Буддизм: когда возник и кто является основателем

Содержание
  1. Кратко об истории возникновения буддизма
  2. Основные понятия и идеи буддизма
  3. 7. Празднуют ли буддисты Новый год?
  4. Буддизм в современном мире
  5. Возрождение Тхеравады XI век
  6. Подъём Махаяны I век до н э. — I век
  7. Карма, реинкарнация, медитация
  8. Правление царя Ашоки (около 260 до н э.)
  9. Третий буддийский собор 250 до н э.
  10. Миссии Ашоки в эллинистическом мире
  11. Распространение буддизма в Азии
  12. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
  13. Греческо-буддийский диалог (II век до н э.—I век н э.)
  14. В буддизме выделяют три драгоценности
  15. 4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?
  16. Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н э.)
  17. 5. Будда один, или их много?
  18. Причины появления буддийской традиции
  19. Распространение Махаяны I — X века
  20. Индия
  21. Северная и центральная Азия
  22. Средняя Азия
  23. Таримский бассейн
  24. Китай
  25. Корея
  26. Япония
  27. Тибет
  28. Юго-восточная Азия
  29. Империя Шривиджая V век-XV века
  30. Кратко о философии буддизма
  31. В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
  32. 2. Чем буддизм отличается от индуизма?
  33. Основные принципы и уроки буддизма
  34. Правила буддизма
  35. Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе
  36. 6. Будда — это бог или нет?

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм — одна из древнейших религий в мире. Его происхождение произошло в отличие от господствовавшего тогда брахманизма в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно с ним переплетаясь.

Если кратко рассмотреть возникновение буддизма, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали некоторые изменения в жизни индийского народа. Примерно в середине VI века до нашей эры индийское общество пострадало от культурного и экономического кризиса.

Те племенные и традиционные связи, которые существовали до этого времени, постепенно начали претерпевать изменения. Очень важно, что именно в этот период произошло формирование классовых отношений. Появилось много подвижников, скитающихся по просторам Индии, сформировавших собственное мировоззрение, которое они разделяли с другими людьми. Так, в противовес основам того времени появился буддизм, заслуживший признание в народе.

Многие ученые считают, что основателем буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Он родился в 560 г до н.э в богатой семье царя племени Шакья. С детства он не знал ни разочарований, ни нужды, его окружала безграничная роскошь. Именно так Сиддхартха прожил свою молодость, не подозревая о существовании болезней, старости и смерти.

Настоящим шоком для него было то, что он однажды встретил старика, больного и похоронную процессию, когда выходил из дворца. Это так повлияло на него, что в возрасте 29 лет он присоединяется к группе странствующих отшельников. Так начинает искать истину бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих проблем и пытается найти способы их устранения. Понимая, что бесконечная череда перевоплощений неизбежна, если не избавиться от страданий, он попытался найти ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя 6 лет в скитаниях, он опробовал различные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими методами нельзя добиться просветления. Он считал медитацию и молитву эффективными методами. Когда он проводил время, медитируя под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому он нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней в месте внезапной интуиции, а затем пошел вниз по течению. И они стали называть его Буддой («просветленный»). Там он начал проповедовать учение людям. Первая проповедь прошла в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одна из главных целей буддизма — путь к нирване. Нирвана — это состояние осознания своей души, достигаемое через самоотречение, отказ от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя много времени в медитации и глубоких размышлениях, научился методу управления своим сознанием. В процессе он пришел к выводу, что люди очень привязаны к земным благам, чрезмерно озабочены мнением других. По этой причине человеческая душа не только не развивается, но и деградирует. Достигнув нирваны, можно избавиться от этой зависимости.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?

Toyohara Chikanobu. Мать и дочь идут в буддийский храм с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 г

В популярном буддизме много праздников — очень популярных, хотя с религией они имеют очень отдаленное отношение. Один из них — Новый год, который в разных регионах отмечают по-разному. В целом цикл буддийских праздников основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, который связан с одним-тремя ключевыми событиями в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвана) в разных странах. Другие праздники — это День Сангхи, который является воспоминанием о встрече Будды со своими учениками, и День Дхармы, который является воспоминанием о первой проповеди Будды. Кроме того, в буддийских странах отмечается День всех мертвых: добуддийское поклонение предкам очень устойчиво и играет огромную роль.

Буддизм в современном мире

Эта религия распространена в основном в странах Востока. Хотя буддийские общины расположены на других континентах. Его практикуют люди разных национальностей. Индия и Непал считаются религиозными центрами, буддисты уважают их святыни. Они посещают:

  • место рождения Будды — непальская Лумбини;
  • место, где он зажег, было Бодхгая в Индии;
  • сарнатх индиана
  • Кушинагар в Индии — это место смерти.

