Китайская архитектура — особенности в древности и наши дни

Архитектура Древнего Китая

Модели зданий, а также сохранившиеся изображения зданий на каменном рельефе периода Хань показывают, что китайские архитекторы еще 2000 лет назад возводили многоэтажные здания с многоуровневыми крышами, покрытыми цилиндрической черепицей, которые были украшены круги с различными изображениями и надписями по краям скатов крыши.

 

Архитектура жилых зданий древнего Китая.

Типы домов, которые китайцы создавали на протяжении тысячелетий, не сильно отличаются от своих древних прототипов. Они были построены из дерева, грубого кирпича и камня. Стены дома, как правило, не были несущими конструкциями. Они заполняли пространства между деревянными опорными столбами, защищая помещение от холода.

 

Главный фасад обращен на юг. В нем был вход и окна, занимавшие весь пол стены. На север не было окон. Южная стена выполнена в виде деревянной решетки, заклеенной пергаментной бумагой (изобретена в III веке до нашей эры). Крыша имела характерные большие свесы, защищавшие стены от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей. Перед главным фасадом часто располагалась крытая галерея (яп. Энгава — «серое пространство»). Галерея служила внешним коридором, соединяющим все комнаты дома, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и внешним миром.

Происхождение китайской крыши

Существует множество теорий происхождения этой чисто китайской формы крыши:

  • стремление архитекторов преодолеть, визуально облегчить массу высокой и крутой кровли;
  • зафиксировать естественный прогиб длинных стропил с помощью навесных опор на концах;
  • ассимиляция крыши с изогнутыми ветвями деревьев, очертаниями горного хребта;
  • обеспечение более пологой траектории водостоков, защита поверхности стен от влаги.

Внутренняя планировка китайского дома

Внутренняя планировка китайского дома подчинялась указаниям основателя даосизма, философа Лао-цзы (V век до н.э.): «Реальность здания не в четырех стенах и крыше, а во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в это…”.

Согласно китайской традиции, дом — это неотъемлемая часть окружающего ландшафта, своего рода ширма, через которую природа вторгается в здание, завершает его и обогащает. Здание — лишь временное убежище в долгом жизненном пути человека. Его тонкие стенки и перегородки легко ломаются под напором урагана, но структура решетки остается нетронутой. После урагана быстро собираются и монтируются легкие стены и перегородки.

Как устроен Сыхэюань

Сама структура традиционного китайского сихэюань уже заложена в трех иероглифах, образующих это понятие: «сы» — четыре (дома), «он» — союз, союз и, наконец, «юань» — двор. То есть в самом свободном толковании получается: «четыре дома, один за другим, равны всему двору».

Императорские дворцы, как правило, богатые дома или большие китайские даосские и буддийские монастыри, построенные по этому принципу, часто имели несколько таких дворов в ряд, соединенных крытыми проходами или внутренними дверями. Кстати, дворы монастырей в Китае обычно тянутся по главной оси север-юг.

Новые пристройки, опять же, традиционно строились с восточной и западной сторон и поэтому имели вспомогательный, а не основной характер. При этом считалось, что основные помещения ориентированы по одной северной и южной оси.

А элегантные входные двери («дамэн» или «жаймен») всегда располагались в углу с юго-восточной стороны — и это больше суеверие, так как китайцы видят в таком положении входа что-то выгодное для себя.

Еще важнее были иероглифы, украшавшие такие двери сверху — «долголетие», «счастье» и т.д.

На внутренних фасадах Сихэюань были большие окна, а на внешних либо их вообще не было, либо они были маленькими и очень высокими, вдали от посторонних глаз.

Иногда за северным строением строили другую «тыловую постройку» — это вполне разрешалось общепринятыми правилами; и это также имело практическое, утилитарное значение — как будет видно из нашего дальнейшего обсуждения.

Сихэюань

Однако иногда это могла быть комната, но всегда примыкающая к северной стороне главного дома, называемая по-китайски «хвост тигра». В этом случае он мог служить студией, как это было в доме китайского писателя Лу Синя (он же Чжоу Шучжэнь).

