- История древней Индии
- Основная концепция
- Возникновение индуистских верований
- Священные тексты
- Шрути
- Смрити
- Время Брахмы
- Взаимодействие с западной культурой
- Упадок индийской цивилизации
- Веды
- 9 самых распространённых религий в Индии
- Ислам
- Христианство
- Сикхизм
- Буддизм
- Джайнизм
- Бахаи
- Зороастризм
- Иудаизм
- Культура древней Индии
- Основные этапы и цели человека согласно религии
- Ашрамы
- Артха, кама, дхарма, мокша
- Предшествующий ведизм
- Во что верят индуисты: основные положения
- Перевоплощение душ (сансара)
- Закон возмездия
- Дхарма
- Искусство древней Индии
- Сведения о джайнизме
- Шиваизм
- Общественная система варнашрама-дхарна
- Брахманизм
- Касты в брахманизме
- Ведийский период
- Религия древней Индии
- Буддизм
- Интересные факты о древней Индии
История древней Индии
Как мы уже говорили, древнейшая индийская цивилизация, называемая Хараппа или протоиндийская, была открыта археологами в начале 20 века. Перед изумленными глазами ученых предстала блестящая культура с развитыми городами, домами, оборудованными водопроводными трубами (это было время, когда люди в Европе еще жили местами в пещерах), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первый был раскопан в древнем индийском городе Хараппа, давшем название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и многие другие древние поселения того времени.
Территория древней Индии того древнего периода расположена вдоль долины реки Инд и ее притоков, и как ожерелье покрывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.
Древняя карта Индии.
Происхождение древней Индии до сих пор является предметом споров среди историков и археологов. Между ними нет согласия относительно того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или она была принесена из соседней Месопотамии, с которой, помимо прочего, велась интенсивная торговля.
Так или иначе, большинство ученых считают, что протоиндийская цивилизация сформировалась из самых ранних местных сельскохозяйственных культур, существовавших в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подтверждают эту точку зрения, поскольку археологи обнаружили множество древних сельскохозяйственных поселений в долине Инда, которые датируются 6-4 тысячелетиями до нашей эры.
Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие месторождения кремния, запасы сырья для производства материалов — все это способствовало тому, что эти земли вскоре стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человека.
К сожалению, мы не можем много сказать о первой странице древнеиндийской истории, так как письменных источников этого периода нет, единственное, по чему мы можем судить о жизни древних индейцев, — это археологические находки. По этой причине мы можем много говорить о культуре древней Индии, о том, какой у них был образ жизни и экономики, но мы практически ничего не знаем, например, какие короли правили древней Индией, какие там были законы, были ли войны дрались и тд.
Основная концепция
Фактически, ведизм — старейшая религия древней Индии — это ранняя стадия индуизма. Он был распространен не по всей стране, а только в ее части — в Уттаре и восточном Пенджабе. По официальной версии, именно здесь зародился ведизм. Для приверженцев этой религии было характерно обожествление всей природы в целом, а также ее частей и некоторых социальных явлений. В ведизме не было четкой иерархии богов. Мир делился на три основные части: земля, небо и промежуточная сфера — антарин (сравните со славянскими Явья, Наву и Правиа). У каждого из этих миров есть соответствующие божества. Почитался и главный творец Пуруша.
Возникновение индуистских верований
Со временем старейшая религия древней Индии — ведизм — превратилась в современный индуизм. По всей видимости, в основном это было связано с постепенным усилением влияния на общественную жизнь касты браминов. В обновленной религии установлена четкая иерархия богов. На первый план выходит Творец. Появляется троица: Брахма-Вишну-Шива. Брахме отводится роль творца социальных законов, в частности инициатора разделения общества в варне. Вишну почитается как главный хранитель, а Шива — как бог-разрушитель. Постепенно в индуизме появляются два направления. Вишнуизм говорит о восьмом сошествии Вишну на землю. Кришна считается одним из аватаров, другой — Буддой. Представители второго направления — культа Шивы — особенно поклоняются богу разрушения, считая его одновременно покровителем плодородия и скота.