Буддизм — не только мировая религия, но и одно из универсальных философских учений. Тот факт, что в мире насчитывается около 800 миллионов буддистов, подтверждает истинность и актуальность ценностей проповеди. Для лучшего понимания основ этой религии, ее догм, рекомендуем вам также посмотреть предложенный видеоролик.

Возрождение Тхеравады XI век

С 11 века, когда буддизм Махаяны начал приходить в упадок после исламского завоевания Индии, торговые пути через Индию сократились, но начали развиваться маршруты с Ближнего Востока в Китай через Шри-Ланку. Юго-Восточная Азия приняла буддизм тхеравады шри-ланкийских монахов , распространявшие палийский канон.

Основателю бирманской империи королю Анорате (1044-1077) удалось объединить страну и принять Тхераваду, после чего начали строиться тысячи буддийских храмов в языческих, из которых уцелело более двух тысяч. Бирманцы ослабели по мере того, как Таиланд стал сильнее, а язычество было разграблено монголами в 1287 году, но буддизм Тхеравады остается основной религией бирманцев по сей день.

Тхеравада также была принята в новом государстве Таиланда — королевстве Сукхотай около 1260 года. Затем Тхеравада процветала в королевстве Аюттхая с 14 по 18 века, став неотъемлемой частью тайского общества.

В 13 веке Тхеравада продолжала распространяться по континенту, войдя в Лаос и Камбоджу. Однако к 14 веку на малазийском побережье и островах влияние ислама увеличилось и охватило Малайзию, Индонезию и южные Филиппины.

Подъём Махаяны I век до н э. — I век

Возникновение буддизма Махаяны в I веке до н.э сопровождалось рядом политических изменений в северо-западной Индии. Индо-греческое царство пало, и его культура была принята индоевропейскими кочевниками Средней Азии, Инда-Скифии, а затем Юэчжи, которые основали Кушанское царство около 12 г до н.э. Кушаны поддержали буддизм и созвали четвертый буддийский совет во время правления царя Канишки около 100 г н.э в Джаландаре или Кашмире, именно этот собор обычно связывают с датой возникновения буддизма Махаяны и его отделения от буддизма Тхеравады. Представители традиции Тхеравады не признают этот собор и иногда называют его «собором еретических монахов».

Царь Канишка собрал 500 глав бхикшуво с Васумитрой для издания Трипитаки в Кашмире. За время работы собора было собрано триста тысяч стихов и более девяти миллионов заявлений, которые приводились в порядок примерно за двенадцать лет. Новый канон больше не основывался на палийской типитаке, а был переписан на классический санскрит вместе с основными положениями Махаяны.

Новая форма буддизма была основана на идее о божестве, подобном будде, и о том, что все существа имеют природу будды, а также включает ряд культурных влияний из Северо-Западной Индии и королевства Кушан.

Карма, реинкарнация, медитация

Интерес к религиям Востока возник давно. Многие уже привыкли к концепциям, связанным с буддизмом. Их суть раскрывает важнейшие принципы учения:

  • Карма — это закон человеческого существования. Резюме сводится к следующему: какое сообщение каждый из нас посылает миру, за него платит та же судьба. Добрые дела помогают навести порядок в жилом пространстве, а плохие «пачкают.
  • Реинкарнация — это «реинкарнация». Буддизм не признает существование души, но есть описания того, что Будда изменил свою внешность. А человеческое сознание проходит через разные миры. А в какой мир попадет человек в момент смерти, зависит от его кармы.
  • Медитация — это духовная практика. Он распространился не только в восточных учениях. Буддизм считает, что достижение нирваны возможно с помощью техник, направленных на концентрацию психического состояния человека. Медитация — это основа йоги.

Правление царя Ашоки (около 260 до н э.)

Король Империи Маурьев Ашока (273–232 гг. До н.э.) обратился в буддизм после резни в Калинге, штат Орисса, восточная Индия. Раскаявшись в своих поступках, царь решил обратиться к вере и построить многочисленные ступы и колонны в знак уважения ко всем живым существам и побудить население следовать Дхарме. Он построил дороги и больницы по всей стране.

В то время буддизм начал распространяться за пределы Индии. Судя по колоннам и ступамам с надписями царя Ашоки, эмиссары были отправлены во все страны с целью проповедовать буддизм, а также в греческое королевство на западе (около греческой Бактрии, но, возможно, далеко в Средиземное море.

Третий буддийский собор 250 до н э.

Царь Ашока провел совет около 250 г до н.э в Паталипутре (современная Патна). Заседание проходило под председательством монаха Тисса Моггалипутта. Речь шла о примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистических фракций, выросших под королевской опекой, и организации миссионеров во всем известном тогда мире.

