- Направления буддизма
- Хинаяна
- Отношение к Прибежищу
- Введение
- 1. Тхеравада, теравада, стхавиравада (Учение Старейшин)
- Различные взгляды
- Мотивация
- Методы и принципы тантрического буддизма
- Принципы и суть настоящей Тантры
- Эволюция и устремления
- Основные идеи Тантрического Буддизма
- Что такое шесть Йог Наропы?
- Йога сновидения
- Йога иллюзорного тела или астральная йога
- Другие виды тантрической йоги
- История тантрического Буддизма
- Взаимосвязь названий и сути учения
- Масштаб Махаяны
- Ваджраяна
- Работа с мешающими эмоциями в Хинаяне: мы отбрасываем их
- 2. Махаяна (Великая Колесница)
Направления буддизма
Возникновение буддизма относится примерно к V веку первого тысячелетия до нашей эры. Он принадлежит к одной из трех мировых религий, а это означает, что любой может практиковать его, независимо от того, где он живет, кто он по национальности и какой расы. Как и в любом другом вероучении, в буддизме есть свои направления.
Исходя из хронологии события, можно выделить три основных тренда:
- Хинаяна или Тхеравада
- Махаяна
- Ваджраяна
Строго говоря, Ваджраяна возникла как ответвление Махаяны, не противореча ей в философии, но имея свой собственный подход и методы медитации.
Хинаяна
Маленькую повозку (хинаяну) можно описать двумя великими принципами:
• поддерживать дисциплину, чтобы избегать всего, что причиняет вред другим;
• понимание пустоты предмета, именуемого «отсутствие самости личности».
Таким образом, все беспокоящие эмоции — желание, неприязнь, ревность, гордость и так далее — исчезают, и ум полностью поглощается пустотой.
В результате получился статус архата, «победителя врагов». Термин «враги» относится к беспокоящим эмоциям. В какой-то степени это можно считать Освобождением, но не окончательным пробуждением.
Хотя в таком состоянии можно отдыхать очень долго — до нескольких кальп, — путь не исчерпывается состоянием архата. Приходит день, когда тело Будды излучает луч света, который касается архата и пробуждает в нем мотивацию практиковать учение Великой колесницы, и с этого момента архат встает на путь, ведущий к полному просветлению.
Маленький вагончик сводится к этим двум принципам. Он не рассматривает возможность стать Буддой по доброте Будды Шакьямуни и не предполагает существование Чистых земель; эти учения уже относятся к Большой Медведице.
Отношение к Прибежищу
Буддисты отличаются от небуддистов тем, что они находят прибежище в Трех Драгоценностях. Эти три аспекта Прибежища — Будда, Дхарма и Сангха — одинаковы в Хинаяне и Махаяне, но отношение к ним совершенно иное.
В хинаяне человек находит прибежище для себя с целью освободиться от страданий сансары. Перспектива Махаяны намного шире. Здесь мы принимаем прибежище, чтобы освободить всех существ от сансары; мы часто думаем, что они тоже укрываются у нас и таким образом защищают себя от страданий. Также в Хинаяне практикующий принимает прибежище только до смерти, а в Махаяне — на все оставшиеся жизни, до просветления.
Что касается Ваджраяны, она предлагает уникальный подход. Здесь мы находим прибежище не только в Трех Драгоценностях, но и в Трех Корнях. Во-первых, это ламы, то есть коренной Учитель и все ламы линии преемственности как корень благословения; во-вторых, йидамы — это корень результатов; и в-третьих, Защитники Дхармы и Дакини являются корнем деятельности, устраняющей препятствия на пути.
Ваджраяна также проводит различие между внешним, внутренним и тайным уровнями принятия прибежища. Внешнее Убежище понимается в Трех Драгоценностях и Трех Корнях в их здравом смысле. Внутренний уровень означает, что практикующий рассматривает своего коренного ламу как единство всех аспектов Прибежища. В этом случае тело ламы представляет Сангху, слово Дхарма, а ум — Будду.
