- Синтоизм
- Распространение буддизма
- Буддизм во времена сегуната
- Сингон
- Новое оружие в политической борьбе
- Буддизм
- Какая же религия в Японии?
- Обряды синтоизма
- Добуддийский синтоизм
- Две религии
- Взаимоотношения с другими религиями
- Синтоизм и буддизм
- Синтоизм и христианство
- Дзедо
- Мифология синтоизма
- Историческое развитие синтоизма
- Нитирэн
Синтоизм
Для начала не лишним будет вспомнить, что такое синтоизм. Это японская религия, которую можно назвать национальным достоянием. На протяжении более двух тысячелетий люди собирали идеи, наблюдения, взгляды на жизнь, духовные традиции, и только в восьмом веке они приобрели название, которое впервые было использовано в сочинениях под названием «Анналы Японии».
Эта религия развивалась с проникновением повсеместного буддизма, китайского конфуцианства и даосизма, но в то же время была изолирована от них. Ключевое слово «синто» состоит из двух иероглифов: «син» — ками, «тот» — путь. Дословно это можно перевести как «путь богов».
В японской культуре термин «ками» очень важен для восприятия, они обозначают божественность, дух, которым обладает все. Ками — истинно японское, национальное понятие, оно породило не всех людей на Земле, а только японцев.
Главная особенность синтоизма — обожествление явлений и предметов, наделение их душой. Даже кажущиеся неодушевленными предметы, такие как камень, обладают в синтоизме духом. Это ками».
Есть ками — божества определенной территории, а также есть духи природы или покровители клана. Эти идеи смешивались с древними ритуалами поклонения явлениям и силам природы, животным, душам умерших, с поклонением предкам, шаманизмом. Семья императора особенно превознесена и обожествлена.
Считается, что духовная гармония достигается именно в этом мире и именно через союз с ками, слияние. Вера в него привела к появлению различных типов синтоизма, характеризующихся тем, где и в каком масштабе проходят традиционные церемонии:
- популярны: вера укоренилась в сознании большинства людей и влияет на общественный образ жизни;
- дома — обряды проходят дома, у алтаря;
- сектантство — религия на уровне отдельных независимых организаций;
- храм — создаются особые храмы;
- имперские — ритуалы, совершаемые в храмах императорского дворца;
- государство — синтез храмового и имперского синтоизма.
Распространение буддизма
Хотя буддизм вобрал в себя множество китайских и индийских течений, только в Японии нормы этой религии оказались наиболее твердыми. Буддизм в Японии сыграл важную роль в развитии культуры, а с восьмого века он начал оказывать влияние и на политическую жизнь. Последнему способствовал Институт инков. Согласно этим учениям, император должен был отказаться от престола при жизни в пользу будущего наследника и, таким образом, управлять государством как регент.
Стоит отметить, что распространение буддизма в Японии произошло очень быстро. В частности, буддийские храмы выросли, как грибы после дождя. Еще в 623 году в стране их было 46, а в конце 7 века был издан указ об установлении буддийских алтарей и изображений в официальных учреждениях.
Примерно в середине 8 века правительство страны решило построить большой буддийский храм в префектуре Нара. Центральным элементом этого здания является 16-метровая статуя Будды. Чтобы покрыть его золотом, драгоценный материал был собран со всей страны.
Со временем количество буддийских храмов стало исчисляться тысячами, и в стране стали активно развиваться секты наподобие дзен-буддизма. В Японии буддизм нашел благоприятные условия для своего массового распространения, но он не только не подавил примитивные местные верования, но и интегрировался с ними.
Буддизм во времена сегуната
В 9 веке политическая власть императоров является чистой формальностью, по сути, все правительство начинает концентрироваться в руках сёгунов — военных правителей на местах. Под их властью религия буддизм в Японии приобрела еще большее влияние. Буддизм становится государственной религией.