Такая архитектура, точнее, этот конструктивный принцип очень характерен, например, для столицы Пекина, где в северном здании, получившем наибольшее освещение, всегда располагались помещения хозяина дома или главы семьи и спальня.

Менее освещенные здания на восточной и западной сторонах играли роль пристроек и предназначались для размещения менее значимых членов семьи, обычно маленьких детей.

В южном здании располагались каюты и каюты для прислуги, а также была приемная, где было меньше всего света.

И вышеупомянутый «задний корпус» был местом, где размещались незамужние дочери, всегда подальше от нескромных взглядов, так как им, этим незамужним дочерям, не прилично было появляться на публике — следовательно, им приходилось жить в место самое дальнее от входа. Были еще и «апартаменты» горничных.

Сихэюань

Переселение хозяина дома и его семьи было продиктовано конфуцианскими нормами и принципами восточной натурфилософии.

Такое расположение было типичным для богатых владений. Семьи бедняков сыхэюань были, конечно, более обыкновенными, гораздо более скромными и состояли из комнаты для всех. Но в обоих случаях все было организовано по известным принципам фэн-шуй.

Китайцы всегда были и остаются великими мастерами иллюзий — и здесь, в их традиционном сихэюань, это умение, пожалуй, проявляется наиболее ярко. Таким образом, иллюзию большого внутреннего пространства создают стены и ширмы, призванные защитить двор от нескромного внимания и даже злых духов. Как изогнутая крыша Сихэюаня защищает от злых духов.

Интерьер квартир

Из-за высокой плотности населения квартиры в многоэтажках редко бывают просторными. Прихожая, спальня, кухня и гостиная расположены на 20-30 кв.м.

Что больше всего удивляет, так это ванная комната. Конечно, он совмещен, но чаще всего здесь не только ванна, вместо которой есть душевая кабина, но и унитаз — его роль играет оборудованная дыра в полу. Вода из душа стиральной машины льется прямо на пол, а затем стекает прямо в яму.

Главное в квартире большинства китайцев — обеденный стол, ведь они больше всего любят поесть. В Поднебесной не спрашивают, как дела, здесь интересуются, поели ли вы. Лучший стол состоит из двух частей: нижняя неподвижна — на ней едят, верхняя вращается — туда кладут угощения.

внутри

Китай — родина обоев, но, как ни парадоксально, в интерьере их используют редко, предпочитая красить стены. Дело в том, что во многих регионах повышенная влажность, поэтому обои просто отслаиваются.

Китайцам не нравится цифра 4 — она ​​созвучна слову «смерть», поэтому здесь вы не найдете ни четвертого этажа, ни квартиры под номером 4.

Несмотря на небольшую площадь и скромную обстановку, китайцы стараются обустроить свои дома таким образом, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно. В них используются декоративные вещицы с природными мотивами: изделия из бамбука, комнатные растения, суккуленты.

Особенно разнообразен дизайн детских комнат. В них можно полностью воссоздать атмосферу любимого мультфильма.

Жизнь за городом

Загородные дома делятся на два типа. Некоторые заселены состоятельными людьми — 3-4 этажа, просторные комнаты, дорогая мебель, обширная прилегающая территория с собственным садом по всем стандартам.

Их стоимость начинается от миллиона долларов. Единственный минус — в дом могут проникнуть мелкие животные и насекомые.

за городом

Другой тип — это довольно скромные дома на окраинах города или в деревне. Здесь селятся люди, увлеченные земледелием, земледелием и скотоводством.

Дома обычно строят из камня, кирпича или бетона, покрывают плиткой. Главная особенность в том, что они узкие, длинные, не более двух этажей.

Традиционный китайский дом Сыхэюань

«Пекинский дворик» или «Сихэюань» (в переводе «китайский дом») — так называется самый популярный традиционный китайский жилой дом. В таких зданиях не только размещались дома, но также строились другие учреждения, даже дворцы и монастыри.