Индуизм стал играть роль доминирующей религии в Индии со времен средневековья. Так остается по сей день. Представители этой религии считают, что стать индуистом невозможно. Они могут только родиться. То есть варна (социальная роль человека) — это то, что дано и предопределено богами, и поэтому не может быть изменено.
Священные тексты
С древних времен литературные произведения, имевшие значение святилища, имели поэтическую форму и передавались из уст в уста, так как их содержание было легче запомнить. Священные Писания были написаны на санскрите. Как правило, их делят на 2 таких типа: шрути и смрити.
Шрути
принято считать, что шрути — это откровения Бога, переданные через святых мудрецов, что дословно переводится как «слышать». Шрути относится к четырем наиболее важным Ведам»:
- Ригведа — старейшее из известных ведических писаний;
- Самаведа»;
- «Яджурведа»;
- «Атхарваведа».
В свою очередь, каждая книга Священных Писаний разделена на 4 части:
- «Самхита» — мантры сакрального содержания, составляющие основу каждой
- «Видеть»;
- Брахмана»;
- «Араньяки»;
- Упанишады».
Смрити
Это тип священного писания, к которому относятся индуистские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата». Согласно исследованиям ученых, «Махабхарата» содержит суть всех «Вед», переданных в виде философских наставлений Кришне воину Ардждуне, который был князем перед началом важной битвы. Рамаяна рассказывает историю Рамы и заточения его жены Ситы. Темы человеческого существования и дхармы представлены в форме аллегорического повествования с философским смыслом. «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные инструкции для последователей индуизма, также относятся к смрити.
Время Брахмы
Возникновение и формирование брахманизма в Индии восходит к 6 веку до нашей эры и 8 веку нашего времени. Этот период является вторым по важности после ведийского в формировании последующих религиозных видений. Принципы, зародившиеся в то время, легли в основу более позднего индуизма.
Важные различия между брахманизмом:
- центральное место в учении отводится понятиям духа, души, «я», что противоречит канонам ведической философии;
- понятие «брахман» приобретает совершенно иное значение: это Абсолют, высший дух;
- формируется гармоничное учение о сансаре — цикле рождений, посредством которого осуществляется формирование души любого живого существа на земле;
- концепция кармы проявляется как действия, вызывающие сансару;
- главный постулат — утверждение, что все подвержено изменению, по законам сансары неизменен только Высший Дух, к которому следует стремиться — брахман и атман;
- доктрина содержит учение о том, что высшее стремление любого верующего — достичь состояния выхода из цикла сансары (серии перевоплощений), максимального приближения к брахманам и атману, что требует определенного образа жизни и строгих ограничений;
- теория брахманизма упорядочила основные концепции космогонии и теологии, основные значения Творца, Творческой Силы, были пересмотрены как причина, которая дала жизнь миру и сохранила его.
Брахман
Религиозные учения того времени не отличались единством. В области брахманизма также были разные течения.
Взаимодействие с западной культурой
Для европейцев культура и религия древней Индии долгое время оставались загадкой за семью печатями. Взаимодействие этих двух совершенно разных миров началось только в конце прошлого века. Неоценимый вклад в этот процесс внесли такие знаменитости, как Э. Блаватская, Николай и Елена Рерихи и другие.
Сегодня широко известно одно из предсказаний Ванги об Индии. Знаменитый прорицатель считал, что древнейшее учение скоро вернется в мир. И это будет из Индии. Об этом будут написаны новые книги, и он распространится по Земле.
Кто знает, может быть, древняя религия Индии действительно станет основой для будущих верований. «Огненная Библия», как предсказывает Ванга, «будто бы покрыла землю белым», благодаря которой люди будут спасены. Возможно, речь идет даже об известном произведении Рерихов — Агни Йоге. «Агни» в переводе означает «Огонь».
Упадок индийской цивилизации
Причины упадка и упадка древней протоиндийской цивилизации также остаются исторической загадкой. Но что мы можем сказать из археологических источников, так это то, что кризис наступил не быстро, а постепенно. Постепенно древние города Хараппа и Мохенджо-Даро опустели, здания были заброшены, кустарное производство сократилось, а торговля пришла в упадок. Металла использовалось все меньше и меньше.
