Основные положения буддизма: какие принципы проповедует

Содержание
  1. Буддизм: кратко о религии
  2. Коротко о буддизме
  3. Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты
  4. Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»
  5. Безоценочное восприятие в буддизме
  6. Как мне может помочь буддизм?
  7. Открытый ум
  8. Восьмеричный путь в буддизме и его смысл
  9. Что такое правильный взгляд?
  10. Что такое правильное мышление?
  11. Что такое правильная жизнь по Буддизму?
  12. Правильные усилия в Буддизме
  13. Польза Правильного Взгляда и Правильного Размышления.
  14. Как практиковать буддизм: осознанность
  15. Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти
  16. Ум и мозг не есть Я?
  17. В буддизме выделяют три драгоценности
  18. Эгоизм — причина всех страданий
  19. Что такое реакции в буддизме
  20. Кратко о философии буддизма
  21. В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
  22. Основные понятия и идеи буддизма
  23. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
  24. Суть учения буддизма
  25. Основные принципы и уроки буддизма
  26. Правила буддизма

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала скажем, что хотя буддизм является религией для большинства людей, даже для его последователей, на самом деле буддизм никогда не был религией и не должен им быть. Почему? Потому что один из первых просветленных, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что тот же Брахма возложил на него обязанность передавать учения другим (о чем буддисты предпочитают хранить молчание по очевидным причинам), никогда не хотел поклоняться его просветлению, чтобы не говорят о культе поклонения, который, однако, позже привел к тому, что буддизм стал все больше и больше пониматься как одна из религий, а буддизм — нет.

Буддизм — это, прежде всего, философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выход из сансары, осознание и видение вещей такими, какие они есть (это один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет концепции Бога, то есть это атеизм, но в смысле «нетеизма», следовательно, если буддизм классифицируется как религия, то это нетеистическая религия, как и джайнизм.

Еще одна концепция, свидетельствующая в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие религии («связывание») — это попытка «связать» человека с человеком. Бог.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии приводят тот факт, что в современных обществах люди, исповедующие буддизм, поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и так далее. Можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сущность буддизма, а только показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от первоначальной концепции буддизма.

Итак, поняв для себя, что буддизм — это не религия, мы можем наконец приступить к описанию основных идей и концепций, на которых основана эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить кратко и ясно о буддизме, то его можно описать двумя словами: «оглушающая тишина», потому что концепция шуньята, или пустоты, является фундаментальной для всех школ и ветвей буддизма.

Мы знаем, что, во-первых, за все время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ответвлений, крупнейшими из которых являются буддизм «большая колесница» (Махаяна) и «маленькая колесница» (Хинаяна).), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Большое значение приобрели также дзен-буддизм и учения Адвайты. Тибетский буддизм намного больше отличается от традиционного буддизма, чем другие школы, и некоторые считают его единственно верным путем.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно ближе всего к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, например, в современной Корее появились даже более новые подходы к интерпретации буддизма, и, конечно же, , каждый из них утверждает, что является правдой.

Школы Махаяны и Хинаяны в основном основаны на палийском каноне, а в Махаяну они также добавляют сутры Махаяны. Но мы всегда должны помнить, что сам Будда Шакьямуни ничего не писал и передавал свои знания исключительно устно, а иногда просто посредством «благородного молчания». Лишь намного позже ученики Будды начали записывать это знание, поэтому оно дошло до нас в виде канона на языке пали и сутры Махаяны.

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к богослужению возводятся храмы, школы, центры изучения буддизма и так далее, что естественным образом лишает буддизм его изначальной чистоты, и каждый раз, когда там появляются новшества и новообразования, они то и дело отходят от привычного фундаментальные концепции… Людям, конечно, нравится концепция не обрезать то, что не нужно, чтобы видеть «то, что есть», а, наоборот, наделять то, что уже есть, новыми качествами, украшениями, которые уводят только от оригинала истина к новым интерпретациям, ритуалам неоправданных увлечений и, как следствие, забвению истоков под тяжестью внешнего приличия.