Сихэюань состоит из нескольких домов (обычно четырех), соединенных вместе и образующих прямоугольник. Фасады всех домов с большими окнами выходили во двор. В такой усадьбе проживало несколько поколений. Старейшины клана жили в большом главном доме, окна которого выходили на юг. Позади него был дом для незамужних дочерей и дом для слуг. Боковые постройки к западу и востоку были заняты молодежью, здесь также были хозяйственные помещения.

Конструкции на опорах

Для бедных семей каждое здание состояло только из одной комнаты, для богатых — больше. Вход был на юго-восток, что считалось благоприятным знаком. Во дворах были разбиты небольшие сады. Самым красивым из них был китайский сад перед главным зданием, в котором были причудливые каменные горки, пруды с золотыми рыбками, клумбы и карликовые деревья. Стены домов, выходящие на улицу, были без окон или с маленькими окнами высоко поднятыми. У богатой собственности может быть два или более таких двора. Эти уникальные сооружения стали визитной карточкой страны и узнаваемы во всем мире.

Жилища китайцев сегодня

Современный сыхэюань

С середины прошлого века, когда образовалась Китайская Народная Республика, власти решили преобразить некогда богатые семьи дадзаюань — разместить несколько семей в сихэюань, в каждой комнате по семье. Были построены и дворы, и получилось что-то вроде обыкновенного дома.

Таких дворов в Пекине около 400 тысяч.

Проблема в том, что здания обветшали и часто не имеют даже базовых услуг, таких как туалеты, вода, электричество — они превратились в трущобы, бараки. Однако жители не пытаются отсюда уезжать, так как привыкли так жить на протяжении многих поколений. Кроме того, нахождение в историческом центре города дает им возможность вести семейный бизнес: множество открытых магазинов, кафе, магазинов прямо у себя дома.

Пекин

Несмотря на разруху, цены в этих домах заоблачные и начинаются от тысячи долларов за квадратный метр.

С каждым годом все больше и больше семей дазаюань переселяются в новые и более просторные квартиры, а на месте их прежних домов строятся высотные жилые дома. Дворы с особой историей хранятся жилищными музеями.

В последние годы наблюдается тенденция к жилищному строительству в стиле сихэюань. Однако они более современные, с трубами, водой и солнечными батареями.

Городские здания

Многие китайцы стекаются в города. Места для всех, особенно в мегаполисах, катастрофически не хватает, поэтому повсюду строятся дома высотой в несколько десятков этажей. Жилье в центре считается более престижным, выглядит футуристично, а панельные блоки по периферии выглядят однобоко.

небольшой городок
Пекин

6-9 небоскребов объединены во двор. Заслуга китайских властей в том, что они стараются сделать территорию комфортной: для автомобилей оборудованы только подземные автостоянки, а площади бесплатные, оборудованы дорожками, декоративными камнями, деревьями, зеленью, небольшими озерами и детскими площадками.

Утилитарное назначение дома-сыхэюань

Китайский дом Сихэюань обязательно строился по принципам китайской геомантии — фэн-шуй. Ни один элемент в нем не был случайным. Все имело свои значения согласно учению о пяти элементах, гармонизирующих окружающее пространство и человеческую жизнь. Хорошо построенный дом способствует успеху и долголетию его владельца и членов семьи.

Однако если присмотреться, можно увидеть, что конструкция китайского дома Сихэюань выполняла важные защитные функции. Семейная жизнь протекала в замкнутом пространстве, скрытом от посторонних глаз. Северная и западная стены, как правило, были глухими и выше, защищая дом от холодных ветров и пыльных бурь, особенно частых на севере страны. Изогнутая верхняя часть карнизов отводила дождевую воду от фундамента (хотя считалось, что они, в первую очередь, не позволяли злым духам проникать в дом, выбрасывая их, как по трамплину). Толстые черепичные крыши сохраняли тепло зимой и прохладу летом.

