Зарождение театрального искусства
Истоки театра в древнем Китае восходят к примерно четырем тысячам лет назад в шаманских и религиозных обрядах, в придворных пьесах. Уже в те времена в последних принимали участие придворные шуты, актеры — тян-ю и комедианты — пай-ю.
Народные обряды и фестивали также носили театральный характер. Это проявилось, в частности, в культе предков. В «играх мертвых» было принято подражать деяниям умершего и его славным деяниям.
Во времена династии Хань борьба, так называемая «бода» — цзяодиси, была излюбленным времяпрепровождением. Он сопровождался музыкой и позже был включен в сотню спектаклей — байши. Помимо борцов, это были:
- танцоры,
- акробаты
- пожиратели мечей
- канатоходцы,
- фехтовальщики.
В дуэлях фехтовальщики использовали боевые топоры, трезубцы и кирки — молоты с ударной частью в виде клюва.
Кукольный театр
В этот же период родился кукольный театр. За пределами театра куклы были известны задолго до этого периода. Но потом их использовали ритуально: помогали умершему уйти в мир иной.
Теперь они перешли на сцену. Куклы были представлены:
- куклы
- персонажи созданы для игры на воде
- появляясь в коже.
Эпоха песни — золотой век марионеток. Особенно необычны были водные представления: актеры находились под водой и управлялись с помощью специальных машин драконов и огромных рыб, которые исчезали и появлялись снова самым неожиданным образом.
Несмотря на то, что куклы неизменно привлекали внимание публики, среди которой были и обычные актеры, кукольный театр не так сильно повлиял на традиции классического китайского театра, как японские актеры кабуки.
По китайским меркам, живой актер должен был быть более эмоциональным и подвижным. В последующих театральных требованиях жесткость актера и его неподвижность, делавшие его похожим на куклу, были осуждены.
Разновидности музыки Китая
В течение нескольких тысячелетий развития восточного искусства сформировались следующие виды традиционной китайской музыки:
- песни;
- танец;
- китайская опера;
- инструментальные произведения.
Стиль, манеры и красота исполнения никогда не были главными аспектами китайских народных песен. Творчество отражало особенности регионов страны, образ жизни людей, а также отвечало пропагандистским потребностям правительства.
Танец стал отдельным типом китайской культуры только в VII-XI веках, когда получили развитие традиционный театр и опера. Они выполнялись как ритуалы или представления, часто при императорском дворе.
Традиционная китайская скрипка эрху и фортепиано
Жанры китайских танцев
классифицировать этот вид искусства сложнее всего, так как в Китае проживает около 60 этносов, у каждой из которых есть уникальные народные танцы.
Первые считаются «танцем льва» и «танцем дракона». Первый признан заимствованным, так как львов в Китае нет. Танцоры одеваются как короли животных. Второй обычно включали в ритуал просьбы о дожде.
Современные китайские народные танцы драконов исполняются десятками мужчин, держащих на палках легкую конструкцию дракона. В Китае существует более 700 видов этой акции.
Интересные жанры китайского танца включают разновидности ритуалов. Они делятся на три группы:
- танец йи, который был частью конфуцианской церемонии;
- новый танец, с помощью которого изгоняется нечисть;
- цам — это тибетский танец.
интересно, что традиционный китайский танец используется в оздоровительных целях. Часто включает элементы восточных единоборств. Классический пример — тайцзицюань, которым по утрам занимаются тысячи китайцев в парках.
Жанры китайских песен
Работы, выполненные до нашей эры, чаще всего прославляли природу, жизнь и окружающий мир. Многие китайские песни были посвящены четырем животным: дракону, фениксу, цилину (чудотворному зверю, разновидности химеры) и черепахе. Это отражено в названиях произведений, дошедших до наших времен (например, «Сотни птиц поклоняются фениксу»).
Позже было больше песен по тематике. Они были разделены на:
- рабочие песни (сопровождение полевых работ, рыбной ловли, носильщиков пешком);
- протест (разоблачение коррупции, жестокости помещиков);
- любовь и семья (об отношениях между мужчиной и женщиной, их жизни; новые песни отражают изменение в структуре семьи после революции);
- игривый, юмористический (описаны забавные ситуации, радостные моменты);
- лирический (описывает конкретное событие, делая его понятным для всех слушателей; в китайских лирических песнях персонажи не имеют имен).
XII-XIII века
Китайские народные песни и танцы в средние века способствовали рождению нового вида искусства: музыкального и театрального. В этот период здесь появилась классическая опера и театр, художественные принципы которых не изменились и по сей день.
Истинная национальность китайского театра выражалась в том, что у спектакля не было ни композитора, ни режиссера, поскольку он создавался коллективом актеров.
И слова актеров, и их танцы были подчинены музыке в классическом театре. Он определил круг персонажей и приемы, которые актеры использовали в своей игре, подчеркнув настроение персонажа.
Ритмические и мелодические характеристики исполняемой музыки, композиция инструментов в оркестре придавали действию на сцене особую выразительность. Особое значение имели ударные инструменты, в том числе барабан.