Такова судьба не только одного буддизма, но и общей тенденции, характерной для людей: вместо понимания простоты мы нагружаем ее все новыми выводами, тогда как нужно было поступить наоборот и избавиться от нее. Будда говорил об этом, об этом и о своем учении, и конечная цель буддизма как раз состоит в том, чтобы человек осознал себя, свое эго, пустоту и недвойственность существования, чтобы наконец понять, что даже «я» «на самом деле не существует, и это не что иное, как конструкция ума.

В этом суть концепции пустоты (пустоты). Чтобы человеку было легче осознать «оглушающую простоту» буддийских учений, Будда Шакьямуни учил, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логической речи, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новому знанию. Но насколько они новы, можно понять по самой посылке их внешнего вида. Такое знание никогда не может быть по-настоящему новым, если человек пришел к нему логическим путем от точки А к точке Б. Видно, что он использовал отправную и промежуточную точки, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствия; в общем, это общепринятый метод получения знаний. Однако он не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых было получено знание Вед, — это еще один и принципиально другой способ доступа к знанию, когда само знание открывается человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям по какой-то причине, поскольку медитация — это метод, который позволяет со временем напрямую получать знания в форме откровений, прямого видения и знания, что в принципе невозможно сделано с использованием так называемых научных методов.

Конечно, Будда не давал медитации человеку, чтобы он научился расслабляться. Расслабление — одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому было бы неправильно сказать, что медитация сама способствует расслаблению, но именно так процесс медитации часто преподносится невежественным, начинающим людям, поэтому они в первую очередь ошибаются впечатление, с которым люди продолжают жить.

Медитация — это ключ, открывающий человеку величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — центральный компонент учения буддизма, потому что только через нее мы можем познать пустоту. Опять же, это философские концепции, а не физико-пространственные характеристики.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, тоже приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитативного размышления понимает, что жизнь и все, что существует, обусловлено — это первая пустота, санскритская шуньята — это пустота условного, что означает, что условному недостает качеств безусловного: счастья, постоянства (независимо от продолжительности) и истины.

Вторую пустоту, асанскрита шуньята, или пустоту безусловного, также можно понять с помощью медитации-размышления. Пустота безусловного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрита шуньята нам становится доступно зрение — видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы только наблюдаем их дхармы (в этом смысле под дхармой понимается своего рода поток, а не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и на этом путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что дхармы сами по себе являются своего рода материальностью, поэтому в них должна быть пустота.

Отсюда мы приходим к третьему типу пустоты: Махашуньяте. В этом, а также в последующей форме пустоты, шуньяте шуньята, заключается различие между буддизмом традиции махаяны и хинаяной. В двух предыдущих типах пустоты мы по-прежнему признаем двойственность всех вещей, двойственность (это то, на чем основана наша цивилизация, сравнение двух принципов: добра и зла, зла и добра, малого и большого и так далее. Улица) . Но именно здесь укореняется иллюзия, потому что вы должны освободить себя от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — вы должны прийти к пониманию того, что пустота и непустота — это просто еще один продукт разум.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше понять концепцию буддизма, но чем дольше мы цепляемся за двойственную природу существования, тем дальше мы от истины. Также в этом случае истина не рассматривается как определенная идея, потому что она тоже была бы материальной и принадлежала бы, как и любая другая идея, миру обусловленных, и, следовательно, не могла бы быть истинной. Истину следует понимать как самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому оно называется зрением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что зрение дает возможность видеть то, что есть.

Но сама махашуньята — это другое понятие, и поэтому она не может быть полной пустотой, поэтому пустая четвертая, или шуньята, называется свободой от каких-либо концепций. Свобода от мышления, но ясное видение. Свобода от самих теорий. Только разум, свободный от теорий, способен видеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недоступность для других концепций. Буддизм велик тем, что не пытается ничего доказать или убедить. В нем нет авторитета. Если они говорят вам, что это там, не верьте. Бодхисаттвы не приходят вам ничего навязывать. Всегда помните высказывание Будды о том, что если вы встретите Будду, вы убьете Будду. Мы должны открыться пустоте, прислушаться к тишине: это правда буддизма. Он обращается исключительно к личному опыту, к открытию для себя видения сущности вещей, а затем и их пустоты: это краткая концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы намеренно не упомянули «Четыре благородные истины», в которых говорится о дуккхе, страдании — одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать себя и мир, вы сами придете к этому выводу, а также к тому, как избавиться от страдания — так же, как вы его обнаружили: вы должны продолжать наблюдать, видеть вещи, не «скатываясь» в суждение. Только тогда их можно будет увидеть такими, какие они есть. Философская концепция буддизма, поражающая своей простотой, тем временем доступна для практического применения в жизни. Он не ставит условий и не дает никаких обещаний.