Дело в том, что буддийские монастыри стали центрами административного управления, а духовенство держало в своих руках огромную власть. Поэтому в монастыре шла ожесточенная борьба за должности. Это привело к активному росту позиций буддийских монастырей на политической и экономической арене.
На протяжении многих веков, в период сёгуната, буддизм оставался главным центром силы. За этот период власть существенно изменилась, соответственно, вместе с ней трансформировался и буддизм. На смену старым сектам пришли новые, которые до сих пор влияют на японскую культуру.
Сингон
Секта Сингон внесла значительный вклад в объединение буддизма и синтоизма. В Китае о ней практически ничего не известно, а в Индию ее учение пришло намного позже. Основателем секты был монах Кукай, все свое внимание он сосредоточил на поклонении Будде Вайрочане, который воспринимался как символ космической вселенной. Из-за его причастности к вселенной образы Будды были разными. Это то, что помогло сблизить буддизм и синтоизм: секта Сингон объявила главных богов синтоистского пантеона аватарами (лицами) Будды. Аматэрасу стал аватаром Будды Вайрочаны. Божества гор стали считаться воплощениями Будды, что учитывалось при строительстве монастырей. Кроме того, мистические ритуалы Сингон позволили качественно сравнить синтоистских божеств, олицетворявших природу, с космическими силами буддизма.
Буддизм в Японии в средние века уже был полностью утвердившейся религией. Он перестал соревноваться с синтоистами и, можно даже сказать, разделил ритуальные обязанности поровну. Буддийские монахи работали во многих синтоистских храмах. И только два синтоистских храма — в Исэ и Идзумо — сохранили свою независимость. Спустя некоторое время эту идею поддержали правители страны, которые тем не менее увидели в синтоизме поддержку своего влияния. Хотя это скорее связано с ослаблением роли императора и началом периода правления сёгуна.
Новое оружие в политической борьбе
История буддизма в Японии восходит к середине 6 века. В те дни учение Будды играло важную роль в политической борьбе за власть. Спустя несколько десятилетий эту борьбу выиграли те, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм в древней Японии распространился как одно из двух основных направлений — махаяна. Именно эти учения стали основополагающими при формировании и укреплении культуры и государства.
Новая вера принесла с собой традиции китайской цивилизации. Именно эта доктрина стала толчком к возникновению административно-бюрократической иерархии, этической и правовой систем. На фоне этих нововведений стало ясно, что буддизм в Японии и Китае сильно отличается. Например, в Стране восходящего солнца внимание не было сосредоточено на том факте, что древняя мудрость имеет безусловный авторитет, более того, в отличие от Китая, мнение отдельного человека до коллектива имело свою цену. В «Законе о 17 статьях», вступившем в силу в 604 году, было сказано, что каждый имеет право на собственное мнение, убеждения и представление о том, что правильно. Однако стоило считаться с общественным мнением и не навязывать свои принципы окружающим.
Буддизм
Как много мы уже узнали вместе о буддизме! Его основателем был Сиддхартха Гаутама, индийский принц, который позже стал Буддой Шакьямуни, пробудившимся от мира роскоши, излишеств и нирваны. Этого хотят все буддисты в мире.
Нирвана — это состояние полного покоя и умиротворения. Это достигается с помощью длительных практик, медитации, сознательного успокоения сознания, отказа от мирских игр, радостей и пустых земных привязанностей.
Цель каждого буддиста — последовать совету Пробужденных и найти ту же «золотую середину» — баланс между двумя крайностями: пустыми земными удовольствиями и полным самоотречением.
Учение Будды достигло границ Японии через Тибет, впитав в себя черты тибетского движения. Здесь он был разделен на несколько традиционных школ, которые в основном относятся к махаяне.
что интересно, они не были насаждены здесь насильно, поэтому буддизм прижился в Японии максимально гармонично, мирно адаптировавшись в искусстве, культуре и сектантских взглядах.
Какая же религия в Японии?
