8 мирских дхарм: что это такое в индийской философии

Понятие Дхармы. Концепция Дхармы в буддийской традиции

Концепция «Дхармы» или «Дхаммы» существует как в буддийской, так и в ведической традициях. Будда Шакьямуни воспитывался в традиционном индийском обществе с его незыблемыми догмами и кастовой системой, достаточной причиной для отказа от устоявшихся основ и начала поиска чего-то нового, что, в свою очередь, привело к отказу от кастовой системы и впоследствии послужило теперь мы называем это философской системой, называемой буддизмом».

Однако, несмотря на радикальный отход от мнений, существовавших в то время, многие концепции Вед и Веданты плавно перешли в новую систему знания. Среди них столь фундаментальная и, вероятно, одна из наиболее интерпретируемых и вызывающих величайшие споры среди последователей дхармических религий (джайнизма, сикхизма и т.д.) концепции Дхармы.

В древней Индии Дхарма была идентична законам Риты. Напомним, что законы Риты — это естественные законы природы. Следование им — исполнение законов Риты. Дхарму часто переводят как «универсальный закон бытия», «религиозный долг», «то, что поддерживает космический порядок». Также считается, что Дхарма — это в то же время свод моральных правил; в некоторых духовных традициях Дхарма обычно понимается как метод в целом.

Итак, вы уже осознали, что интерпретация концепции Дхармы может варьироваться в зависимости от контекста, источника, в котором вы столкнулись с этой концепцией, а также от знаний и склонностей тех, кто интерпретирует этот термин. В Сутре Белого Лотоса, записанной в 1 веке нашей эры в традиции Махаяны (Большой Медведицы), Будда говорит о Душе Дхармы, когда дождь Дхармы льется на все и начинает развиваться в соответствии со своей собственной природой.

Законы Дхармы едины, но они могут быть реализованы только в гармонии с внутренней природой того, кто воспринимает Дхарму.

Одним из основных и фундаментальных определений Дхармы является следующее: «как все есть на самом деле». В различных источниках мы находим многочисленные описания того, что такое Дхарма, но приведенное выше кажется наиболее емким и широким по значению. Он также в полной мере отражает мировоззрение буддийской традиции, смысл которой состоит в том, чтобы избавиться от иллюзий (которым является наш мир) и войти в безусловный, не иллюзорный мир, который является истиной.

Для этого мы должны знать и проявлять истинную природу самих себя, и Дхарма будет служить опорой на нашем пути, помогая выполнить наш моральный долг.

Понятие Чатурдхармы в философии адвайты

Концепция чатурдхармы, или четырех типов Дхармы, развита и ясно представлена ​​в философии адвайты, одной из ветвей философии буддизма. Из литературы Вед мы знаем, что практика Дхармы происходит на протяжении всей жизни, а периоды жизненного пути, согласно ведическим писаниям, называются «ашрамами». В жизни обычного человека эпохи Кали-юги четыре ашрама, каждому из которых условно отведено 20-25 лет жизни: брахмачари — до 25 лет — период обучения и целомудрия; грихастха — от 25 до 50 лет — когда человек посвящает свою жизнь миру и семье, и материальные и чувственные ценности выходят на первый план; ванапрастха — от 50 до 70 (75) лет — постепенный уход от деловой и общественной деятельности; санньяси (последний период) — 70 (75) + — когда человек становится религиозным отшельником-аскетом и учителем для всех остальных групп людей.

Следовательно, четыре раздела Дхармы:

  • Законы Вселенной (Рита);
  • Социальная Дхарма (Варна-дхарма), принадлежащая определенной социальной группе;
  • Человеческая Дхарма (Ашрама-дхарма);
  • Личная, индивидуальная Дхарма (Свадхарма).

Некоторые школы Адвайты придерживаются этого разделения, и во многих отношениях они правы, разделяя Дхарму на разделы, поскольку концепция Дхармы очень глубока и может быть прослежена в различных сферах жизни. Так, например, Варна-дхарма — это выражение социального статуса. В эпоху Вед и в настоящее время в некоторых странах это выражается кастовой структурой общества. Другими словами, варна-дхарма — это, прежде всего, подчинение социальной структуре общества и выполнение своих обязанностей в соответствии со своим социальным статусом.

Кроме того, Дхарма является частью четырех основных Пурушартх человеческой жизни, где Дхарма — нравственный закон, артха отвечает за мирские заслуги и все материальное, кама как эмоциональный и чувственный аспект жизни и мокша (также может называться нирваной.) приносит освобождение и в основном практикуется в двух последних ашрамах: ванапрастха и санньяси.