сихэюань, Пекин
Белая стена отлично защищает двор и помещения от непогоды. Фучэнмэнь, Пекин

В разных провинциях Китая дома Сихэюань имели свои особенности. Например, в северо-западных провинциях, таких как Ганьсу или Цинхай, стены были построены намного выше, чем, например, в Пекине, а дома были вытянуты дальше с севера на юг, чтобы защитить жилье от холодных ветров и от пыльных бурь из северо-западных пустынь. Однако в провинции Сычуань и на юге дома более вытянуты с востока на запад, так что яркое солнце не так сильно согревает двор. На северо-востоке Китая, где много земли и довольно холодный климат, задние дворы отлично подходят для получения большего количества солнечного света.

Сыхэюань – дом, проверенный веками

Сихэюань — это традиционный китайский дом, построенный во времена династии Чжоу, 11-8 века до нашей эры. Он также известен как Пекинский двор, и вот почему.

как устроен дом
Сихэюань — схема устройства

Чаще всего такие дома находили в Пекине и других относительно крупных городах. Они состоят из четырех одноэтажных зданий, обращенных в разные стороны света и образующих прямоугольник или квадрат. Наружные стены имеют очень маленькие окна или совсем не имеют окон, тогда как передний фасад считается обращенным внутрь стенами — их окна выходят на сад, общий для всех четырех домов.

Устройство сихэюань можно понять, зная перевод:

  • сы — четыре;
  • он — присоединиться;
  • юань — двор.

По этому же принципу строились монастырские и императорские постройки. Особо богатые семьи присоединялись к нескольким переходам сихэюань, галереям или зимним садам.

Сихэюань предназначен для большой семьи, в которую входят несколько поколений — это знак счастья, гармонии и долголетия. Чем изысканнее убранство и чем больше комнат в каждом корпусе, тем зажиточнее будет семья. В более скромном варианте в здании одна комната, а в богатом — 3, 5 и даже 7 комнат.

Главный корпус расположен на севере, а это значит, что окна выходят на юг — здесь больше света и тепла. Раньше здесь проживал глава семейства с женой и любыми наложницами.

вид сверху

Основное здание можно пристроить к помещению по бокам — так называемые «уши», а сзади — «хвостом». В последнем жили незамужние дочери хозяина, которым по правилам велено было вести самую скромную жизнь.

По бокам — с западной и восточной — жили молодые люди, дети с семьями и другие родственники. В доме напротив, южнее, света было меньше всего. Здесь члены семьи учились, принимали гостей, а также жили слуги.

В центре есть красивый сад, где собирается и отдыхает семья. Все способствует гармонии: цветущие растения, искусственный бассейн, камни, бамбуковые мостики. Чуть дальше от центра расположены пристройки, в которых расположены комнаты для прислуги, кухня и технические помещения.

Вход в дом — это главные ворота, над которыми часто можно увидеть иероглифы с пожеланиями счастья, благополучия, удачи. Фасад с изогнутой черепичной крышей очень хорошо продуман, чтобы дождевая вода не попадала на фундамент, а материал помогал сохранять тепло. Но древние китайцы считали, что такая крыша, прежде всего, отгоняет нечисть.

в Китае
Пекинский двор

Внутри дом обставлен в соответствии с правилами фен-шуй, древней науки о домашнем благоустройстве, главной целью которой является гармонизация пространства и привлечение счастья. Внутреннее убранство зависит от достатка семьи.

Интерьер

Основная идея устройства жизни — простота и лаконичность, чтобы не мешать единству жителя Поднебесной с окружающей его природой. В интерьере ярко выражен минимализм, мебель очень низкая, присутствует в небольших объемах. Полки с вещами спрятаны за неприметными дверцами из москитной сетки, имитирующими стены.

Основная слабость людей Поднебесной — свет. С появлением электричества комнаты стали обильно оснащать лампочками. Китайцы не выключали свет даже ночью.

Фэншуй

Даосская практика покорения космоса возникла как философское направление с целью поиска и использования энергии «ци» во благо. Пятиэлементная система была классификатором человека и окружающих его предметов, типов жизни, направлений и частей света. Атрибуты элементов использовались для определения степени гармонии в конкретном подпространстве и рассчитывались способы ее увеличения.