Что касается причин этого спада, существует несколько гипотез, одна из которых утверждает, что все это было вызвано изменениями в окружающей среде, изменением реки Инд из-за сильного землетрясения, вызвавшего наводнения, изменением направления муссоны, ранее неизвестные болезни и эпидемии, сильная засуха.
И последней каплей, приведшей к падению цивилизации Хараппа, стало нашествие кочевых племен — ариев, пришедших в Индию из степей Средней Азии. Из-за внутренних проблем города Хараппы не смогли противостоять пришельцам и вскоре были ими завоеваны. Постепенно арийцы смешались с местным населением, и их смесь сформировала современный индийский народ.
Веды
Мы вкратце рассказали о том, какая религия древней Индии является древнейшей. Итак, давайте попробуем понять, что такое Веды — их основные писания.
На данный момент эта книга является одним из старейших священных произведений. Считается, что на протяжении тысячелетий Веды передавались только устно, от учителя к ученику. Около пяти тысяч лет назад некоторые из них были записаны мудрецом Вьясадевой. Эта книга, которая сегодня фактически считается Ведами, разделена на четыре части (турия) — «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа».
Он содержит сочинение мантр и гимнов в стихах и служит руководством для индийских священников (правила свадеб, похорон и других ритуалов). В нем также есть заклинания, предназначенные для исцеления людей и проведения всевозможных магических ритуалов. Мифология и религия древней Индии тесно связаны друг с другом. Например, помимо Вед есть Пураны. Они описывают историю создания вселенной, а также генеалогию индийских королей и героев.
9 самых распространённых религий в Индии
Разнообразие малых и больших этнических групп гарантирует культурное разнообразие.
Индуизм
Индуизм — основная религия Индии, что вполне естественно. Как уже упоминалось, в мире насчитывается около 1,2 миллиарда индуистов, и более 90% из них живут в Индии. Это одна из древнейших религий в мире, восходящая ко второму тысячелетию до нашей эры. Основная религия Индии по своей сути больше, чем философское учение, обязывающее вести особый образ жизни. Религиозные ритуалы и практики меняются в зависимости от конкретной тенденции.
Индийская религия основана на вере в бессмертие души и реинкарнацию и, прежде всего, на карму. Веря в это, люди придерживаются строгих моральных правил и стараются быть очень терпимыми как к себе, так и к окружающим.
Ислам
Если вы спросите: «Какая религия исповедуется в Индии, кроме индуизма?» многие без раздумий ответят: Ислам. Сейчас в стране проживает около 172 миллионов мусульман, что косвенно делает ислам второй по значимости религией в Индии.
Индия занимает третье место по численности мусульманского населения после Индонезии и Пакистана.
Ислам имеет свои религиозные корни в 7 веке. Он возник в Западной Аравии (Мекка), где в то время преобладало язычество. Что касается развития религии в Индии сегодня, число мусульман в стране значительно выросло за последние десятилетия. Религиоведы предполагают, что если эта тенденция сохранится, то примерно через 30 лет (к 2050 году) в стране будет больше поклонников Аллаха, чем индуистов.
Сейчас позиции ислама сильнее, чем когда-либо. Были возведены красивый Тадж-Махал, мечеть Хаджи Али в Мумбаи и другие красивые исламские сооружения.
Христианство
Хотя христианство является самой большой религией в мире, только 2,3% населения Индии придерживается его. Согласно древним писаниям, христианская вера стала доступна индуистам только с приходом апостола Фомы в 52 г.
Английское завоевание закончилось распространением протестантизма среди жителей Индии.
Сикхизм
Сикхизм — это сочетание религии и философских движений. Некоторые религиоведы даже считают, что принципы этой религии были заимствованы из индуизма. Сами адепты это отрицают.
Это монотеизм, основанный на равенстве. Человек, который прожил праведную жизнь, заслужит возможность воссоединиться с Богом, а нарушитель правил будет вынужден снова прожить жизнь, чтобы усвоить неизученные кармические уроки.
Буддизм
Буддизм зародился в Индии около 2,5 тысяч лет назад, и сейчас у него не так много последователей по всей стране.