То, что мы видим во всех этих разделах и интерпретациях Дхармы, полностью подтверждает наше первоначальное суждение о том, что Дхарма пронизывает человеческое существование: она может действовать как универсальный закон, регулирующий жизнь и развитие Вселенной на более частных уровнях. Действовать как моральный закон , а также может быть истолкован как закон, регулирующий социальную активность людей и придающий смысл жизненному пути, а точнее, его структурированию, что мы видим на примере Ашрам-дхармы.

Как постигается личная дхарма?

Восточные учения сегодня становятся все более популярными. Следовательно, возникает актуальный вопрос: как правильно установить свою личную дхарму? Чтобы ответить на вопрос, вы можете обратиться к Ведам, которые говорят, что в этом случае вы должны погрузиться в себя, обозначив свои жизненные приоритеты. Для этого даже не потребуется помощь наставника — это вполне возможно сделать самому.

Веды также различают 5 дхармических типов людей:

  1. Учитель, несущий огонь знания. Речь идет об ученых, учителях, священнослужителях и врачах. Все проявляют понимание и сострадание, стремятся понять знания и способны взять под контроль свои страсти.
  2. Воин: защищает тех, кто слабее. Эта категория представлена ​​военными, политиками, дипломатами, юристами. Они проявляют смелость, решительность и быструю реакцию.
  3. Купец, создающий землю благополучия. В эту группу входят предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Эти люди энергичны, обладают необычайной жизненной силой и находчивы.
  4. Рабочий занимается созданием материальных благ. Поговорим о ремесленниках и фермерах. Они остаются верными своему делу, проявляют послушание, доброту и верность.
  5. Свободный человек, стремящийся понять свободу и волю. Говорят о лидерах, которые знают, как вести за собой массы. Они отличаются целеустремленностью, романтичностью и сочувствием.

Попробовав перечисленные типы на себе, вы сможете установить свой собственный тип дхармы.

Историческое развитие концепции Дхармы в индуизме

Дхарма — это в древней Индии фундаментальное понятие веры и бытия, прошедшее долгий путь развития. Основы концепции Дхармы встречаются в литературе середины первого тысячелетия до нашей эры. NS. В Ригведе концепция риты — совокупности мировых законов, универсального мирового порядка — предшествует идее Дхармы.

Впоследствии Дхарма принимает это значение космического закона, который позволяет богам создавать порядок из хаоса.

Более того, в Ведах, Упанишадах, в эпических поэмах объем космической Дхармы расширяется до мира законов и человеческих отношений: Дхарма становится моральным и социальным законом, набором правил поведения, указание пути к истине и духовному развитию.

Махабхарата определяет сферу действия Дхармы как в материальном, так и в духовном измерениях. Бхагавад-гита разделяет индивидуальную, личную и чужую Дхарму.

Дхарма в древней Индии. Что это в буддизме, определение

Многочисленные тексты формулируют принципы и законы Дхармы, определяют ее сущность и содержание, иногда споря друг с другом. Таким образом, в школе Миманса Дхарму можно познать только под авторитетным руководством Вед, в то время как в Адвайта Веданте знание является результатом действий и переживаний.

Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету

дхарма

(Санскр.), Дхамма (пали)

чрезвычайно важный и неоднозначный термин не только для буддизма, но и для всей индо-философии. Термин пали использовался в основном школой Тхеравады, санскр. — в школах Махаяны форма слова «дхарма» происходит от арийского, корень дхар — утверждать, поддерживать, защищать; переводится как «система», «доктрина», «религия», «добродетель», «нравственные качества», «долг», «справедливость», «закон», «поборник», «норма», «идеал», «истина» , «форма», «состояние», «разум», «порядок мироздания» — значение зависит от контекста. Выделяют 5 групп основных значений термина D: 1) доктрина; Доктрина К.-Л, представленная в систематическом модуле; руководящие принципы жизни, принятые человеком; в буддизме — учение Будды; 2) правило; правильное поведение; Справедливость; закон: справедливость; 3) состояние; причина или прошлое, которое является причиной; причина и следствие почти идентичны; 4) феноменальный; D соответственно (в этом смысле он используется в Дхаммападе: «Все дхармы (то есть все феноменальное) создаются мыслью»). Применение слова «дхарма» к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру; мир — выражение закона; 5) высшая реальность — пунктуальные моменты бытия, вспышки психофизической «энергии». Уже в древнем буддизме элементы дхармы классифицируются по трем направлениям: от скандхи (скандха), аятана (автана) и дхату (дхату). Элементы, составляющие эмпирическую личность (пудгала), то есть личность, с которой люди имеют дело в повседневной жизни, были разделены по скандхам. С т. В той же «высшей реальности» эта личность нереальна, поскольку состоит из 5 скандх элементов: а) телесного D, составляющего тело (рупа); б) D ощущений и чувств (ведана); в) D восприятие, идеи (самджна); г) D кармические «формирующие факторы» (самскары); д) Сознание D, различающее знание (виджняна). С т. В процессе познания все D делятся на 12 «сфер познания» (аятана), 6 внутренних и 6 внешних, или 6 познаний навыков и 6 соответствующих объектов. Классификация по «классам элементов» (дхату) основывалась на предыдущей классификации, но была более детальной: в ней было добавлено 6 режимов сознания (зрительное сознание, слуховое сознание и т.д.) к 12 сферам, которые сформировались, с т зр. Буддисты, единый поток сознания. В Махаяне Д иногда интерпретируется как синоним татхаты

