Буддизм в России: появление и история развития

Первые сведения

В седьмом веке на Дальнем Востоке образовалось государство Бохай, которое около 130 лет занимало часть русских земель, которые в современной реальности называются Приамурье и Приморье.

природа

Большинство бохайцев любили шаманизм. В духовной культуре жителей Бохая чувствовалось влияние соседей этого государства:

  • маньчжурский
  • корейцы,
  • китайский язык.

Местная знать и чиновники исповедовали Махаяну.

Знаменитый поэт Бохай Хайтей говорил о своих шести (согласно буддийской Дхарме) возможностях перерождения:

Он был пастухом, бродягой, знатным,
Но кто они на самом деле в этой бессмысленной жизни?
В пурпурных платьях и черной рясе —
Я прошел весь путь, но кто забьет мне сердце?

Как по обращению охранников, я выбираю имена.
Все хороши, но я никак не знаю своего имени.
Я гуляю по окраине города и спрашиваю людей, которых встречаю:
«Ты меня помнишь, голос обо мне жив?»

Моя душа, кто ты? Дух голоден? Демон Асура? Илиархия?
Я человек на перекрестке шести дорог
Как обглоданная кость, переброшенная через порог
Для бродячей стаи собак — у меня нет имени, нет славы…

Археологи обнаружили руины бохайских идолов того времени. Их пять, расположение первого — Хасанский, остальных — Уссурийский район:

  • Краскинское поселение, д,
  • Корсаковская,
  • Борисовская,
  • Абрикосовская,
  • Копытинская.

в Амурской области
Краскинское поселение

При раскопках были обнаружены многочисленные фрагменты и целые статуэтки. Материалом, из которого были сделаны будды и бодхисаттвы, были камень, обожженная глина и позолоченная бронза. Помимо них были обнаружены и другие объекты для администрирования буддийского культа.

XVII век

Последовавшие за Бохай калмыки принесли буддийские учения на Русскую землю, когда часть их племен в начале 17 века перешла в русское подданство.

Послы калмыков (ойратов) пришли к царю Василию Шуйскому и выразили желание использовать первоклассные пастбища вдоль Волги, предложив взамен защитить границы от нападений кочевых племен на юго-востоке Московии. Соглашение было заключено к взаимной выгоде сторон, и было образовано Калмыцкое ханство, первое и последнее автономное буддийское государство в Европе.

Калмыки были буддистами с устоявшимся мировоззрением. Они получили передачу учений от Второго Кармапы, Карма-бакши, за четыре столетия до присоединения к России. Он был главой тибетской школы Карма Кагью.

Уйгурский буддизм, школы кагьюпин и сакьяпа также были знакомы ойрати и оказали на них значительное влияние. Однако позже школа гелуг по разным причинам все еще преобладала среди них, хотя линии передачи Кагью и Сакья сохранились.

в Калмыкии
Буддийский храм «Таши Гоманг», Калмыкия, начало 20 века.

В то же время сотни духовников из Тибета и Монголии, покинувшие свои земли по политическим мотивам, нашли убежище в Бурятии. Тибетская версия учения также проникла в этот регион.

Буряты добровольно приняли российское гражданство, но эксцессы местной сибирской администрации способствовали тому, что многие из них эмигрировали в Монголию, так как с них облагались непомерными налогами и пытались насильно обратить в православие.

Алтайские народы приняли буддизм, когда Алтай был включен в состав Джунгарии. Все буддийские народы поддерживали интенсивное общение с Тибетом, главой всех буддистов и духовными лидерами различных буддийских сект.

Ламы из России получали начальное обучение на месте, затем их принимали из Тибета для завершения образования. Даже тела ушедших в мир лам и знати отправлялись в Страну снегов, чтобы они могли «возродиться» наилучшим образом».

Тибет в лице Далай-ламы направил калмыцким ханам письма с печатями из сандалового дерева, подтверждающие их право на власть. Отличительной чертой буддизма было то, что, распространяясь по миру, он мирно сосуществовал с существующими религиями, принимая различные духовные формы.