Ученые не могут однозначно понять, какую роль синтоизм сыграл в формировании государства и какое значение в этом вопросе сыграл буддизм. В свое время вокруг этого вопроса разгорелась шумная полемика. Таким образом, в настоящее время в Японии преобладает так называемый религиозный синкретизм, сочетание различных конфессий.
Большинство населения считает себя буддистами, синтоистами или и тем, и другим одновременно. Когда ребенок рождается, они могут совершать ритуалы в синтоистском храме, свадебную церемонию в буддийском храме и читать «Тибетскую книгу мертвых» на теле умершего».
Со временем границы религий стираются настолько, что появляются синто-буддийские учения, например, Сингон-шу, сюгэндо, разница между которыми может показаться обывателям просто жуткой.
Обряды синтоизма
Общественная жизнь японцев гораздо больше проникнута религией синто, чем их личной жизнью. Эта религия общения с природой, где все священно: небесные тела, реки, предки, исключительные люди, присутствует во всех японских традициях. В борьбе сумо, в которой два полуобнаженных гиганта сталкиваются, пытаясь вытолкнуть себя из круга, спорт почти второстепенен по сравнению с ритуалами: борцы бросают горсть соли, чтобы очистить арену, балансируют на одной ноге или другой, чтобы раздавить силы зла, а что касается рефери, он происходит из семьи, специализирующейся на этом ремесле, и одет как синтоистский священник.
Театр нет, созданный в 15 веке, представляет собой не что иное, как чтение эпических легенд синтоизма. А «икебана» (искусство цветочного декора) интерпретируется в терминах синтоизма: цветы должны быть расположены таким образом, чтобы подчеркивать три плоскости: небо, человека и землю. Икебана также может интерпретироваться с точки зрения буддийской медитации. Общая ванная (о-фуро), существовавшая до американской оккупации 1945 года, также является ритуалом общения с природой.
Практика синтоизма сегодня не требует особых верований. Современные японцы очень мало верят в ками и не ищут рационального объяснения ритуалов. Однако для них синтоизм — это выражение их единства с национальным сообществом; а участие в храмовых церемониях в их деревне или районе выражает их желание сохранить гармонию в жизни нации. Японцы используют синтоистский ритуал, чтобы отмечать важные события в жизни человека, сообщества или нации. Речь идет о так называемых мацури — праздниках, во время которых люди радуются своему существованию, стремятся быть искренними, выражают благодарность за все хорошее в мире и желают сохранения счастья. Это возможность пригласить души умерших предков на веселую вечеринку, в которой они могут принять участие. Однако в самом синтоизме нет культа предков: поклонение предкам происходит из конфуцианства, то есть из китайской культуры. От будущей (посмертной) жизни ничего не ожидается. Смерть в синтоизме воспринимается как трагедия, и люди иногда обращаются к буддийскому поклонению в поисках утешения.
С другой стороны, веселая атмосфера на синтоистских церемониях хорошо подходит для таких событий, как рождение ребенка или свадьба; 90% японских свадеб отмечаются по синтоистскому ритуалу.
Союз супругов укрепляется тем, что они трижды пьют саке из миски. Однако традиционный банкет, на который приглашают семью и коллег, стоит дорого, поэтому многие молодожены предпочитают свадьбу за границей другому ритуалу. Это дешевле и включает в себя медовый месяц.
По воскресеньям семьи с удовольствием посещают синтоистский храм. Прогулка по его садам доставляет удовольствие, во время которой совершается обряд очищения: воду из священных фонтанов пьют из деревянных чашек, которые несут на длинных насестах.
Синтоизм включает в себя многочисленные паломничества, часто в горы, где, согласно легенде, обитают ками. Мораль синтоизма очень проста: нужно избегать величайших грехов: лжи, убийства, прелюбодеяния и так далее
По самой своей природе синтоизм совместим с другими религиями, поскольку не является интегральным. На протяжении своей истории синтоизм адаптировался к буддизму и конфуцианству, а сегодня у него нет проблем с христианством. Современная жизнь еще больше освободила его от сверхъестественного, но он остается скрепляющей силой, обеспечивающей единство японской нации.