Философские системы.

Среди брахманических школ мысли, которые занимались проблемами дхармы, следует выделить мимамсу. В Мимамса-сутре весь материал, посвященный в основном изучению ритуалов, разделенный на 12 частей и содержащий 2620 сутр, вводится словами: «Итак, теперь исследуйте предмет дхармы». Следующая сутра разъясняет эту первоначальную концепцию: «Дхарма — это объект, определенный посредством определенной связи с предписанием». В следующих начальных сутрах исследуется определение дхармы, выясняется, что восприятие не может исправить эту конкретную характеристику и что таковой может быть только авторитетное наставление. По словам комментатора Шабарасвамин Сутры (6 век), дхарма как объект, определяемый посредством особой связи с предписанием, способствует благополучию человека. То, что ведет к добру, называется дхармой (того, кто приносит жертвы и действует согласно предписаниям, называют «дхармакой»). Информация о дхарме, содержащаяся в Ведах, безошибочна не только потому, что не имеющие автора Веды непогрешимы, но также потому, что ошибки могут содержаться только в описательных утверждениях, в то время как утверждения о дхарме являются предписывающими утверждениями. Одним из важных терминов миманса, раскрывающих содержание дхармы, является ниёга («предписание»), что означает обязательство, возложенное на человека предписаниями ведических ритуалов. Согласно Мимамса-сутрам, действия совершаются ради их плодов, плоды существуют для человека, а сам человек — для совершения ритуальных действий. Шабарасвамин считает, что выполнение ритуальных действий не является самоцелью, а мотивируется желанием достичь определенных результатов. Таким образом, он соглашается с мнением Джаймини, отвергая мнение другого древнего авторитета, Бадари, который настаивал на обратном: ритуальные предписания выполнялись из чувства «чистого долга». Эти две точки зрения нашли своих последователей среди лидеров двух основных школ Мимамсы. Последователи Кумарила Бхатты (VII век) видели в этих действиях средство для достижения желаемых целей (иштасад-ханата), а термин «адхикара» (буквально «предопределение», «компетентность» в чем-то), близкий к нийоге, является интерпретируется как обладание плодами… Для последователей Прабхакары (7-8 вв.), напротив, ведические предписания носят безусловный характер и означают «то, что должно быть сделано» независимо от других причин, и поэтому ни-йога не может быть сводится к инструменту для достижения желаемых целей. Самый авторитетный из них, Шаликанатха Мишра (10 век), настаивал на том, что ни-йога как «долг» — это сама дхарма.

Первая сутра Вайшешика также инициирует изучение дхармы. Согласно следующему, дхарма — это то, благодаря чему достигается «процветание» (абхьюдайя) и высшее благо (нихшрейас). Концепция дхармы сформулирована в «Падартхадхарма-санграха» Прашастапады (6 век), где дхарма определяется как то, что способствует достижению счастья и «освобождения», является сверхчувствительным и реализуется средствами, связанными с принадлежностью человека..в варне и ашраме. Среди общих средств реализации дхармы — вера в нее, непринятие дара, милосердие, искренность, непривязанность, непривязанность, чистота намерений, гнев, священные омовения, использование веществ. «Очищение», преданность божественности, пост и выполнение своего долга.