Учение о колесе сансары и реинкарнации также не является сутью этой философии. Возможно, именно объяснение процесса перерождения делает его применимым в качестве религии. Этим он объясняет, почему человек снова и снова появляется в нашем мире, это также действует как примирение человека с реальностью, с жизнью и воплощением, в котором он живет в данный момент. Но это только уже данное нам объяснение.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключается как раз в способности и способности человека видеть, что он собой представляет, и проникать за завесу тайны в пустоте, без какого-либо вмешательства извне, в отсутствие посредника. Именно это делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, поскольку буддизм предлагает человеку возможность найти то, что есть, а не то, что ему нужно или кто-то приказал искать. В нем нет цели, и поэтому он дает возможность настоящего поиска или, вернее, видения, открытия, потому что, как это ни парадоксально, вы не можете найти то, к чему стремитесь, что ищете , то, что вы ожидаете, то есть потому, что то, что вы ищете, становится только целью и запланировано. Вы действительно можете найти только то, чего не ожидаете и не ищете — только тогда это становится настоящим открытием.

Безоценочное восприятие в буддизме

Но буддист не ответил бы. Потому что беспристрастное восприятие — еще один краеугольный камень буддизма.

Согласно буддизму, такие оценки, как «хорошо» и «плохо», «хорошо» и «плохо», а также любая двойственность существуют только в человеческом уме и являются иллюзией.

Если вы нарисуете черную точку на черной стене, вы ее не увидите. Если вы нарисуете белую точку на белой стене, вы ее даже не увидите. Вы можете увидеть белую точку на черной стене и наоборот только потому, что существует противоположное. Кроме того, нет добра без зла, а зла не существует без добра. И все противоположности являются частью одного целого.

Создавая в уме любую оценку, например, «хорошо», вы сразу же создаете ее противоположность в своем уме, иначе как бы вы распознали ее как «хорошо»?

Как мне может помочь буддизм?

Буддизм объясняет цель жизни, объясняет очевидную несправедливость и неравенство во всем мире. Буддизм предлагает практические наставления и образ жизни, ведущий к истинному счастью и материальному благополучию.

Как буддизм объясняет несправедливость мира? Почему один человек может принести пользу в тысячу раз больше, чем миллионы других людей? Сказав, что буддизм объясняет эту несправедливость, я немного обманул, потому что в этом духовном учении несправедливости нет.

Буддизм утверждает, что внешний мир — это что-то вроде иллюзии, и эта иллюзия индивидуальна для каждого человека. И эта иллюзорная реальность создается самим человеческим разумом. То есть то, что вы видите в окружающем мире, является отражением вашего разума. Вы помните то, что видите в отражении, не так ли? И самое главное, каждый человек имеет полную свободу выбора, чем наполнить свой разум.

Вы, наверное, думали, что эти знания можно использовать, чтобы изменить свою реальность, исполнить все свои желания и стать счастливым? Можно, но буддизм этому не учит.

Человеческие желания безграничны, и достижение желаемого не принесет истинного счастья. Дело в том, что желание — это внутреннее состояние человека и, надо сказать, это состояние приносит страдания. Когда человек получает желаемое, это состояние никуда не исчезает. Просто вы сразу находите новый объект желания и продолжаете страдать.

Истинное счастье, согласно буддизму, достигается не изменением того, что вы носите в уме, а освобождением своего ума от всех предрасположенностей.

Если вы сравните разум с кинолентой, вы сможете выбрать, какой фильм смотреть: грустный с плохим концом или легкий со счастливым концом. Но настоящее счастье — это вовсе не просмотр фильма, поскольку фильм — это заранее запрограммированная предрасположенность.

Предрасположенности ума — это именно то наполнение, которое, отражаясь, как в зеркале, создает реальность человека. Его также можно рассматривать как мысленную программу, которая воспроизводит и создает реальность.

