Буддийский центр Алмазного Пути: школа Карма Кагью в Москве

Что это такое

Изучая выдающуюся буддийскую философию, мы узнали, что она делится на три основные области: тхеравада, махаяна и ваджраяна. Последний также известен как «алмазный путь», потому что именно так он переводится с санскрита.

Ваджраяна всегда считала главными ценностями безвредность, милосердие и мудрость. Он утверждает, что в каждом из нас живет Будда, его природа. А среди четырех школ алмазного пути известна Карма Кагью.

Монахи

Направление состоит в учениях, пришедших в тибетский буддизм:

  • старый, называемый ньингма;
  • новые под названием сарма.

Главная особенность этого направления заключается в том, что знания передаются из уст в уста от поколений мастеров-учителей своим выдающимся последователям. Поэтому Карма Кагью иногда называют «устной передачей» или «шепотом».

Первоначально распространившееся на земли Индии и Тибета, учение привело непосредственно к Просвещению. Основная цель достигалась в основном за счет постоянной практики, медитации, изучения природы сознания.

Исторический экскурс

История восходит к временам мирского существования Будды, который завещал основы буддийской мысли своим последователям. В конце 10 века Тилопа впервые в истории начал передавать учение Кагью. Его дело продолжили индийские буддийские учителя Наропа и его последователь Майтрипа.

тханка
Наропа

Затем учения Кагью достигли границ Тибета. Здесь с середины 11 века его начал проповедовать Марпа, а затем йог Миларепа.

изображение
Йоги Миларепа

Вслед за ними, в начале 12 века, монах Гампопа стал мастером Кагью, чей вклад был огромен и повлиял на дальнейшее развитие традиции. Он учился в монастыре Кадампа и был учеником Атиши, великого учителя того времени.

Гампопа, уже сам став гуру, подготовил письменное руководство для последователей, где объяснил основные постулаты буддизма, описал практики, ритуалы, которые были направлены на достижение главного для всех людей — освобождения.

Смерть Гампопы сопровождалась появлением четырех направлений:

  • Карма Кагьюпа;
  • Барам Кагьюпа;
  • Пхагмо Кагьюпа;
  • Цхалпа Кагьюпа.

Каждым из них руководили самые выдающиеся ученики Гампопы. Карма Кагью, который оказался величайшим и самым жизнеспособным, возглавлял Дусум Кхьенпа. Он стал воплощением почитаемого божества Авалокитешвары, Будды сострадания.

Сострадательный Будда
Авалокитешвара (Будда Сострадания)

Его титул стал называться «Кармапа» — так Дусум Кхбенпа стал первым Кармапой в линии перерождений, которая не прерывалась по сей день. В юном возрасте он получил Черную корону, которая стала олицетворением силы и носителем мудрости.

«Кармапа» переводится как «активная личность», «деятельность будд».

Вторым человеком после Кармапы был лама по имени «шамарпа». Он носил Красную корону и стал символом Будды Света — Амитабхи.

С тех пор Карма Кагью процветает в Тибете. Были открыты образовательные центры, где верующие могли изучать философию и изучать буддийские практики. Были построены монастыри, где миряне сосуществовали с монахами, медитировали и получали устные знания.

За много веков в традиции практически ничего не изменилось. Цурпху считался главным монастырем, где располагалась резиденция Кармапы.

Тибетский храм
Монастырь Цурпху в Тибете

Все изменилось в 1949 году. Это было время, когда китайские войска вторглись в Тибет. Многие тибетцы, в том числе 16-й Кармапа, его преемник Шамарпа, нынешний 14-й Далай-лама, ламы и монахи были вынуждены бежать. Более ста тысяч человек переехали на территории Индии, Непала и Бутана.

Десять лет спустя некоторые буддисты кагьюпа начали селиться в западных странах, особенно в Европе и Северной Америке. В 1974 году шестнадцатый Кармапа сам отправился в путешествие по Европе, а затем, по его просьбе и благословению на Западе, его товарищи начали основывать центры медитации.

1994 был периодом, когда Тхайе Дордже, нынешний Кармапа, семнадцатый по счету, получил титул верховного ламы.

Гелук

В новом московском буддийском центре Ламы Цонкапа, расположенном на третьем этаже полуразрушенного здания недалеко от шумной Русаковской эстакады, ведутся ремонтные работы. Зал на 150 человек уже устлан мягкой красной ковровой дорожкой. Это второй зал для встреч приверженцев московского гелук, первый был открыт в 1999 году в Мытной.

Расстановка сил по-тибетски

В большинстве буддийских организаций Москвы собираются последователи различных тибетских школ: Гелук, Кагью, Сакья, Ньингма, а также Бон. Их философия и техники медитации часто изучаются и практикуются по всей России.

Основы учения

Все великие мастера, ламы, мастера, включая линию перевоплощений Кармапы, представляют собой «золотую гирлянду Кагью». Те, кто ему близок, выбираются Кармапой и помогают ему сохранять учения, чистые мысли и общую систему.

Посредством дхармы приверженцы Карма Кагью идут к просветлению, освобождению от страданий и могут достичь этого уже в этой жизни. Для этого необходимо с помощью постоянной практики понять реальность, достичь познания истинной природы, развить качества разума, преодолеть ненависть, гнев, проявить милосердие, принести только добро всему сущему.

Одна из основных практик обучения называется «нгндро». Это практика медитации с использованием дерева прибежища. Это картина, которая раскрывает линию учения Карма Кагью.

представление преемственности в буддизме
Дерево Убежища Карма Кагью

Практика Тары часто выполняется в традиции Карма Кагью. Во время практики практикуется медитация на ламе или божестве, читаются мантры и очищаются энергетические каналы.

В последнее время набирают популярность ретриты: практики, когда люди уходят в центры медитации, уходят от внешнего мира, абстрагируются от своей обычной жизни и все время посвящают практикам, совершенствуясь. Они могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

Снять со счета

Ступа с миром

Буддийские школы Москвы почти всегда встречаются только «со своими». Пока в столице нет ни одного храма, где могли бы собраться все буддисты (а их, по словам Баатра Китинова, у нас около 70 тысяч.

правда, осенью 2016 года у реки Лихоборка началось строительство первого в столице буддийского храмового комплекса Тубден Шедублинг. Он появится рядом с синагогой Дарки Шалом и займет 2,8 тысячи квадратных метров. Сейчас на этом месте возводится тринадцатиметровая ступа.

«Фундамент уже заложен. Строим стены. Мы рассчитываем, что они будут возведены и через месяц. Надеемся, что откроется в конце мая », — говорит в МОСЛЕНТЕ Дульма Шагдаровна, президент буддийской общины Москвы.

Затем они начнут строительство двухэтажного вспомогательного здания, а затем небольшого главного буддийского храма. Рядом откроется «Образовательный центр изучения и практики Учения Будды». Внутри разместятся библиотека площадью 222 квадратных метра и конференц-зал — 294 квадратных метра, в котором разместятся лекционный зал, а также детский образовательный центр, благотворительная столовая площадью 471 квадратный метр и оздоровительный центр площадью 335 кв.

Оцените статью
Блог о буддизме