в Бурятии
Аларский дацан, Бурятия

Хотя все вышеупомянутые народы исповедовали одну и ту же форму буддизма, в каждом регионе тем не менее он приобрел свои особенности.

Бурятский буддизм многое перенял у Монголии из-за близости этих стран. Здесь также поклонялись перевоплощениям — тулку, а иерархия в монастырях соответствовала тибетской. В Туве, наоборот, перевоплощений не искали; ламам разрешалось жениться, поскольку им не нужно было принимать монашество.

Алтайский шаманизм и христианство по-своему изменили буддизм.

шаманизмом в СССР

После Октябрьской революции в России буддизм был подвержен модной тогда духовной тенденции: обновлению. Синтез дхармы и марксизма был призван реорганизовать буддийские общины. В рамках этого движения в 1920-х годах в Москве даже проходил Всероссийский буддийский собор. Однако затем политическая политика партии и изменившихся религиозных организаций началась массовые монастыри, репрессии были закрыты, церкви были разрушены, а духовенство было в послевоенное время. До «оттепели» преследовали народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам в 1948 году осталось менее 600. Что касается Тувы и Калмыкии, то в обоих регионах выжило всего несколько десятков священников из 8 тысяч.

Какие народы России исповедуют буддизм

Основы буддизма

Буддизм — уникальное учение, оно содержит множество течений и тенденций, настолько отличных друг от друга, что их можно принять за разные религии. Но, конечно, есть идеи, которые их всех объединяет. Прежде всего, это Четыре Благородные Истины, согласно легенде, переданные человечеству самим Буддой. Их содержание следующее:

  1. Правда о страданиях, в которых человек проводит всю свою жизнь. Более того, это страдание неизбежно, оно включает в себя боли рождения, страдания от болезней, неудач и смерти. Приятные моменты тоже являются частью этих мучений, ведь все хорошее рано или поздно заканчивается, а это тоже приводит к страданиям. Эта печальная судьба поражает мир животных их постоянной борьбой за выживание, и судьба божественных существ, вынужденных сражаться с демонами, также заслуживает сочувствия.
  2. Правда о причине страдания, за которую берутся желания и привязанности, заставляя людей достигать приятного и мучения от невозможности этого достичь.
  3. Правда о прекращении страданий и переходе в нирвану, то есть состояние свободы и высшего блаженства.
  4. Правда о трехэтапном пути к прекращению страдания: этап мудрости, нравственности и концентрации. На первом этапе человек должен мысленно подготовиться к принятию нового мировоззрения и определиться с ним. По второму: научитесь быть честным, забудьте о сплетнях и оскорблениях, ведите правильный образ жизни. Последним шагом будет усердная практика йоги, контроль сознания, переход в транс.

В поисках нирваны

Поскольку Будда считал себя целителем живого мира, призванным исцелить его от мучительных страданий, эти формулировки воспринимаются как наставления врача. В первом абзаце он ставит диагноз, во втором объясняет причину развития болезни, в третьем дает прогноз, а в четвертом — прописанный курс лечения.

Буддийские школы

Но последователи религии по-разному воспринимали правила следования словам Будды, поэтому со временем сформировались разные школы буддизма. В России в основном следуют традициям двух из них.

  • Последователи Тхеравады, самой консервативной школы, поставили перед собой цель полностью избавиться от грязи и заблуждений. Они придают большое значение процессу интеллектуального познания и действия. Их ритуалы и церемонии довольно просты.
  • Махаяна учит своих последователей не только стремиться к нирване, но и понимать абсолютную истину в этом состоянии. Эта школа буддизма в России в основном представлена ​​двумя формами: дзен (приверженцы этого учения стараются проникнуть в истинную природу ума) и сон (последователи практикуют медитацию, монашество и аскетизм).

Есть несколько школ буддизма

Помимо этих двух направлений, в религии есть школа Ваджраяны, но в России у нее практически нет последователей.