Эта программа в буддизме называется кармой, а диспозиции также называются ментальными отпечатками или санскарой.

Мы сами оставляем в уме следы, реагируя на внешние события. Обратите внимание, когда вы злитесь, в вашем теле появляется какой-то отпечаток этой эмоции, когда вы благодарны, это уже совершенно другое впечатление. Эти телесные отпечатки ваших реакций станут причиной событий, которые произойдут с вами в будущем.

И вы уже осознали, что все, что происходит вокруг вас прямо сейчас, является результатом ваших прошлых следов. И эти события пытаются вызвать в вас те же эмоции, которые их вызвали.

Этот закон в буддизме называется законом причины и следствия.

Следовательно, любая реакция на внешние события (ведана) становится причиной, которая приведет к будущему событию, которое снова вызовет ту же реакцию у вас. Вот и получается замкнутый круг. Этот причинный цикл называется в буддизме колесом сансары.

И этот круг можно разорвать только осознанием. Если с вами произошла неприятная ситуация, автоматически реагируйте, как и раньше, создавая таким образом еще одну аналогичную ситуацию в будущем. Этот автоматизм — главный враг осознанности. Только когда вы сознательно выбираете свои реакции на все происходящее, вы разрываете этот круг и выходите из него. Поэтому, реагируя на любую ситуацию с благодарностью, независимо от того, насколько она противоречит логике ума, вы наполняете свой разум хорошими позитивными следами и формируете совершенно новую и более качественную реальность в своем будущем.

Но я еще раз повторю, что цель буддизма — не просто создать благоприятные следы в уме, но, в принципе, уничтожить все программы и установки, как хорошие, так и плохие.

Открытый ум

Я не зря предложил оставить вопрос предыдущей части открытым. В одной из наиболее распространенных форм буддизма, дзен-буддизме, не принято создавать концепции ума. Почувствуйте разницу между рассуждением и мышлением.

У рассуждения всегда есть логический вывод: готовый ответ. Если вы любите рассуждать и получать ответы на любой вопрос, вы умный парень, который растет и растет еще до того, как осознает.

Медитация — это состояние непредвзятости. Вы обдумываете вопрос, но сознательно не приходите к логическому и полному ответу, оставляя вопрос открытым. Это разновидность медитации. Такая медитация развивает осознанность и способствует быстрому росту сознания человека.

В дзен-буддизме есть также специальные вопросы для медитативного размышления, которые называются коанами. Если однажды буддийский мастер задаст вам такую ​​проблему по поводу коана, не спешите отвечать лукавым взглядом, иначе вы можете надеть бамбуковую палку на голову. Коан — неразрешимая тайна, он был создан для размышлений, а не для того, чтобы быть умным.

Восьмеричный путь в буддизме и его смысл

И первое правило буддийской жизни и часть восьмеричного пути или сущности буддизма — это правильный взгляд.

Что такое правильный взгляд?

Правильный взгляд — это признание простой истины — что мир непостоянен и что все явления страдают. Признание этого факта — первый шаг к избавлению от страдания и первый шаг в процессе просветления.

Что такое правильное мышление?

Обосновавшись в правильном взгляде, человек переходит к правильной мысли или размышлению.

Вот, думаете вы, теперь у меня есть те-то и такие-то желания или страдания. Вы их анализируете, и ваше сознание становится все более спокойным.

Затем следует правильная речь: говорите добрые слова, не сквернословите и не сплетничайте. Правильное действие держится подальше от убийства, воровства и супружеской измены. Учение Будды обязывает относиться к людям с добротой и любовью.

Что такое правильная жизнь по Буддизму?

Согласно буддизму, жить хорошо — значит стремиться практиковать истину, правильно размышляя и медитируя.

Правильные усилия в Буддизме

Правильные усилия заключаются в уменьшении плохого закона и увеличении хорошей кармы. Правильная фиксация памяти и самадхи означает правильное мышление, основанное на истине непостоянства, страдания и отсутствия «я» в вашем теле и уме.

На основе правильной фиксации человек входит в Самадхи, в котором возникает мудрость познания прошлых и будущих жизней. Божественное чтение мыслей других, переживание миров сансары и нирваны. Согласно философии буддизма, это процесс просветления и уничтожения своих желаний и страданий.