В то время более четко утвердился состав канона Трипитаки, содержащий слова, переданные непосредственно от Будды.

Третий совет осудил школы Сарвастивада и Дхармагуптака, которые позже стали влиятельными в северо-западной Индии и Центральной Азии во времена Кушанской империи в начале нашей эры. Дхармагуптаки верили, что Будда был отделен от общины и был выше нее. Сарвастивадин выдвинул тезис об однородности времени — настоящего, прошлого и будущего.

Миссии Ашоки в эллинистическом мире

Некоторые указы царя Ашоки описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индии до Греции. Из указов ясно, что Ашока хорошо разбирался в структуре и организации греческих стран, были имена царей, обозначенных как пришельцы в буддизм — царь Селевкидов Антиох II Теос (261-246 до н. До н.э.) и Александр Эпирский (272-256 до н.э.).

Согласно источникам на пали, многие эмиссары Ашоки были греками, что свидетельствует о широкомасштабном обмене религиозными идеями между культурами того времени.

Двуязычная надпись царя Ашоки на греческом и арамейском языках из Кандагара. Кабульский музей.

Двуязычная надпись царя Ашоки на греческом и арамейском языках из музея Кандагара в Кабуле.

Не совсем ясно, в какой степени эти связи действительно повлияли на Грецию, но ряд авторов отмечают, что в это время могут иметь место процессы объединения эллинистического и буддийского мышления. Есть упоминания о буддийских общинах, в основном в Александрии (по упоминанию Климента Александрийского) и терапевтов из дохристианских монастырей — видимо, название произошло от преобразования слова пали тхеравада.

В Александрии также были найдены буддийские надгробия эпохи Птолемея, украшенные изображениями Колеса Дхармы (Тарн, «Греки в Бактрии Индии»).

Распространение буддизма в Азии

К востоку от Индии в Мьянме индийская культура оказала сильное влияние на народ мон. Считается, что Мон обратился в буддизм около 200 г до н.э. NS в результате миссии царя Ашоки, еще до разделения буддизма на Махаянуи Хинаяна. Первые храмы в штатах Мон, такие как Пейтано в центральной Бирме, были основаны между I и V веками.

Искусство монбуддизма находилось под сильным влиянием индийского искусства во время династии Гупта и последующих династий, и этот стиль распространился дальше по Юго-Восточной Азии после расширения государства Мон в V-VIII веках.

Под влиянием Мон, учения Тхеравады широко распространились, пока их не сменил буддизм Махаяны в VI веке.

Шри-Ланка была обращена в буддизм сыном Ашоки Махиндой и шестью его сподвижниками во 2 веке до нашей эры и .. Буддизм был принят королем Деванампивой Тиссой и многими аристократами. В это время был основан монастырь Махавихара, который стал центром сингальской традиции. Во время правления короля Виттагамани на Шри-Ланке был написан палийский канон (29-17 гг. До н.э.), процветала традиция Тхеравады и появились известные комментаторы, такие как Буддхагхоша 4-5 веков. Хотя Махаяна также была в обращении, Тхеравада преобладала, и Шри-Ланка оставалась последней цитаделью Тхеравады, откуда это учение снова распространилось по Юго-Восточной Азии в 11 веке.

Согласно легендам, царь Ашока отправил миссионеров через Гималаи в области Хотана, бассейн Тарима и индоевропейскую страну Тохаристан.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

  1. Существует концепция дуккха (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативные цветовые переживания). Все в большей или меньшей степени находятся под влиянием духа.
  2. У Дуккхи всегда есть причина, способствующая возникновению зависимости — жадность, тщеславие, похоть и т.д.
  3. Вы можете избавиться от зависимости и страданий.
  4. Человек может полностью освободиться от духи, пройдя путь, ведущий к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «среднего пути», то есть каждый человек должен найти «золотое» средство между богатым человеком, пресыщенным роскошью, и аскетом, лишенным всех благ человечность, образ жизни.

Греческо-буддийский диалог (II век до н э.—I век н э.)

Серебряная драхма короля Менандра I: BASILEOS SOTHROS MENANDROY, лит. Король Сальваторе Менандро».

Серебряная драхма короля Менандра I: BASILEOS SOTHROS MENANDROY, лит. Король Сальваторе Менандро».

Греческие государства располагались к западу от Бактрийской Индии, на территории северного Афганистана со времен Александра Македонского около 326 г до н.э .: в 323 г до н.э возникло царство Селевкидов, затем в 250 г до н.э возникло греко-бактрийское царство. НС..

