- Хомус — музыкальный инструмент
- Кугиклы
- Варган в руках шамана
- Гудок
- Характеристики варгана
- 1. Размер
- 2. Жёсткость язычка
- 3. Длина язычка
- 4. Размеры колена и кольца.
- 5. Материал
- 6. Звук
- Рожок
- Калюка
- Гармонь
- Жалейка
- Балалайка
- Виды варганов
- Комус (Алтай)
- Хомус (Якутия)
- Генггонг (Бали)
- Кубыз (Башкортостан, Татарстан)
- Аман хуур (Монголия)
- Дрымба (Украина, Беларусь)
- Дан Мой (Вьетнам)
- Доромб (Венгрия)
- Ангкуть (Камбоджа)
- Мурчунга (Непал)
- История возникновения
- Как играть на хомусе
- Как правильно держать хомус
- Базовые приемы ударов о язычок
- Дыхательная техника при игре на хомусе
- Как звучит варган
- Домра
- Волынка
- Колесная лира
- История возникновения варгана и его разновидности
Хомус — музыкальный инструмент
Есть несколько разновидностей хомуса, якутского музыкального инструмента. В древности арфу еврея-якута делали из дерева или кости, а прототипом было дерево, сломанное молнией. При порывах ветра они издавали загадочные звуки. В старину такое дерево считалось священным, и его щепки бережно хранили.
Сегодня традиционный якутский хомус изготавливают из железа. Имеет форму подковы, состоит из подола и двух заостренных «щек». Стальной язычок начинается от центра круга, проходя между «щеками». Там, где заканчиваются щеки, язык изгибается, образуя изогнутые колено и кончик. Эта вибрирующая тарелка издает необычный треск. Музыкальный инструмент хомус может иметь от одного до четырех язычков. Однотростниковая еврейская арфа играет на одной ноте. Вибрация язычка создается дыханием и суставами. Не менее важен темп: он зависит от техники и мастерства игрока.
Мистика якутского хомуса заключается в том, что для игры с ним требуется полная концентрация. Только в этом случае достигается гармония звука и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом. Еврейская арфа используется и для самосозерцания: когда частота колебаний воздуха совпадает с колебаниями человеческого тела, достигается полное единство с ним.
Якутский хомус — шаманский инструмент. В своих ритуалах шаманы в основном использовали инструменты с низким, перекатывающимся звуком. Считалось, что звук музыкального инструмента якутский хомус соткан из космических вибраций и был инструментом, связывающим человека с высшим миром. Арфа еврея часто украшалась национальными орнаментами. Некоторые сакральные значения узоров на якутском хомусе до сих пор не решены.
Кугиклы
Самый старый свистковый инструмент, разновидность многотрубной флейты. Он уникален своей простотой и производительностью. Он состоит из пяти защемленных трубок, которые сделаны из тростника или петухов, а также из дерева, металла или пластика. В русской традиции каждая трубка на кугиклы имеет свое название: «гудок», «поддудень», «середина», «подпятушка» и «пятушка». Считается, что это женский музыкальный инструмент, на котором играет ансамбль из трех или четырех артистов. Когда они играют на кугиклах, они издают звуки, похожие на звук трубочек в голосе. Средство было особенно популярно в Брянской, Курской и Калужской областях.
Варган в руках шамана
Хотя еврейская арфа действует на обычных людей мистическим образом, с участием шамана ее действие многократно усиливается.
На разных экземплярах, будь то еврейская арфа или хомус, шаманы играют по-разному. Метод производства звука немного отличается. Некоторые экземпляры имеют более низкий и глубокий звук. Например, шестиугольные копии имеют особенно хороший нижний диапазон. С таким помощником путешествие в нижний мир будет более успешным. Для путешествия в высший мир предпочтение отдается комусу с высокой настройкой, которая звучит легче. Но все очень индивидуально, многое зависит, прежде всего, от силы и духовности шамана. Кроме того, каждый инструмент должен быть адаптирован к вашим потребностям. Поэтому шаман относится к своим «пони» с особой бережливостью и бесконечной теплотой, как и положено тому, кто привык обращаться за помощью к добрым духам.