Польза Правильного Взгляда и Правильного Размышления.

Согласно философии буддизма, правильный взгляд, основанный на истине, может принести много пользы обычному человеку. У каждого из нас в жизни бывают негативные моменты или события и связанные с ними страдания. И что тогда делать?

Если вы осознаете непостоянство всего, вы будете спокойны, чтобы этого не случилось с вами. Когда вы размышляете о самоотверженности, вы начинаете видеть, что страдание — это иллюзия и что на самом деле нет никого, кто мог бы страдать.

Как практиковать буддизм: осознанность

Внимательность — основная практика буддизма. Можно сидеть в медитации, как Будда, много лет. Но для этого нужно пойти в монастырь и отказаться от светской жизни. Этот путь вряд ли подходит нам, обычным людям.

К счастью, вам не нужно сидеть под баньяновым деревом, чтобы практиковать внимательность.

Внимательность можно практиковать в повседневной жизни. Для этого необходимо беспристрастно и внимательно наблюдать за происходящим прямо сейчас.

В самом деле, именно телесные ощущения отражаются в зеркале мира: они оставляют следы в вашем сознании.

Итак, имейте в виду. Обратите внимание на настоящий момент, здесь и сейчас.

И внимательно и беспристрастно соблюдайте:

  • Ощущения и эмоции тела — это реакции на происходящее во внешнем мире.
  • Мысли. Буддизм учит, что мысли — это не вы. Мысли — это те же события «внешнего мира», но они происходят в вашем уме. То есть мысли — это тоже предрасположенности, которые тоже оставляют свои следы. Вы не можете выбирать свои мысли, мысли появляются из ниоткуда сами по себе. Но вы можете выбирать, как на них реагировать.
  • Окрестности. Помимо «настоящего» момента, вы также должны быть очень чуткими ко всему окружающему вас пространству, быть внимательными к людям и природе. Но держите все свои чувства под контролем, не позволяя им влиять на ваше внутреннее состояние.

Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти

В буддизме есть медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для достижения просветления.

Эта медитация позволяет вам успокоить ум, получить мистический опыт выхода из физического тела и уменьшить привязанность к своему телу и внешним объектам. Также эта медитация легко избавит вас от бессонницы.

И первое, что мы рассматриваем в этой буддийской медитации, — это наше тело, из чего оно состоит — вот волосы на голове, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело — это просто материя, независимая от нас, которая управляет физиологическими процессами.

Также организм заболевает, стареет и умирает. А если так, то мое тело — это не я, и это не моя сущность. Тело грязное: если долго не мыться, будет пахнуть животным. Так мы видим свое тело. А если тело — это не я, тогда кто в физическом теле? Оказывается, физическое тело — это иллюзия.

Ум и мозг не есть Я?

Ум — ум непостоянен, и, более того, отождествление с умом является первопричиной человеческих страданий. Но разум — это просто цепочка мыслей, меня нет. Мы думаем, что мысли возникают в мозгу, но сам мозг зависит от других частей тела, и поэтому в мозгу нет меня или отдельного объекта.

Чувства непостоянны и страдают. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, а любовь исходит от чувств. Но в своей жизни мы должны видеть что-то неприятное, слышать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому страдают чувства.

В этой медитации мы представляем, что внезапно потеряли зрение и ничего не видим, что мы не можем смотреть свой любимый телевизор или читать газеты. Страдание возникает естественным образом, и это страдание исходит из чувств, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт, и чувственные привязанности уменьшатся.

Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Кроме того, души окружающих нас людей меняются, и это непостоянство тоже страдает, и поэтому это не я.

То, что мы представляем себе или другим, — это только опыт прошлого, и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все, из чего состоит человек, — это просто прошлый опыт и различение, это карма, от которой он страдает, это иллюзия прошлого, а не истинное «я.

В буддизме выделяют три драгоценности

  1. Будда: Он может быть создателем учения или его последователем, достигшим просветления.
  2. Дхарма — это само учение, его основы и принципы, а также то, что оно может дать своим последователям.

Сангха — это сообщество буддистов, которые придерживаются законов этого религиозного учения.