Греко-бактрийский царь Деметрий I вторгся в Индию в 180 г до н.э., достигнув Паталипутры, и основал Индо-греческое царство, которое занимало различные части северной Индии до конца I века до н.э даже считалось, что греческое вторжение в Индию было вызвано желанием поддержать империю Маурьев, защитить буддийскую веру от преследований династии Сунга (185-73 гг до н.э.).

Один из самых известных индо-греческих царей Менандр I правил с 160 по 135 год до нашей эры. Н.С активно поддерживал буддизм и в традиции Махаяны считается великим покровителем веры, как цари Ашока или Канишка, последний правитель Кушанов. Известен диалог в Милинде между королем Менандром и монахом Нагасеной около 160 г до н.э. НС..

не исключено, что взаимодействие буддийской и греческой культур привело к развитию Махаяны, более того, греческое представление о человеке-боге могло повлиять на формирование образа Будды.

В буддизме выделяют три драгоценности

  1. Будда: Он может быть создателем учения или его последователем, достигшим просветления.
  2. Дхарма — это само учение, его основы и принципы, а также то, что оно может дать своим последователям.
  3. Сангха — это сообщество буддистов, которые придерживаются законов этого религиозного учения.

Чтобы получить все три камня, буддисты сражаются с тремя ядами:

  • непривязанность к истине бытия и невежество;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • недержание, злость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно представлениям буддизма, каждый человек испытывает как физические, так и душевные страдания. Страдают болезнь, смерть и даже рождение. Но такое состояние неестественно, поэтому от него нужно избавляться.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?

В буддизме есть три направления: Тхеравада — «учение старейшин», Махаяна — «великая колесница». Слово «колесница» означает, что учение — это своего рода средство передвижения, которое приводит людей к просветлению и ваджраяне, «алмазной колеснице». «. Тхеравада, распространенная в основном в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается самым древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последователей Махаяны, Тхеравада — это чрезмерно элитарное учение, которое они пренебрежительно называют Хинаяной, «маленькой колесницей» — потому что оно предполагает, что нирвана может быть достигнута только путем следования путем монашества. С другой стороны, махаянисты утверждают, что даже миряне могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение бодхисаттв — просветленных людей, которые добровольно остались в сансаре, чтобы помочь другим людям выйти из круговорота рождений и смертей. Таким образом, в тибетской традиции духовный лидер тибетцев 14-й Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и южной Сибири.

В конце концов, Ваджраяна возникла в Махаяне в конце 1-го тысячелетия нашей эры, достигнув своего максимального расцвета в Тибете. Последователи этого движения утверждали, что просветления можно достичь за всю жизнь, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым практикам медитации. В настоящее время распространен в основном в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве и Калмыкии.

Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н э.)

Династия Шунга (185-73 гг. До н.э.) была основана через 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Маурьев Брихадрата трон занял военачальник Пушьямитра Шунга, православный брамин. Он известен своей жестокостью в преследовании буддизма, согласно хроникам, он разрушал монастыри, убивал монахов и разрушал около 84000 ступ (Дивьявадана, стр. 429-434), предлагая сто золотых монет за голову каждого буддийского монаха. Большое количество буддийских монастырей было преобразовано в индуистские храмы, особенно Наланда, Бодхгая, Сарнатх и Матхура.

5. Будда один, или их много?

Буддизм постулирует существование бесчисленных «пробужденных» будд, и Шакьямуни — самый известный из них. Однако в буддийских текстах можно встретить имена его предшественников — их от 7 до 28. Также в будущем ожидается другой Будда — Майтрейя. Рай Тушита (то есть в «Саду радости»), и тогда он появится на Земле, достигнет просветления, станет Буддой и начнет проповедовать «чистую дхарму».

Причины появления буддийской традиции

Мы получили лишь отголоски истории индийского общества того времени, но имеющиеся данные позволяют нам нарисовать картину, показывающую причины возникновения буддизма.

Во-первых, в то время в Индии надвигался кризис древней ведической культуры. Он правил долгое время и отличался ритуализмом, жертвоприношением и формальным благочестием брахманов — жрецов. Прежние племенные основы перестали соответствовать сознанию людей, и общество нуждалось в новых учениях и альтернативных религиях.

Во-вторых, в то же время была усилена государственная власть. Варненская система (собственность) претерпела изменения. Варна кшатриев, олицетворявших в древности благородную силу индийских царей, стала сильнее и стала противостоять варне брахманов.

На северо-востоке Индии привилегии браминов были уже ниже, чем в остальной части страны, и во время кризиса эта территория открылась новым веяниям и традициям. Исходя из этого, на Индийском Северо-Востоке, в «слабом звене» брахманизма, появился источник буддийской религии, которая постепенно распространилась по стране и за ее пределами — по всей Юго-Восточной Азии, и ее течение принесло всем отречение и освобождение.