Буддизм в Туве

Тува — республика, принятая в состав России в начале 20 века, то есть в 1911 году. Сегодня тувинцы исповедуют ту же форму обучения, что и буряты, — традицию махаяны тибетского буддизма. Однако так было не всегда: первые центры буддийских учений, в основном в форме Хинаяны, появились на территории Тувы еще во II веке нашей эры, в период Турецкого каганата. Впоследствии тувинские племена были подчинены уйгурам, отвоевавшим у турок тувинские земли. Уйгуры исповедовали манихейскую религию, но также испытали влияние буддизма. Развив письменность, уйгурские ученые начали активно переводить буддийские тексты с китайского и согдийского языков. Со временем переводчики сосредоточились на тибетских трактатах, что привело к дальнейшему преобладанию тибетской традиции. Эта тенденция была усилена в 13 веке влиянием монгольских мастеров, которые переняли буддийскую традицию от тибетских лам.

Первые монастыри были построены в Туве в 1772 и 1773 годах. Хотя буддийская община Тувы в основном придерживается линии монашеского духовенства гелуг, в местных традициях закреплен брачный институт лам, что является ее уникальной особенностью. Как и в Бурятии, тувинцы по религиозным причинам разделены на два лагеря: шаманский и буддийский.

XVIII век

В 1727 году земли России и Китая были разграничены в соответствии с Кяхтинским договором. К этому времени значительная часть бурят уже исповедовала буддийские учения.

Чтобы ограничить влияние иностранцев на сознание граждан России, была издана инструкция для пограничников. Он запретил ламам Монголии и Тибета входить в бурятские поселения. Вместо этого кланам бурят было приказано сформировать доверенные им духовные кадры.

Благодаря созданию системы непрерывного образования бурятский буддизм смог развиться равномерно.

в Бурятии
Тайна Цама в Гусиноозерском дацане

Хотя буддизм не был государственной религией в России, косвенно он был признан в 1741 году. Произошло это благодаря указу местных властей Сибири от имени императрицы.

Указ ограничил число лам до ста пятидесяти и храмов до одиннадцати, тем самым узаконив буддийскую элиту. Официально буддизм не был признан декретом, но духовенство благодаря ему получило некоторые привилегии, в частности, они были освобождены от уплаты ясака. Мнения историков о том, кто проявил такое милосердие: Анна Леопольдовна или Елизавета Петровна, расходятся.

В 1764 году буддийское учение получило заслуженное признание и стало одной из государственных религий России в связи с введением поста Пандито Хамбо-ламы, который должен был руководить буддистами Забайкалья и Восточной Сибири. Благодарные исповедники Бурятии провозгласили основавшую это место Екатерину II эманацией Белой Тары.

Первый дацан, Цонгольский, изначально был мобильным. Дамба Дорши Заев, Пандито Хамбо-лама, был его настоятелем. Позже Гусиноозерский дацан стал резиденцией главы всех буддистов.

1-й Хамбо-лама
Дамба-Даржай Заев (1710-1776). 1-й Пандито Хамбо-лама

33 года спустя император Павел Петрович в своем манифесте отметил, что буддизм можно свободно исповедовать и распространять в России.

Дальнейшее развитие

Дальнейшее развитие нового для страны религиозно-философского учения благотворно повлияло на жизнь народов России, исповедующих буддизм. Под руководством религиозных лидеров велось изучение медицины, строительство школ, высшее духовное образование, пресса. В ХХ веке в России сформировалась сильная восточная школа: в Санкт-Петербурге был построен первый в Европе буддийский монастырь-университет, в котором приняли участие представители многих русских национальностей, ученые и интеллектуалы.

Санкт-Петербургский Храм

Алтай

Алтай — важный центр распространения буддизма. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, однако не так сильно укоренилось. Но местная горная энергия сегодня привлекает ищущих духовного просветления.
Сейчас Республика Алтай — это сосредоточение трех великих мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Есть храмы, мечеть, но главный дацан еще не построен. Первый камень в фундамент для строительства буддийского монастыря-университета был заложен в 2015 году в селе Майма близ Горно-Алтайска.
Также в Горно-Алтайске открылся камерный храм общины Ак-Буркан. Вы можете практиковать в центре Шен Линь, духовным лидером которого является тибетский лама. По предварительной договоренности вы можете проводить здесь время, обучая медитации и духовным практикам. Официальной платы здесь не берут, все основано на добровольном пожертвовании учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающие вещества (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые отношения с чужими партнерами).