Другой взгляд на это подразумевает, что тело Учителя — это все ламы линии преемственности, слово — это все Защитники и Дакини, а ум — это все Йидамы. На секретном уровне мы находим убежище в своем уме. Это означает, что мы ощущаем пустоту нашего разума как абсолютное тело,
Состояние истины (Дхармакая); его ясность как тело совершенного опыта, состояние радости (Самбхогакая); и союз пустоты и ясности как тело воплощения или состояние излучения (Нирманакая).
Введение
Это издание является частью серии книг, посвященных тибетскому буддизму, и представляет его в свете учений одного из самых уважаемых мастеров нашего времени, Калу Ринпоче. Полный сборник включает три тома:
• «Совершенный буддизм»;
• «Продвинутый буддизм»;
• «Тайный буддизм».
Первая книга, Совершенный буддизм, содержит серию биографических заметок о Калу Ринпоче и, прежде всего, прекрасные воспоминания о ламе Гьялцене. Он также включает подробные учения о том, как относиться к повседневной жизни и отношениям между буддизмом и Западом.
Вторая книга, «Продвинутый буддизм», представляет учения Хинаяны и Махаяны как эзотерические аспекты Учения. Он объясняет пустоту природы ума и сострадания, а также имеет дело с беспокоящими эмоциями, кармой и положением существ в цикле перерождений.
И, наконец, третья книга, «Тайный буддизм», раскрывает основы Ваджраяны с ее мантрами, усилениями, шестью йогами Наропы и многим другим. Книга содержит важные главы о бардо (состояние между смертью и следующим рождением), тибетской медицине и линиях преемственности.
Калу Ринпоче — «Лама, несущий свет» — впервые прибыл во Францию в 1971 году. Тибет, этот недосягаемый оплот высшей духовности, тогда все еще был разделен на части по причинам, которые остальной мир просто не мог понять. В то время Ринпоче было почти 70 лет, и он первым, несмотря на скептицизм большинства его соратников, осознал, что буддизм может достичь огромного развития на Западе.
История доказала, что он был прав. До своей смерти в 1989 году Калу Ринпоче обучал большое количество людей в бесчисленных поездках. Многие были очарованы его харизмой и встали на путь Освобождения. Хотя ламы больше нет с нами, все богатство, глубина и разнообразие его учений осталось.
К сожалению, записи этих учений не известны широкой публике. Мы рискуем потерять это сокровище навсегда, как светильник, рассеивающий тьму. Спасая ситуацию, племянник Калу Ринпоче Лама Гьялцен, который служил своему дяде сорок лет, а затем стал его секретарем, попросил Клэр Люмьер Паблишинг найти и опубликовать все доступные материалы. Мы собрали все, что смогли найти, и, чтобы текст был максимально точным, мы повторно перевели учения с тибетского. Затем Лама Гьялцен попросил ClearPoint Press перевести их на английский язык.
Мы благодарны всем, кто так или иначе внес неоценимый вклад в издание этой книги. Мы хотим особенно поблагодарить людей из перечисленных ниже Дхарма-центров за то, что они позволили нам использовать учения, данные в стенах их организаций:
1. Тхеравада, теравада, стхавиравада (Учение Старейшин)
Древнейшая ветвь буддизма, сохранившаяся до наших дней в форме, проповедуемой Буддой Гаутамой Шакьямуни.
Первозданный буддизм — это не религия, а философское и этическое учение. Согласно учению Будды, мир никем не создан и никем не управляется, а вера в богов — это отход от личной ответственности и, как следствие, ухудшение кармы. Следовательно, в буддизме нет бога-творца всего сущего, нет поклонения высшим существам в обмен на помощь и добро.
Из всех направлений и типов буддизма, пожалуй, только в Тхераваде практически нет других объектов высшего поклонения, за исключением Будды Гаутамы Шакьямуни. Это отражается в относительной простоте как ритуалов, так и канонов архитектуры и искусства.
Буддизм Тхеравады не включает в свой пантеон местных богов и духов. Поэтому в странах своего распространения он существует в симбиозе с местными верованиями. То есть, будучи набожными буддистами, за утешением, помощью и защитой Тхеравадина в повседневной жизни, как правило, обращаются к различным местным духам и божествам.