брахманизм

Взрослея, буддизм разделился на несколько типов: хинаяна, махаяна и другие более мелкие типы, а затем пришел в Тибет, прочно укоренился там и трансформировался в новую форму — ламаизм.

В пределах XI-XII вв. Буддизм практически полностью «изгнан» из индуизма с его исторической родины. Сегодня только 0,7 процента индийцев — буддисты.

Распространение Махаяны I — X века

С этого времени Махаяна начала процветать и распространяться на восток от Индии до Юго-Восточной Азии, на север до Средней Азии, а также в Китае, Корее и, наконец, в Японии в 538 году.

Индия

После распада Кушанского царства буддизм процветал в Индии во времена династии Гуптов (4-6 вв.). Были созданы многочисленные центры по изучению Махаяны, в первую очередь университет Наланда на северо-востоке Индии, который на протяжении многих сотен лет был самым влиятельным из буддийских университетов, в которых, в частности, преподавал Нагарджуна. Буддийское искусство стилей династии Гупта распространилось по Юго-Восточной Азии и дошло до Китая.

Индийский буддизм ослаб в VII веке из-за нашествия белых гуннов и вторжения ислама. Тем не менее, у буддизма еще был период подъема в империи Пала, где буддизм Махаяны процветал с 8 по 12 века, они построили множество храмов в различных стилях буддийского искусства.

Сильный удар по буддизму был нанесен в 1193 году, когда турки во главе с Мухаммедом Хилджи разрушили Наланду. В конце XII века, когда мусульмане заняли ключевые позиции в Бихаре, значение буддистов в Индии стало незначительным. В то же время индуистские движения, особенно адвайта и бхакти, приобрели сиду.

Хотя буддизм зародился в Индии, в 20 веке на окраинах Индии остались лишь небольшие островки буддизма.

Северная и центральная Азия

Средняя Азия

Буддизм проник в Среднюю Азию, вероятно, со времен самого Будды. Согласно легендам Пали, два брата бактрийских торговцев, Тапассу и Бхалика, посетили Будду и стали его учениками. Затем они вернулись в Бактрию и построили буддийские (фольц) храмы).

Центральная Азия сыграла важную роль в качестве места встречи Китая, Индии и Персии. Расширение Китая (династия Хань) на запад привело к контакту Китая с эллинистической цивилизацией, в частности с Греко-Бактрийским царством. Поэтому распространение буддизма на север привело к образованию буддийских общин и государств в оазисах Средней Азии. В ряде городов Великого шелкового пути есть множество буддийских ступ и монастырей, которые, по всей видимости, использовались для обслуживания путешественников.

Различные ранние буддийские школы существовали в Средней Азии и Китае до VII века. Затем Махаяна начала преобладать, но в монастырях, например, в школах Сарвастивады и Дхармагуптаки, все еще сохранялись ордена Винаи.

Буддизм в Центральной Азии начал приходить в упадок с приходом ислама в VII веке. Здесь мусульмане не проявили терпимости, так как буддисты не принадлежали к народам Книги. Они считали буддистов идолопоклонниками и преследовали их.

Таримский бассейн

Восточная часть Центральной Азии (Китайский Туркестан, Таримская котловина, Синьцзян) славится богатством буддийского искусства (фрески, пещерные рельефы, картины на холсте, скульптуры, ритуальные предметы), при этом заметно влияние культур как индийской, так и эллинистической.

Историки отмечают, что Центральная Азия могла сыграть ключевую роль в распространении буддизма на восток. Ранние переводы буддийских сочинений на китайский язык могли быть парфянскими (Анси), такими как Ан Шигао (148 г н.э.), или Кушан (Ань Сюань) народа Юэчжи, например Локаксем (178 г. Можно определить, что большинство из тридцати семи ранних переводчиков буддийских текстов были из Центральной Азии.

Фрески бассейна Тарим показывают отношения между буддийскими общинами Центральной Азии и Китая вплоть до X века.

Китай

Предположительно, буддизм проник в Китай в I веке н.э из Средней Азии, хотя существуют легенды о том, как буддийские монахи посещали Китай во время правления царя Ашоки. До восьмого века Китай был очень активным центром буддизма.

67 п. NS. Он официально считается годом зарождения буддизма в Китае, принесенного монахами Мотоном и Чуфарланом в 68 г н.э., под эгидой императора они основали Храм Белого Коня (白馬 寺), который до сих пор сохранился возле столица Лоян. В конце II века в Пэнчэне (сегодня Сюйчжоу, провинция Цзянсу) была основана большая община).