удивительно, что такая примитивная религия, как синтоизм, сохранилась в такой высокоразвитой стране, как Япония. Синтоизм отстал от технической эволюции Японии в своей концепции Вселенной. Сельское хозяйство и социальная структура Японии достигли уровня (насколько можно судить со стороны) далеко за пределы духовного состояния, выраженного синтоизмом.
Можно провести интересную параллель с японским письмом, которое одновременно и примитивно, и сложно. Его можно легко заменить латинским алфавитом, который более совершенен и больше подходит для японской фонетики. Однако японцы предпочитают сохранять принадлежащую им архаичную систему, позволяющую защищать свою индивидуальность. То же самое и с синтоизмом.
Однако синтоистское мышление легко адаптируется к современному обществу, помогая формировать и развивать его: любовь к природе способствует экологическим движениям, потребность в постоянном обновлении способствует развитию общества потребления, а забота о красоте не может влиять только на дизайн и красота японских продуктов.
Синтоизм
Добуддийский синтоизм
Сегодня синтоизм и буддизм мирно существуют в Японии, качественно дополняя друг друга. Но почему это произошло? Ответ можно получить, изучив особенности раннего добуддийского синтоизма. Первоначально культ умерших предков, который символизировал единство и сплоченность членов одного клана, играл выдающуюся роль в религии синто. Они также поклонялись богам земли, воды, лесов, гор, полей и дождя.
Как и многие древние народы, японские крестьяне торжественно отмечали осенние и весенние праздники, урожай и пробуждение природы соответственно. Если кто-то умирал, с этим человеком обращались так, как если бы он ушел в другой мир.
Древние синтоистские мифы все еще сохраняют оригинальную японскую версию устройства мира. Согласно легендам, изначально в мире было всего два божества, Идзанаги и Идзанами: бог и богиня. Идзанами умерла, пытаясь родить своего первенца, а затем Идзанаги последовал за ней в мир мертвых, но так и не смог вернуть ее. Он вернулся на землю, и из его левого глаза родилась богиня Аматэрасу, от которой произошли императоры Японии.
Сегодня пантеон синтоистских богов огромен. Когда-то эта проблема не контролировалась и не ограничивалась. Но что касается интеллектуального отношения, этой религии было недостаточно для развивающегося общества. Именно эта причина стала благодатной почвой для развития буддизма в Японии.
Две религии
В VIII веке в стране существовала секта Кэгон, которая уже сформировалась и вступила в силу. Именно она превратила столичный храм в центр, который должен был объединить все религиозные течения. Но в первую очередь необходимо было сблизить синтоизм и буддизм. В Японии начали верить, что божества синтоистского пантеона были буддами в их различных реинкарнациях. Секте Кэгон удалось установить «путь двойного духа», когда две религии, которые когда-то вытеснили друг друга, должны были слиться в одну.
Слияние буддизма и синтоизма в раннесредневековой Японии имело успех. Правители страны обратились к синтоистским храмам и богам с просьбой помочь построить статую Будды. Японские императоры прямо заявили, что будут поддерживать как буддизм, так и синтоизм, не отдавая предпочтение какой-либо религии.
Некоторые из наиболее почитаемых ками (божеств) в синтоистском пантеоне заслужили статус бодхисаттвы, небесного буддийского божества. Буддийские монахи неоднократно принимали активное участие в синтоистских мероприятиях, а синтоистские священники время от времени посещали храмы.
Взаимоотношения с другими религиями
Синтоизм не стремится противоречить другим верованиям и никогда не говорит об их ложности. В ее недрах свободно проявляются многие религиозные учения.