Во время игры мелодия звуков переплетается с мелодией, исходящей от самого шамана. Существует резонанс звуковых колебаний с биоритмами человека, что улучшает мозговую активность и чувствительность на физическом уровне. В этом состоянии транса шаман может контактировать с душами загробной жизни, получая ответы на вопросы. Хомус участвует во многих ритуалах. Например, с его помощью шаман может влиять на погоду, вызывая дождь или солнце, разговаривать со стихиями, успокаивать бури и прекращать засуху. Шаман чтит своего «коня» и не передает его в чужие руки, иначе он потеряет накопленную силу. Для ритуала, проводимого отдельно, мастер воспроизводит особую мелодию, каждый раз улучшая способность контролировать свои эмоции и эмоции других, а также усиливая контроль над подсознанием. Сила воздействия еврейской арфы и эффект создаваемой ею музыки не следует недооценивать, иначе неправильное использование инструмента в сочетании с хаотичными мыслями может привести к негативным последствиям.
В еврейской арфе простота устройства и простой дизайн сочетаются с многоуровневым пониманием мира. Этот миниатюрный инструмент умещается на ладони, но как только профессионал подносит его к губам, становится понятно, почему он получил такое признание. А в том случае, если мудрый шаман начинает передавать через комус музыку своей души, оторваться просто невозможно. Еврейская арфа целиком и полностью захватывает и музыканта, и публику. Призывайте духов уникальными гортанными звуками и глубоким пением исполнителя, подбирая странные атональные мелодии в гармонии с дыханием далекого севера.
Гудок
Худки, а также гусли и домры в средневековых письменных источниках часто назывались церковниками «демоническими сосудами». Есть упоминание о немецком путешественнике Адаме Олеарии, который пишет, что в Москве во время правления Алексея Михайловича было собрано, вывезено на Болотную площадь и сожжено пять плавучих музыкальных инструментов. В письменных источниках часто встречаются гневные отзывы священников о музыкальных инструментах, сопровождавших осуждаемые церковью действия. Главное, чтобы все инструменты сохранились до наших дней. Интересна история Якоба фон Стеллина, немца, жившего в Санкт-Петербурге в 18 веке. Он пишет, что рог — это орудие мафии. В XVII веке в Санкт-Петербурге рог был популярен среди моряков и солдат. Крестьяне активно использовали рог еще в 18 веке. И этим инструментом тоже пользовались дураки.
Шуты, кстати, были очень предприимчивыми мальчишками. Они ходили группами по 60-100 человек во двор к боярину или зажиточному крестьянину, устраивали спектакль без просьбы и просили денег. Если кто заказывал их концерт — им было все равно, спектакль давали.
Характеристики варгана
Еврейскую арфу можно оценить по ее потенциалу, то есть по набору характеристик, которые могут влиять на ее звучание. Среди них: амплитуда диапазона гармоник, длина звука, громкость, сила колебаний во время игры, удобство удержания и позиционирования на зубах. Еврейская арфа с большим потенциалом способна давать яркий и насыщенный звук, а также комфорт и приятные ощущения при игре.
1. Размер
Здесь все просто: арфы у евреев маленькие и большие. Первые больше подходят музыкантам с маленькими ртами и руками (например женщинам), у них более высокое и менее вытянутое звучание. Большие инструменты имеют более низкий и длинный звук и удобны для игры людям с большими руками и губами.
2. Жёсткость язычка
Жесткость языка еврейской арфы влияет на высоту и чистоту звука. Также стоит отметить, что мягкий язык меньше «излучает» в зубы и голову, тогда как колебания твердого языка могут показаться неподготовленным человеку очень сильными и неприятными. Мягким языком еврейской арфы легко управлять, а звук низкий, мягкий, тихий, что подходит для приятных мелодий, расслабления и медитации. Еврейские арфы с более твердым языком дадут яркий и чистый звук, они отлично звучат при исполнении ритмических мелодий.
3. Длина язычка
Длинный язык позволяет воспроизводить устойчивые звуки с большим количеством низких обертонов, что отлично подходит для воспроизведения медленных мелодий и медитаций. В то же время отрицательно сказывается при игре в быстром темпе, когда еврейская арфа может потерять управление и «захлебнуться». Для такой игры лучше предпочесть еврейскую арфу с короткой тростью, которая имеет более высокие обертоны и позволяет инструменту звучать весело и звучно.
4. Размеры колена и кольца.