Первые тексты школы Махаяны были переведены на китайский монах Кушан Локакшема в Лояне между 178 и 189 годами нашей эры.

Буддизм процветал во времена династии Тан (618-907). В то время Китай был очень открыт для иностранного влияния, поэтому отношения с Индией были восстановлены, и многие китайские монахи путешествовали в Индию с 4 по 11 века.

Столица династии Тан, Чанъань (современный Сиань) стала духовным центром буддизма. Отсюда буддизм распространился в Корею и Японию.

Однако к концу эпохи Тан иностранное влияние перестало хорошо восприниматься, и в 845 году император У Цзун запретил все иностранные религии, включая несторианство, зороастризм и буддизм, для поддержки китайского даосизма. По всему Китаю он конфисковал собственность буддийских общин, разрушил монастыри и казнил монахов, после чего культурное и интеллектуальное господство буддизма в Китае закончилось.

Чистые земли и чаньские школы сумели продержаться еще много веков, чаньская школа перешла в Японию в форме дзэн. В Китае расцвет Чань пришелся на династию Сун (1127–1279), когда монастыри Чань были преобразованы в мощные культурные и образовательные центры.

Буддийское искусство в Китае хорошо сохранилось до наших дней, многие памятники искусства и архитектуры охраняются как мировое культурное наследие ЮНЕСКО.

Корея

Буддизм проник в Корею около 372 года, когда китайские послы посетили королевство Когурё, взяв с собой рукописи и изображения. Буддизм процветал в Корее, и особенно школа Сон (Дзэн), начиная с 7 века. Однако с началом правления конфуцианской династии И (Ли) в период Чосон в 1392 году буддизм начал преследоваться и почти исчез, за ​​исключением оставшейся школы Сон.

Япония

Япония стала самой большой буддийской страной. Буддизм пришел в Японию в VI веке, привезенный странствующими монахами. С буддизмом пришли многочисленные книги и произведения искусства. В следующем столетии буддизм стал государственной религией.

Находясь на дальнем конце Великого шелкового пути, Япония смогла сохранить многие аспекты буддизма, которые были потеряны в Индии или подавлены в Центральной Азии и Китае.

C710 нет. NS многие храмы начали строиться в столице страны Нара, особенно пятиъярусная пагода и знаменитый Золотой павильон. Бесчисленные картины и скульптуры часто создавались при поддержке государства. Особо значимые произведения искусства были созданы в периоды Нара, Хэйан и Камакура.

В XII-XIII веках процветал дзен-буддизм и связанная с ним утонченная культура.

Сейчас в Японии около 80 000 буддийских храмов, которые регулярно восстанавливаются.

Тибет

Тантрический буддизм зародился в восточной Индии в 5-6 веках. Многие практики тантрического буддизма пришли из брахманизма (мантра, йога, сжигание священных жертвоприношений). Тантрический буддизм начал доминировать в Тибете с VI века.

Юго-восточная Азия

В течение 1 века нашей эры торговля на Великом шелковом пути была ограничена из-за подъема Парфии, враждебной Риму, хотя римляне разбогатели и увеличили свои потребности в азиатской роскоши. По этой причине начали широко использоваться морские пути между Средиземным морем и Китаем через Индию. С тех пор влияние Индии на страны Юго-Восточной Азии возросло. Торговые пути связывали Индию с южной Бирмой, центральным и южным Таиландом, нижней Камбоджей и южным Вьетнамом, где были построены города и укрепления.

Более тысячи лет культура стран Юго-Восточной Азии определялась влиянием Индии, туда приходили священные тексты на пали и санскрите, индийские писания, тхеравада, махаяна, веда, Рамаяна и Махабхарата исходили непосредственно от индийских проповедников и торговцев.

С V по XIII вв. В Юго-Восточной Азии формировались сильные империи, активно строившие буддийские храмы, процветало буддийское искусство в этих странах. На юге образовалось государство Шривиджая, а на севере — кхмерское королевство, где процветала Махаяна с обширным пантеоном бодхисаттв.

Империя Шривиджая V век-XV века

Штат Шривиджая, расположенный на острове Суматра в Индонезии, принял буддизм Махаяны и Ваджраяны во времена династии Силендра. Это привело к широкому распространению искусства и скульптуры. В этом районе были найдены многочисленные статуи Бодхисаттвы Махаяны очень изысканной работы. Сохранился буддийский храмовый комплекс Борободур, построенный на островах Ява около 780 г., поражающий своей элегантностью и архитектурой. Империя Шривиджая пришла в упадок из-за конфликтов с индийскими королями Чола, а затем потерпела поражение во время распространения ислама в 13 век.