Почему у религии, рожденной в Индии, так мало последователей дома? Причина тому — арабское вторжение. Сейчас большинство последователей учения Будды живут в Гималаях.
Сиддхартха Гаутама признан основателем буддизма — это первый человек, которому удалось достичь просветления. Позже он стал известен миру как Будда. Сейчас, несмотря на небольшое количество последователей учения Будды, на территории страны существует несколько направлений буддизма, среди которых выделяется тибетский буддизм, основанный религиозными изгнанниками.
Джайнизм
Историки проделали огромную работу по поиску первоисточников этой религии, и было установлено, что она существовала со времен самых ранних цивилизаций в долине Инда! В основе этой религии лежит философия ненасилия: человек должен идти своим жизненным путем, полным любви, доброты, заботы и сострадания ко всем живым существам.
Последователи джайнов не верят в высшие силы. Они верят, что у всего живого на планете есть душа. Все и вся, кроме человека. Чтобы достичь этого, человек должен пройти путь реинкарнации, и когда перерождения прекратятся и все кармические уроки будут усвоены, наступит вечное блаженство.
Бахаи
Относительно новое религиозное движение, зародившееся в Иране в 19 веке. Со временем учение дошло до индейцев. Сегодня религию бахаи исповедуют примерно 2,2 миллиона человек.
Основателем веры является иранский религиозный лидер Бахаулла. Последователи религии по сей день считают ее живым проявлением Бога.
В Индии это течение начало распространяться с прибытием Джамаля Эфенди. Те, кто следуют за бахаи, придерживаются мнения, что простые смертные не могут познать истинную природу Бога и что все религии — всего лишь единый комплекс со своими собственными характерными «региональными» различиями. Бахаи верят, что человеческое тело — лишь временная оболочка для земного существования души. А наличие души — главное отличие человека от всех остальных живых существ.
Зороастризм
Одна из древнейших и самых малочисленных религий. Сегодня в мире насчитывается не более 200 тысяч зороастрийцев, и они рассеяны по территории Ирана и Индии. Зарождение этой религии произошло в то время (а не определено историками), когда жил Заратустра. У него было видение некоего высшего существа, Ахура Мазды, и мира, в котором существуют добро и зло.
Окончательно он образовался около 4 тысяч лет назад на территории Персии. Когда этот регион был захвачен арабами исламистами, зороастрийцы были вынуждены бежать в Индию.
Иудаизм
В Индии есть евреи, хотя их около 7000 человек. Первые приверженцы иудаизма появились на территории страны в 8 веке, когда они были изгнаны персами из царства Израильского в составе десяти потерянных племен. А поскольку индейцы — религиозный народ, евреи могли спокойно исповедовать свою веру на территории Индии.
интересно, что в отличие от других стран мира, где еврейское население сплочено в общину, в Индии они раздроблены.
Культура древней Индии
Хараппская культура древней Индии была очень развитой для того времени, о чем свидетельствует, по крайней мере, наличие высокоразвитых городов с прямыми дорогами. Дома были построены из сырцового кирпича и даже имели водопровод. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе были кварталы различных мастеров. В частности, древние индейцы были искусными гончарами, их художественно расписанная керамика пользовалась спросом далеко за пределами самой Индии.
Руины древнего индийского города.
В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Вскоре они начали сажать финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.
Основные этапы и цели человека согласно религии
Согласно древней традиции жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме делятся на ашрамы. Философское учение говорит, что система ашрамов ведет к реализации жизненных целей человека пурушартх на каждом этапе жизни, которые, как и ашрамы, 4. Важными пурушартхами являются: артха, кама, дхарма, мокша.
Ашрамы
- Брахмачарья — это самый первый этап жизни человека, который длится от рождения до 24 лет. Его также называют «жизнью ученика», потому что он включает в себя период обучения под наблюдением гуру в качестве монаха, практики самопознания, воздержания, медитации и жизни в соответствии с принципами дхармы.
- Грихастха — это период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, завести детей, позаботиться о родителях и посвятить себя служению святым людям. Длится от 25 до 49 лет. За это время должны быть достигнуты такие цели, как артха и кама.