спальня в китайском стиле

Современная тенденция расставлять предметы обихода по потоку энергии издалека напоминает шинуазри. Сходство возникает в попытке по-новому реконструировать полученные знания без глубокого понимания сути тонкого искусства.

Цветовая гамма

Роль цветов занимает важное место в традиционной китайской культуре. Между пятью первоэлементами, основой всего сущего и цветом существует неразрывная связь. Следуя принципу пяти элементов, китайцы украшали свои дома, выбирали одежду и еду.

гостиная в китайском стиле

Образцы цветов

  • Черный — соответствует водной стихии. В Книге Перемен считается цветом Небес.
  • Белый. Элемент сделан из металла. Согласно древним поверьям, он отражает природу чистоты и сияния, часто ассоциируемого с золотом. Традиционно это цвет траура, с его использованием в интерьере нужно быть осторожным.
  • Красный. Символ огня. Указывает на радость, удачу, благополучие. Наиболее почитаемый китайцами, используется на встречах и вечеринках.
  • Желтый. Цвет земли самый красивый и благородный. Генерируйте Инь и Ян, становясь центром всего. Любимый цвет императоров, он символизирует роскошь и богатство. Почитаемый в буддизме, олицетворяет свободу от тревог.
  • Цвет морской волны. Связанный элемент — дерево. Он олицетворяет весну, наполняющую мир силой и жизнью. Сегодня он используется декораторами в небольших количествах, чтобы показать стремление домовладельца к успеху и достижениям.

современная гостиная в китайском стиле

Материалы

Китайский стиль относится к этносу, это подразумевает использование исключительно натуральных материалов, взятых непосредственно из окружающего мира.

  • Основой многих вещей был бамбук. Обилие прямых углов в мебели связано с неспособностью бамбуковых палочек гнуться.
  • Вторым по важности сырьем является древесина твердых пород. Сандаловое дерево было популярным, плотным и устойчивым к гниению. Из него делают гардеробы, столы, декоративные перегородки, шкатулки. Секретная технология росписи мебели поразила публику даже больше, чем секретная техника обработки фарфора.
  • Некоторые столешницы мебели были сделаны из массивных мраморных плит. Ее натуральная модель получила высокую оценку азиатских эстетов, стремящихся к красоте природы.

гардероб в китайском стиле

Полы, стены, потолки

Классическим решением для облицовки стен станет однотонная штукатурка или светлая пастельная краска. Обои — это диковинка, принесенная самой Поднебесной. Стоит выбрать тонкий узор, содержащий характерные изображения пионов, бамбука и птиц. Раскрашенные вручную стены с натуральными мотивами позволят вам приблизиться к воплощению восточной тематики.

интерьер дома в китайском стиле

Пол выложен темным массивом дерева, желательно с красным оттенком. В качестве альтернативы можно использовать крупную каменную плитку для пола. Ковры заменяются простыми плетеными циновками.

Изюминка потолков в китайских домах — многоступенчатая неоднородность. Большое количество сужающихся кверху ярусов имитировало эффект присутствия неба в комнате. Частично смоделировать столь важную деталь конструкции поможет гипсокартон.

диван в китайском стиле

Окна

Стандартное окно представляет собой лаконичную прямоугольную раму, покрытую тонкой матовой бумагой, заменяющей стекло. Некоторые дома, имеющие декоративную ценность, имеют круглые, шестиугольные или арочные окна. Окрашенные цветные ставни имеют чисто эстетическое значение.

Декор и аксессуары

Все декоративные элементы внутренней отделки объединены акцентом на природные мотивы. Роль человека в картинах и картинах ничтожна по сравнению с великолепием гор и лесов. Украшения гармонично вписываются в интерьер, не выделяются, а подчеркивают единство общей композиции.

столовая в китайском стиле

Основные стилевые атрибуты

  1. Вазы, статуэтки, фарфоровые и керамические тарелки.
  2. Бамбук, бумага, тканевые салфетки, коврики, вееры и ширмы.
  3. Кованые изделия из металла.
  4. Безрамные картины с изображением пагод, скал, карпа, журавлей.
  5. Живые цветы и бонсай в горшках.