Синтоизм и буддизм
Религиозный синкретизм (явление, при котором люди одновременно исповедуют несколько религий) характерен для Японии. Поэтому, наряду с синтоизмом, подавляющее большинство японцев исповедуют и буддизм. Это проявляется в соблюдении ритуалов двух религий одновременно. Подавляющее большинство японцев проводят традиционные синтоистские свадьбы, а похороны проходят в соответствии с требованиями буддийского учения.
Буддизм, пришедший в Японию из соседнего Китая, внес свои особенности и заимствовал некоторые нормы из синтоизма. Это отвлекло внимание от культа умерших предков, переключив его на более прагматичные вещи. Вместе с буддизмом пришли концепции государственности и общественного порядка.
Хотя истоки синтоизма в его нынешней форме во многом восходят к буддизму, эти две религии имеют много общего.
- религии объединяет тема «Пути». В первом случае это путь Будды, во втором — путь ками;
- наличие храма и священников, схожее стилистическое оформление молитвенных мест;
- общие божества и ритуалы, которые перешли из одной религии в другую в результате смешения.
Но различия между двумя религиями остаются:
- синтоизм не имеет основателя и, более того, невозможно достоверно подсчитать даже век его возникновения. Принимая во внимание, что эпоха буддизма начинается с просветления Будды;
- буддизм не приемлет культ душ умерших предков;
- несмотря на признание некоторых синтоистов, священным для синтоизма неодушевленным предметам не поклоняются.
Было много попыток предотвратить смешение синтоизма и буддизма: синкретизм не устраивал ни одну из сторон. Но ассимиляция все равно состоялась. Теперь люди, исповедующие обе религии, больше не могут делать выбор в пользу только одной из них.
Синтоизм и христианство
На первый взгляд, у этих двух религий нет ничего общего. Их нельзя сгруппировать ни в одну категорию. Их объединяет только масса их последователей. Даже если христианство в этом смысле побеждает, тем более что для многих людей на разных континентах характерны разные формы и общие черты.
Синтоизм также имеет несколько течений, но в основном они сосредоточены в одной стране. Более того, он не монотеистический: нет создателя и инициатора религии. Кроме того, синтоизм предполагает придание духовности неодушевленным предметам, что христианство считает ужасным грехом.
Однако можно выделить некоторые общие черты. Прежде всего, обе религии говорят о душе и считают важным заботиться о ней. Также поощряется скромность, желание не судить других, быть щедрым и бескорыстным. Ритуальные очищения происходят в храмах, имеющих общие характеристики. Подобный символизм встречается во многих религиях.
Что касается отношения синтоистов к христианству, то он всегда был подозрительным. Необходимость служить только одному богу с точки зрения монотеистов кажется предательством всех остальных богов. Поскольку синтоизм — это больше, чем религия (это мировоззрение, часть культуры), христианство не прижилось на японской земле.
Дзедо
Первой появилась секта Дзёдо, проповедовавшая культ западного рая. Это движение было основано Хоненом, который считал необходимым упростить буддийские учения, сделав их более доступными для обычных японцев. Чтобы получить то, что он хотел, он просто позаимствовал из китайского амидаизма (другого буддийского движения) практику повторения слов, которые должны были принести спасение верующим.
Следовательно, простая фраза «О, Будда Амитаба!» превратился в магическое заклинание, которое, если его повторять снова и снова, могло защитить верующего от любого несчастья. По стране эта практика распространилась как эпидемия. Людям ничего не стоит верить в простейший способ спасения, такой как переписывание сутр, пожертвования в храмы и повторение заклинаний.
Со временем суматоха вокруг этого культа утихла, и буддийское направление приняло более спокойную форму. Но количество подписчиков от этого не уменьшилось. Уже сейчас в Японии 20 миллионов представителей крахмала.