- Ванапрастха — это отрезок жизни продолжительностью 50-74 года, когда человек удаляется и готовится уйти из материального мира. Человек больше внимания уделяет духовным практикам и посещению святых мест.
- Саньяса — это ашрам для людей от 75 до 100 лет. Момент, когда человек оставляет мирские дела и посвящает свою жизнь самопознанию и духовным практикам, в этот момент он готовится к уходу в иной мир и освобождению души от материального тела, достижению мокши.
Артха, кама, дхарма, мокша
Цели, пурушартхи, которых человек должен достичь в своей мирской жизни, следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили следующие названия:
- Арта: достижение богатства, обретение богатства и накопление определенных средств, приобретение знаний и навыков, принятие высокого социального положения и усиление власти.
- Кама — это цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и веселья. Он лежит ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступен не только людям, но и животным, жаждущим физического удовольствия.
- Дхарма — это набор мер и правил, которые определяют моральные принципы, выполнение религиозных обязательств и выполнение законов бытия.
- Мокша — это цель освобождения души от колеса сансары, цепи перерождений на пути к освобождению от страданий и ограничений материального мира.
Индуизм — это образ жизни. Выполняя духовные практики, придерживаясь здорового образа жизни, совершая добрые и добрые дела с чистой душой и открытым сердцем, придерживаясь дхармы, индуисты смогут достичь всех пурушартх.
Индуизм
Предшествующий ведизм
Основы религии Древней Индии были заложены арийскими племенами во втором тысячелетии до нашей эры. Ученые пока не могут точно сказать, откуда пришли эти аборигены и куда именно они отправились. Но то, что они повлияли на формирование индийской цивилизации, — факт неоспоримый. Арийцы были европейцами по внешности, с голубыми глазами и светлыми волосами. Их смешение с черным населением дало начало новым местным племенам.
Религия ариев состояла из многих аспектов. Они верили, что животные, растения, камни и деревья обладают божественной сущностью. Ключевыми ритуалами их религии были жертвоприношения, в том числе человеческие. Арии оставили после себя Веды (тексты, состоящие из священных букв, в четырех частях), включая Ригведу, Атхарваведу, Сама Веду и Яджурведу. Позже ведическая мудрость была дополнена брахманами, пытавшимися объяснить законы вселенной.
В ведизме существовал великий пантеон богов. Арии были кочевниками, животноводство обеспечивало им условия для жизни, поэтому Индра, повелитель дождя и бурь, считался царем богов, стоявшим в центре пантеона.
В пантеон входили и другие ведические боги, например, Дьяус — бог неба, Агни — бог огня, Митра — бог порядка, Притхиви — богиня плодородия. Кроме того, арии почитали своих предков и часто обожествляли умерших.
Во что верят индуисты: основные положения
Основными верованиями индусов, несмотря на все различия философских школ, традиций и почитаемых божеств и их проявлений, можно назвать ряд концепций, ставших отличительными для индуизма среди других мировых религий.
Перевоплощение душ (сансара)
Сансара — одно из центральных понятий индуистской идеологии. Условно это можно назвать колесом перерождений, бесконечных рождений и смертей земного тела и движения души к мокше, устранения результатов действий в прошлой жизни и ее освобождения. Самсара происходит по закону кармы, согласно которому все действия человека, хорошие и плохие, определяют его дальнейшую судьбу и достижение душой мокши или нирваны. Причина нахождения души в колесе сансары — ее невежество и неосведомленность о своем истинном «я», принятие себя как одного с материальным телом. Это отождествление удерживает душу в каме, чувственном удовлетворении, и заставляет ее принимать новые тела, перерождаясь снова и снова.
Важно! Индусы верят, что человеческое тело сочетает в себе такие элементы, как эфир, огонь, воздух, воду и землю. Следовательно, материальное тело после смерти должно быть кремировано и возвращено природе.