столовая в китайском стиле

Современное направление нового и новейшего времени

Шинуазри официально считается ответвлением стиля рококо. Объединение классификации двух столь разных направлений произошло из-за незнания деятелей искусства. Недостаток знаний и поверхностный интерес привели к формированию китайского стиля, основанного на воображении и предположениях.

китайские интерьеры

Элементы стиля интегрированы в европейскую культуру 18 века:

  • Фарфор. До открытия европейских фарфоровых заводов аристократия выбирала посуду, привезенную с Дальнего Востока. Хрупкое и изощренное обслуживание было легким в использовании, легко чистилось, в отличие от серебряных и золотых изделий. Украшением комнат стали расписные фарфоровые вазы разных размеров.
  • Пагоды. С интересом к чайным церемониям стали появляться чайные домики, стилизованные под китайский стиль. Самым масштабным примером стала деревня в Александровском парке, строительство которой заказала Екатерина Великая. Грандиозный проект так и не был завершен из-за смерти королевы. Реконструированная часть, включающая десять из восемнадцати запланированных домов, была впоследствии изменена по приказу Александра I не в пользу восточного стиля.
  • Модели. Представления о китайской живописи у художников были очень гибкими. На этом не закончилось декорировать ширмы, обои и тарелки «краской для Китая». Узоры были нанесены на новые веера и зонтики от солнца, табакерки и вазы.
  • Ткани. Изысканные платья для женщин шили из шелка с ярким рисунком, пришедшего из Китая одновременно с фарфором. Это был конец проявления китайского стиля в одежде. Европейские дамы и их придворные портные были незнакомы с традиционным ципао, лишенным корсетов и пышных юбок.

чаепитие в китайском стиле

В наше время «китайский» стал одним из многих этнических стилей, которые могут принести прибыль индустрии развлечений. Рестораторы и владельцы казино вкладывают большие деньги в экзотику, манипулируя жаждой публики к необычному. Часто используется стиль южных земель Китая, подразумевающий обилие украшений и ярких красок.

Особенности архитектуры Китая

Визуальное общение с окружающим миром происходит через деревянные решетки и стены, которые можно превратить в бумагу. Если в доме были цельные каменные стены, то их поверхность обязательно украшал живописный пейзаж. Особую популярность эта техника приобрела в XI-XII веках (школа пения). В кирпичных или каменных стенах дверные и оконные проемы вырезались в форме листьев, цветов или ажурных ваз. Иногда в доме устраивали миниатюрные сады с карликовыми деревьями.

Непременным атрибутом китайского дома, бедного или богатого, был сад во внутреннем дворе. Усадьба была обнесена высокой стеной. Обычно сразу после входа с улицы, во дворе возводилась еще одна стена. По легенде, он преградил путь злым духам, которые не догадались развернуться и обойти ее.

В Древнем Китае считалось, что духи могут двигаться только вперед или поворачиваться боком под прямым углом. Поэтому во дворце императора Цинь Ши-хуанди (III век до н.э.) все входы, внутренние переходы здания, дорожки в парке были изогнутыми.
Формы окон и дверей в китайской недвижимости.

Дворцовая архитектура Китая

Края крыши дворца были изогнуты, чтобы по ним не могла передвигаться нечисть. Часто их украшали фигурками животных, которые играли роль амулетов нечистой силы.

Еще одна стена закрывала внутреннее пространство двора от «сглаза». Кстати, мы встречаем и знающих это людей, которые ставят в окна куклы, игрушки от сглаза.

Гостья встречали либо на ее глазах, либо в специальной комнате для гостей. Поверхность стен была побелена, украшена рисунками и иероглифами (иногда именами владельцев усадьбы, пожеланиями хозяевам и гостям и т.д.). На фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон — старинная традиция стран Древнего Востока. Как правило, окна выходят во двор или в сад.