Большое колено еврейской арфы, а также длинный язык подходят для медленной игры, обеспечивая преобладание низких тонов. Новичкам можно посоветовать выбрать еврейскую арфу с большим кольцом на языке, так как это удобнее и позволяет отработать точность и технику игры. Слишком короткое колено может быть неудобным в игре, когда трудно ударить по кольцу рукой по щеке, но короткое колено лучше всего звучит при игре в быстром темпе. Можно встретить очень маленькое кольцо на еврейской арфе или даже его отсутствие, что делает звук выше, но с точки зрения техники игры такой монитор удобен не всем и требует особой техники.
5. Материал
Материал еврейской арфы влияет на ощущение и тон инструмента. Еврейская арфа может быть сделана из металла (сталь, латунь, медь), дерева, камня, кости, оргстекла и т.д. Деревянные арфы звучат мягче и тупее металлических, ими приятно пользоваться, меньше «повреждений» зубы.
Steel подарит вам яркий, чистый и сильный звук, обогащенный высокими тонами. Стоит отметить, что кованые еврейские арфы имеют более яркий, насыщенный звук, но дают большую вибрацию, чем гнутые тарелки. Сталь подвержена коррозии, поэтому лучше выбирать стальную еврейскую арфу со специальным черным покрытием.
Арфа медного еврея звучит мягче, мягче и тише, к тому же ею приятнее пользоваться за счет тактильных ощущений.
6. Звук
Еврейская арфа имеет особый звук, состоящий из вибраций языка, тела и рта. Спектр звука ивритской арфы — это набор гармоник, полученных за счет изменения объема ротовой полости и положения языка. Поэтому звучание еврейской арфы во многом определяется артикуляционными способностями исполнителя.
По отрывку еврейские арфы можно разделить на следующие виды:
- очень низкий (очень низкий)
- средний низкий
- в среднем
- средний низкий
- средней высоты
- высокий
- очень высоко.
Арфы High Jewels способны воспроизводить четкие ноты и облегчать исполнение мелодий.
«Средние» еврейские арфы более универсальны, они подходят для исполнения ритмических рисунков.
Арфы низкого еврея идеальны для ритмов и медитаций, задают темп музыки, фон.
Рожок
Владимирский рожок — очень сложный музыкальный инструмент, звук из которого извлекается губами. Длинная трубка издает тихий звук. Отверстия поднимают ноты. Устройство инструмента очень простое: на трубе с пятью отверстиями можно играть в самых разных вариациях, это уже зависит от навыков игрока. Не зря пастухам, трубившим в рог, платили больше, чем тем, кто не умел трубить в него. Так что был большой материальный стимул.
Калюка
Калюка — это трубка на травах или гармоническая флейта. Все мы в детстве свистели в этих трубах. Калюку делают из любой дуплистой травы: дягиля, кокорыша. Тонкая струя воздуха, падающая на острый край, отсекается и получается свист. Дуваем тихо — звук тихий, дуем сильно — звук громкий. Внизу дырочки. Такой простой инструмент привезли на ночное дежурство, чтобы пасти лошадей. Они пошли на покос под аккомпанемент его звуков. Чтобы подолгу ходить на поле и чтобы не было скучно, трубы разрезали: играли, косили, уходили домой — и выкидывали. Сезонный инструмент. Трава — популярный вариант, и сейчас делают пластик. Принцип тот же, но играть проще.
Гармонь
Этот самобытный народный музыкальный инструмент появился в середине 19 века.
На территории России насчитывается 50 видов аккордеонов. Внешне все они похожи, но имеют разное строение и разное звучание. Каждая провинция пыталась создать свою версию аккордеона или переделать существующий инструмент в соответствии со своими традициями игры. В основном их покупали, чтобы играть на свадьбах. Аккордеон был самым дорогим инструментом. Было даже такое понятие, как «цена аккордеона». Спросили Ельца: «Сколько стоит аккордеон?» Продавец ответил: «30 свадеб». Свадебное сопровождение аккордеониста стоит 10 рублей. Я работал на 30 свадьбах и заплатил за аккордеон.
Жалейка
Вы помните, что Валентина Толкунова пела: «Где-то жалобный крик…»? И этот инструмент тоже есть в мультфильме «Князь Владимир». Но вообще о жалости слышали только те, кто занимается фольклором.
Некоторые говорят, что название инструменту было дано потому, что оно звучит жалко. Другие добавляют, что на кладбищах давили кляп, так что она жалкая. Центральная часть орудия — бочонок с люфтом — получила название посоха. У этого музыкального инструмента много названий. В Курской и Тверской областях инструмент назывался рожком (на конце делался рог для усиления звука), в Воронежской и Белгородской областях его называли пикук.