В «Ньяя-бхашья Ватсьяяна» (IV-V века) рассматриваются онтологические аспекты интересующей нас концепции. Живя в теле, человек выполняет определенные действия, и результаты этих действий реализуются в произведенной дхарме и, следовательно, в адхарме. Оба они причинно обусловлены и поэтому ограничены. Джаянтха Бхатта, автор «Ньяяманджари» (9 век), возражает с тезисом Мимамсы о том, что восприятие не может быть источником знания Дхармы. Таким источником может быть йогическое восприятие — вопреки мнению лидера Мимансак Кумарила Бхатта (7 век), который, согласно Джаянте, совершает логическую ошибку, отрицая этот тип восприятия как таковой и в то же время используя это концепция в силлогизме, демонстрирующая неуловимость дхармы. Если кошки могут видеть в темноте, почему риши не могут видеть дхарму ?! В Ньяя-саре Бхасарваджни (IX-X вв.) Страдание является результатом «взаимодействия» невежества, желания, дхармы и адхармы, поскольку первое противопоставляется самопознанию, второе является причиной будущей жизни и третья и четвертая — причины счастья и несчастья.

В Санкхья-карике Ишваракришны (V век) дхарма и адхарма рассматриваются как тенденции сознания, преобладающие в менталитете человека в зависимости от того, является ли это гуна-саттва (начало легкости и просветления) или гуна-тамас (гуна-тамас) начало тяжести) и препятствия) преобладает в нем. В зависимости от этого происходит подъем или спуск по лестнице перевоплощений.

Философы-грамматики тоже столкнулись с проблемой дхармы. Бхартрихари (V век) в интерпретации Махабхашьи Патанджали утверждает, что, когда речь проясняется с помощью грамматически правильных форм и устраняется всякая «обфускация» в форме умения писать неправильные формы, дхарма возникает как «заслуга», которая позволяет для достижения успеха.

Концепция дхармы у Шанкары (7-8 вв.) Представлена ​​в его главном труде — Брахмасутра-бхашья, вводные части которого содержат полемику с учением о дхарме мимамсы. Понимая первую Веданта-сутру: «Итак, теперь исследование предмета Брахмана», Шанкара видит в «сейчас» указание на то, что это исследование должно проводиться сразу после изучения Веды, а не дхармы (как считают Мимансака.), поскольку изучение дхармы и предмета Веданты различаются не только сами по себе, но и по своим результатам. Результатом достижения дхармы является успех, зависящий от совершенных действий, но не конечное благо, не зависящее от действий; дхарма — это нечто реализованное в будущем, но не вечное, как Брахман; Заповеди Дхармы наставляют человека побуждать его к определенным действиям для получения определенных результатов, в то время как тексты о знании Брахмана наставляют без рецепта, поскольку результаты следуют сами по себе после их надлежащего изучения. Комментарий к следующей сутре повторяет, что дхарма зависит от человеческих усилий и поэтому включает в себя предписания, запреты, правила, исключения и так далее, вместо «осознания» того, что всегда существует и не зависит от человеческих усилий. Комментарий Шанкары к Бхагавад-гите гласит, что никто не должен отказываться от «своей дхармы», но это относится к тем, кто еще не достиг познания Брахмана — тот, кто достиг его, может оставить все действия (как более не актуальные), включая «свои» дхарма».

Дхарма с позиции астрологии

Возникновение и развитие астрологии добавили новую информацию к учению дхармы. Например, согласно астрологическим стандартам дома дхармы имеют номера один, пять, девять. Они действуют как положительные дома, чрезвычайно благотворно влияющие на человеческий характер.

С этими домами, сильными в карте рождения (гороскопе), можно охарактеризовать их владельца как мудрого и набожного человека, обладающего множеством других добродетелей. Именно по перечисленным домам можно узнать благочестие конкретного человека.

Более того, с точки зрения астрологии, считается, что главная задача каждого из нас с момента нашего прибытия в этот мир — выполнить наши задачи дхармы, следовать верным жизненным путем. Следующие 5 истин помогают человеку на этом нелегком пути:

  1. Религия и философия.
  2. Закон справедливости.
  3. Умение при необходимости смиренно пострадать.
  4. Будьте верны своей миссии и Всевышнему.
  5. Любите Бога и всех остальных людей.

При этом они называют 5 дхармических правил, понимаемых как фундаментальные этические законы поведения в обществе:

  1. Не причиняйте вреда другим живым существам.
  2. Не пытайтесь завладеть чужой собственностью, не завладевайте тем, что вам не принадлежит по праву.
  3. Грамотно управляйте своим доходом, не перекладывая кредит на других.
  4. Никогда не лгите, устраняйте такие негативные чувства, как зависть, гнев, агрессия.
  5. Придерживайтесь умеренности в еде и питье, воздержитесь от употребления алкоголя, так как они негативно влияют на разум и сбивают сознание.

