- Кратко о конфуцианстве
- Основоположник учения
- Своеобразие
- Основные принципы
- Цель жизни по Конфуцию
- Краеугольное понятие Дао
- Христианство в Китае.
- Китайский буддизм – новая эра духовных открытий
- Проникновение ислама и христианства
- Философия даосизма
- Религия Китая в средние века
- Религия современного Китая
- Образ жизни даосиста
- Кратко о даосизме
- Легенда о Лао-цзы
- Цель жизни по Лао-цзы
- Принципы
- Инь и ян
- Энергия ци
- Фэн шуй
- Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
- История
- Сравнительный анализ
- Буддизм
- Даосизм и конфуцианство
- Даосизм и буддизм
- Пантеон даосизма
- Религиозные обряды и божества
- Главная книга
Кратко о конфуцианстве
Конфуцианство в Китае называют Чжу, или школой ученых. Имя Конфуция как создателя доктрины не указывается, потому что он хотел «передавать, а не создавать, верить в древность и любить ее».
Основоположник учения
Конфуций родился в 551 г до н.э в семье знатного, но бедного воина. Он с детства поражал всех своими способностями. Он не играл в детские игры, а имитировал древние ритуалы.
Молодой Конфуций всегда был в поисках знаний. Он был единственным, кто сдал выпускные экзамены с лучшим результатом. Уже в 17 лет Конфуций был на государственной службе, а в 25 открыл собственную школу. За свою мудрость в 52 года Конфуций был назначен министром юстиции.
На этом ответственном посту он много сделал на благо государства, но из-за происков завистников был вынужден покинуть родину. Он отправился в путешествие и проповедовал свое учение. Великий мастер умер в 479 г до н. Э., Предсказав свою смерть своим ученикам.
Своеобразие
Оригинальность учения заключается в том, что Конфуций не ввел ничего нового. В поисках истины, обратившись к древним ценностям, он превратил их в свод правил, он вывел кодекс поведения, который регулирует человеческую жизнь, расставляет все по своим местам.
Конфуцианство — это учение о правилах жизни человека в обществе, о порядке в семейных отношениях, о государстве. Он был основан на древних традиционных китайских ритуалах и особо почитаемом культе предков.
Конфуций сравнивает государство с семьей, а отношения между отцом и сыном проецируются на социальные обязанности. Принцип сыновней почтительности (Сяо) — фундаментальная добродетель Конфуция. Сяо определяет уважительное отношение к пожилым людям по возрасту и положению, уважение к существующему порядку в государстве.
Конфуцианство олицетворяет неизменность существующего порядка, выражающуюся в укреплении положения человека в обществе. Поведение людей должно соответствовать занимаемому ими месту: «государь должен быть государь, подданный должен быть подданным, отец должен быть отцом, сын должен быть сыном».
Основные принципы
Основные принципы конфуцианства:
- благотворительность;
- человечность;
- благородство мысли.
Для Конфуция любовь к ближнему — это способность быть справедливым и милосердным, проявлять уважение к людям, вселять уверенность в себе, не обременять других своими проблемами, всегда «сохранять лицо».
Конфуций сказал, что нужно стремиться к совершенству всю жизнь. Второй принцип — гуманизм, говорит об отношениях между людьми, уважении к пожилым и покровительстве младших, уважении мужа к жене и уважении жены к мужу, справедливом и заботливом отношении правителей к своим подданным и преклонении перед ними государь.
Конфуций сказал о знати: «Благородный человек думает прежде всего о своем долге, а маленький человек — о своей выгоде»:
- доктрина описывает модель идеального человека, которым должен стремиться стать каждый член общества. Цель такого человека — полная гармония в отношениях с людьми, в своих действиях он должен руководствоваться чувством долга, соблюдать ритуалы, следовать традициям древности;
- ритуал и церемониал — непременное условие конфуцианства. Соблюдение древних ритуалов помогло принять незыблемость существующего строя, утвержденные обряды облегчили жизнь в трудные времена. Общность традиций объединяла людей определенных групп. Чем выше место в обществе занимал человек, тем больше обрядов ему приходилось совершать;
- чтобы быть полезным обществу, нужно быть образованным. Погоня за знаниями — одно из достоинств учения Конфуция. Распространению конфуцианства способствовало то, что его приверженцы стремились заниматься просвещением, распространять знания. Грамотный человек должен был знать иероглифы, понимать каноны древности и уметь писать сочинения. Обучение принесло и практические результаты: успешно сдав сложнейшие экзамены, можно было рассчитывать на хорошую позицию.