Закон возмездия
Карма — это закон действия и следствия. По его словам, каждый поступок человека несет определенные последствия и определяет его дальнейшую судьбу, страдания и радости, которые он встретит на своем жизненном пути. Закон кармы лежит в основе колеса сансары и управляет цепью перерождений. Следуя закону, каждое человеческое действие, хорошее или плохое, будет иметь последствия в будущем и заставляет человека задуматься над каждым своим действием, нести ответственность за свою жизнь. Это касается прошлых и будущих жизней, поскольку душа меняет только свою материальную оболочку. А главный тезис закона кармы созвучен пословице: «То, что сеешь, пожинаешь».
Мокша — это освобождение души от страданий, материального существования и выход из круга сансары, цепи перерождений. Это философское понятие означает возвышенное, спокойное и сосредоточенное состояние человека, в котором материя, время, карма и пространство рассматриваются как особая сила и энергия, скрывающая истинную природу мира и раскрывающая многообразие ее проявлений. Путь к достижению мокши — это самосознание или «атама-джана», осознание своего истинного внутреннего мира и единства с Богом, достижение чистой любви к Богу и полной свободы от материальных желаний.
Варна и касты
Индийское общество традиционно делится на сословия, или варны. Всего их 4:
- Брахмана. Высшая варна индуистского общества. Социальная группа существует во всех штатах Индии, в нее входят священники, учителя, ученые и чиновники. С древних времен здесь были священники и монахи.
- Кшатрий. Вторая по значимости социальная группа после браминов, в которую входят влиятельные воины, знать и правители. В древности кшатрии становились военачальниками, влиятельными государственными деятелями, помещиками. Их обязанность заключалась в защите брахманов, детей, женщин, стариков и священных коров. Кшатриям присущи такие качества, как честолюбие, развитый ум, умелое использование оружия, сила и выносливость.
- Вайшья. Представители этой варны — земледельцы, торговцы и животноводы. Теперь они предприниматели, избегающие физического труда, занимающиеся торговлей и экономикой.
- Шудра. Представители этого класса — наемные рабочие, которые выполняют самую грязную и тяжелую работу.
Социальные группы индуистского социального строя называются кастами. Кастам свойственны:
- эндогамия, возможность вступать в брак только с членами одной социальной группы, касты;
- наследственная фиксация, принадлежность к той или иной касте передается по наследству и не может быть изменена;
- ограниченный выбор профессии.
Дхарма
Это понятие принято обозначать набор или набор правил и норм, которые необходимо соблюдать, чтобы соответствовать космическому порядку. Согласно индуистской философии, человек, живущий по правилам дхармы, может достичь нирваны или мокши.
Искусство древней Индии
Древние индейцы были очень творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в архитектуре и скульптуре. К сожалению, это правда, что индийские произведения искусства дошли до наших времен гораздо позже, чем с самого раннего периода Индии, хараппской цивилизации.
Древняя индийская скульптура.
Что касается относительно более позднего индийского искусства, то на него сильно повлияла религия древней Индии, как буддизм, так и индуизм. Изображение Будды и многих индийских божеств сохранилось до наших дней на многих древних индийских храмах и настенных росписях.
Настенные росписи Аджанты.
Эротический мотив также очень силен в индийском искусстве, наиболее ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где Камасутра буквально отпечатана на камнях.
Это до сих пор самое невинное изображение храма Кхаджурахо.
Вообще у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них это было не чем-то постыдным, а наоборот, почти духовной практикой, отсюда и близость эротизма и религии в индийской культуре.
Сведения о джайнизме
В основном, этому направлению следовали мудрые монахи: Джаймы, которые жили очень обособленно, предпочитали побыть в одиночестве и принимали различные виды аскез.
У них не было личного имущества, они недолго оставались на одном месте, не ели мяса и обычно ели не более двух раз в день в небольших количествах.
Джайны иногда применяли очень строгие и суровые аскезы, например, не произносили ни слова в течение нескольких лет, долгое время голодали, приводили к физическому истощению и т.д. Существовали два направления дхармы: одеваться в белое и одеваться со светом . Первые покрывали тело тканью, а вторые всегда были обнажены, поскольку считали, что их окутывает солнечный свет. Не каждый мог выдержать строгие требования этой религии, поэтому джайнизм никогда не был очень популярен.