Чтобы получить все три камня, буддисты сражаются с тремя ядами:

  • непривязанность к истине бытия и невежество;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • недержание, злость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно представлениям буддизма, каждый человек испытывает как физические, так и душевные страдания. Страдают болезнь, смерть и даже рождение. Но такое состояние неестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Эгоизм — причина всех страданий

Буддизм учит, что все страдания происходят из ложного представления о «я». Да, существование отдельного «я» — это просто еще одна концепция, созданная в уме. И именно это Я, которое в западной психологии называется Эго, страдает.

Любое страдание может возникнуть только из-за привязанности человека к себе, своему эго и любви к себе.

Что делает буддийский мастер, так это уничтожает это ложное эго, освобождает ученика от страданий. И это обычно болезненно и страшно. Но действенно.

Пожалуй, одна из самых известных практик избавления от эгоизма — это тонглен. Для его выполнения необходимо представить перед собой знакомого человека и с каждым вдохом мысленно втягивать в себя, в области солнечного сплетения, все его страдания и боль в виде черного облака. И с каждым выдохом вы отдаете все свое счастье и все лучшее, что у вас есть или что вы хотели бы иметь. Представьте себе близкую подругу (если вы женщина) и мысленно отдайте ей все, что вы хотите для себя: много денег, лучшего мужчину, талантливых детей и т.д. И все ее страдания возьмите на себя. Еще эффективнее выполнять эту практику со своими врагами.

Практикуйте тонглен дважды в день, утром и вечером, по 5-10 минут в течение 3 недель. И вы увидите результат.

Практика тонглен — это то, что оставит положительный отпечаток в вашем уме, который через некоторое время придет к вам в виде того, от чего вы отказались и передали другому человеку.

Что такое реакции в буддизме

Представьте, что любимый человек вас предал. Это вызывает в вас гнев, негодование, злость. Но подумайте, обязаны ли вы испытывать эти ощущения? Вопрос не в том, можете ли вы сейчас испытать что-то еще, например, благодарность. Но чисто теоретически возможен ли такой вариант? Нет закона, согласно которому вы обязательно должны испытывать негодование или гнев в этой ситуации. Выбор за вами.

Мы реагируем на ситуации отрицательными эмоциями только потому, что находимся в темноте. Мы путаем причину и следствие, ошибаемся, полагая, что ситуации вызывают в нас чувства. В самом деле, чувства вызывают ситуации, а ситуации имеют тенденцию вызывать в нас только те же чувства, которые их вызвали. Но мы не обязаны реагировать на них так, как они хотят. Мы сами можем сделать свой сознательный духовный выбор.

Мы не видим этого только потому, что это отражение происходит с задержкой во времени. То есть ваша текущая реальность — это отражение прошлых чувств. Какой смысл реагировать на прошлое? Разве это не величайшая глупость человека, пребывающего в темноте? Оставим этот вопрос открытым и плавно перейдем к следующему основополагающему принципу буддийской философии.

что такое буддизм

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать просто религией, основанной на Боге, сотворившем мир. Буддизм — это философия, принципы которой мы кратко обсудим ниже. Обучение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о существовании вечной души, искупающей грехи. Однако все, что делает человек и как он найдет свой отпечаток, обязательно вернется к нему. Это не божественное наказание. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих след в карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой

  1. Человеческая жизнь страдает. Все вещи непостоянны и преходящи. Когда он появится, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пожирающее само себя пламя, но огонь может принести только страдание.
  2. Страдание возникает из желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что отчаянно жаждет жизни. Чем сильнее это желание, тем больше оно будет страдать.
  3. Избавиться от страдания можно только избавившись от желаний. Нирвана — это состояние, в котором человек переживает угашение страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свободы от переселения душ.
  4. Чтобы достичь цели избавления от желаний, нужно прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «промежуточным», который позволяет избавиться от страдания, отвергая крайности, что является чем-то средним между пытками плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Буддийский храмовый комплекс

Восьмеричный путь спасения включает:

  • правильное понимание: первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и боли;
  • правильные намерения: вы должны встать на путь ограничения своих страстей и стремлений, основополагающим принципом которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь — она ​​должна быть хорошей, поэтому следует следить за своими словами (чтобы они не источали плохо);
  • правильные поступки — нужно делать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных действий;
  • правильный образ жизни: только достойный образ жизни, не наносящий вреда всем живым существам, способен приблизить человека к устранению страданий;
  • правильные усилия — необходимо настроиться на добро, прогнать из себя все зло, внимательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные мысли — главное зло исходит от собственной плоти, устранив желания, от которых можно избавиться от страданий;
  • правильная концентрация: восьмеричный путь требует постоянной тренировки, концентрации.