Период гонений

С отделением церкви от государства и приходом советской власти все религии начали преследоваться, и буддизм не избежал этой участи. Разрушение началось не сразу. Некоторое время религиозный лидер Агван Доржиев пытался найти компромисс с коммунистами, утверждая, что две идеологии преследуют общую цель, но репрессии все равно начались.

Этот период сильно повлиял на историю буддизма в России. Сначала в Бурятии и Калмыкии, а затем в Туве было разрушено множество храмов. Последователей веры арестовывали, отправляли в тюрьмы и даже расстреливали.

Ситуация нормализовалась только к концу Второй мировой войны, когда преследования прекратились. На тот момент в Калмыкии остался только один хурул из всего многообразия храмов, все остальные постройки превратились в руины.

Разрешение вновь открыть помещения для богослужений привело к восстановлению монастырей и строительству новых церквей, росту популярности этой религии среди людей.

Байкал

увидеть одну из буддийских святынь туристам, посещающим Байкал, намного проще. На небольшом острове Огой посреди Байкальского Малого моря находится буддийская ступа просветления. Его полное название — Ступа Просветления, Покорения Демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единой Матери Трома Нагмо. Святилище построили летом 2005 года на частные пожертвования волонтеров из многих городов России: стройматериалы перевозили на лодке на лодке, а затем вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков большую библиотеку (ее вес 750 кг) подлинных буддийских текстов: полное собрание канонических текстов Ганджура — составных учений из слов самого Будды и Данджура — комментарии индийских буддийских учителей были написаны на сутры и тантры, тексты на тибетском и санскритском языках, ранее неизвестные западной науке. Помимо древних рукописей, в ступу встроены священные буддийские мантры и реликвии, включая частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Буддийская этнография России

Благодаря политическим событиям и межкультурному буддизму установились первые контакты между калмыками и это. Тувинцы возникли в 16 веке, когда эти территории республики вместе с населявшими их народами входили в состав монгольского государства Алтан-хана. Позже, на столетие, буддизм проник в бурят, где успешно конкурировал с традиционной религией весь сибирский шаманизм: кочевники или иначе тенгрианство.

Буддизм народов России

Буддизм в Бурятии

Бурятия — республика России, границы которой начинаются на восточном берегу озера Байкал. Присоединенный к Российской империи, он оказался стойким к русификации и избежал христианизации. С другой стороны, тесные культурные, торговые и политические связи с Монголией, а через нее и с Тибетом, сделали буддийские учения популярными среди бурят. Первые каменные дацаны здесь были построены еще в 18 веке.

Хотя среди буддийских народов буряты последними приняли эту религию, сегодня они представляют буддийское большинство и представляют буддизм в России. Административный центр российских буддистов, традиционная буддийская сангха России, находится в Бурятии, как и основные святыни и места поклонения. Самым важным из них является Иволгинский дацан, резиденция Бандидо Хамбо-ламы, духовного лидера значительной части буддистов в России.

Наряду с буддизмом у бурят довольно широко распространен традиционный шаманизм, или так называемая черная вера.

Народы России, исповедующие буддизм

Калмыкия

Огромная золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, очень низким и довольно обычным городом. Храм был освящен в 2005 году и окружен более чем сотней белоснежных ступ и 17 пагодами со статуями великих буддийских мастеров. Пойдите вокруг и прочтите об этих замечательных эссе. Главная достопримечательность хурула — самая большая статуя Будды в России и Европе (9 м).
Программа богослужений обширна: молебны на благо калмыцкого народа проходят каждое утро, похороны проходят по пятницам. В 8, 15 и 30 числа лунного месяца совершаются мазг-одр, великие молитвы. Индивидуальные консультации можно получить в храме в течение дня; есть музей, медпункт, библиотека и киноклуб.