Цель жизни по Конфуцию
Главная цель жизни по Конфуцию — достижение гармонии в обществе. Поэтому все устремления были направлены на благо семьи, общества и государства в целом. Интересы личности не учитывались.
Краеугольное понятие Дао
Понятие Дао часто расплывчато и не поддается определению даже для человека, исповедующего даосизм. Основные идеи кратко описаны формулой Лао-цзы: «Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три и три порождает все десять тысяч вещей».
То есть Дао — это начало начал, абсолютное сообщество, которое находится в вечном движении, как вода, наполняющая все в этом мире. Это путь, дорога, судьба, закон. Все в человеке и во всем космосе — продукт Дао, вне его и без него быть не может.
Есть два Дао. Один — безымянный Дао — имеет визуальный образ дракона или змеи, пожирающей свой хвост. Этот символ, широко распространенный во многих культурах, указывает на непреодолимый и вечный цикл, движение по спирали времени. Человеку не дано осознать его смысл и цель. Его судьба — Дао с именем — как маленькая чешуя в шкуре дракона — это суть его последнего существования на земле. И главное для любой личности — слиться с Дао, стать частью вечного универсального движения.
Христианство в Китае.
Христианство впервые появилось в стране во времена династии Тан. После 1840 года в страну вторглись христианство и католицизм. Хотя они были прекращены после 1949 года, в последние годы они быстро распространились снова. Сейчас около 15 миллионов китайцев — католики, организовано около 97 приходов. Христианство в Китае насчитывает около 20 миллионов верующих. Большинство христиан живут в южной части Среднего царства.
Помимо пяти основных религий, у китайцев есть и другие традиционные народные верования. Более 200 миллионов человек верят в существование душ умерших предков и поклонение им, и около 700 миллионов китайцев приняли участие в мероприятиях, посвященных поклонению умершим предкам. Около 150 миллионов человек верят в фен-шуй и 140 миллионов человек верят в Бога богатства.
Китайская астрология очень популярна среди людей, и многие люди думают, что этот знак может существенно повлиять на будущее. Таким образом, очевидно, что традиционная китайская народная вера имеет широкую основу среди местного населения.
Сейчас все больше и больше китайцев верят в зодиакальные созвездия западной культуры. В начале нового года многие люди смотрят программы предсказания знаков зодиака, чтобы увидеть, смогут ли они добиться успеха в наступающем году.
Многорелигиозность делает китайскую культуру более терпимой по отношению к другим, потому что религия Китая формировалась на протяжении многих веков и династий, верований, импортированных в разное время в Китай.
Китайский буддизм – новая эра духовных открытий
Буддизм в Китае
Буддизм появился в Китае в I веке до нашей эры, а в IV веке нашей эры приобрел очень сильное влияние и охватил всю страну. Буддизм быстро адаптировался к китайскому обществу и разделился на три течения: китайский, тибетский (ламаизм) и пали.
Его появление означало определенные трудности для приверженцев новой веры. Религия древнего Китая не предполагала сначала существования монашества. Это привело к тому, что буддисты изначально рассматривались как нарушители самых основных культурных и моральных норм. Став монахом, человек был вынужден изменить свое имя и дать обет безбрачия, что, должно быть, было самым глубоким неуважением к предкам. В Индии считалось нормальным жить в зависимости от милостыни. В Китае это воспринималось как неуважение и лень. Самым сложным препятствием для распространения буддизма была власть императора, который приравнивался к божеству и требовал полного подчинения даже от монахов.
Но благодаря новым идеям и новым духовным переживаниям буддизму удалось завоевать популярность. Его учение было совершенно новым для китайцев, которые не были знакомы с концепцией равенства и кармы. В стране была создана религиозная система, состоящая из даосизма, конфуцианства и буддизма.
Сейчас в Китае около 200 000 монахов и более 13 000 монастырей. Среди самых известных буддийских памятников в Китае — храм Нефритового Будды в Шанхае, храм Юнхэ в Пекине и Большая пагода диких гусей в Сиане.
Проникновение ислама и христианства
Мечеть Дунгуань в Синине (провинция Ганьсу)
В VII веке нашей эры ислам проник в Китай через арабских и персидских купцов-мусульман, которые приезжали туда для торговли. Расселение вновь прибывших и появление мусульманских семей стали вести к распространению исламских идей на северо-западе страны. Император одобрял распространение ислама, но сам отказался принять его из-за сложности молитвенного и постового ритуала. Но сами китайцы благосклонно отнеслись к новой религии, дав ей возможность пустить корни.
