Традиции бурятского народа: образ жизни и обычаи

Происхождение названия

На местном диалекте название народа произносится как «буряд». Он упоминается в древнемонгольском источнике «Тайная легенда монголов», созданном в 13 веке. Точно сказать, что означает этноним бурят, невозможно, но есть несколько гипотез:

  • В его основе может быть турецкое слово «буря», что переводится как «волк». На мой взгляд, это могло указывать на древний тотемный культ клана, которым был волк. Такие правила именования не редкость среди монгольских народов.
  • Ученый бурят Доржи Банзаров поддержал эту теорию, но отметил, что сравнение с волком могло означать не самого зверя, а цвет, то есть цвета бурятской одежды, которая в большинстве своем была черная, серая, коричневая.
  • Слово «буряд» могло происходить от «бу», что означает «лес», «древний». Не исключено, что так звали древние люди, жившие в лесах.
  • Исследователь Б.З. Нанзатов в своих трудах высказал предположение, что этноним мог образоваться от персидского слова «бурия», которое переводится как «мат, тростник». Эта версия также подтверждается монгольским определением «бураа», которое применялось к густым зарослям, зарослям леса. Это может указывать на место проживания бурят.

Забайкальские буряты (Густав-Теодор Паули. «Этнографическое описание народов России», Санкт-Петербург. 1862)
Забайкальские буряты (Густав-Теодор Паули. «Этнографическое описание народов России», Санкт-Петербург. 1862)

10. Хамаагүй

Это не имеет значения, это не имеет значения


Дети в национальных костюмах на народном празднике. Бурятия, 2008 г

Хамаагуй (или hamaa үgy) — одно из немногих бурятских слов, известных также русскоязычным жителям Бурятии. Он образовался в результате слияния двух слов: hamaa («отношение», «участие») и үgy («нет»). Hamaagүy выражает положительное безразличие к чему-то или кому-то, а также удовлетворение установленным порядком вещей. Хамааги утверждает, что является стереотипным символом невнимательности и беспечного отношения к проблемам и проблемам. Hamaagүy — показатель незначительности, а не важности проблемы. Советы по покраске пола? «Хамаагуй, ты можешь не рисовать какое-то время». Слово «хамаагуй» настолько популярно, что послужило вдохновением для названия популярного бурятского мем-сообщества «Хамагуисты», а также бурятской рок-группы «Хама угы».

9. Ёохор

Хоровод бурятский


Торжество в честь победы Гэсэра. Иллюстрация к линогравюре Александры Сахаровской к бурятскому эпосу «Гэсэр». 1974 © Александра Сахаровская

Если попросить жителя Бурятии назвать традиционный бурятский танец, первое, что приходит в голову, — это йохор. Йохор исполняется на любом публичном мероприятии, чаще всего во время наадана и свадеб. Танцоры берутся за руки, образуют круг, идут по часовой стрелке и хором поют песни йохора. Исполнение этих произведений требует хорошего знания языка и канонов йохорической поэзии, что сегодня встречается довольно редко. Поэтому очень часто танцоры молча выступают на аутентичных или отредактированных записях. И все же танец не исчезает в забвении. Его движения, стихи, мелодии до сих пор служат источником вдохновения для руководителей танцевальных коллективов: пусть и в измененном виде, профессиональные певцы и танцоры продолжают выступать на сцене. Каждое лето проводится фестиваль «Ночь Йохоры», на котором артисты учат всех присутствующих песням и движениям Йохоры.

6. Дасан

Буддийский храмовый комплекс


У въезда в Иволгинский дасан. 1965 г »

В традиционной бурятской культуре образование и религия были неотделимы друг от друга. Это нашло отражение в языке: по-тибетски есть слово «дра-цан» (grwa chan), что означает буддийское высшее учебное заведение, которое было заимствовано с бурятского в форме дасана. В русских словарях это слово записано в варианте «дацан» и стало обозначать буддийский монастырь. На территории дасана живут буддийские ламы, которые дают астрологические предсказания (зурхайша-лама) и практикуют медицину (эмше-лама). Для бурят Дасан — больше, чем храм: это островок культуры и языка, не тронутый посторонними влияниями, где люди свободно говорят по-бурятски как между собой, так и с ламами. Традиционно общение прихожан со священниками происходило на бурятском языке. Это сохраняется и сегодня — в отличие от других сфер жизни, где принято использовать русский язык. В дасанах есть кафе с бурятской кухней. Дасаны славятся своим традиционализмом и даже консерватизмом, который проявляется, в том числе, в сохранении патриархальных идей. Есть даже анекдот про три «д» буряток: дети, дом, дасан (по аналогии с тремя «к» немок Kinder, Küche, Kirche).