Мифология синтоизма
Мифы, демонстрирующие идеи синтоизма, содержатся в сборниках «Нихонги» и «Кодзики», которые описывают возникновение синтоизма наряду с описаниями жизни двух эпох. Первый из них — это так называемая «Эпоха богов», следовательно — правление императора, в котором сборники завершают повествование.
Нигде не упоминается, как долго длилась эпоха богов. Известно лишь, что он начался с сотворения мира и продолжался до тех пор, пока боги не передали власть своим потомкам — императорам.
Согласно синтоистской мифологии, возникновению мира предшествовал хаос. В нем было все, что существует, но в бесформенной, беспорядочной форме. Постепенно он распался на равнины и острова. Затем боги встали и быстро соединили пары. От брачных союзов родились новые природные объекты и явления, а также ками, их души.
Самая известная мифическая божественная пара — это боги Идзанаги и Идзанами. Именно из их союза родились острова, тогда заселенные людьми. От них появились другие боги. Отдельно появление людей в синтоистских мифах не уточняется. Японцы не видят большой разницы между живыми людьми и ками, их существование всегда было параллельным. Истоки многих ритуалов восходят к мифам, которые строго соблюдаются по сей день.
Миф о Сусаноо заложил основы ритуалов жертвоприношения. Сусаноо, бог ветра, однажды серьезно оскорбил свою сестру Аматэрасу недостойным поведением. Чтобы заслужить прощение, он подарил ей тысячи столов с самыми изысканными блюдами.
С тех пор накрытие богатого стола для милости богов стало одной из традиций. Жертвенная пища должна относиться к нескольким категориям, как приготовленная, так и пожертвованная живыми существами (икра, яйца). Японцы даже закапывают деликатесы в землю, считая, что там ими угощают ками, или кладут их перед храмами. Духи повсюду, и везде им предлагают еду.
Последующие мифы повествуют о борьбе богов и ками друг с другом за власть над территориями. Отсюда мы узнаем о боге Ниниги, который первым спустился на землю, чтобы править людьми. Именно от него произошла семья императоров. В некоторых легендах есть сведения о пяти других правителях на земле, которые подготовили почву для других имперских кланов.
Историческое развитие синтоизма
До первого контакта Японии с китайской цивилизацией, в V веке до н. Э., Синтоизм был просто комплексом верований, мифов и ритуалов. Это был своего рода политеистический анимизм, который по обилию божеств напоминает как некоторые древние религии, так и анимизм черной Африки.
В то время в Японии практически не было письменности, живописи или скульптуры, что, возможно, объясняет отсутствие идолов.
Китай, способствовавший распространению буддизма в Японии в 552 году, имел двойной эффект: с одной стороны, он создал смесь синтоистских и буддийских обрядов, с другой — родилась защитная реакция синтоизма с оттенком национализма. Религия синто сформировалась в 8 веке, мифы объединились, и ками-хранители различных племен или деревень были возведены в национальный ранг.
Это движение, направленное на усиление имперского правления, сопровождалось желанием зафиксировать древние традиции и составить мифологию, создать группу «официальных» поклонников и ритуалов. Увеличилось и количество храмов.
Вся история религии Японии с тех пор — чередование течений в сторону буддизма, то в сторону синтоизма. Первые упоминания в источниках о проникновении буддизма относятся к началу шестого века. В 538 году посольство корейского королевства Пэкче прибыло в Ямато и представило королю несколько буддийских сутр. Начиная с VIII-IX вв. Синкретизм буддизма и синтоизма характерен для Японии.
Под синкретизмом понимается, во-первых, выражение одной религии на языке и культовые действия другой, во-вторых, симбиоз двух или более религий в обществе и, в-третьих, согласованное сочетание двух вер. В первом смысле говорят, например, об афро-христианстве, во втором — о Ryobusinto, в третьем — о каком-то комбинированном язычестве.