Буддизм в России: основы, особенности

Эта религия основана на уникальном учении Будды, который, как и многие другие святые, считается человеком, когда-то действительно жившим на земле.

Учение основано на четырех благородных истинах. Следуя учениям, человек должен исцелиться от душевной боли и иметь возможность жить счастливо и изящно в этом мире.

Есть несколько действующих школ буддизма. И в зависимости от школы, к которой принадлежит человек, исповедующий эту веру, в нем преобладают особые взгляды на мир и жизнь. Однако разница в принципах и знаниях невелика. В центре этой религии всегда находится добро, любовь и путь освобождения от страданий.

Характеристики буддийских взглядов меняются в зависимости от того, где буддизм распространен в России. Например, это может быть консервативная школа Тхеравады или учение Махаяны. Школа Махаяны представлена ​​в России двумя основными течениями: Дзен и Сон.

Дзен-буддисты исследуют глубины человеческого сознания. Они хотят знать природу ума. Приверженцы учения о сне практикуют медитацию, гипнотические практики, монашество, аскетизм.

Буддизм в России: где и какой

Большинство представителей этой религии в нашей стране исповедуют учение школы гелуг. Также в Российской Федерации много представителей школы Карма Кагью.

Учение Махаяны широко распространено в центральной части России. На территории страны последователей дзен значительно меньше. В основном дзен-буддизм на территории России представлен корейской школой Кван Ум.

Тибетский буддизм распространен на территории Алтая, Калмыкии, Бурятии. Последователей тибетской школы много в Москве, Санкт-Петербурге, на юге Российской Федерации (Ростов-на-Дону, Краснодарский край).

Русские буддисты

Считается, что в нашей стране эту религию исповедует более 1% населения. Среди приверженцев — так называемые этнические буддисты. Это люди, родившиеся на территории республик, где буддизм в России имеет давние исторические корни и является основной религией. В нашей стране также есть много молодых буддистов, которые пришли к этой вере благодаря изучению и принятию восточной культуры.

Если несколько сотен лет назад русские буддисты казались православным чудаками и действительно вызывали диковинку в южных и центральных регионах страны, то сегодня такая религия никого не удивляет. Напротив, в наше время многие из некогда разрушенных буддийских храмов были восстановлены. Помимо Элисты, Бурятии, Тувы, в Свердловской области находится буддийский дацан, в Санкт-Петербурге одновременно несколько храмов, есть место для молитв в Иркутске.

В разных городах нашей страны есть буддийские общины, где люди, исповедующие религию, находят информационную и духовную поддержку. Сегодня специализированную литературу можно найти в любом книжном магазине. В сети также много различных тематических материалов. Получить информационную насыщенность в этом направлении несложно даже в одиночку, без помощи каких-либо организаций и сообществ.

Основные идеи буддизма

Чем привлекательно это религиозное учение и почему на территории европейских стран появляется все больше и больше последователей буддизма? Это так просто! Эта религия основана на любви к человеку, ко всем живым существам и миру в целом. Этой любви и гармонии можно достичь через самопознание и созерцание.

Четыре фундаментальные истины, сказанные Буддой, таковы:

  1. Каждый человек существует под влиянием страданий.
  2. У этого страдания всегда есть причина.
  3. Вы можете и должны избавиться от всех страданий.
  4. Освобождение от страдания — это верный путь к Нирване.

В основе буддизма нет четко определенной структуры. Будда сказал, что каждый должен найти свою «золотую середину» между полной строгостью и изобилием. Образ жизни счастливого человека основан на осознании важных мировоззренческих принципов, которые помогают обрести благородство, доброту и любовь.

важно понимать, что буддизм — это не «голая» религия, в центре которой находится божество, через поклонение которому можно достичь блаженства. Буддизм — это, прежде всего, философия, придерживаясь которой вы можете познать себя, вселенную и принять высшую истину, чтобы улучшить свое пребывание на этой земле.