Кхмерская Империя IX–XIII века

Позже, в IX-XIII веках, во всей Юго-Восточной Азии доминировали буддизм махаяны и индуизм, а кхмерская империя играла центральную роль. В этот период в Камбодже, недалеко от Таиланда, было построено 900 храмов. Храмовый комплекс Ангкор находился прямо в центре и обслуживал город с населением более одного миллиона человек. Великий кхмерский король Джаяварман VII (1181–1219) построил множество построек Махаяны в Байоней Ангкор Том.

Когда буддизм Махаяны в Индии пришел в упадок в 11 веке, Махаяна начала приходить в упадок в Юго-Восточной Азии, и после этого на смену Махаяне пришла тхеравада Шри-Ланки.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать просто религией, основанной на Боге, сотворившем мир. Буддизм — это философия, принципы которой мы кратко обсудим ниже. Обучение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о существовании вечной души, искупающей грехи. Однако все, что делает человек и как он найдет свой отпечаток, обязательно вернется к нему. Это не божественное наказание. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих след в карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой

  1. Человеческая жизнь страдает. Все вещи непостоянны и преходящи. Когда он появится, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пожирающее само себя пламя, но огонь может принести только страдание.
  2. Страдание возникает из желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что отчаянно жаждет жизни. Чем сильнее это желание, тем больше оно будет страдать.
  3. Избавиться от страдания можно только избавившись от желаний. Нирвана — это состояние, в котором человек переживает угашение страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свободы от переселения душ.
  4. Чтобы достичь цели избавления от желаний, нужно прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «промежуточным», который позволяет избавиться от страдания, отвергая крайности, что является чем-то средним между пытками плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Буддийский храмовый комплекс

Восьмеричный путь спасения включает:

  • правильное понимание: первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и боли;
  • правильные намерения: вы должны встать на путь ограничения своих страстей и стремлений, основополагающим принципом которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь — она ​​должна быть хорошей, поэтому следует следить за своими словами (чтобы они не источали плохо);
  • правильные поступки — нужно делать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных действий;
  • правильный образ жизни: только достойный образ жизни, не наносящий вреда всем живым существам, способен приблизить человека к устранению страданий;
  • правильные усилия — необходимо настроиться на добро, прогнать из себя все зло, внимательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные мысли — главное зло исходит от собственной плоти, устранив желания, от которых можно избавиться от страданий;
  • правильная концентрация: восьмеричный путь требует постоянной тренировки, концентрации.

Первые две стадии называются праджней и включают стадию достижения мудрости. Следующие три — это регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Остальные три ступени представляют собой дисциплину ума (самадху).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?

Буддизм — мировая религия; поэтому буддистами могут стать представители любой национальности. Это одно из радикальных различий между буддизмом и индуизмом: индуизм — это религия Индии, которую исповедуют более 80% населения страны. В отличие от буддизма, индуизм — национальная религия, принадлежность к которой определяется рождением. Индуизм — это собрание различных традиций, которые, как принято считать, объединяет признание авторитета Вед, главного священного текста индуизма. — национальная религия, абсолютно закрытая для проникновения извне. Социальная структура индийского общества состояла из четырех классов, варна: брахманы (священники и ученые), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне и торговцы) и шудры (ремесленники и наемные рабочие). Принадлежность к варне определялась исключительно рождением, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, который вначале был одним из многих течений, противостоящих индуизму, превратился в радикальную реформистскую доктрину как в интеллектуальном, духовном, так и в социальном плане. Буддисты ставят этические достоинства человека выше происхождения, отвергая систему варн и авторитет брахманов. Со временем это небольшое движение разработало свою собственную социальную структуру, свод священных текстов и практик поклонения. Став мировой религией, она распространилась далеко за пределы Индийского субконтинента.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня менее 1% индийцев считают себя буддистами. По количеству буддизм занимает лишь пятое место среди широко распространенных в Индии религий, явно уступая индуизму, исламу, христианству и сикхизму. Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в 16 веке в Пенджабе, основателем буддизма, Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (один из аватаров) бога Вишну. Но в мировом рейтинге религий буддизм находится на четвертом месте: его исповедуют 7% населения мира.

Основные принципы и уроки буддизма

За столетия и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его структуре сформировались основы морали и этики. Они представляют собой общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности для современного человека.