Балалайка
После того, как домра вышла из употребления, в России появилась балалайка. Мы привыкли видеть современную (Андреевскую) балалайку и даже представить себе не можем, что когда-то она была совсем другой. Родоначальником нашей балалайки, скорее всего, является калмыцкая домбра — двухструнная балалайка с очень длинной шеей, на которой играет одна из струн. Это звучало больше в азиатском стиле.
Со временем россияне укоротили шею и добавили третью веревку. Балалайка в народном варианте появилась в конце 17 века. Якоб фон Стелин пишет, что редко можно не встретить на заднем дворе фермера, играющего свои мелочи для девочек на заднем дворе на этом антихудожественном музыкальном инструменте. Инструмент был в наличии, его можно было купить в любом магазине или сделать самому.
Виды варганов
Устройства, работающие по принципу еврейской арфы, встречаются в разных культурах, не только азиатских, но и европейских. У каждой разновидности есть собственное название, а некоторые особенно отличаются по форме и дизайну.
Комус (Алтай)
Небольшой прибор с арочным основанием овальной формы. Легенды гласят, что женщины успокаивали детей медитативной музыкой. Алтайский комус — самый известный вид еврейской арфы в России. Мастера Поткин и Темарцев делают их для всех, кто хочет научиться игре на шаманском инструменте. Некоторые покупают их в качестве сувениров из Алтайского края.
Хомус (Якутия)
Арфа еврея-якута считается самой старой из всех. Когда-то он был деревянным, но сегодня почти все эти инструменты сделаны из металла. Мастера вручную создают самые разные конструкции рам.
Есть небольшая разница между хомусом и еврейской арфой. Они отличаются тем, что арфа еврея имеет только один язык, а в устройстве Якутии их может быть до четырех.
Считается, что идея создания такого инструмента возникла, когда ветер задул трещину в дереве, поврежденном молнией. Играя на хомусе, можно изобразить шорох ветра и другие звуки природы.
Якутский хомус
Генггонг (Бали)
Балийский музыкальный инструмент изготовлен из натуральных материалов. Каркас генггонга обычно делается из дерева, а язык — из листьев сахарной пальмы. По форме он удивительно отличается от обычного комуса: нет кривых, он похож на трубу.
Чтобы издать звук, к языку привязывают и натягивают нить. Звук меняется в зависимости от того, какую гласную произносит музыкант.
Кубыз (Башкортостан, Татарстан)
Принцип работы кубыза ничем не отличается от воспроизведения на аналогичных устройствах, но используется для других целей. Музыканты исполняют веселые песни, под которые когда-то танцевали башкиры. Кубизисты выступают сольно и в ансамбле с другими артистами.
Есть два типа этого инструмента:
- агас-кумиз с деревянным пластинчатым корпусом;
- таймер-кумыз с металлическим каркасом.
Татарский кубыз почти не отличается от башкирского кубыза. Он может быть арочным и пластинчатым.
Татарский кубыз
Аман хуур (Монголия)
Арфа монгольского еврея похожа на другие азиатские подвиды, но имеет некоторые особенности. Основная из них — закрытый каркас с двух сторон. У аман хуур мягкий язык. Устройство изготовлено из стали или меди.
Дрымба (Украина, Беларусь)
Арочная еврейская арфа из Беларуси с твердым языком. Его рамка бывает овальной или треугольной формы. Славяне играли на дрымбе издревле — первые находки относятся к XII веку. Его яркие звуки медленно затухают, создавая эхо.
В Украине дрымба были более распространены в Гуцульщине, то есть на юго-востоке Украинских Карпат и в Закарпатской области. Их играли женщины и девушки, а иногда и пастухи.
Самыми известными дрымба являются произведения Сергея Хацкевича.
Гуцульская дрымба
Дан Мой (Вьетнам)
Название означает «губной струнный инструмент». Вот и играют с этим — сжимая основу не зубами, а губами. Это старейший вид еврейской арфы, он распространен в 25 странах мира. Мой Дан всегда хранится в ножнах-трубочках, вышитых нитками или бусинами.
Сам инструмент пластинчатый, с заточкой с одной стороны. Есть еще и вьетнамские еврейские арфы, но они менее популярны. Материал для изготовления дан мой — латунь или бамбук.
Стандартный вьетнамский инструмент звучит высоко и дребезжит. Иногда встречается и мой низкий дан.