Основные цели обучения не достигаются посредством наказания или страха. Напротив, буддизм основан только на любви и доброте. Считается, что к высшим истинам можно приблизиться через освобождение от страданий. А избавиться от страдания можно, только зная его природу.

В буддийских учениях есть восьмеричный путь спасения. Это восемь пунктов, соблюдая которые, вы можете приобрести знания и вступить на путь освобождения.

  1. Правильное понимание: мир состоит из страдания и боли.
  2. Правильные намерения: важно осознать собственный путь и научиться сдерживать страсти.
  3. Правильная речь: слово должно иметь глубокий смысл и доброту.
  4. Обдуманные действия: Все действия должны быть добрыми, а не пустыми и не злыми.
  5. Достойное усилие: все действия должны быть ориентированы на добро.
  6. Доброжелательные мысли: только избавившись от плохих мыслей, вы можете избежать и обойти страдания.
  7. Концентрация: только умение сосредоточиться на важном; а отказ от второстепенного поможет с достоинством пройти восьмеричный путь освобождения.
  8. Правильный образ жизни: только достойная жизнь приблизит человека к избавлению от бремени страданий и боли.

Искренне соблюдая эти простые правила, человек следует благословенным путем очищения. Все это происходит осознанно, а значит дает ожидаемые результаты. Однако, чтобы пройти такой путь, человек должен пройти через осознание многих вещей, существующих в этом мире, сделать ряд удивительных открытий в себе и окружающих, а также изменить свое понимание и отношение.

У буддистов в России и других странах свое исконное мировоззрение. Обычно последователи этого учения интеллектуально развиты, обладают объемным, миролюбивым и скромным мировоззрением.

Государственный контроль религии

На некоторых территориях, особенно в Забайкалье и Иркутске, при поддержке государства была создана буддийская структурная организация. С нее началось дальнейшее распространение буддизма в России и обретение ею независимости от влияния других стран, чему в дальнейшем способствовало укрепление государственных границ в Забайкалье и ограничение контактов с Монголией и Тибетом.

Монастырь в Бурятии

Для контроля над народами были предприняты некоторые меры:

  • издан указ о признании буддизма в России одной из официальных религий;
  • введен запрет на контакты религиозных деятелей с иностранцами.

Таким образом, официальное признание буддизма на территории России, имевшее место в 1917 году, помогло осуществлять контроль над религией, а значит, и над людьми, которые ее исповедуют.

Истоки истории

О том, что народы России исповедуют буддизм, можно узнать из истории. Впервые на территории современной страны буддизм исповедовали в 8 веке. На месте нынешнего Приморья государство Бохай существовало в конце VII — начале X веков. Культура его жителей находилась под сильным влиянием Китая, Кореи и Маньчжурии, которые находятся поблизости, и поэтому их религия была принята. Однако в 926 году государство пало, и на его месте было основано другое.

XIX — начало XX века

Царь Александр Павлович своим указом 1822 года подтвердил это положение. В 1914 году к России был присоединен еще один буддийский регион — Урянхайский край. Теперь это Тува (Тыва).

Тувинцы знакомы с буддизмом с 13 века. Помимо гелугов, они предпочитали традицию ньингма. На момент аннексии на территории проживало около трех тысяч последователей учения, в том числе ламы. Государство в то время не вмешивалось в их духовную жизнь.

А в Забайкалье в начале ХХ века буддизм был верой почти всего бурятского населения. Об этом свидетельствуют следующие цифры:

  • 44 активных данных,
  • 144 храма,
  • 16000 лезвий

он обслужил 160 000 жителей.

Ламы Калмыкии и Бурятии активно проводили политический курс России на востоке страны и отстаивали ее государственные интересы. В ответ королевская династия предоставила им покровительство и способствовала процветанию этого духовного движения.

19 век
Калмыкия клинок. Винтажное фото

Конец 19 века ознаменовался возникновением буддийской общины в Санкт-Петербурге. И хотя сначала писцы заметили в списках городов только одного буддиста, через 10 лет их уже было почти сотня, следовательно — около двухсот, 10% составляли женщины. По этническому составу это были буддисты бурятского, калмыцкого происхождения и русские.