Некоторые буддисты понимают последний принцип как необходимость полного отказа от алкоголя и мотивацию к разумному питанию.

Дхарма — что это такое, и что мы упускаем? Виды и цели дхармы.

Если вы задаетесь вопросом, что такое дхарма, значит, вы уже достаточно глубоко продвинулись, чтобы не тратить время на такие вещи, как карма, реинкарнация и так далее.

Понятие дхармы и виды дхармы

Дхарма — что это, говоря простым языком, по сути? Буквально дхарма — это закон, который следует законам общества. Это довольно общее понятие, оно включает в себя несколько компонентов, таких как варна-дхарма, ашрама-дхарма и сва-дхарма. Мы кратко проанализируем эти типы дхарм, чтобы пойти дальше. Эта информация будет чрезвычайно важна для лучшего понимания предмета.

Варна — это также слово из санскрита, означающее социальную структуру общества по роду деятельности, в которой люди делятся на четыре ее типа:

  • Врачи, ученые, священники, юристы, учителя, социальные работники
  • Военные, руководители, государственные служащие.
  • Бизнесмены, предприниматели, финансисты и фермеры.
  • Ремесленники, рабочие. Всем, чья работа связана с ручным трудом. А еще в эту категорию входят актеры и художники

Ашрама-дхарма также делится на 4 стадии, а именно стадии роста человека по возрасту.

  • Студенческий возраст, примерно до 24 лет.
  • Социально ответственный возраст, до 50 лет
  • Постепенно выходите на пенсию и обучайте других примерно до 75 лет
  • А потом, до самой смерти, возраст духовной зрелости и отречения от мирского.

Сва-дхарма — это индивидуальный жизненный путь человека. Ищите себя и свою судьбу.

Дхарма — что это простыми словами. Суть дхармы

Здесь есть еще кое-что важное, наберитесь терпения, мы обязательно подойдем к эпилогу. Таким образом, мы можем сказать, что дхарма — это путь человека, который должен честно идти «туда и обратно». От маленького ребенка пока ничего не ждут.

Но когда он будет готов к школе, его самой важной драхмой станет учеба.

Каждый родитель скажет своему ребенку: самое главное для вас в этом возрасте — учиться и просто учиться.

Чем усерднее молодой человек выполнял свой главный долг или драхму — учиться, тем лучше он проходил этот этап. В результате молодой человек получил больше благословений и похвал от родителей. И, конечно, сделал себе больше пользы.

Здесь я замечу, что уровень обучения играет второстепенную роль, так как он зависит от способностей ученика.

Точнее, если ученик однозначно может учиться в 4 и 5, а не учится, то он с детства не выполняет то, что должен, то есть одну драхму. Если у него три крыши и он усердно учится, значит, он выполняет дхарму.

Дальше все интереснее.

После окончания школы молодой человек делает одновременно два шага. Он должен что-то зарабатывать на хлеб, то есть решать, кто такой по профессии. А, во-вторых, вступает в семейные узы.

Здесь девушка должна комфортно чувствовать себя дома, заботиться о детях и материнстве. Это его дхарма. От молодых: обеспечьте достаток в доме и защитите семью. Начнем здесь, как и в геометрии, с противоположного.

Закон и суть дхармы на примерах

Часто бывает, что молодой человек пренебрегает своими обязанностями как в профессиональном росте, так и в семейной жизни. От этого есть известные проблемы. Недовольство второй половиной и личная неудовлетворенность. То есть близкие и их чувства говорят о том, что мы не выполняем свои обязанности. Мы не делаем то, что должны.

Если мы сейчас скажем, почему я кому-то что-то должен, то мы не сможем читать дальше, потому что мы еще не готовы к основам личного и духовного роста.

Здесь слово «должен» имеет значение, которое устанавливается при достижении цели.

Спортсмен должен упорно тренироваться, ученик должен учиться, врач должен лечить, жена должна обеспечивать, в одиночку или организационно, хотя бы минимальный комфорт в доме, а мужчина должен кормить семью и т.д.

Сколько бы ученик ни ел гранита науки относительно своих способностей и того, насколько хорошо человек выполнял свой долг в течение следующих 25-30 лет, он придет к тому возрасту, когда они пожнут плоды своего труда.

Не только материально, но и как зрелый человек.

А вот и самое интересное.

А теперь представьте другую картину, когда человек выполнил все свои домашние обязанности и честно выполнил свою работу в профессиональной сфере. Согласитесь, в возрасте 50 лет появятся два разных человека, которые пошли по пути драхмы и считали, что они никому ничего не должны. Он жил так, как должен.