Если обычные дни в Дасане проходят медленно и бесшумно, то в канун и первые дни праздника Сагаалган, нового года по лунному календарю, здесь собираются толпы людей, жаждущих получить астрологический прогноз на будущий год: что делать можно добиться и чего лучше отложить на будущее, чтобы прожить этот год в безопасности и без серьезных потрясений.

4. Обоо

Курган на холме из камней, веток и т.д., где проходит религиозный обряд, посвященный местным духам


Оооо про Чую 2014 год

Обоо — одно из шаманских культовых сооружений, которое в Бурятии до сих пор почитается как самими шаманами, так и буддистами. У каждой связанной деревни или группы есть свое собственное обо — каменный холм или буддийская ступа. Ступа — это буддийское религиозное архитектурное сооружение с полусферическими очертаниями, называемое субаргой. Раз в год здесь проводится религиозный обряд почитания обо (ооооо тахиха). Места возле обо считаются священными, так как в них обитают местные духи. Если поблизости есть дорога, прохожие и водители пытаются остановиться и предложить подношение молока или водки (serzhem үrgehe), которое иногда сопровождается или заменяется подношением табака и монет.

Каждое лето на обоо проходят грандиозные родовые молебны, на которые собираются не только местные жители, но и их соотечественники, проживающие в других районах и городах. Они приглашают ламу из соседнего Дасана, буддийского монастыря, провести молитвенную службу и воздать дань уважения духам, принимающим обо. После молебна начинаются три мужские игры эрын гурбан наадан, или просто наадан.

2. Ахай

Вежливое обращение к пожилому мужчине. В некоторых диалектах бурятского языка это слово также может использоваться по отношению к пожилой женщине.


Бурятская семья. В начале ХХ века

Уважение к старшим выражается у бурят в адресе та («ты») и в добавлении некоторых терминов родства после имени: Баяр-ахай, Слава-ахай, Амгалан-ахай. Ахай для бурят — главный символ крепких семейных отношений, защиты и поддержки. Изначально это слово означало «старший брат любой степени родства»: туземец, двоюродный брат, троюродный брат и так далее. В бурятских семьях ахай часто становится педагогом и служит ярким примером для младших, поскольку их родители работают на работе. Ахая можно доверить секрету или пожаловаться на обидчика. Стереотип бурятского ахая всегда требует безоговорочного послушания и послушания, но в сложной ситуации он встанет на защиту самых маленьких, решит их проблемы и поможет им.

Предки бурят

Одно только название бурят вызывает много вопросов, но их происхождение не менее загадочно. Согласно официальной науке, этническая группа состояла из различных элементов, а предками бурят стали монгольские, тюркские, тунгусо-маньчжурские и самоедские племена. Большинство историков склонны считать, что бурятские общины стали прямыми потомками байырков и курыкан, населявших обширные территории Сибири.

Несколько веков предки бурят были подданными Турецкого каганата, но после восстания 706 года началось постепенное формирование новой народности. «Летописный сборник» персидского ученого Рашид ад-Дина рассказывает о «лесных племенах», населяющих сибирские просторы.

Традиционный костюм. 1856 год
Традиционный костюм. 1856 год

Историк отмечает, что большинство из них проживают в районе к северу от Байкала. Рашид ад-Дин пишет, что они были частью страны Могулистан, основу которой составляли монгольские народы.

История бурятских племён

Обширный край в районе озера Байкал был обозначен монголами как Баргуджин-Токум. В его состав входили многие монголоязычные племена, входившие в состав бурят. Одними из самых могущественных среди них были баргуты, чье присоединение земель к монгольскому государству было довольно мирным.

В те времена у власти был сын Чингисхана Джучи. Баргутов часто сравнивали с монголами: такое сходство было велико. В тексте очерка «О делах Севера», созданного в XVI веке, говорится следующее:

«Монголы называют их черными монголами. Любят войну и ссоры. Иметь несколько войсковых туменов. Изготавливают стальные мечи”.

Несмотря на принадлежность к бурятскому этносу, хори-туматские племена совершенно не походили на баргутов даже по принципам поведения. В персидских текстах и ​​монгольских источниках о них говорится как о мятежном народе, представители которого неоднократно восставали против господства монголов.