В настоящее время в стране проживает 18 миллионов мусульман. Известные мусульманские достопримечательности включают Великую мечеть Сиань, мечеть Дунгуань в Синине (провинция Ганьсу) и мечеть Идгар в Кашгаре (Синьцзян-Уйгурский район).
Католицизм и другие формы христианства в больших масштабах наводнили страну довольно поздно (19 век). Сегодня около 7% населения штата исповедуют ту или иную форму христианства. В Шанхае находится знаменитый собор Святого Игнатия, а в городе Харбин — православная церковь Святой Софии.
Философия даосизма
Понятие «Дао» можно расшифровать как вечный путь, ведущий в неизведанное и не имеющий конца, проходящий везде и нигде одновременно. Дао — это вечное движение, которое символизирует движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения.
Дао — это непоколебимый Абсолют, которому подчиняется все сущее, включая каждого человека. Дао — это пустота, которая создает все, что существует. Лао-цзы сравнил это с комнатой, написав, что не стены наиболее важны в комнате, а пустое пространство внутри этих стен.
Даосизм вобрал в себя некоторые элементы соседних религий, брахманизма и буддизма, например идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование нравственным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование.
Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм противоречат друг другу.
Путь Дао переплетается с несколькими составляющими:
- специальное питание организма, исключение из рациона физической пищи;
- физическая подготовка, полное подчинение тела разуму;
- бездействие (невмешательство) — полный отказ от намеренной деятельности, попытки изменить свою жизнь усилием воли, подчинение себя и своей судьбы воле Природы.
Из принципа бездействия Лао-цзы вывел принцип, по которому должно строиться управление обществом и государством. По его словам, идеальный правитель — это тот, кто старается как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, максимально отвергает реформы, позволяя людям жить согласно воле небесной и решать собственные проблемы по своему усмотрению собственный.
Лао-цзы сформулировал три достоинства даосизма:
- ци (жизненная энергия);
- шен (разумный дух);
- цзянь (энергосбережение).
В даосизме и человек, и вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный уклад жизни безуспешна.
За человеческую душу идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, от его поведения: совершая добрые дела, он подпитывает хорошее настроение и приближается к пониманию Дао. Совершая злые дела, он кормит демонов, и его дух ослабевает.
В даосизме важное место занимают представления о женском и мужском началах: Инь и Ян. Знаменитый черный и белый круг начал, неразрывно связанных между собой, был изобретен даосскими монахами в 4 веке до нашей эры
нс. Как жизнь не может быть только светом или только тьмой, так и Инь и Ян могут существовать только в симбиозе.
Активность и сила приписываются мужскому началу, равновесие и спокойствие — женскому. В даосизме только человек, в котором оба принципа находятся в равновесии, способен вести правильную жизнь и достичь Дао.
Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, здесь нет даосских храмов или мест поклонения, потому что только посвященные могут участвовать в ритуалах даосов.
Единственными религиозными сооружениями даосов являются монастыри, количество которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще надевают для публики очки, чтобы продемонстрировать свои навыки боевых искусств.
интересно, что в даосизме отсутствуют понятия ада и рая. Даосы стремятся не попасть в рай после смерти, а обрести вечную и гармоничную жизнь в этом мире. Самого бога нет — его заменяет абстрактное и двусмысленное «Дао».
Религия Китая в средние века
В раннем средневековье китайское общество характеризовалось разными религиями.
Элементы даосизма и буддизма были внесены в конфуцианство, благодаря чему оно изменилось, стало новейшей политической и культурной силой в Поднебесной, которая была очень мощной.
Следует отметить, что конфуцианство не могло вытеснить даосизм и буддизм, но в конце 15 века его положение в Китае стало доминирующим.
Религия современного Китая
Сегодня почти половина жителей Поднебесной считают себя атеистами, около 30% — нерелигиозными. Этому во многом способствовала государственная политика во время образования Китайской Народной Республики и во время Культурной революции в стране. Но реально только 15% населения Поднебесной можно отнести к реалистам. Эти люди не верят ни в какую религию, не соблюдают религиозные обычаи и не празднуют праздники. Сегодня для большинства китайцев религия занимает самое важное место в жизни.