Для одного это было непросто. Вся жизнь в работе и ответственности, но есть своего рода моральное и материальное удовлетворение. Второй плыл по течению, но на полпути жизни понял, что зашел в тупик.


Успех — это скорее социальная концепция. С точки зрения универсальных законов, успех — это рост в себе, а не в глазах других

Что в итоге?

Например, женщина, которая потратила всю свою энергию на домашний комфорт, и мужчина, который в меру своих возможностей зарабатывал деньги, зарабатывал и честно приносил домой заработки. На этом этапе, как муж, жена благословляет друг друга. Чувствуешь — какой (какой) ты умный!

Это очень мощно с точки зрения кармы.

Более того, Бог благословляет их за выполнение закона дхармы в течение определенного периода времени, когда они прожили честно. Да, у людей может не быть полного материального благополучия, но они зарабатывают огромную карму для своей следующей жизни своими честно выполненными обязанностями.

В следующей жизни Господь обеспечит им гораздо лучшие и более комфортные условия, чтобы жить и работать так, как им заблагорассудится.

Цель дхармы в основном выполнена.

Дхарма — что это простыми словами. Развязка.

Мы переходим к третьему этапу жизни человека, когда нашему возвращению уже 50-55 лет. Как еще говорят в Японии:

первая часть жизни — учеба,

второе усилие и семья,

третий — учить других.

Что может сделать тот, кто не пошел путем драхмы, путем выполнения своих обязанностей по прошествии 50 лет? Чему полезному он может научить? Какой зрелый и ценный совет дать?

Никто! Такой человек по сути бесполезен. Такой человек находится в конфликте с самим собой. Его путь окончен. Может, я сейчас жесток, но это только для того, чтобы подчеркнуть проблему.

Наоборот. Любой, кто встал на путь своей драхмы, всегда может быть полезен обществу, как специалист в своей области, так и в повседневных делах. Лучшие бабушки и дедушки — эти люди.

Дхарма 50-70-х годов — учить других. Мы не говорим, что все учителя живы. Допустим, все те, кто честно поработал, пошли по пути выполнения своих профессиональных и семейных обязанностей, могут передать свой опыт подрастающему поколению. Такой человек еще может работать, но он должен понимать, что на данном этапе от него требуются две вещи.

Первый. Как уже было сказано — передача опыта, обучение.

В соответствии с. Сознательный подход к четвертому или заключительному этапу своей жизни. Человек не живет своей жизнью. И в этом возрасте он совершает переход от бурной и ритмичной жизни к духовным ценностям. Свободное время он тратит не на праздность и развлечения, как в молодости, а на вдохновляющие шаги.

Человек никак не выходит. Наоборот. Позитив — это качество, которое может и должно быть на всю жизнь. Кроме того, позитив, признак цельной личности.

В конце жизни превратившись в разочарованного и мелочного старика, я думаю, что это трагедия. Должно быть с точностью до наоборот.

Старость — это не осуждение, а достоинство и мудрость. Это должно быть венцом жизни.

Какие направления выделяются в индуизме?

Рассматриваемая религия не имеет центральной доктрины в отношении всех индуистских ветвей, но, тем не менее, ученые делят религию на четыре основные области:

  1. Шактизм.
  2. Вайшнавизм.
  3. Смартизм.
  4. Шиваизм.

Разница между вышеуказанными направлениями выражается только в форме Бога.

Как узнать свою Дхарму: Дхарма мужчины и Дхарма женщины

Как вы можете узнать свою дхарму? Этот вопрос задают многие начинающие последователи буддизма, поскольку они, вероятно, находятся под влиянием современных тенденций и интерпретаций этого термина. Мы уже не раз говорили, что значение слова «Дхарма» можно толковать по-разному, и даже сегодня его иногда понимают как индивидуальную цель в жизни человека.

Во-первых, это не совсем так, и есть еще один термин для концепции поиска и нахождения индивидуальной цели в жизни. Во-вторых, с точки зрения того, что было описано выше, было бы большой недооценкой полагать, что концепция Дхармы сводится только к прояснению и поиску индивидуального пути, также связанного с эго и, в целом, с желанием… Изначально это противоречило бы собственным учениям Будды, основанным на разотождествлении с обусловленностью, желаниями эго и так далее. Это желания, которые удерживают человека от окончательной внутренней свободы и перехода в нирвану, то есть отделяют его от перехода от мира обусловленности к миру необусловленности.