Страна | Численность населения | % Буддистов |
Шри-Ланка | 19,4 миллиона | 70% |
Бирма | 42,0 млн | 87% |
Таиланд | 61,8 миллиона | 95% |
Лаос | 5,6 миллиона | 85% |
Камбоджа | 12,5 миллиона | 88% |
Различные взгляды
Виды разных поплавков отличаются друг от друга. Колесница «слушателей», первый уровень Хинаяны, ведет к осознанию «отсутствия индивидуальности личности» из-за того, что ум во время медитации отдыхает в пустоте «Я»; однако «бескорыстие всех явлений здесь не ощущается.
Колесница «одиноких Будд» добавляет к пониманию пустоты личности частичное осознание пустоты внешних явлений.
Колесница Бодхисаттвы в Махаяне утверждает, что все вещи являются просто выражениями или продуктами ума. Явления не имеют собственной отдельной реальности, и в этом они подобны событиям во сне. Эту точку зрения можно проиллюстрировать серией из двенадцати традиционных сравнений. Явления подобны отражениям в зеркале, радуге, миражу, небесному замку и так далее. Таким образом достигается полное понимание отсутствия самостоятельности.
Ваджраяна резюмирует в нескольких основных тезисах идею о том, что каждое проявление имеет природу сновидения. В частности, об этом говорится в Сутре сердца Праджняпарамиты: «Форма пуста. Пустота — это форма. Нет другой формы, кроме пустоты, нет другой пустоты, кроме формы ». Это согласуется с Махаяной и Ваджраяной. Однако Ваджраяна идет дальше, заявляя:
Сам ум изначально есть состояние истины, проявления — это великолепие состояния истины.
Ваджраяна учит единству ума и явлений. Пылесос включен в этот блок.
Мотивация
Принятие прибежища отличает буддистов от небуддистов, но мотивация отделяет хинаяну от махаяны. В хинаяне человек ищет освобождения для себя, а в махаяне — для высшего блага всех существ. Ваджраяна разделяет эту мотивацию Махаяны, хотя здесь подход к понятию блага для всех рассматривается с несколько иной точки зрения. Дело в том, что Ваджраяна считает, что все существа уже просветлены, хотя они не осознают своего просветления. Что же в таком случае считается истинным объектом сочувствия? В данном случае это незнание. Мы понимаем, что существа страдают, потому что не видят истинного положения вещей и своего просветления, и мы хотим, чтобы они сняли эту завесу.
Методы и принципы тантрического буддизма
Существуют разные типы тантры: крийя, чарья, ануттара и маха-тантра. Чтобы понять, как они работают, мы можем обратиться к сутрам буддизма, где методом достижения просветления является отречение.
И уже в Махаяне принцип просветления — это бодхичитта (желание всех существ достичь просветления). Итак, в тантре есть бодхичитта из Махаяны, прибежище от сутры и йоги божеств, присущее только ей.
И фундаментальный принцип тантрического буддизма состоит в том, что желания или страсти не отвергаются (как в хинаяне), а трансформируются в духовный путь, путь освобождения.
Можно также сказать, что наиболее гениальный ход и путь тантрического буддизма состоит в том, что страсть сама становится мудростью или продолжением изначального состояния.
Здесь следует отметить, что только Маха Ануттара Тантра использует полный сексуальный контакт для преобразования сексуального возбуждения в путь реализации. При этом трансформируется не только сексуальное желание, но также гнев и привязанность. Поэтому связывать тантру и тантризм с проявлением сексуальной энергии не совсем правильно.
Принципы и суть настоящей Тантры
Важным принципом истинной тантры является то, что тантра — это союз, союз блаженства и пустоты, когда тончайший уровень сознания воспринимает Ясный Свет и есть осознание того, что вы есть этот Ясный Свет, и с помощью него вы понимаете великая Пустота, и в этом состоянии возникает великое блаженство.
Другой важный постулат тантризма — использование энергетических каналов в человеческом теле, которые невидимы и могут быть ощутимы только тогда, когда через них течет энергия.
Итак, принцип каналов состоит в том, чтобы направлять страсти или желания, которые движутся в каналах, к центральному каналу и заставлять грубый ум растворяться в тонком, таким образом получая Энергетическое Тело, независимое от физического.