Садово-парковая архитектура в Китае

Основополагающий принцип композиции китайского сада — естественность, «случайность» в расположении всех его составляющих. Во всем преобладает живописная криволинейность объемов и форм: берега водоемов, пересечения полузатопленных валунов, контуры деревьев, изогнутые контуры горных хребтов и холмов.

Изогнутые силуэты зданий дополняют рукотворные и природные пейзажи. У зрителя никогда не должно было возникнуть впечатления от умышленной деятельности художника.

Еще один важный композиционный принцип — достижение эффекта постепенного «сгущения» растительной массы от центра усадьбы к ее периметру. По мере удаления от дома деревья и кустарники увеличиваются в размерах, их крона становится гуще. По этой причине при взгляде со стороны усадьбы условная граница между естественным лесом и садом теряется. Сад как бы устремляется к дикому лесу и горным вершинам.

Каменные сады были очень популярны в древнем Китае. Считалось, что души выдающихся даосских отшельников скрыты в камнях. Идея духовной частоты, благородства и вечности также была связана с камнем. Поэтому высоко ценились камни, омываемые прозрачными струями воды и покрытые серым мхом — символом старости и долголетия.

В Китае считали, что камень остается живым до тех пор, пока не будет обработан. Поэтому в строительстве камни использовались редко. Другое дело — дерево! Он не только не «умирает», но и оживляет здание.

Большое внимание было уделено извилистым дорожкам, выложенным мелкими камнями и цветным песком. Дорожки были украшены узорами в виде иероглифов, народных сказок и легенд. Чаще всего они просто имитировали чешую гигантской змеи или дракона, извивающегося в холмах. Изогнутые мостики в сочетании с собственным отражением в воде образовывали экстравагантную рамку вокруг живописного: группы деревьев или элегантной беседки.

Тихие сады с прудами, покрытые горбатыми мостиками, насыщенный цвет красных лакированных колонн и резных решеток, легкий и диссонирующий звук колоколов, подвешенных по углам изогнутых черепичных крыш, создавали картину совершенной гармонии между природой и человеческие чувства.

Это впечатление еще больше усиливает умелый подбор растений с учетом не только их формы и размеров, но и изменения окраски в течение года, включения в композицию серебристого снега и инея.

Деревья, как и камни, создавали определенное настроение:

  • кипарис — величественный, возвышенный;
  • бамбук — одиночество, грусть;
  • сакура (японская вишня) — мечтательность, безмятежность.

Как говорят китайцы: «Архитекторы изо всех сил стремятся добиться естественности, в которой не просматривается ни малейшего разрушительного следа человеческих рук…”.

Декоративные элементы в китайской архитектуре

Самые старые постройки отличались простотой объемов, преобладанием строительных форм над убранством. Китайцы умели ценить красоту сооружения и не пытались замаскировать его орнаментами или скульптурными украшениями.

Все декоративные элементы имели определенную смысловую нагрузку:

  • стрекоза — «возрождение”,
  • цветок — «чистота и невинность”,
  • черепаха — «долголетие”,
  • обезьяна — «слух, зрение, обоняние”.

Изображение отча или живых растений было в характере доброжелательности как для обитателей дома, так и для его гостей. Например, символы феникса, тигра, дракона и черепахи представляли четыре стороны горизонта. Летящий или танцующий журавль — знак счастья и удачи.

Культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Драконы Лунг Ванга считались китайскими «богами воды». Они несли ответственность за водный режим страны, засухи и наводнения. Помимо дракона китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптуры слонов, верблюдов, львов использовали для обустройства погребальных комплексов, «процессионных дорог», «духовных дорог”.

Особенности градостроительства Древнего Китая

Практика городского планирования древнего Китая была основана на традициях народного строительства, синтезированных в даосских учениях фен-шуй. Согласно этой доктрине южная ось планирования считалась наиболее благоприятной: «Владыка Солнца всегда смотрит на юг». Основные фасады домов обращены на юг, что обеспечивает оптимальный температурный режим внутри.