Понятие Свадхармы

Мы снова продолжаем тему индивидуальной судьбы, и если вы ошибочно приписываете такое толкование термину Дхарма, тогда есть другая концепция для поиска своей цели в жизни, и она созвучна дхарме — это Свадхарма, или личная Дхарма. (другой перевод).

Изначально в Ведах мы не находим такого понятия. Мы впервые узнаем о нем из «Бхагавад-гиты», когда Кришна говорит Арджуне, что «выполнение своего долга, даже если оно посредственное, предпочтительнее выполнения чужого долга, даже если оно превосходно. Лучше умереть в Свадхарме; Парадхарма полна страха и опасностей ». Итак, мы понимаем, что у каждого есть долг или обязанность в жизни, соответствующая их природе. Это она, которую человек должен жить, воплощать в жизнь.

Ниже приводится отрывок из лекции Шри Шри Рави Шанкара, проведенной в Бангалоре в 2013 году. Когда аудитория спросила, как можно интерпретировать Свадхарму, он ответил следующим образом: «Любое действие, которое не вызывает у вас страха или беспокойства, — это Свадхарма. Такое действие, когда вы чувствуете, что что-то подталкивает вас к этому и без которого вы бы чувствовали беспокойство — это Свадхарма».

Действие, совершаемое в полной гармонии с вашими глубокими внутренними установками, талантами и склонностями, становится Свадхармой. Следовательно, прояснение индивидуальной Свадхармы — это в большей степени осознание и понимание своей сущности, своих наклонностей и позволение себе действовать и жить в соответствии со своими наклонностями.

Неправомерность вопроса о разделении на мужскую и женскую Дхарму

Из всего этого можно сделать вывод, что вопросы о существовании Дхармы женщины или Дхармы мужчины как минимум излишни, потому что в древних священных текстах изначально не давалось никаких конкретных рекомендаций относительно различий между Дхармой женщин и мужчин. Скорее, такое разделение было предпринято намного позже, чтобы описать круг обязанностей и законов для обоих полов, но человеку, изучающему Веды, Веданту или буддизм, вряд ли следует сосредотачиваться на этом типе информации, так как любое разделение, категоризация и так далее — это это в целом лишь дальнейшее затемнение реальности, еще одна иллюзия, созданная человеческим разумом.

Наша задача — минимизировать количество самскар, а не увеличивать их, создавая различные типы надстроек в философской системе, уже перегруженной интерпретациями и комментариями. Фактически, даже приведенные выше классификации концепции Дхармы на различных уровнях являются творениями человеческого разума. Следовательно, цель состоит в том, чтобы попытаться постичь и распознать истину, суметь увидеть ее среди других атрибутов, при этом постоянно удерживая внимание на том факте, что дхарма — это «то, что все есть на самом деле». Мы должны видеть реальный образ за многочисленными отражениями, и только когда мы научимся видеть то, что это такое (а не то, что мы хотим видеть или что они хотят нам показать), мы будем жить в соответствии с Дхармой.

Итак, давайте суммируем некоторые выводы по этой обширной теме, которую мы только что затронули (и никоим образом не претендуют на то, чтобы быть полным описанием и представлением темы Дхармы). В конце концов, как вы знаете, Дхарма пронизывает все аспекты человеческой жизни, в то время как, согласно одной из интерпретаций, сама Дхарма выступает в качестве одного из ее основных аспектов. Однако, возможно, стоит послушать, что говорят Веды и смрити: придерживаясь исполнения Дхармы, человек движется к безусловности, к Истине и, следовательно, к освобождению.

Дхарма изначально предполагает своего рода «волю к свободе», что довольно точно отражено в представленной метафоре: «Человеческий разум подобен зеркалу: он ни к чему не цепляется, он ничего не отрицает. Он принимает, но не делает этого сдерживаться «. Эта цитата напрямую связана с принципом непривязанности и пустоты (шуньята), на котором основано учение буддизма, который в основном определяет настроение.

Как практиковать Дхарму в обычной жизни?

Дхарма в древней Индии — это не только общий закон всего сущего, но и индивидуальный путь человека. Практика дхармического пути в современном мире может показаться сложной задачей. Но совершенно не требует кардинальных перемен в жизни, ухода в монастырь и ежедневного подвижничества.

Соответствующее намерение, настойчивость и последовательность в практике — это минимум. А также в учении Будды указывается, что Дхарма должна быть адаптирована к месту и времени.

Как и в любом учении, в следовании Дхарме есть внешнее и внутреннее. Внешние предписания и правила создают структуру, устанавливают модель, которой нужно следовать.