Доромб (Венгрия)
Этот любимый венграми инструмент имеет арочную основу и множество вариаций. Знаменитый еврейский мастер арфы Золтан Силади изготавливает доромбы разных размеров. Аппарат имеет широкую рамку, кольцо на выступе отсутствует. Обычно это необходимо для удобства, но здесь изогнутая кромка не доставляет дискомфорта исполнителю. Доромб имеет довольно гибкую мягкую консистенцию, поэтому его нельзя раздавить зубами или пальцами.
Венгерский доромб
Ангкуть (Камбоджа)
Эта еврейская арфа была изобретена жителями племени пононг, это не камбоджийский национальный инструмент. Все его элементы выполнены из бамбука. Он длинный и плоский, немного похож на градусник.
Играя на ангкуте, музыканты отрывают язык от себя, держа инструмент между губами.
Мурчунга (Непал)
Арфа непальского еврея имеет необычную форму. Рама обычно стандартная, дугообразная, а мягкий язычок вытянут в обратном направлении. Во время воспроизведения плеер может удерживать расширение. Мурчунги издают высокие мелодичные звуки.
Непальский мурчунга
История возникновения
Историки считают, что первые еврейские арфы появились около 3 тысяч лет до нашей эры. В то время люди еще не умели добывать и выковывать металл, поэтому инструменты делали из кости или дерева.
Вопреки частым заблуждениям, еврейская арфа в древности использовалась не только жителями северных районов Сибири. Подобные предметы встречаются по всему миру: в Индии, Венгрии, Австрии, Китае, Вьетнаме. В каждой стране он называется по-разному. Принцип действия всегда один и тот же, но инструменты разных народов кажутся разными.
Назначение еврейской арфы, независимо от страны, в которой она используется, — ритуальное. Считалось, что с помощью монотонных звуков и горловых песнопений можно войти в транс и соединиться с миром богов. Люди просили шаманов о здоровье и благополучии и обращались к потусторонним силам с помощью ритуалов, в которых они использовали музыку еврейской арфы.
Сегодня уже известно, почему маги племени входили в особое гармоничное состояние: регулярная игра на инструменте нормализует кровообращение и улучшает общее самочувствие. Эффект достигается за счет ритмичных расслабляющих звуков.
У некоторых народов шаманизм сохранился до наших дней. Еврейскую арфу сегодня можно увидеть не только на ритуалах, но и на концертах этнической музыки.
Как играть на хомусе
Не секрет, что многие из вас хотели бы научиться играть на хомусе. Игра на хомусе — это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние музыканта. Однако необходимо овладеть базовыми навыками, чтобы звуки еврейской арфы сливались в гармоничную мелодию.
Как правильно держать хомус
Правильно держать якутский хомус не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Одной рукой нужно взять его за кольцо, плотно прижать внешние щечки к зубам. Язык должен свободно проходить между зубами, не касаясь их. Звуки производятся вибрациями языка: для этого они ударяют указательным пальцем по загнутому кончику.
Базовые приемы ударов о язычок
Для этого вращайте расслабленной рукой, касаясь языка впереди согнутым указательным пальцем. Необходимо контролировать силу и время удара в зависимости от ритма. Можно пальцем ударить языком, а обратным движением руки — обратный ход.
Дыхательная техника при игре на хомусе
Дыхание играет важную роль в формировании мелодии. Если медленно и осторожно вдыхать воздух внутри себя, звук еврейской арфы удлиняется. Выдох не влияет на звук, но в сочетании с правильным вдохом увеличивает силу язычка. Дополнительные возможности предоставляются за счет использования диафрагмы. Если вы качаете им воздух, вы можете получить более громкий и глубокий звук.
Как звучит варган
Музыка в понимании человека обычно не совсем то, что исполняется на еврейской арфе. Его звучание глубокое, однообразное, дребезжащее — музыканты называют его бурдоном, то есть непрерывным удлинением. Если правильно положить в рот еврейскую арфу, то можно будет услышать весь диапазон и уникальный тембр.
Существуют различные техники игры: язычная, гортанная, губная. Используя данные природой человеческие способности, художники придумывают новые интересные стили.
Производители сначала создают определенный диапазон звуков, затем одни еврейские арфы издают низкие звуки, а другие — высокие.
Алтайский комус
Домра
До наших дней сохранились все музыкальные инструменты, физически не сохранился только один — старинная русская домра.