Энергетическое тело или иллюзорное тело может отправиться куда угодно, например, в чистые земли или в Шамбалу. Иллюзорное тело считается телом Будды, и поэтому состояние Будды всегда в нас.
Эволюция и устремления
Из-за этих различий существует тенденция думать, что учения махаяны из-за их превосходства должны быть уникальными и передаваться всем и каждому, а другие проводники могут быть исключены за ненадобностью. Но с практической точки зрения отрицание Хинаяны лишит нас возможности применить очень ценный подход. Представьте, что вы надели на ребенка одежду взрослого. Они ему не подойдут, как детский костюм взрослому не подойдет. В духовной сфере их методы соответствуют разным этапам развития человека.
Также необходимо учитывать разнообразие личных стремлений и менталитетов. Возьмем, к примеру, большой ресторан. Теоретически одно блюдо могло выполнять функцию насыщения всех гостей. Однако ресторан, в меню которого есть только одно блюдо, несомненно, останется без посетителей. Мало наполнить желудок — нужно еще и удовлетворить вкус человека. Вот почему рестораны предлагают целые списки разных блюд. Даже дети из одной семьи любят разную еду. Во всех сферах у каждого человека свои предпочтения, вкусы и наклонности, то же самое касается и духовной сферы. При обучении необходимо учитывать зрелость учеников и их индивидуальные особенности.
Основные идеи Тантрического Буддизма
Тантрический буддизм стремится к состоянию Будды, и основная идея состоит в том, что это состояние есть у каждого, и его можно достичь с помощью определенных методов.
Тантрический буддизм, или как его еще называют Ваджраяна (несокрушимая колесница), получил в Тибете особое развитие. Ведь там холодно, и особая практика каналов тела также очень полезна во время практики.
На пути к достижению состояния будды существуют отдельные йоги, которые называются Шесть йог Наропы, которые практикуются в тантризме как по отдельности, так и вместе.
Что такое шесть Йог Наропы?
Считается, что первая йога Наромы — Йога Туммо — йога «внутреннего огня», посредством которой достигается блаженство и состояние Ясного Света.
Именно благодаря этой йоге Миларепа отправился без одежды в заснеженные горы. В этой практике йоги повышают температуру тела до 45-47 градусов. В Тибете не было снега на крышах домов, где практиковали мастера этой йоги, даже в самую снежную зиму.
Йога сновидения
Йога сна или сновидений — это необычная йога, когда даже во сне йог знает, что он спит.
Знаете, во сне можно творить все, что угодно. Например, подумайте о слоне — слон появится, или вы сами можете просто подумать о нем и сразу им стать. Вы можете создать себе сотни красивых девушек и делать с ними все, что хотите, но когда этот опыт надоест, просто растворите все и оставайтесь в свете, в свете мудрости.
Йога иллюзорного тела или астральная йога
Иллюзорная телесная йога — с помощью этого тела можно отправиться куда угодно — к звездам, в Шамбалу или в Чистые земли Будды. Между прочим, он свободно проходит через камни, воду, сушу и движется быстрее скорости света.
Другие виды тантрической йоги
ActionTeaser.ru — тизерная реклама Есть и другие, менее известные виды тантрической йоги. Йога Пхова: сознание практикующего в момент смерти переносится в просветленные миры или в Страну Будды.
Бардо Йога — когда человек обретает полный контроль над будущим рождением и обретает опыт прошлых жизней и многих миров.
Йога Ясного Света — ведет к познанию трансцендентного опыта.
История тантрического Буддизма
В целом можно сказать, что тантра возникла в Индии. Итак, есть история, что даже во времена Будды Шакьямуни индийский царь Индрабодхи спросил Будду, есть ли способ достичь просветления и освобождения, не отказываясь от своего царства и ведя нормальную жизнь.
Считается, что Будда превратил себя в тантрическое божество Гухьясамаджа яб-юм (мужской и женский аспекты просветления) и передал учение тантры индийскому королю.
Как вы можете понять из этого, тантра работает с трансформацией и с энергетическим уровнем. Эта энергия связана с проявлением божественности, которая служит символом непрерывности нашей глубочайшей сущности. Конечно, ум не может понять нашу непрерывность, и необходимо практиковать тантру на практике под руководством настоящего мастера.