В буддизме это восьмеричный путь, который включает в себя освоение трех шагов:

  • развитие мудрости: изучение актуальной литературы, слушание мудрых людей, воспитание хорошего отношения ко всему живому;
  • развитие нравственности — в Ведах и сутрах прописаны конкретные предписания, но они близки к ценностям гуманистических религий — не лгите, не завидуйте, не причиняйте вреда, не следуйте страстям;
  • развитие духовности — включает медитацию, чтение мантр, развитие осознания.

Дхарма в древней Индии. Что это в буддизме, определение

это последний шаг, который может быть трудно сделать в повседневной жизни, но концепция Дхармы, понимающая несовершенную природу каждого человека, не требует с его стороны идеальности. Просто пройдите как можно дальше.

Здесь на первый план выходит внутренняя сторона, дух следования по пути, соответственно, можно ошибаться, можно быть несовершенным на практике. Если Дхарма обязывает человека желать добра всем живым существам, тогда она не может требовать жестокости по отношению к себе.

Просто будь на своем месте, делай свою работу, не убегай от обязанностей. Не больше, чем требуется от концепции «быть хорошим человеком»: не нарушать моральные запреты, поддерживать порядок вокруг себя, поддерживать других на их пути, проявлять уважение и признательность учителям и тем, кто становится примером.

“Бродяги Дхармы” Джека Керуака

Американского писателя Джека Керуака по праву можно назвать одной из икон «поколения битов» 50-60-х годов. Именно он придумал сам термин — в переводе с английского слово «бит» означает «сломанный». Так чувствовало себя в те годы молодое послевоенное поколение: разбитое и потерянное. В поисках утраченных идеалов и смысла жизни их умы обратились к другим традициям, в том числе к восточному мировоззрению. Джек Керуак также заинтересовался учением буддизма. Дхарма в своем понимании стала чем-то вроде Судьбы и Фортуны. Свои философские изыскания писатель отразил в романе «Бродяги Дхармы», в который вошли и эпизоды из его жизни. Обсуждения концепций восточной философии и приверженности к ней переплетаются с беззаботной повседневной жизнью молодых людей середины прошлого века.

Джек Керуак в молодости

Закон и суть Дхармы на примерах

Суть Дхармы в ее универсальности: это космический закон и истина, это также путь к истине для каждого человека. Понимание своей Дхармы и следование ей — это путь к освобождению от страдания, в этом смысле Дхарма идентична четвертой благородной буддийской истине.

Среди универсальных законов Дхармы:

  • Изучение и соблюдение морально-этических норм. Награду получит тот, кто достиг положительной Кармы, избегая насилия, лжи, проявлений гнева и жадности, помогая другим и выполняя свои обязанности члена общества.
  • Следуя своей судьбе и своей Дхарме. Этот закон может быть нарушен только в крайних случаях, когда это необходимо для выживания. Тот, кто идет чужой дорогой, вредит сразу двум: себе, поскольку он не позволяет развиваться своей истинной природе и талантам, и другому, не позволяя ему решать свои кармические проблемы и уже развивать свою подлинность.
  • Настойчивость на пути, независимо от успеха или неудачи — хорошо, если есть поддержка и понимание со стороны близких, а если нет, то это задача индивидуального пути человека прямо сейчас. Трудности и препятствия, как и в любом умении, только тренируют способность следовать Дхарме.
  • Дхарма индивидуальна и зависит от характеристик и характера человека, а не от статуса, профессии и тому подобного. Ведь не всегда у человека есть свобода выбора окружения, обстоятельств, иногда он ошибается в решениях. Но следование Дхарме — это сознательное намерение, которое включает познание самого себя.
  • Дхарма основана на следовании чувству долга, а не на поисках сиюминутных удовольствий и удовольствий. Сопутствующим фактором здесь является вознаграждение: тот, кто стремится к быстрым улучшениям в жизни, вряд ли выберет долгий путь самопознания и самосовершенствования.
  • Признание существования Верховного Господа, в руках которого Дхарма каждого человека. Этот закон тесно переплетен с понятием смирения: для каждого человека есть области, в которых действительно и необходимо проявить настойчивость и настойчивость, и есть то, что вы просто должны принять.

Увеличивает свои страдания, идя против Дхармы, тот, кто выбирает образ жизни и сферу деятельности из соображений престижа, не обращая внимания на то, что действительно одарено, кто ищет удовольствия за счет обязанностей, кто избегает ответственности, действует по прихоти и мимолетные желания.

Оцените статью
Блог о буддизме