Несмотря на то, что китайская культура может быть одной, религия Поднебесной на самом деле другая. Среди местного населения много верующих, исповедующих мировые религии. Практически в каждом городе Поднебесной есть группы единомышленников, почитающих религиозных деятелей и историков различных религий.
Следует подчеркнуть, что китайская религия тесно связана с философией.
На примере китайской народной религии можно увидеть, как религиозные верования становятся частью мнений людей, которые не отождествляют себя с какой-либо конкретной религией. Сегодня основными религиями Поднебесной являются буддизм, даосизм, христианство и ислам.
Образ жизни даосиста
Даосы практикуют останавливать поток мыслей: это не дает увязнуть в повседневных заботах и мыслях.
В своем питании даосы не допускают излишеств, являются аскетами, соблюдают диету (отказ от мяса), а иногда и постятся. Согласно даосизму, идеальная еда — это роса трав и собственная слюна
Соблюдая пост и строгие диеты, даосы как бы «забывают» о питании, переключают свое внимание на другие вещи
Требуются регулярные упражнения и дыхательные упражнения. Даосы часто используют иглоукалывание и специальный массаж, которые, по их мнению, равномерно распределяют энергию по телу и повышают эффективность ее использования. Приветствуется половой акт с постоянным партнером. Секс рассматривается как терапия и средство укрепления отношений.
Кратко о даосизме
Даосизм — второе философское и религиозное течение. Главный принцип даосизма: наличие первоисточника Дао, что означает «путь, истина». Дао — это Абсолют, основа основания, начало всех начал, вечный путь и вечное движение.
Поскольку все в мире предопределено, то вы должны жить в соответствии с Дао, не сопротивляясь предопределению, следуя течению жизни (Дао). Даосские философские сочинения появляются в 5 веке до н.э.
В качестве первоисточника они упоминают имя легендарного Желтого императора Хуан Ши. Китайский мудрец Лао-цзы считается более надежным автором, чем даосизм. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной». Книга содержит постулаты и ритуалы учения Дао.
Легенда о Лао-цзы
О жизни Лао-цзы почти ничего не известно. Есть красивая легенда о великом старике. Согласно этой легенде, Лао-цзы родился старым, но с каждым годом становился моложе. Его имя переводится как «старый ребенок».
Всю свою жизнь он служил хранителем книг. Видя несправедливость и боль вокруг себя, Лао-цзы решил покинуть Китай в поисках благословенной страны, но на границе начальник стражи отказался пропустить мудреца, пока он не описал свое учение.
Лао-цзы вырезал пять тысяч знаков, сел на своего быка и уехал в Индию. Там он стал Буддой. Бесплатные картинки Лао-цзы очень популярны в Китае.
Лао-цзы учил, что жизнь — это чередование парных состояний, печали и радости, счастья и несчастья, любви и ненависти. А поскольку все доступно для редактирования, что бы ни случилось, вам просто нужно дождаться следующего изменения.
Цель жизни по Лао-цзы
Согласно Лао-цзы, главная цель жизни — познать свое Дао и жить в гармонии с ним.
Принципы
Чтобы понять Дао, необходимо следовать некоторым правилам, касающимся тела и духа, а также правилу ничего не делать:
- в человеке борются с божественными духами и злыми демонами. Добрые дела могут умилостивить духов и приоткроют путь к познанию Дао;
- поиск благословенного пути проходит через совершенство тела. С помощью физических упражнений человек должен добиться полного подчинения своего тела разуму;
- принцип бездействия состоит в отрицании любой деятельности, ведущей к изменениям, потому что природа и Небеса уже все изобрели, и человек своим вмешательством может только все испортить.
Последователи Дао, пытаясь изучить Дао, отгородили все, что мешало им думать и размышлять, построили монастыри и посвятили свою жизнь служению Небесам и Дао. В даосизме большое значение придавалось стремлению к долголетию, а затем и к бессмертию.
Долголетие у китайцев — знак того, что человек следует «путем Небес и Дао», не ворчит, принимая жизнь со всеми ее радостями и горестями как должное. Символически бессмертие рассматривалось как внутренняя свобода.
Инь и ян
В 4 веке до нашей эры даосские монахи нарисовали круг из двух частей — темной женщины и светлой мужчины. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так и эти два принципа не могут существовать по отдельности.