Первые две стадии называются праджней и включают стадию достижения мудрости. Следующие три — это регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Остальные три ступени представляют собой дисциплину ума (самадху).

Основные понятия и идеи буддизма

Одна из главных целей буддизма — путь к нирване. Нирвана — это состояние осознания своей души, достигаемое через самоотречение, отказ от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя много времени в медитации и глубоких размышлениях, научился методу управления своим сознанием. В процессе он пришел к выводу, что люди очень привязаны к земным благам, чрезмерно озабочены мнением других. По этой причине человеческая душа не только не развивается, но и деградирует. Достигнув нирваны, можно избавиться от этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

  1. Существует концепция дуккха (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативные цветовые переживания). Все в большей или меньшей степени находятся под влиянием духа.
  2. У Дуккхи всегда есть причина, способствующая возникновению зависимости — жадность, тщеславие, похоть и т.д.
  3. Вы можете избавиться от зависимости и страданий.
  4. Человек может полностью освободиться от духи, пройдя путь, ведущий к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «среднего пути», то есть каждый человек должен найти «золотое» средство между богатым человеком, пресыщенным роскошью, и аскетом, лишенным всех благ человечность, образ жизни.

Суть учения буддизма

Основные принципы и философия буддизма,
Суть буддийских учений заключается в осознании того, что все в этом мире страдает и основано на непостоянстве. По этой причине одним из первых законов, проповеданных Буддой Шакьямуни, был Закон четырех благородных истин.

И в первой «Истине о страдании» Будда объясняет истину о том, что рождение — это страдание, а также старость, болезнь и смерть. Они также страдают от разлуки, отчаяния и эмоциональной боли. Будда в этом учении говорит, что весь мир страдает.

И уже во второй истине, Истине о причине страдания, говорится, что разум — это привязанность к желаниям, привязанность к удовольствиям. По этой причине люди, стремящиеся к удовольствиям этого мира, на самом деле получают только страдания.

Это ошибочное мнение обычных людей, которые хотят видеть только одну сторону явления: удовольствие, не осознавая, что за удовольствиями скрываются боль, душевные страдания, старость, болезнь и смерть.

В третьей истине, Истине о прекращении страдания, Будда Шакьямуни утверждает, что страдание и непостоянство этого мира можно остановить или уничтожить. А для этого вам нужно избавиться от привязанностей и забот об удовольствиях и желаниях этого мира.

Четвертая истина — это Истина о пути прекращения страдания. Будда объясняет, что есть путь, по которому можно освободиться от непостоянства и страданий. Обычно путь к прекращению страдания — это Святой Восьмеричный Путь.

Основные принципы и уроки буддизма

За столетия и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его структуре сформировались основы морали и этики. Они представляют собой общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности для современного человека.

Правила буддизма

Этика буддизма основана на 5 заповедях (правилах), общих для всех областей обучения:

  1. Запрещение причинять вред всем живым существам. Категорически запрещены убийства, включая смертную казнь, эвтаназию и аборт. В продолжение этого завета культивируются доброта, сострадание и милосердие.
  2. Воровство запрещено. Поощряются выражения щедрости и преданности делу.
  3. Прелюбодеяние запрещено во всех его формах. Буддисты просят развивать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Осуждаются ложные заявления, оскорбления, ругательства, сплетни. Последователи учений побуждают людей развивать такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает все формы опьянения: алкоголь, наркотики и т.д.

Следовательно, этика буддизма основана на принципах умеренности и доброжелательности по отношению к миру (нельзя никому и ничему навредить). Он способствует развитию чистых и благородных качеств, очищающих ум и ведущих к просветлению.

Статуя Золотого Будды

Оцените статью
Блог о буддизме