Тхеравада в Москве: последователи одного из направлений буддизма

Что это за направление

Тхеравада (или, как ее рекомендуют произносить последователи школы, «Тхеравада») считается первым и наиболее консервативным направлением буддизма. Не зря его второе имя — «Учение старцев».

Ученики Пробужденных с нетерпением схватывали каждое слово, фразу и выражение Учителя, впоследствии записывая их в серии духовных текстов, известных нам как «Палийский канон» или Типитака (Трипитака)

Считается, что этот канон содержит самые ранние известные нам уроки Будды. Своим названием он обязан древнему языку пали, что в переводе означает «текст». Считается, что этот язык восходит к диалекту, на котором в самом сердце древнеиндийского государства говорили современники Пробужденных.

Впоследствии были написаны многочисленные комментарии, интерпретирующие содержание «Палийского канона». Интересно, что они записаны не только на пали, но и на бирманском, тайском языках, то есть национальностей, принявших традицию тхеравады.

проповедь

Консерватизм, ортодоксальность сторонников Тхеравады заключается в том, что изначально они были тесно связаны с соблюдением принятых правил. В их понимании буддистом может считаться только тот, кто является членом монашеской общины и полностью, без «индульгенций» соблюдает общую дисциплину, предписанные ограничения и обеты.

Выдержки из истории

Тхеравада стала известна миру во многом благодаря близкому ученику Шакьямуни и одновременно внуку — Ананде. Он запомнил все истины, которые передал его духовный учитель и которые впоследствии легли в основу Типитаки».

Во время правления знаменитого императора Ашоки, в V веке до нашей эры, Тхеравада быстро распространилась и разделилась на три основных течения:

  • ваципутрия;
  • сарвастивада;
  • вибхаджаявада.

Именно Вибхаджаявада век спустя прочно прижился в Шри-Ланке, сосредоточив в себе самых «ярых» сторонников школы. Между тем, по предложению Ашоки, буддийская философия в лице Тхеравады стала известна и в далеких землях древнегреческих просторов.

новички из Шри-Ланки

Сегодня школа не теряет своего могущества, находя последователей во многих странах мира.

2. Махаяна (Великая Колесница)

Это направление буддизма уже можно отнести к религии с устоявшимся пантеоном, практикой поклонения и сложной религиозной доктриной.

Основное различие между Махаяной и Тхеравадой заключается в восприятии образа Будды не как исторического учителя, а как существа с божественной природой и «космического тела Будды» — божественной субстанции, способной принимать различные земные формы для спасения людей живые существа.

Одним из краеугольных камней Махаяны является доктрина «бодхисаттв»: святых аскетов, которые оставляют нирвану и возрождаются снова и снова, воплощаясь в божественной форме или в конкретных людях, чтобы освободить все живые существа от страданий. Бодхисаттвы — главный объект поклонения обычных верующих, бодхисаттва сострадания и милосердия Авалокитешвара, и его различные воплощения особенно популярны.

Пантеон Махаяны очень велик, имеет много рангов, а также включает в себя множество местных божеств и других сверхъестественных существ. Их состав и количество варьируется в зависимости от страны, направления, школы и т.д. Богиня Куань Инь, почитаемая представителями всех конфессий Китая, считается женским воплощением Авалокитешвары в махаянской традиции.

Все Далай-ламы также являются воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары, а российская императрица Екатерина II была признана воплощением Белой Тары (женский образ бодхисаттвы в тибетском буддизме) за служение бурятскому буддизму.

Страна Численность населения % Буддистов
Китай 1,284 миллиона
Вьетнам 79,9 миллиона 55%
Корея 47,9 миллиона 37%
Тайвань 22,19 миллиона
Япония 126,8 миллиона

Часть 1. «История великих религий»

  • Аннотации
  • Резюме
  • Литература

Особенности

Одно из основных понятий в Тхераваде — архат, что переводится как «достойный». Это то, к чему должен стремиться каждый монах, чтобы стать святым (что идентично титулу монах) и достичь главной цели, следуя Восьмеричному Пути: нирваны.

Для этого нужно выполнить несколько шагов:

  • шротапанна — войти в «поток», из которого нет возврата;
  • шакридагамин — однажды вернуться в мир желаний;
  • анагамин: никогда не возвращайся, всегда оставаясь в медитации.

Пройдя ступени, можно считать архатом и достичь нирваны.

Первое отличие от других течений заключается в отношении к личности Шакьямуни. Тхеравадины считают его обычным человеком, который отличался только добродетелью и великодушием. Он сотни раз перерождался и своим поведением совершенствовал себя, приближаясь к святости.