Только гармония двух принципов может привести человека к Дао. У даосов не было щедрых религиозных обрядов, поэтому даосских храмов нет, есть только монастыри. Ритуалы выполняются исключительно посвященными. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцанию.
Энергия ци
Вся китайская медицина — иглоукалывание, дыхательные упражнения, боевые искусства — происходит из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных упражнениях.
Выполняя упражнения, человек сосредоточился, что позволило ему соединить свою внутреннюю энергию с природной энергией и раздвинуть границы возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы — цепи движения энергии ци.
Энергия, текущая по этим меридианам, обеспечивает баланс инь и янь. Эти документы держали в секрете непосвященные. Во втором веке нашей эры образ Лао-цзы приобретает божественный облик.
Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Религиозный даосизм характеризуется верой в духов, поклонением предкам и магическими ритуалами. Обряды поклонения сопровождают все жизненные события. Соблюдение церемоний и ритуалов помогает уравновесить силы Инь и Ян в природе и обществе.
Одним из примеров является празднование китайского Нового года, когда символы, висящие с изображением инь и янь, предназначены для защиты домов от злых духов в наступающем году.
Фэн шуй
Фен-шуй также связан с даосской практикой: умением определять благоприятные для человека места, места, где свободно течет энергия ци.
Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство —
старейшая философская школа, которая
считай человека прежде всего
как участник общественной жизни.
Основатель
конфуцианство — это Конфуций
(Кун-Фу-Цзы), жил в 551 — 479 гг. До н.э.,
основной источник обучения — работа
Лунь Юй («Беседы и суждения»).
Главный
запросы,
решено конфуцианством:
Представители
этот сторонник философской школы
мягкий менеджмент компании. Нравиться
приведен пример такого управления
власть отца над детьми, и как
главное условие — отношение подчиненных
вождям, как сыновьям отца, е
начальник подчиненным — как отец для
сыновья. Конфуцианское золотое правило
поведение людей в обществе читаем: нет
делай другим то, чего не хочешь для себя.
2.
Учение Конфуция содержит ряд
базовые принципы:
- заселять
в обществе и для общества; - даровать
друг с другом; - слушать
старше по возрасту и званию; - подчиняться
император; - сдерживаться
себя, во всем соблюдай меру, избегай
крайности; - быть
человек.
3.
Конфуций уделяет большое внимание
вопрос о том, каким должен быть начальник
(руководитель). Лидер должен
обладают следующими качествами:
- подчиняться
император и следовать конфуцианскому
принципы; - управлять
основанный на добродетели (бадао»); - иметь
необходимые знания; - правильно
служить стране, быть патриотом; - иметь
большие амбиции, высокая цель
цели; - быть
благородный; - делать
только хорошо для государства и для других; - предпочитать
убеждение и личный пример принуждения; - заботиться
о личном самочувствии подчиненных
и страна в целом. По очереди,
подчиненный должен: - быть
верен лидеру; - показать
трудолюбие; - постоянно
учись и совершенствуйся.
Обучение
Конфуций сыграл важную роль в
объединение китайского общества. Это
остается актуальным и в настоящее время,
через 2500 лет с момента жизни e
активность автора.
4.
Другие важные социальные сети
учения древнего Китая
был законничество (школа
законники, или Фахия). Его основатели
они были Шан
Ян
(390 — 338 до н.э.) и Хань Фэй (288 — 233 до н.э
п. Нс.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа
(3 век до н.э.) легизм становится официальным
идеология.
Базовый
вопрос о законничестве (а также о конфуцианстве): как
управлять компанией?
Законодатели
юрист по управлению компанией
от государственного насилия,
на основании законов. Нравится,
законничество — философия
сильная государственная власть.
5.
Основные постулаты
законничество
следующий:
- человек
обладает изначально злым характером; - руководство
сила человеческих действий
корыстные личные интересы; - нравиться
интересы людей в целом
(социальные группы) взаимно противоположны; - к
избегать произвола и всеобщей неприязни,
требуется вмешательство правительства
в связях с общественностью; - штат
(в лице армии, чиновников) должны поощрять
законопослушные и жестокие граждане
наказать виновных; - главный
стимул к законному поведению
большинство людей боятся
наказание; - главный
различие между законными и
неправомерное поведение и использование
санкции должны быть законами; - законы
он должен быть одинаковым для всех, и
наказание должно быть применено к
простые люди и высшие должностные лица
(независимо от ранга) если взломали
законы; - штат
аппарат должен состоять из
профессионалов (т.е бюрократов
должности должны быть предоставлены кандидатам,
с необходимыми знаниями е
корпоративное качество и не подлежит передаче
по наследству); - штат
— основной механизм регулировки
компания и поэтому имеет право
мешать общественным отношениям,
экономика, личная жизнь граждан.