Селенга Буриати, (фото 1900г.)
Селенга Буриати, (фото 1900г.)

3.  Хадаг

Плотно сложенная шелковая ткань в знак уважения и добрых пожеланий


Участники праздника в честь 1000-летия национального героического эпоса «Гэсэр» с символом гостеприимства бурятского народа — хадагом. 1995 © Владимир Матвиевский / Фотохроника ТАСС

Хадаг также встречается в написании хадака. — главный атрибут бурятской культуры, одинаково используемый бурятами как в религиозных, так и в повседневных обрядах. Первоначально распространенный среди бурятских буддистов, в постсоветское время хадаг использовали и бурятские шаманы, среди которых распространены две религии: шаманизм и буддизм. Большинство бурят двунорны, но есть и те, кто придерживается единой религии как универсальных символов гостеприимства, доброты, чести, уважения и признания заслуг. Хадаг знакомят не только с уважаемыми людьми — буддийскими ламами-священниками, старейшинами, сановниками и спортсменами — но и с изображениями божеств на гунгарбаа (богине), а также с духовными мастерами множества священных мест (обо, или бариса) по всей этнической Бурятии. Хадаг также действует как талисман: водители размещают его в салоне автомобиля над лобовым стеклом и подвешивают на столбах и деревьях на опасных участках дороги.

Хадаг также является непременным атрибутом церемонии сватовства. Заканчивается он в доме невесты обрядом хадаг табиха, что означает «ношение хадага»: главный сват со стороны жениха надевает сплющенный хадаг на богиню, тем самым прося разрешения принять невесту не только в семью жениха от ее родителей, но также и от божеств богини. Когда дело касается свадьбы, родственники обязательно спросят: «А устроили ли они хадаг?» или «Когда они совершат хадаг?» — начать полноценную подготовку к предстоящему торжеству.

11. Болтогой

Да будет так!


Борцы. Картина Дугар-Доржи Тудупова. 1940 Национальный музей Республики Бурятия

На каждом празднике Бурятии, будь то свадьба, юбилей или большой праздничный концерт, время от времени можно услышать возглас «Болтогой!». Это восклицание — древняя желанная форма глагола boloho («осознавать», «становиться»), который часто переводится как «да будет так». Неудивительно, что этим заканчиваются многие длинные поздравительные ролики («добрые пожелания»), которые до сих пор популярны и звучат на каждом праздничном мероприятии. Первым «болтун» заговорит тот, кто произносит и завершает желание, и только потом все присутствующие вместе восклицают: «болтун!» Этим они показывают, что одобряют и закрепляют все сказанное, а также присоединяются к пожеланиям. Благодаря тесной связи с желаниями болтун носит чрезвычайно торжественный характер, связанный с атмосферой большого праздника. Самые милые и добрые ролики чаще слышат старейшины, поэтому слово «болтовня» — это не только конец желания, но и символ благословения от старших родственников.

7. Сагаалган

Лунный новогодний праздник


Открытка к празднику Сагаалган

Один из основных семейно-религиозных праздников бурят, в котором тесно переплетаются буддийские и повседневные обряды. Каждый год Сагаалгана приходится на разные даты по григорианскому календарю, но обычно это конец января — февраль. Слово сагаалган происходит от глагола сагаалха, что означает «есть белую пищу». Белый цвет, то есть молоко, еда, символизирующая чистоту помыслов и поступков, считается у бурят священным: ее используют как подношение духам и угощают гостями. Молоко, молочная водка, масло сливочное, творог, сметана, сыр также становятся главным блюдом новогоднего стола.

Активная подготовка к Сагаалгану начинается с обряда очищения (dүgzhүүbe), который проводится за два дня до праздников. На территории Дасана зажигают два костра: у великого ламы после особого молебна сжигается деревянное строение, которое символизирует все зло, которое было совершено за последний год. Небольшой костер предназначен для кусков целлюлозы, бумаги и ткани, с помощью которых верующие очищают свое тело, очищая себя от негативных мыслей и энергии. Следующий день, канун Сагаалгана (bүtүү үder), принято проводить дома и духовно готовиться к Новому году. Сама Сагаалган прибывает с первыми лучами солнца, когда богиня Палден Лхамо спускается на Землю и дарует свою защиту при пробуждении на весь наступающий год. Поэтому в первый день Сагаалгана (шенин неген) принято вставать очень рано.