Воплощенный в образе Сиддхартхи, он в конце концов проснулся, который рассматривается только как архат и ни в коем случае не является божеством или верховным существом. Следовательно, следуя по пути Шакьямуни, монахи также могут достичь нирваны, став подобными Будде.

Не зря мы говорим «монах». Согласно учению Тхеравады, только в монашестве можно достичь главной цели служения: нирваны. Мирянам остается только «работать» для своей кармы, делать добрые дела, зарабатывать и накапливать заслуги, чтобы в следующем рождении они удостоились чести стать монахами и, таким образом, обрести плод архатизма.

Близость к философии только монахов, а не мирян, а также личное спасение, нирвана как высшая цель, а не просто пробуждение: это, например, второе и третье различие между Тхеравадой и Махаяной.

Тхеравадины не используют сложных ритуалов и многочисленных ритуалов. Ритуальная сторона укладывается в выражение почтения по отношению к буддам прошлого. Монахи часто не используют молитв, мантр, подношений, просьб, а лишь преклоняются перед учителями в особом положении.

Выражая почтение, служители монастыря часто даже не используют специальные ритуальные предметы, например четки. Это еще одно отличие философии Тхеравады.

География

Тхераваду называют южным буддизмом по одной простой причине: из-за исторических событий он развился в Южной Азии. На протяжении двадцати пяти веков он полностью управлял духовной жизнью в Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже и Шри-Ланке. Частично царит во Вьетнаме, Малайзии, Бангладеш.

храм в бирме

В конце прошлого века это направление буддизма начало с успехом экспансию на Запад, в Европу и Америку. В нескольких странах построены монастыри, созданы специальные организации, которые объединяют мирян и дают им возможность прикоснуться к основам учения.

На сегодняшний день во всем мире насчитывается около ста миллионов буддистов Тхеравадина.

1. Тхеравада, теравада, стхавиравада (Учение Старейшин)

Древнейшая ветвь буддизма, сохранившаяся до наших дней в форме, проповедуемой Буддой Гаутамой Шакьямуни.

Первозданный буддизм — это не религия, а философское и этическое учение. Согласно учению Будды, мир никем не создан и никем не управляется, а вера в богов — это отход от личной ответственности и, как следствие, ухудшение кармы. Следовательно, в буддизме нет бога-творца всего сущего, нет поклонения высшим существам в обмен на помощь и добро.

Из всех направлений и типов буддизма, пожалуй, только в Тхераваде практически нет других объектов высшего поклонения, за исключением Будды Гаутамы Шакьямуни. Это отражается в относительной простоте как ритуалов, так и канонов архитектуры и искусства.

Буддизм Тхеравады не включает в свой пантеон местных богов и духов. Поэтому в странах своего распространения он существует в симбиозе с местными верованиями. То есть, будучи набожными буддистами, за утешением, помощью и защитой Тхеравадина в повседневной жизни, как правило, обращаются к различным местным духам и божествам.

Страна Численность населения % Буддистов
Шри-Ланка 19,4 миллиона 70%
Бирма 42,0 млн 87%
Таиланд 61,8 миллиона 95%
Лаос 5,6 миллиона 85%
Камбоджа 12,5 миллиона 88%

Основные идеи

Идеальная личность Тхеравады — архат. Это слово означает «достойный» (тибетская этимология этого слова как «истребитель врагов», то есть поражает — клеш, неверна и может считаться популярной этимологией). Архат — это святой монах (бхикшу; пали: бхиккху), который своими собственными усилиями достиг цели Благородного Восьмеричного Пути — нирваны — и навсегда покинул мир.

На пути к нирване монах проходит ряд шагов:

  1. Шаг «входа в поток» (шротапанна), то есть того, кто безвозвратно вступил на путь; «Вошедший в поток» больше не может деградировать и сбиться с пути
  2. Стадия «однократного возвращения» (шакридагамин), то есть человека, чье сознание в другом рождении должно вернуться на уровень мира желаний (камадхату)
  3. Стадия «больше не возвращается» (анагамин), т.е святой, сознание которого отныне всегда будет в состоянии медитативной концентрации на уровне миров форм (рупадхату) и неформ (арупадхату).

Практика анагамина заканчивается достижением плодов архатизма и вхождением в «безостаточную» нирвану (анупадхишеша нирвана).