История
Даосизм — одна из древнейших религий. Принципы даосизма уходят корнями в древние практики китайских шаманов.
Предполагаемый «отец» религии — древний китайский ученый и мыслитель Лао-цзы, который первым подробно описал ее философию и ритуалы, фактически он изложил их в форме целостного учения. В отличие от Конфуция, Лао-цзы, возможно, является воображаемой фигурой: помимо легенд, нет никаких доказательств того, что этот философ действительно существовал.
Легенды говорят, что Лао-цзы (в переводе «старый ребенок») родился в утробе матери 81 год и сразу родился с седыми волосами. Даосизм зародился в V-III веках до н.э и оформился во II веке до нашей эры. Его прототипами были шаманизм региона Чу, магия региона Ци и философия северного Китая.
Даосизм возник в то время, когда китайское общество было раздробленным, в атмосфере постоянной борьбы за власть, кровавых столкновений и политического хаоса. Первоначально новое учение было популярно среди бедных, которых привлекала его основная идея — равенство всех людей, наличие права каждого человека на жизнь и свободу.
Центральная идея даосизма — равенство всех людей
Ранние даосы мечтали о справедливом обществе и прекращении конфликтов. Во втором веке нашей эры учение распространилось по землям Китая, появились первые даосские школы. По мере того как число даосов росло, монахи начали организовывать крестьянские восстания против власти.
При этом они воспитывали безграмотных крестьян, вели беседы о цели человеческого рождения, границах добра и зла, учили их жить в гармонии с природой. Позже, в пятом веке, монахи начали полностью отходить от мирского и создавать закрытые и уединенные монастыри, в которых они посвятили себя служению Дао. Некоторые стали отшельниками и один за другим поселились в горных пещерах.
Существовало несколько форм даосизма, каждая из которых соответствовала интересам разных слоев общества:
- мистический — был распространен среди простых людей. Его функция заключалась в воспитании человека, воспитании нравственности и приверженности нормам поведения в обществе. Для него характерны упрощенные концепции Дао в сочетании с суевериями. Для решения духовных проблем простые люди обращались к просвещенным монахам;
- научный — исповедовали монахи, многие из которых были также учеными. Научные исследования даосских монахов руководствовались желанием получить эликсир бессмертия, в то время как в процессе исследований они сделали много важных изобретений, таких как стекло, порох и фарфор. Монахи значительно обогатили даосизм и китайскую культуру: они создали теории происхождения мира и человека, учения фэн-шуй, ушу (философия и боевое искусство), цигун (йога и дыхательные упражнения);
- этико-философская — была распространена только среди образованной элиты общества, сосредоточенной на экзистенциальных вопросах ценности бытия, цели и смысла жизни, а также сферы чувств.
Сравнительный анализ
Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, обе религии переняли традиции первобытной религии с ее поклонением природе:
- культ предков относят к конфуцианству. Но принципы поклонения (например, сыновняя почтительность) распространены во всем китайском обществе;
- даосизму свойственен политеизм, в конфуцианстве господствует культ императора и неба;
- конфуцианство — это путь к совершенству через самоконтроль, подавление гнусных страстей, переработку самого себя. Обучение поощряет постоянную социальную активность. Основное внимание уделяется моральным и этическим принципам;
- конфуцианство рассматривает человека как социальное существо, в котором разум должен преобладать над чувствами, даосизм — как продукт природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
- даосизм принимает человека таким, какой он есть;
- главное достоинство даосизма — бездействие, поскольку попытки изменить что-то в природе или в обществе нарушают естественный порядок вещей.
Буддизм
Постепенно буддизм стал основной религией Поднебесной. Последний опрос показывает, что 31% людей, не верящих в буддизм, принимали участие в ряде буддийских мероприятий, и около 17 миллионов человек уже начали приближаться к вере.
Сейчас большинство последователей — представители разных классов: это интеллигенция, бизнес-элита и простой народ. Недавно появился новый отчет: Белая книга 2012 года, опубликованная вместе с Industrial Bank и Hurun Report, который показывает, что 39% интеллектуалов и бизнесменов являются буддистами. Растет не только количество подписчиков, но и внимание публики.