Шиваизм
Шиваизм можно считать одним из направлений индуизма, которое подразумевает поклонение Богу — разрушителю Шиве. Шива — бог грома, дождя и молний, наводит панику на людей. Он может разрушить целый город за считанные минуты и отправить виновным различные болезни и несчастья.
Шива олицетворял в древности разрушительную силу природы, которая внезапно превратилась из хорошего в жестокую и уничтожила все, что было создано людьми.
Несмотря на всю свою жестокость, Шива любит и защищает свою семью. Его жена, богиня Парвати, покровительствует женскому плодородию и плодородию. Женщины, мечтающие о детях, ходят в многочисленные храмы Парвати и приносят ей дары: фрукты и овощи, а также снопы урожая.
У Шивы и Парвати есть сыновья — Ганеша — покровитель богатства, славы и доброй силы, и Сканду, покровитель воинов. Считается, что многорукая богиня Кали — одно из проявлений Парвати, тесно связанное с мужским началом и покровительствующее сексуальной энергии мужчин и женщин, а также колдовству и любым действиям, которые мы совершаем под прикрытием ночь.
Общественная система варнашрама-дхарна
Таким образом, другая древняя религия Древней Индии — индуизм, стала наследницей многих традиций и ритуалов прежних верований. В частности, разделение индийского общества на варны восходит к временам ведизма. Помимо четырех социальных групп (брахманы, кштария, вайшьи и шудры), согласно этой религии, существует четыре способа духовной жизни человека. Стадия формирования называется брахмачарья, социальная и семейная жизнь — грихастха, последующее отступление от мирского — ванапрастха, а заключительная стадия жизни с окончательным просветлением — санньяса.
Кто бы ни создал варнашрама-дхарну, такой упорядоченный образ жизни сохраняется в мире по сей день. В каждой стране есть священники (брахманы), администраторы и солдаты (кштарии), бизнесмены (вайшьи) и рабочие (шудры). Такое разделение дает возможность упростить общественную жизнь и создать максимально комфортные условия жизни для людей с возможностью развиваться и совершенствоваться.
Брахманизм
Касты в брахманизме
На стадии развития брахманизма появляется идея первого человека Пуруши, давшего начало всем людям и всем живым существам на земле. Легенда о Пуруше закрепляет зарождающуюся кастовую систему в Индии. В нем рассказывается о некоем космическом человеке, который жертвует собой, в результате чего возникает мир и его части. Из разных частей тела Пуруши находились люди, принадлежащие к разным кастам (от португальского — «чистые») — сословиям. Эти свойства изолированы, они не должны сообщаться друг с другом. Из уст Пуруши возникла высшая каста — брахманы (священники, исследователи священных текстов), из плеч — кшатрии (воины и правители), из бедер — вайшьи (крестьяне, торговцы), из стоп — шудры (слуги, зависимые люди). Был также еще более низкий слой, называемый неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считающихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд перехода и назывались «дваждырожденными». В детстве человек ведет жизнь ученика, поэтому он должен жениться и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен уйти из дома и вести жизнь монаха, отшельника-саньясина. В брахманизме формируется понятие Брахмана — безличного Абсолюта, сущности, основы и причины мира, а также Атмана — индивидуума, духовного начала в человеке, его самой сокровенной, тождественной сущности. Брахману и стремится слиться с ним. Постепенно возникает идея круговорота бытия — сансары, перерождений — воплощений индивидуальной души во всех новых телесных оболочках, кармы — закона, определяющего следующее рождение, мокши — идеала, к которому должна стремиться каждая душа который заключается в устранении перерождений и воплощений.
Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое деление, при котором только представители высшей касты — брамины — могли сталкиваться с религиозными и мистическими проблемами. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные течения, провозглашающие более демократический порядок и противостоящие официальному брахманизму. К этим направлениям в основном относятся джайнизм и буддизм. Но буддизм вскоре был изгнан из Индии и стал мировой религией, а джайнизм из-за своих особенностей никогда не распространялся и оставался национальной религией, не очень популярной, но очень влиятельной.