Когда все религиозные ритуалы завершены, начинаются посещения родственников, в первую очередь старшего, и продолжаются все первые две недели после начала Сагаалгана. Встреча начинается с церемонии приветствия (zolgoho yoo): младшие поддерживают пожилых людей обеими руками, выражая свое уважение и готовность поддержать их в любое время. Это сопровождается ритуальными приветствиями, которые связаны с выращиванием домашнего скота, а также соблюдаются теми, кто не выращивал и никогда не занимался животноводством. Младший спрашивает: «Ваши быки и жеребята сыты и здоровы?» (Buruuntnay bulshantai gү?, Daagantnay dalantai g?). Старец каждый раз отвечает утвердительно: «Сыт, здоров» (булшантай и далантай). Стандартное приветствие — сагаалганай менде! («С Сагаалганом!») Как наш «С Новым годом». Если не можете приехать, можете позвонить по телефону или скайпу. В эти дни также принято посещать молебны в дацане, где ламы и верующие молятся за всех живых существ в новом году.

Вечная борьба

Но даже после распада Монгольской империи бурятам пришлось столкнуться со многими испытаниями. Русский этнограф Василий Бакунин в своих произведениях, посвященных истории этого народа, писал:

«Баргу-бурат ы — отныне они забрели в верховья Иртыша и Горного Алтая и имели своих хозяев. Но с 1618 года из-за частых нападений своих соседей, их мунгалов и других калмыков, они были опустошены, и многие из них разделены по разным улусам. Да, значительная часть из них стала гражданами Российской Империи…”.

Постоянные войны с напавшими на них соседями стали для бурят изнурительным испытанием. Оказавшись под властью других народов, они были практически истреблены, а сама этническая группа оказалась под угрозой исчезновения вместе с находящейся под угрозой исчезновения культурой.

Церемония цамов в дацане Гусиноозерский. 1880 г.
Церемония цамов в дацане Гусиноозерский. 1880 г.

5. Наадан

Игра, радость


Восьмиклассница Шура Будаева кланяется во время празднования Дня Победы. Бурятия, 1965 г

Слово наадан используется для обозначения любого развлекательного или спортивного мероприятия с относительно большим количеством участников и зрителей: от летнего спортивного фестиваля в деревне (eryn gurban naadan) до Олимпийских игр (Olympiin naadan). Но чаще всего это первые соревнования, которые включают в себя три вида спорта: борьбу (bohe barildaan), стрельбу из лука (qur harbaan) и скачки (mori urildaan). Традиционно в наадане могли участвовать только мужчины (что до сих пор отражено в названии: эрын гурбан наадан переводится с бурятского как «три мужские игры»), но сегодня это правило распространяется только на борьбу, а на женскую. Наадан может быть как самостоятельным мероприятием, так и развлечением во время важного события, например церемонии в честь обо. Самостоятельные нааданы проходят не только в отдельных селах и районах Бурятии, но и в столице Улан-Удэ. Соревнования очень популярны и увлекательны, что неудивительно: в награду можно получить живого барана или деньги.

8. Бууза

Мясной фарш завернутый в тесто и приготовленный на пару


Бурятский натюрморт. Картина Марии Метелкиной. 1979 год

Бууза — настоящий гастрономический бренд Бурятии. Упоминание о нем встречается повсюду: в искусстве, в сувенирах, в инстаграмме бурятского миллионера Вики Бузы и в кино (этому блюду посвящен фильм). Не говоря уже о множестве кафе-бузов вдоль дороги, распространенных не только в Бурятии, но и за ее пределами.

Хотя такие блюда известны по всей Азии от Кавказа до Японии (хинкали у грузин, манты у турок, момо у тибетцев), именно в Бурятии бууз затмил все блюда, происходящие из кочевой культуры. Слово «бууза» происходит от китайского слова 包子 (бао-цзы), где оно называется приготовленным на пару дрожжевым тестом с начинкой из мяса и / или овощей. В отличие от бао-цзы, в буузе в качестве начинки используется только мелкий фарш, завернутый в пресное тесто. Едят их так: откусывают тесто боком, через отверстие пьют сок, а потом кушают мясо с тестом. Блюдо очень сытное и относительно дешевое: в Бурятии бууза стоит 35-45 рублей.

Источники

 

  • https://worldofhistory.ru/buryaty-kak-poyavilsya-etot-narod/
  • [https://arzamas.academy/mag/875-buryat]

Оцените статью
Блог о буддизме