Сейчас в Поднебесной около 13 000 храмов и 180 000 монахов и монахинь.
Даосизм и конфуцианство
Даосизм с его концепцией бездействия традиционно противостоял конфуцианству, проповедовавшему служение государю и обществу. Эта оппозиция была настолько глубокой, что отразилась и на деятельности миссионеров-иезуитов: например, Маттео Риччи был в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику, в то время как его оппонент, Микеле Руджиери, утверждал, что между ними существует сходство концепции Дао и Логоса.
Даосизм и буддизм
Первой даосской школой, возникшей на основе изучения буддийских трактатов, была школа Линбао. Его основатель Ге Чаофу заимствовал из буддизма концепцию перерождения в пяти мирах и, в крайне упрощенном виде, элементы космологии. В то же время даосы не отказались от практики достижения бессмертия, а улучшили концепцию бессмертия, отказавшись от буквального толкования бесконечного постоянства в одном и том же земном теле и представив для небожителей другие миры: счастливые земли, острова бессмертных и т д карма и наказание. Позже буддийские элементы стали известны даосским школам, которые также переняли буддийские методы медитации.
Пантеон даосизма
Считается, что характерные божества.
для этой религии они олицетворяют космические силы. В даосском пантеоне строгая иерархия, все божества делятся на «пост-небеса» и «до-небеса».
Во главе пантеона стоит «триада чистых», которая символизирует сферы верхнего мира (Дао). Следующую ступеньку занимает повелитель человеческих судеб — нефритовый император Ю-ди. Он находится наравне со стражем врат жизни Си Ванму, живущим на горе Куньлунь.
В даосском пантеоне есть многорукое божество Доу-му, считающееся покровительницей алхимиков и врачей. Доу-му управляет энергиями, циркулирующими в человеческом теле, а также движением звезд. Обращает на себя внимание правитель мира мертвых Тай-и тяньцзюнь. Даосский аналог египетского Аида подчиняется нефритовому императору Ю-ди.
Религиозные обряды и божества
После канонизации Лао-цзы сложная иерархия добрых богов и злых демонов легла в основу даосской философии. Список основных божеств, признанных разными школами даосизма, более или менее одинаков. Основную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, которые сменяли друг друга и правили миром в разные временные циклы. За ними стоит Нефритовый Император, правитель человеческих судеб. Леди Запада почти равняется ему. Он открывает двери жизни, освобождая души на Земле и заставляя их попасть на Небеса после смерти.
Семь Звездных Лордов Северной Колесницы и Шесть Звездных Лордов Южного Медведя подчиняются Нефритовому Императору. Затем следуйте за хранителями сторон света и хранителями элементов. Под их контролем находятся тысячи божеств, включая тех, кто присоединился к пантеону после их земных жизней.
Религиозные ритуалы в доазизме были обусловлены. Они призваны объединять людей, отдавать дань уважения богам и получать их благословения. Самые популярные ритуалы проводятся на Новый год и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, вешают красные украшения, обмениваются подарками и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые вечеринки. Главный герой праздника — китайский дракон, символ проявления Ян.
Главная книга
Это выражение — «отправиться на Запад» — означало в то время смерть, но описание путешествия Лао-цзы содержит детали, которые придают ему значение настоящего странствия. Он ехал на черном буйволе и был остановлен на границе стражником, который попросил мудреца поделиться своими знаниями. Мудрец продиктовал или написал Дао Дэ Цзин (Книга Дао и Дэ), произведение, в котором основные идеи, определяющие даосизм, суммированы, но лаконично резюмированы в восьмидесяти одном стихе.
До этого Лао-цзы не выражал своих взглядов письменно. Появление «Дао Дэ Цзинь» объясняется тем, что эссе было направлено на большее распространение его теорий. Он хотел создать альтернативу все более популярному конфуцианству. Основатель даосизма не был согласен с интроверсией, присущей учению Конфуция, ориентацией извне. Лао-цзы отрицал верховенство силы, важность обрядов и традиций в жизни человека. Это могло только спровоцировать негативное отношение властей.
Есть удивительные версии о дальнейшей судьбе великого старца. По одной из них, он удалился в Тибет, где стал основателем ламаизма, по другой — уехал в Индию. Там он чудесным образом способствовал рождению Гаутамы или даже самого Будды Шакьямуни. Есть даже легенды о путешествиях Лао-цзы в места, где позже появилась Россия.