Вход на уроки, упражнения, обряды, общие экскурсии свободный, без предварительной записи.
Заказанные групповые экскурсии требуют предварительной регистрации. Вы можете узнать все условия и забронировать участие, позвонив по указанному ниже номеру.
Для вывода средств возможна предварительная регистрация и предусмотрены организационные сборы (если не указано иное). Невозможность сделать пожертвование — не повод для отказа от участия — сначала необходимо согласовать это с хозяином — ламой.
В чем архитектурная уникальность ленинградского дацана?
Северный дацан — один из самых дорогих в Европе. Проект был воспринят нетипичным. Его разработали Николай Березовский, студент Института инженеров-строителей, и Гавриил Барановский, автор магазина «Елисеевский». Как и храм тибетского собора — «дукан», здание трапециевидной формы, четырехколонный портик с высокой лестницей в бурятских традициях. Есть и архитектурные новинки в духе северного модерна: подвалы с кухней, атриум с обогревательными колоннами и большими окнами. В классическом храме вместо них «рабсалом» — световой люк на крыше.
Главная ценность ритуального зала — Великий Будда, подаренный королем Сиама Рамой Пятым. Чтобы статуя освещалась даже во время зимнего солнцестояния, архитекторы спроектировали дополнительные круглые окна.
В то время как буддийские религиозные здания по всей стране были построены только из дерева и кирпича, они выбрали колотый пурпурно-красный гранит для облицовки Ленинградского дацана. По этой причине храм прозвали аметистом.
Фасад здания был украшен глазурованной плиткой и золотой символикой. Колонны у входа представляют «четыре благородные истины: истины страдания, истину причины страдания, истину конца страдания и истину пути».
Массивные двери были покрыты восточными буквами.
Южный портик венчает композиция из восьмиугольного колеса Учения. По обе стороны от буддийского символа стремления к совершенству изображены медные фигурки оленей.
«Когда Будда читал свою первую проповедь, он совершил экскурсию по так называемому« Колесу учения ». Затем два оленя вышли послушать проповедь. Впоследствии лани переродились и стали его ближайшими учениками. Наш храм особенный. Оленей обычно изображают сидящими, но в традиции божества Калачакры они стоят, что означает, что они готовы продолжить учение Будды », — сказал настоятель храма Буда Бадмаев.
А при чем тут Рерих?
Для строительства северного дацана была создана научная комиссия, и Николай Рерих вошел в число востоковедов.
Знаменитый художник создал эскизы витражей северного храма в просвете и деревянного пояса, огораживающего молельный зал.
Необычный элемент для дацана мастер украсил восемью буддийскими «символами счастья»: зонтом, двумя золотыми рыбками, вазой, наполненной напитком бессмертия, цветком лотоса, скрученной спиралью вправо ракушкой, узлом не имеющий начала и конца, знамя (знак победы), колесо с восемью спицами.
Рерихи, как и многие представители художественной интеллигенции, увлекались буддизмом. Отсылки к этой религии и восточным мотивам в целом можно найти в их творчестве. Однако они не были буддистами.
Монахи или шпионы?
Строительство длилось шесть лет. Статуи Бурхана были доставлены из Пекина и Внутренней Монголии. Священные артефакты — из Таиланда и Бурятии. Серию серебряных ритуальных ваз заказал придворный ювелир Николай Линден. 10 августа 1915 года настоятель лама Агван Лобсан Доржиев освятил храм с тибетским названием «Источник Священного Учения Сострадательного Отшельника», но двери на короткое время приоткрылись.
Во время гражданской войны в стенах дацана расквартировали воинскую часть Красной Армии. Религиозное здание было безжалостно разграблено. На черном рынке храмовая библиотека продавалась как карта.
В 1937 году НКВД арестовало монахов-востоковедов и ученых. События происходили на фоне борьбы с религией, но причиной гонений стал шпионаж. Среди буддийского духовенства они искали японских агентов, которые могли быть частью разведывательной и диверсионной сети, действовавшей после русско-японской войны.
Позже многих приговорили к смертной казни. 85-летний Агван Доржиев также находился в тюрьме. Основатель дацана скончался после первого допроса.
Храм, как и другие общественные ценности, был национализирован. В разное время, до начала 1980-х годов, в некогда священных стенах работали база физкультуры, военная радиостанция и лаборатории Зоологического института АН СССР. 25 ноября 1968 года здание было признано памятником архитектуры местного значения. Реабилитационный период начался, когда Рерихи снова сыграли важную роль. Сын художника пожертвовал 100 тысяч долларов на восстановление дацана. Он также попросил Михаила Горбачева вернуть храм буддийскому обществу, что произошло в июле 1990 года.
Вернулся ли Большой Будда?
Северный дацан начал новую жизнь с новым Большим Буддой. Для главного алтаря монгольские мастера изготовили пятиметровую статую в национальном стиле: из папье-маше, покрытого сусальным золотом. Спинка нефритового трона была украшена изображениями мифологических существ.
Почему красит место?
Сегодня эту достопримечательность Санкт-Петербурга часто не замечают туристы. Виной всему позиция.
Место для храма было выбрано не случайно. Предсказывать удачу по строгим правилам. Учитывались ландшафты и астрологические знаки.
648 квадратных гербов за 18 тысяч рублей оказались, как и положено, вдали от шума и суеты и недалеко от источника воды — Большой Невки.
Строительство буддийских храмов начинается с особого ритуала. На земле они представляют собой «квадрат» внешнего периметра здания. В его центре находится «бумбу» — сосуд с травами, драгоценными камнями и металлами, но главное, в нем помещены молитвы и священные заклинания.