Он привлек внимание зрителя к некоторым сценам, подчеркнул важность происходящего, усилил игру.
Мелодия театра того времени была взята из популярных песен. Давным-давно у крестьян было массовое шоу, посвященное работе фермера.
В его основе лежали театральные постановки в сопровождении музыки, которые были вездесущими и назывались «янге». Эти постановки повлияли на формирование традиций китайского народного театра.
Китайский классический театр нашего времени «цзин-си» — столичный театр комедий. За трехсотлетнюю историю своего существования он вобрал в себя весь светский опыт развития театрального искусства Поднебесной.
Пекинская опера является национальным достоянием китайцев и внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пекинская опера гастролировала по Москве и другим крупным городам мира.
Народные музыкальные инструменты
Музыка древнего Китая состояла из около тысячи различных инструментов, большинство из которых, к сожалению, канули в лету. Китайские музыкальные инструменты классифицируются по типу звукоизвлечения:
- щипковые струнные инструменты: саньсян, гучжэн, кунхо, луцинь, пипа с разным количеством струн;
- струнные молотковые инструменты: чжу — тарелки;
- смычковые инструменты: эрху, даху, лейцин, чжунху;
- духовые инструменты: гуань (разновидность гобоя), дизи (бамбуковая флейта), шэн (губной орган, проще говоря — разновидность губной гармошки);
- ударные инструменты: гонг (металлический диск), пайгу (барабан типа литавры).
Необычное зрелище
Долгое время языковой барьер и уникальная манера поведения мешали иностранцам понимать содержание обычных шоу. Этих проблем не возникло во время посещения театра теней.
Только этот тип театра распространился за пределы Китая и стал популярным за рубежом:
- Франция,
- Англия,
- Германия,
- Турция.
Интересна легенда о его происхождении. Два тысячелетия назад внезапно скончалась любимая жена одного из китайских императоров.
Правитель оставил все заботы государства и впал в депрессию. Один из придворных, чтобы облегчить его страдания, решил необычным образом развлечь правителя.
Этот человек реализовал свою идею после прогулки, где группа детей встретила его на пути к придворному. Они изобрели развлечение: играли в тени, появляющиеся на пыльной дороге.
На обратном пути мужчина вырезал из куска ткани лицо своей императорской жены, окрасил его краской и прикрепил к изображению завязки. Вечером он расставлял ширму и подсвечники со свечами так, чтобы его лицо отбрасывало легкую тень на белое полотно и двигалось, когда дергали за ниточки.
Цель была достигнута, правитель обрадовался и снова занялся государственными делами. При дворе часто устраивались теневые игры. И вскоре такие шоу стали популярны в народе.
Но становление театра теней происходит давно, только во время правления династии Сун, девять веков спустя, есть официальные упоминания об этом типе театра.
Техника исполнения включала вырезание необходимых персонажей из разных видов кожи:
- козел,
- буйвол
- лошадь,
- осел.
Последний считался наиболее удачным для этой цели, и во многих местах театр теней назывался Люй Пин, что означало «тени из ослиной шкуры».
Очертания кроя были раскрашены в пять характерных цветов, чтобы зритель мог понять, какими качествами обладает тот или иной герой:
- Красный: честность, открытость, готовность к делу.
- Желтый: владение магией и колдовством.
- Белый — хитрость, предательство, хитрость.
- Черный: строгость, безжалостность, объективность.
- Зеленый — это смелость и отвага.
Русский китайский театр
При дворе Екатерины II в эпоху рококо в России было принято увлекаться всем китайским. По проекту архитектора А. Ринальди в Царском Селе в 1778-79 годах был построен Китайский летний театр. В те времена это называлось Каменная опера.
Снаружи здание имело вполне типичные для Европы архитектурные особенности, только загнутые вверх углы крыши и цветная рамка напоминали Китай.
Внутри зрителей восхитил роскошный оранжевый шелковый занавес, на котором были изображены сцены из жизни китайцев и их национальные пейзажи. Потолок, сцена и ящики включали такие декоративные элементы, как:
- знаки Зодиака,
- драконы
- фигурки жителей Поднебесной,
- картонные украшения, облицованные пленкой,
- колокольчики
- бусы
- разноцветные деревянные подвески, расписанные золотом и серебром.
В репертуаре театра произведения придворного композитора Д. Паизиелло. После смерти императрицы театральная жизнь прекратилась почти на сто лет. На местной сцене иногда выступали только приезжие артисты.
С конца 19 века до начала Первой мировой войны театр пережил бурное возрождение. На ее сцене были поставлены Толстой и Шиллер, Софокл и Ростан.
Артистами, помимо труппы театра, были старшеклассники, офицеры и даже великий князь Константин Константинович. Театр был перестроен, что позволило ставить спектакли не только летом, но и круглый год.
С началом войны театральная жизнь прекратилась, и только в 1930-х годах спектакли снова заработали. Но в 1941 году, когда был обстрелян город Пушкин (бывшее Царское Село), театр сгорел изнутри вместе с крышей. Остальные стены с тех пор не ремонтировались.