Ведийский период
Впитав в себя духовные взгляды и верования древних, с заселения ариев начинается совершенно новая эра. Для него характерно формирование гармоничной религиозно-мифической системы.
Веды датируются концом 2 — началом 1 тысячелетия до нашей эры. Возникшие священные тексты, почитаемые индоарийцами, стали началом возникновения ведийского религиозного периода в истории Индии и, таким образом, легли в основу индуизма.
Основными канонами учения являются:
- деление на классы и кастовые различия;
- поклонение богам и силам, олицетворяющим природные явления, действия, различные сферы Вселенной;
- объединение божеств в пары (пример — Бог Земли Притхви и Неба Дьяус, божество дня Митры и ночи Варуны и т д);
- разделение божеств на высшее и низшее;
- появление существ, противостоящих силам добра — демонов;
- практика сложных ритуальных кровавых жертвоприношений, также имевших ярко выраженные кастовые различия;
- появление института брахманов, в обязанности которых входило выполнение ритуалов, описанных в Ведах.
На протяжении многих веков этнические, культурные, исторические факторы подвергали ведическое учение трансформации, которая положила начало эпохе брахманизма. Это следующий этап эволюции древнеиндийской философской мысли. Ведическое мировоззрение породило джайнизм и, по сути, сам индуизм.
Религия древней Индии
Индия стала родиной одной из трех мировых религий — буддизма, хотя, как ни парадоксально, сам буддизм не принял, оставаясь верным своей изначальной религии — индуизму. Буддизм, зародившись в Индии, распространился на все окружающие страны.
Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как он пришел к нам с самых ранних времен истории Индии, фактически это смесь верований древних индейцев цивилизации Хараппа и вновь прибывших арийцев. Смешиваясь с местным населением, арии тщательно перемешивали религию древней Индии.
Индуизм основан на вере во множество различных богов, а в индуизме так много богов, что даже сами индусы не могут назвать их точное число. Поэтому в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. И боги древней Индии делятся на две большие группы: жесткие и асуры, которые в некоторых индийских мифах противопоставляются, в некоторых мифах асуры вовсе не боги, а скорее демоны, которые противостоят божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов вы можете увидеть отголоски истинного противостояния двух культур — арийской и хараппанской (протоиндийской).
Сура и Асура.
И, тем не менее, в божественном разнообразии богов индуизма можно выделить множество других главных богов, которым поклоняются все индусы, это:
- Брахма — бог-создатель, согласно индуизму Брахма — создатель всего.
- Шива — бог-разрушитель. Если Брахма — такой божественный карандаш, то Шива — ластик, ответственный за разрушение, включая разрушение всего плохого.
- Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Он хранитель вселенной и всего сущего. Он также наблюдает за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, чтобы один из них не преувеличивал в своем творении, а другой — в его разрушении.
Буддизм
Джайнизм и буддизм произошли от культуры шрамана. Буддизм был основан Буддой Гаутамой, принцем, который стал аскетом-отшельником. В результате буддизм начал распространяться за пределы Индии и стал основной религией в странах Юго-Восточной Азии. Даже позже, под влиянием индуистского Возрождения и под влиянием пришедшего в Индию ислама, буддизм в Индии утратил свою роль, но остался в Непале и Шри-Ланке.
Интересные факты о древней Индии
- Помимо индуизма и буддизма, в Индии существует огромное количество различных философских и религиозных учений. Поэтому Индию иногда называют «страной тысячи религий».
- Именно из древней Индии пришли шахматы, йога, чай (по легенде, индийский монах медитировал под чайным деревом, рядом с ним стояла чаша с водой, и лист случайно упал с дерева в чашу, попробовав чашу с водой и чайный лист, монах восхитился вкусным напитком, вот так и появился чай).
- Среди наук древней Индии математика была особенно развита, и древние индийские математики первыми изобрели систему десятичных чисел, число 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также вычислили число «Пи» с большой точностью».
- Не менее искусными были древние индийские астрономы, умевшие определять фазы Луны без телескопа.
- Индия — один из центров зарождения письменности, особой популярностью стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и священники — брамины. Однако развитие письменности в Древней Индии началось еще в постхараппанский период, с приходом ариев.