Также есть сведения, что тантра существовала в соседних с Индией странах. Однако вы должны знать, что все тантры связаны с каким-то учителем, который после просветления получил инструкции по тантре из высших сфер божественного существования, а затем передал их этому миру.
А наибольшее распространение тантрические учения получили в Тибете после прибытия Падмасабхавы. Известный учитель и переводчик текстов, Марпа также трижды посетил Индию и учился у индийского махасидхи Наропы.
Взаимосвязь названий и сути учения
Давайте рассмотрим названия этого движения, чтобы лучше понять, что это такое. Слово «ваджра» на санскрите означает «алмаз», «яна» — колесница, путь. По-другому Ваджраяну также называют «Алмазной колесницей», которая символизирует неприкосновенность пробужденного сознания. Само по себе, то есть просветление, подобно молнии или грому.
Это связано с первоначальным значением слова «ваджра» — «особое оружие, сделанное из толстой надземной части ствола дерева над корнями — приклада — с раздвинутыми острыми кусками корней». Его еще называли скипетром индийского Зевса — Индры. Один из буддийских ритуальных предметов — ваджра — теперь имеет ту же форму, но без ручки.
Поскольку чтение мантр играет огромную роль в Ваджраяне, это направление также часто называют Мантраяной. Мантр великое множество, но есть секретные мантры, которые особенно эффективны и настолько сильны, что долгое время были скрыты от обычных людей.
Прежде всего, это мантра Падманентра, которая приводит к исполнению любого желания; мантра Ваджрачакра, избавляющая от лени; Мантра Манибхадры, которая приносит богатство в жизнь адепта.
Считается, что многократное повторение мантр приводит к достижению просветления. Один из известных учителей — Падмасамбхава — передал своим последователям золотую мантру:
Ом А Хум Ваджра Гуру Падма Сиддхи Хум».
он считается золотым, потому что благодаря ему зависть, гордость, гнев, отвращение, желания, привязанности, нежелательные эмоции, невежество больше не заслоняют дух; ум, речь и тело освещены.
Ваджраяну также называют тантраяной, поскольку знания передаются от учителя к ученику в форме тантр — текстов, которые имеют неоднозначную интерпретацию. Таким образом, буддийский тантризм предполагает посвящение, во время которого мастер или гуру, который уже достиг просветления, если необходимо, объясняет ученику правильное произношение звуков и дает ему другие инструкции.
Другими словами, гуру зовут «лама», отсюда и другое название буддизма, принятое в Европе: ламаизм. Он широко распространен в Тибете, откуда он пришел из Индии, в Монголии, Японии, Непале, России, Европе, Америке и других местах. Духовным лидером буддизма сейчас является 14-й Далай-лама.
Каковы основные идеи этого направления? Все разнообразие имён Ваджраяны не меняет главного:
«Методы, используемые в Ваджраяне, служат одному: стать Буддой, прожив одну или несколько жизней, чтобы помочь всем живым существам, нуждающимся в сострадании».
Масштаб Махаяны
Было бы бесполезно отрицать различия между колесницами — в конце концов, сам Будда ясно объяснил, чем отличаются хинаяна и махаяна. Например, в одной из сутр говорится:
Махаяна сияет, как солнце и луна, Хинаяна подобна искре, ускользающей от огня, Махаяна такая же высокая, как гора Меру, Хинаяна не выше муравейника, Махаяна огромна, как океан, Хинаяна размером с пруд.
Ваджраяна
Ваджраяна, Алмазная Колесница, сохраняет основы Малой и Большой Колесницы — обязательство не причинять вред другим и помогать им, а также понимание пустоты субъекта и объекта. В нем используются особенно эффективные методы интуиции: две фазы медитации, развитие и завершение. Стадия развития с использованием искусных средств уподобляется луку, а стадия завершения с использованием мудрости — стреле. Тетива придает стреле ускорение, с которым она летит к цели. Пробуждение можно достичь за всю жизнь.
Используя другое сравнение, скажем так: если вы хотите пересечь страну из одного конца в другой, вы можете пройти пешком, и это будет долгое путешествие; можно поехать на машине и добраться быстрее; но вы можете лететь на самолете, и это займет несколько часов. Пешеходный переход соответствует Малой Медведице, путешествие на машине — Большой Медведице, а полет — Алмазной колеснице.