Даосы разработали целую науку: геомантию, которая связала характеристики местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами (Небо, Земля, пять первоэлементов и т.д.). Для этих целей были изобретены компас, звездная карта и сейсмограф. Только при благоприятном сочетании небесных сил и земных «пульсаций духа» это место было признано пригодным для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям геометрических символов, чаще всего — круга и квадрата.

В Тибете издревле существовало искусство гармоничного обустройства дома «Са Че» — анализ Земли. Полное имя Са Чу Ме Лунг Шинг Ки Че Па означает анализ 5 элементов.

Эта древняя наука рассказывает, как окружающий ландшафт, форма и положение зданий, планировка и интерьер помещений, а также освещение влияют на наше самочувствие, здоровье, настроение, отношения с людьми и энергию. Он знает, что это, прежде всего, здравый смысл. Мы живем на Земле и сильно зависим от нее, и, анализируя помещения, здание, земельный участок, прилегающие территории, мы можем определить, насколько они гармоничны или дисгармоничны для нас и наших близких, бизнеса и здоровья, а также также исправьте это воздействие.

Особенность древних китайских городов — регулируемая высота построек. Он определялся исходя из социального статуса домовладельцев, которые по своему рангу селились ближе или дальше от центра города: императорский дворец, храмовый комплекс. Простые люди имели право строить только одноэтажные дома.

В частности, регулируется цвет крыш:

  • золотисто-желтый — императорский дворец «солнышко
  • ярко-синяя «небесная чистота» — культовые сооружения
  • зеленая «листва деревьев» — жилища знати, высоких сановников, отдельные храмы и низкорослые пагоды;
  • серая «земляная пыль» — дома простых горожан. В частности, были выделены административные, коммерческие и жилые районы и парковые зоны.

Культовая архитектура Древнего Китая

Самый интересный вид религиозных построек в Китае — пагода. Он утвердился в Китае с появлением буддизма (III-II вв. До н.э.). Идея пагоды была заимствована из Индии. National — это вертикальная структура конструкции с многочисленными изогнутыми вверх рамками.

Крыши пагод воспроизводят листву, вертикальный силуэт — гигантское дерево. Концы стропил выступают как веточки. Центральный вал поддерживает всю конструкцию. Над пагодой возвышается металлический столб с девятью зонтиками (имитация индийской ступы). В конце шеста — двухметровая пристройка в виде огненных языков. Каждая деталь башни имела символическое значение: девять ступеней нирваны Будды, четыре стороны света и т.д.

Если пагода была деревянной, то ее крыша была окрашена в зеленый цвет, а несущие конструкции — в красно-оранжевый цвет. Так получилось гармоничное единство постройки с растущими рядом елями. Неслучайно многие китайские поэты называли пагоду «Домом-деревом». Первые пагоды строились из «одушевленных» строительных материалов: кедра, бамбука, ели. Пропитывая дерево специальными смолами, архитекторы научились продлевать жизнь построек до нескольких столетий.

Пагоды возводились на вершинах гор и холмов. Это полностью соответствовало постулатам чань-буддизма о ничтожности и суетности земной жизни, о величии Природы. С V века нашей эры пагоды строили из более прочных материалов — кирпича, камня и т.д.

Памятники архитектуры Китая

Дяолоу — многоэтажные укрепленные особняки, до 1400, типичные для округа Кайпин в провинции Гуандун на юге Китая.

Аньян — городской округ в провинции Хэнань в КНР, к северу от центральной части бассейна Желтой реки. В районе города было найдено большое количество предметов, относящихся к периоду династии Шан (1562-1027 гг. До н.э.). Считается, что здесь располагалась столица этого царства Инь. Территория древнего города (Иньсюй, «остатки Инь») внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сиди и Хунцунь — две древние деревни в китайской провинции Аньхой, лучше других сохранившие традиционную планировку и деревянные постройки династий Мин и Цин. Построен в традиционном стиле архитектурной школы Хойана. Они являются уникальными достопримечательностями и имеют большую историческую ценность.

В Китае есть ряд других достопримечательностей:

  • Великая Китайская стена
  • Дворец Потала
  • Запретный город
  • Храм Неба
Оцените статью
Блог о буддизме