Рёбушинто («Путь буддизма в синтоизме») — конфессиональный комплекс, возникший из сочетания буддизма и синтоизма. По словам Рёбушинто, прилагая одни усилия, благодаря ответу богов, вы получаете приятный ежедневный опыт, а прилагая усилия другого рода, вы, благодаря закону кармы и помощи бодхисаттв, приближаетесь к свобода от всех стремлений. При этом силы богов, бодхисаттв и кармы признаны одинаково реальными, поэтому в данной ситуации человек может спокойно полагаться на каждую из этих сил, но на протяжении всей своей жизни он может выбрать только одну миссия успеха в этом мире (синтоизм) или миссия освобождения от устремлений (буддизм).
Синтоизм и буддизм разделили жизненный путь японцев: яркие радостные события — рождение, бракосочетание — остались в ведении местных богов во главе с богиней солнца Аматэрасу; смерть, трактуемая в синтоистском языке как грязь, взяла под защиту буддизма, представив концепцию «возрождения», «спасения в раю Будды». Несмотря на постоянный процесс синкретического смешения двух религий, можно наблюдать рост защитной реакции синтоизма в тринадцатом и восемнадцатом веках. В этот последний период буддизм был государственной религией, и синтоизм действовал в некоторой степени против центрального правительства.
В эпоху Мэйдзи, в 1868 году, когда Япония была открыта для западной цивилизации, правительство решило отделить синтоизм от буддизма. Верующим буддистам было запрещено поклоняться в синтоистских святынях.
Синтоизм в этот период проявляется в четырех формах:
- императорский дворец синтоизма, включая ритуал поклонения Аматэрасу, богине солнца. Этот когда-то публичный культ теперь стал очень личным;
- синтоистский храм. Это ритуалы, выполняемые в тысячах японских храмов, входящих в Ассоциацию Дзиндзя Хонто. Эти две формы синтоизма образуют так называемый государственный синтоизм. Они сформировались в начале правления Мэйдзи и просуществовали до конца Второй мировой войны. Это было учреждение, призванное укрепить японскую национальную идентичность и лояльность императору;
- сектантский синтоизм. Это движения, возникшие в 19 веке. Самая известная из них, тенкирио, была основана женщиной в 1838 году и насчитывает более 3 миллионов членов.
- популярный синтоизм. Это распространенные народные верования, иногда сопровождаемые магическими обрядами.
Четыре формы синтоизма смешаны и составляют основу духовной системы ценностей страны. Вот почему синтоизм стал привилегированной областью партикуляризма и, следовательно, японского национализма. Только синтоизм мог способствовать обожествлению императора, который помог реализовать чаяния японского империализма.
Поражение Японии в 1945 году привело к ослаблению влияния этого инструмента синтоизма, существующего со времен Мэйдзи. Император Хирохито согласился ограничить синтоизм ролью религиозной организации, как и любой другой. Он утверждал, что верность своему народу не зависит от веры его подданных в его божественность, и отменил государственные субсидии синтоистским святыням. Лояльность синтоистов к императору от этого не уменьшилась, и храмы процветают и по сей день.
Фактически, синтоизм не имеет устоявшегося вероучения, но включает ритуалы, характерные для каждой из деревень..
Нитирэн
Секта Нитирэн была не менее популярна в Японии. Он назван в честь своего основателя, который, как и Хонэн, стремился упростить и очистить буддийские верования. Культовым центром секты был сам Великий Будда. Не было необходимости бороться за неизвестный западный рай, потому что Будда был рядом, во всем, что окружало человека и в нем самом. Поэтому рано или поздно Будда обязательно проявит себя даже в самом оскорбленном и угнетенном человеке.
Это движение было нетерпимо по отношению к другим сектам буддизма, но его учение поддерживалось многими обездоленными людьми. Конечно, это обстоятельство не придавало секте революционного характера. В отличие от соседнего Китая, буддизм редко становился знаменем крестьянских восстаний в Японии. Кроме того, Ничирен провозгласил, что религия должна служить государству, и эта идея была активно поддержана националистами.