Возведенный здесь в то время дацан Гунзечойней был детищем известного бурятского ламы Агвана Доржиева.

Развитие буддологии

Исторически Санкт-Петербург был центром русского буддийского учения. Здесь возникли буддологические общины, внесшие значительный вклад в развитие буддизма.

Русские востоковеды были одними из сильнейших в этой области знаний. Тибетология, китаеведение, санскрит были предметом изучения институтов и университетов крупных российских городов.

в Тибете
Николай Рерих (27.09.1874 — 13.12.1947) — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, востоковед

Самые сложные документы переводились в профильных ведомствах, а оттуда отправлялись в научные командировки в страны Азии. На протяжении двух столетий представители литературной интеллигенции использовали в своих произведениях буддийские философские выкладки.

Тыва

Буддизм пришел на территорию этого региона в 9 веке и пустил корни в 14 веке, в то время, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все существующие хуралы были закрыты, и только в 1990-х годах началось постепенное пробуждение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла более десяти лет только планировался к строительству, чуть лучше ситуация со статуей Будды на священной горе Дож. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил юридический скандал, связанный с определением прав собственности. В Туве буддизм особенно сильно перемешан с местными языческими верованиями. Пока не будут реализованы храмовые проекты, ритуалы будут проводиться в природных священных местах, уточнить программу можно в Тувинском буддийском союзе.
Такая далекая республика, пожалуй, самое первозданное место в России: она последней вошла в состав СССР, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что те, кто сюда приедет, смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познать его горная природа, древние обычаи или продолжить путешествие в Монголию, граница которой со столицей региона находится чуть менее чем в 300 километрах.

Прочие общины буддийские России

Традиционные народы России, исповедующие буддизм, сегодня не единственные носители буддийской культуры и традиций. В последнее время эта религия стала широко популяризироваться среди молодежи и интеллигенции. Некоторые религиозные общины продолжают открывать свои центры в больших городах, помимо традиционных школ тибетского буддизма, здесь представлены корейские, китайские и японско-буддийские традиции дзен, тхеравады и дзогчен. В последние годы Россию посетило множество духовных учителей. В свою очередь, среди наших соотечественников также появились представители буддийского монашества и Заключения.

Религия буддизма в России

Народы России, исповедующие буддизм в наши дни

До перестройки буддийским органом, координировавшим деятельность буддийских организаций, было Центральное духовное управление буддистов СССР (Центральное духовное управление буддистов СССР). В начале 1990-х он был переименован в ЦДУБ России. Сейчас этот орган называется традиционной буддийской сангхой России и включает буддийские общины Бурятии. Религиозные объединения Тувы и Калмыкии остаются независимыми. Однако не все признают авторитет BTSD в Бурятии и за ее пределами. Из-за политических и идеологических разногласий буддийское общество пережило ряд расколов и, помимо основных ассоциаций, имеет несколько независимых ассоциаций и независимых сообществ.

В любом случае буддизм в России по-прежнему представлен тремя основными регионами: Бурятией, Тувой и Калмыкией.

Годы репрессий

Октябрьская революция и принятие закона об отделении церкви от государства в 1918 году положили начало преследованию религии в целом и буддизма в частности. Кратко это можно описать следующим образом.

Было разрушено двести буддийских храмов. Двадцать пять тысяч лам были брошены в тюрьмы, расстреляны или сосланы в лагерь, который их ждал. Буддийские ученые также подвергались репрессиям. Калмыки были депортированы в годы войны 1941-1945 гг.

Современное положение

Из-за репрессий советской эпохи темпы развития буддизма в России сильно отставали от других стран, но пробуждение не заставило себя ждать. Помимо строительства храмов открываются буддийские учебные заведения, куда тибетских монахов часто приглашают в качестве учителей. Кроме того, у молодежи есть возможность поехать учиться в монастыри Востока.

Оцените статью
Блог о буддизме