Домра широко использовалась скоморохами в России в XVI-XVII веках как сольный и ансамблевой инструмент («басовая» домра), но с XV века, после ряда церковных и государственных указов (один из них — 1648 г., царь Алексей Михайлович, «Об исправлении нравов и разрушении суеверий») преследовали шутовство, разрушали и забыли домры.
Сегодня домристы играют на «новом» инструменте.
Волынка
Все уверены, что это традиционный шотландский инструмент. А в Шотландии и Ирландии его называют волынкой. У каждого народа есть своя волынка. У французов есть мюзет, у испанцев есть гаита, у украинцев есть коза, а у белорусов есть дуда. Описание русских волынок было в деревнях с 19 века, но русские волынки не сохранились до наших дней.
Колесная лира
Лира на колесах — очень особенный и интересный музыкальный инструмент. Скорее всего, он появился в Центральной Европе в X-XI веках. Либо во Франции, либо в Испании. Изначально на инструменте играли два человека, клавиши располагались не внизу, как сейчас, а вверху: один поворачивал ручку, а другой играл музыку.
В России первые сведения о колесной лире относятся к 17 веку.
Пик популярности — 19 век. Лирники — своеобразные философы, они исполняли исключительно духовные стихи и евангельские рассказы, библейские притчи, стихи об отделении души от тела, о загробной жизни. Есть пластинка XIX века, в которой лировиста спрашивают: «Все грустные песни, знаете ли вы что-нибудь повеселее?» Он говорит: «Знаю, но играть не буду, потому что там все пусто».
История возникновения варгана и его разновидности
Не все изобретения, уходящие корнями в древность, дошли до нас в первозданном виде. Еврейская арфа также претерпела некоторые изменения. Правда, очень незначительные. Можно сказать, что этот музыкальный инструмент сохранился таким, каким он был много веков назад. Но если раньше он был пластинчатым, из кости или дерева, то теперь он стал арочным и металлическим. Конечно, его звук значительно увеличился. Сама идея возникла на основе конструкции обычного лука, используемого, как и положено, в качестве оружия. Его натянутая струна дала толчок к созданию многих инструментов, в том числе струнных.
Еврейская арфа — традиционный музыкальный инструмент народов Севера, а также Дальнего Востока. У него богатая история, которую нельзя было уничтожить даже в сталинские времена, когда инструмент был запрещен из-за его причастности к шаманской культуре.
Арфа алтайского еврея или комуса отличается тонким изящным тембром, ярким и прозрачным. Если человек отличается особой чувствительностью, мягким нравом и хорошей душевной организованностью, то игра на таком инструменте лучше всего скажется, в первую очередь, конечно, на самом музыканте. Алтаю больше присуща чуткая натура, с ним нужно обращаться бережно и в то же время с некоторой легкостью.
Арфа или хомус еврея якутского — отличается тем, что выкован вручную из стали. Цена на эти музыкальные продукты высока из-за способа их изготовления. Благодаря внутреннему разделу на деках и зубной полке на таком инструменте легко играть на любой скорости, меняя громкость и тональность на ходу.
Все арфы евреев или, как их еще называют, комусе и хомусе, имеют несколько иное строение. Все зависит от того, принадлежит ли инструмент конкретному народу, который его изобрел. Это похоже на основной язык и его диалекты. Самые известные — якутский и алтайский, но есть и русские, шестигранные полукованые, а также инструменты из дальних стран, которые имеют свои особенности и по-разному аранжированы.
Игра на инструменте похожа на управление элементами. Здесь все связано с дыханием и артикуляцией, а также с чувством ритма. Их делают с разным количеством язычков: от одного до четырех. Языки вибрируют от колебаний обдуваемого воздуха, издавая характерный гортанный звук. Горловая песня, которую шаман использует во время ритуалов, перемежается тонким звуком еврейской арфы, создавая неповторимую атмосферу таинственности и погружения в мир духов.
Наиболее заметное распространение металлического коня пришло в Якутии, которая является чуть ли не основным мировым лидером по его производству и использованию. Этот атрибут пришелся по душе малым народам, проживающим на севере нашей Родины. Это потому, что он отлично передает человеческие эмоции и настроение. Здесь важна не столько мелодия, сколько возможность максимально полно и объемно выразить свои чувства. Звуки, издаваемые хомусом, завораживают и переносят в параллельные миры, стирая границы между ними. По этой причине еврейская арфа и шаманизм всегда идут рука об руку.