.
Связь с Учителем и соучениками остается сильной, где бы вы ни находились, потому что эта связь духовна, она выше, чем кровные отношения.
Все ли монахи являются просветлёнными?
Люди, которые обращаются к Учителю или в буддийский монастырь, различаются по достоинству, и, конечно, не все из них стремятся любой ценой достичь так называемого «просветления» и достичь вершины в практиках буддизма. Многие монахи на протяжении всей жизни в монастыре занимаются только хозяйственными делами, практически не обращая внимания на духовную составляющую. Есть несколько профессий, они востребованы.
И только четверть монахов, а то и меньше, непосредственно занимаются изучением философии и практики Тантры. Многие монахи не приступают к серьезной практике до конца своей жизни. Им достаточно жить в окружении духовно близких людей, некоторые из которых приняли на себя обязательство подавить себя и заняты тяжелым трудом развития в практиках буддизма.