Ваджраяна считает, что все по своей природе чисто. Состояние обычного существа — это просто непонимание этой чистоты. Следовательно, все шесть миров сансары, когда их изначальная чистота полностью осознана и осознана, проявляются как шесть стран Чистого Будды.
Когда ум не осознает своей чистоты, все проявления воспринимаются как сансара. Когда признается чистота, все становится нирваной. Цель методов Ваджраяны — преобразовать восприятие из нечистого в чистое.
Работа с мешающими эмоциями в Хинаяне: мы отбрасываем их
Следующие учения объясняют основные принципы трех колесниц: Малой колесницы (Хинаяна), Великой колесницы (Махаяна) и Алмазной колесницы (Ваджраяна). В них подробно рассказывается о том, как справляться с беспокоящими эмоциями при каждом подходе, и предлагаются практические упражнения. Прежде всего, необходимо понять значение термина «эмоции» — в данном случае «беспокоящие эмоции» — с точки зрения буддизма. Понятно, что в данном случае значение этого слова отличается от общепринятого на Западе. Так, например, «эмоция», вызванная фильмом, стихотворением или красивым пейзажем, находится на другом уровне, чем «беспокоящие эмоции». Более того, некоторые психические факторы, классифицируемые как «беспокоящие эмоции», такие как невежество или гордость, не считаются «эмоциями» в повседневной речи. В современном русском, английском и французском языках нет эквивалента санскритскому «клеша» или тибетскому «ньон монгпа». «Беспокоящие» или «беспокоящие» эмоции — не лучший вариант, в то время как слово «страсть», которое почти точно передает буддийское понимание термина «клеша» в классических богословских текстах, сегодня имеет совершенно другое значение. Из-за отсутствия лучшего в качестве общего названия желания-привязанности, ненависти-отвращения, невежества, жажды обладания и ревности во всем их разнообразии мы используем фразу «беспокоящие эмоции». Чтобы понять, что в этих учениях подразумевается под вмешательством эмоций, необходимо помнить о специфике использования этого термина в буддизме.
Есть разделение на три вагона:
• Малая колесница (Хинаяна);
• Большая колесница (Махаяна);
• Колесница алмазов (Ваджраяна).
Иерархия трех различных подходов, также известных как нижний, средний и высший проводники, не имеет ничего общего с экономическим или социальным статусом, но принимает во внимание духовные способности практикующего, его большую или меньшую широту кругозора.
2. Махаяна (Великая Колесница)
Это направление буддизма уже можно отнести к религии с устоявшимся пантеоном, практикой поклонения и сложной религиозной доктриной.
Основное различие между Махаяной и Тхеравадой заключается в восприятии образа Будды не как исторического учителя, а как существа с божественной природой и «космического тела Будды» — божественной субстанции, способной принимать различные земные формы для спасения людей живые существа.
Одним из краеугольных камней Махаяны является доктрина «бодхисаттв»: святых аскетов, которые оставляют нирвану и возрождаются снова и снова, воплощаясь в божественной форме или в конкретных людях, чтобы освободить все живые существа от страданий. Бодхисаттвы — главный объект поклонения обычных верующих, бодхисаттва сострадания и милосердия Авалокитешвара, и его различные воплощения особенно популярны.
Пантеон Махаяны очень велик, имеет много рангов, а также включает в себя множество местных божеств и других сверхъестественных существ. Их состав и количество варьируется в зависимости от страны, направления, школы и т.д. Богиня Куань Инь, почитаемая представителями всех конфессий Китая, считается женским воплощением Авалокитешвары в махаянской традиции.
Все Далай-ламы также являются воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары, а российская императрица Екатерина II была признана воплощением Белой Тары (женский образ бодхисаттвы в тибетском буддизме) за служение бурятскому буддизму.
Страна | Численность населения | % Буддистов |
Китай | 1,284 миллиона | – |
Вьетнам | 79,9 миллиона | 55% |
Корея | 47,9 миллиона | 37% |
Тайвань | 22,19 миллиона | – |
Япония | 126,8 миллиона | – |