Правила буддизма

Этика буддизма основана на 5 заповедях (правилах), общих для всех областей обучения:

  1. Запрещение причинять вред всем живым существам. Категорически запрещены убийства, включая смертную казнь, эвтаназию и аборт. В продолжение этого завета культивируются доброта, сострадание и милосердие.
  2. Воровство запрещено. Поощряются выражения щедрости и преданности делу.
  3. Прелюбодеяние запрещено во всех его формах. Буддисты просят развивать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Осуждаются ложные заявления, оскорбления, ругательства, сплетни. Последователи учений побуждают людей развивать такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает все формы опьянения: алкоголь, наркотики и т.д.

Следовательно, этика буддизма основана на принципах умеренности и доброжелательности по отношению к миру (нельзя никому и ничему навредить). Он способствует развитию чистых и благородных качеств, очищающих ум и ведущих к просветлению.

Статуя Золотого Будды
Направления буддизма

Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе

На протяжении почти 26 веков буддийские учения, или дхарма, приносили душевный покой и душевный покой миллионам людей. Но кем был этот Будда?

В наше время история жизни Будды переплетается с научной биографией и сюжетами столь же прекрасными, сколь и сказочными. Их невозможно разделить, а может быть, в этом нет никакого смысла. История наследника короны, а позже и великого Пробужденного, рассказывается в различных агиографических текстах, например, «Жизнь Будды» индийского поэта Ашвагхоша (I век нашей эры) или «Лалитавистара» в традициях Махаяны.

В семье царя Шуддходаны и царицы Махамайи родился мальчик. Когда после зачатия королева увидела во сне необычного слона с шестью бивнями, она поняла, что ей суждено родить великого человека.

Мать Будда

Астролог Ашита, приглашенный царем после рождения сына, увидел на ребенке знаки, присущие только великому человеку. Так, например, ее ладони, ступни и между бровями были увенчаны следами колес, а пальцы соединялись перепонками.

Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Ему пророчили титул мирового правителя или Пробужденного. Отец хотел, чтобы ребенок унаследовал престол, и всячески защищал его от превратностей жизни, защищал от созерцания болезней, старости и смерти.

принц прожил 29 лет в цветущем дворце вдали от хрупкости и женился на прекрасной Яшодхаре, от которой у них родился сын Рахула. Но однажды Сиддхартха вышел из дворца и увидел больного человека, очень старика и похоронную процессию. Он ударил его в сердце острым ножом и осознал тщетность своего существования.

А потом он увидел Саману — отстраненного, бедного, худощавого монаха — и осознал безмятежность, которой можно достичь, отказавшись от мирских забот и желаний.

Явный наследник Сиддхартха бросил все, бросив отца, жену и сына, отказавшись от старого комфортного образа жизни и отправившись на поиски истины. Он долго скитался, слушал учения разных мудрецов, несколько лет подвергался суровому аскетизму, но в конце концов наедине с собой открыл Срединный Путь, который подразумевал, с одной стороны, отказ от полного аскетизма и, с другой стороны, избегание эксцессов.

Искушение

Сиддхартха достиг просветления, когда ему было 35 лет. Так он стал Буддой. На протяжении 45 лет он проповедовал всем, делясь своим открытием и своей правдой. Даже Будда не покинул свою семью. Однажды он вернулся в страну Шакьев, и все были очень довольны им. После разговора с Буддой его сын и жена также приняли монашество.

В начале девятого десятилетия Будда достиг непоколебимого мира нирваны. Он получил Великое Освобождение, оставив огромное наследие дхармы для многих поколений на разных континентах, которое за свою светскую историю превратилось в целую религию.

Король Шуддходана остался без наследников. Видя страдания своего отца, Будда пообещал взять в монахи единственного ребенка в семье только с согласия родителей. И это условие до сих пор очень почитается в буддизме.

6. Будда — это бог или нет?

Как упоминалось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буддийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосуществуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также с явлениями космического масштаба, сопровождавшими различные этапы его жизненного пути. О нем говорят как о существовавшем ранее существе, способном создавать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринимается как доказательство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почтением. Согласно легенде, он был разделен на восемь частей и хранился в первых буддийских религиозных постройках — ступах (с санскрита переводится как «корона» или «земляной холм»). Более того, Махаяна учила вечному «дхармическому телу» Будды, которым он обладал наряду с нормальным физическим телом. Это тело отождествляется как с дхармой, так и со вселенной в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в Махаяне и Ваджраяне.

Более того, индуистские божества никоим образом не были исключены из буддийского пантеона: только фигура Будды отодвинула их на задний план. Согласно буддийским учениям, боги, как и все другие живые существа, подвержены циклу сансары и, чтобы вырваться из него, им необходимо переродиться в человеческом мире — ведь будды рождаются только в нем. Кстати, до своего последнего рождения Будда Шакьямуни, согласно легендам, переродивался более пятисот раз и был королем, лягушкой, святым и обезьяной.

Оцените статью
Блог о буддизме