Согласно учениям Тхеравады, Будда до своего пробуждения был обычным человеком, наделенным только великими добродетелями и святостью, приобретенными через совершенствование в течение многих сотен жизней. После пробуждения (бодхи), которое с точки зрения Тхеравады было не чем иным, как достижением плода архатизма, Сиддхартха Гаутама перестал быть человеком в собственном смысле слова, став Буддой, то есть просветленным и освобожденный от сансары. «быть» (это слово здесь по необходимости должно быть заключено в кавычки, поскольку буддисты называют «существами» только «обитателей» Троемири сансары, а не Будду), но не Бог или какой-либо другой сверхъестественное существо.

Если люди, будучи монахами (Тхеравада подчеркивает, что только монах, соблюдающий все обеты Винаи, может стать архатом и обрести нирвану), начнут во всем следовать примеру Будды и его учениям, то они достигнут того же, что и он. Сам Будда вошел в нирвану, его нет в мире, и для него нет мира, и поэтому ему нет смысла молиться или просить о помощи. Любое поклонение Будде и подношение подарков к его изображениям необходимы не Будде, а людям, которые таким образом платят долг памяти великого Освободителя (или Победителя — Джины, одного из эпитетов Будды) и кто практикует добродетель отдавать.

Тхеравада — это чисто монашеская форма буддизма. В рамках этой традиции только монахи могут считаться буддистами в прямом смысле этого слова. Только монахи могут реализовать цель буддизма: обрести покой нирваны, только монахи открыты для всех наставлений Благословенного, и только монахи могут практиковать методы психопрактики, предписанные Буддой.

Единственное, что остается мирянам, — это улучшать свою карму посредством совершения добрых дел и накопления заслуг, полученных благодаря поддержке и поддержанию сангхи. И благодаря этим заслугам миряне в одной из следующих жизней смогут стать достойными принять монашеский постриг, после чего вступят на Благородный Восьмеричный Путь. Поэтому тхеравадины никогда не стремились к особенно активной миссионерской деятельности или вовлекать мирян в жизнь сангхи и в различные формы религиозной деятельности.

Среди последователей Тхеравады проводится различие между слушателем (шравака) и пробужденным (пратьекабуддха). У них обоих есть пять путей, которые вместе составляют десять путей Тхеравады.

Хотя слушатели низшие, а исключительно пробужденные выше, у них одна и та же основа. Оба следуют учениям пути Тхеравады, который служит только методом индивидуального освобождения от круговорота бытия. Короче говоря, они берут за основу набор этических правил в сочетании с твердым намерением выйти из круговорота бытия и на основе этого развивают единство безмятежности (шаматха) и особого понимания (випашьяна), стремясь в пустоту. Затем они избавляются от грязи (сансара) и своих семян, чтобы грязь не могла расти снова. Действуя таким образом, они получают освобождение.

И слушатели, и единственные пробужденные должны последовательно пройти пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учебы больше. Тот, кто следует этим путем, называется последователем Тхеравады.

Цель учений Тхеравады — достичь личного спасения, нирваны. Основная задача учений Тхеравады — не навредить другим, контролируя свое поведение. Поэтому первое, что делает человек, — это получает голос Убежища и соблюдает некоторые правила. Для этого существуют сотни правил. Сам Будда сказал: «Имея перед собой пример своих чувств, не причиняйте вреда другим». Если кто-то делает тебе плохие вещи, ты это знаешь.

Зная, что значит злиться, не расстраивай других. Истинное значение Прибежища состоит в том, что вы узнаете путь к реализации, как учил Будда, и в соответствии с этим путем предпринимаете определенные действия, а затем контролируете свое поведение. Когда дается обет Тхеравады, он дается с настоящего момента до самой смерти. С этого момента до полной реализации это не принимается, потому что голосование связано с настоящим состоянием.

Это должно происходить через поведение, которое заканчивается смертью. Тело отправляют на кладбище, и на этом обет заканчивается. Если до момента смерти этот обет хранился в чистоте, значит, было совершено доброе дело. Сохранение такого голосования не знает исключений и не может быть изменено в соответствии с нашими изменившимися мнениями. Если есть конкретная и веская причина для отмены голосования, вы можете пропустить его. В противном случае этот обет продолжает связывать человека с момента принятия до момента смерти.

Впоследствии система Тхеравады претерпела развитие. Помимо обета прибежища, данного монахиням и монахам, существует также обет упасака для мирян. Миряне могут дать обет одним правилом, например, не убивать, или двумя правилами — с добавлением клятвы не воровать — и так далее. Может быть несколько уровней, пока не будет дан полный обет полностью посвященного монаха или монахини.

 

Оцените статью
Блог о буддизме