Буддизм и вегетарианство: чем питаются тибетские монахи

Что сказал об этом Будда

Поскольку основателем этого учения является Будда Шакьямуни, давайте сначала обратимся к древним источникам, в которых записаны его утверждения на тему вегетарианства. До начала строительства монастырей монахи вели странствующий образ жизни и ели человеческую милостыню. Они с благодарностью принимали любую пищу, которую давали им оседлые жители.

Будда не считал возможным указывать мирянам, что им следует есть, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который получил название Виная Питака.

Однако не было предписано есть без мяса, поскольку буддизм рекомендует следовать срединному пути и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие: есть мясо и не навредить животному, Шакьямуни посоветовал монахам не включать мясные блюда в рацион в трех случаях:

  • Если они сами видели за своим столом специально зарезанное животное
  • Они слышали об этом
  • С подозрением на это

Однажды один из новичков по имени Девадатта предложил утвердить вегетарианство в монашеской общине, на что Будда ответил, что каждый волен делать свой собственный выбор, и нет необходимости принуждать к этому.

Учитель образно объяснил, что на самом деле нечистым делает то, что выходит изо рта, а не то, что в него кладут.

Будда только сказал, что адепты Дхармы не должны сознательно убивать живые существа, убивать их или побуждать других к совершению убийства.

Для поддержания самооценки и по соображениям безопасности членам монашеской общины было запрещено есть десять видов мяса:

  • человек,
  • слон
  • лошади,
  • собаки
  • змеи
  • лев
  • тигр
  • леопард
  • нести,
  • гиены.

Это также косвенно указывает на то, что строгого запрета на употребление мясных блюд не было — раз это мясо запрещено, значит, возможно и другое.

Кроме того, правила ограничивали монахов сельскохозяйственными работами, поскольку копание земли могло нанести вред насекомым и мелким животным.

Растения полностью принадлежат живым существам. Монахам не разрешалось выкорчевывать растения или заставлять кого-то делать это, а также есть фрукты с семенами.

Будда рекомендовал послушникам монастырей также фильтровать воду, чтобы не уничтожить содержащиеся в ней микроорганизмы.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — предполагает отказ от мяса. Однако на самом деле в некоторых регионах ограничения на питание в основном связаны с местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегетарианства, и оба цитируют легендарные изречения Будды в поддержку своей позиции. Итак, есть буддийская притча об олене и тигре, в которой олень попадает в ад, потому что, хвастаясь своим вегетарианством, он, поедая траву, бессознательно истреблял мелких насекомых, а хищный тигр, наоборот, стёр свои карма, потому что он всю жизнь страдал и раскаивался.

2. Чем буддизм отличается от индуизма?

Буддизм — мировая религия; поэтому буддистами могут стать представители любой национальности. Это одно из радикальных различий между буддизмом и индуизмом: индуизм — это религия Индии, которую исповедуют более 80% населения страны. В отличие от буддизма, индуизм — национальная религия, принадлежность к которой определяется рождением. Индуизм — это собрание различных традиций, которые, как принято считать, объединяет признание авторитета Вед, главного священного текста индуизма. — национальная религия, абсолютно закрытая для проникновения извне. Социальная структура индийского общества состояла из четырех классов, варна: брахманы (священники и ученые), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне и торговцы) и шудры (ремесленники и наемные рабочие). Принадлежность к варне определялась исключительно рождением, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, который вначале был одним из многих течений, противостоящих индуизму, превратился в радикальную реформистскую доктрину как в интеллектуальном, духовном, так и в социальном плане. Буддисты ставят этические достоинства человека выше происхождения, отвергая систему варн и авторитет брахманов. Со временем это небольшое движение разработало свою собственную социальную структуру, свод священных текстов и практик поклонения. Став мировой религией, она распространилась далеко за пределы Индийского субконтинента.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня менее 1% индийцев считают себя буддистами. По количеству буддизм занимает лишь пятое место среди широко распространенных в Индии религий, явно уступая индуизму, исламу, христианству и сикхизму. Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в 16 веке в Пенджабе, основателем буддизма, Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (один из аватаров) бога Вишну. Но в мировом рейтинге религий буддизм находится на четвертом месте: его исповедуют 7% населения мира.

Вегетарианство и различные направления буддизма

Сравнивая рацион представителей разных буддийских течений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаяны.

В частности, в Сутре Ланкаватара Махаяны строго прописано соблюдение вегетарианской практики:

  • есть рис
  • другие злаки,
  • бобовые,
  • зеленые культуры,
  • топленое масло / масло,
  • растительное масло,
  • мед и сахар.

 

Однако есть и нюансы пищевого поведения. Например, буддисты Махаяны не могут купить себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоемов и приказать ее сварить или поджарить, но им не запрещается есть любое из вышеупомянутых блюд на обеде друга.

С документальной точки зрения убийство животных в Тхераваде запрещено. Но если состояние здоровья новичка требует употребления мясного продукта, то он может ненасильственно съесть плоть умершего существа с большим количеством куркумы. Новичку рекомендуется есть с закрытыми глазами.

Если вы не жаждете мяса и не привязываетесь к его употреблению, а едите его в соответствии с инструкциями, чтобы быть здоровым, и живое существо не было убито специально для монашеского обеда, то, согласно моральным концепциям Тхеравады, это не запрещено.

Тхеравадины, отвергая кровопролитие и приветствуя вегетарианство, по-прежнему мало придерживаются своих принципов. Они едят то, что приносят местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят только рис с овощами.

Вегетарианство поощряется в школах Ваджраяна, включая тибетскую и японскую, но это не является предпосылкой для практики буддизма. Почему так случилось?

Потребление мяса и принесение в жертву живых существ в Стране снегов — это такая глубоко укоренившаяся добуддийская традиция, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, которые проповедовали здесь в IX веке, ни запрет на потребление мяса монахами изданный тибетским правителем Трисонг Децен не имел никакого эффекта.

Когда правитель Лангдармы отменил присутствие буддизма в этих местах, сообщество новичков исчезло вместе с ним, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. И прибывший сюда в 12 веке, после возрождения буддизма, Атиша посоветовал придерживаться вольного вегетарианства, и мало кто прислушивался к его советам.

выращивать овощи в горах Тибета довольно сложно. Таким образом, тибетцы должны соблюдать тонкую границу: если вы зарежете большого яка, а не, скажем, курицу, то еды хватит на большое количество людей, и вам не придется совершать много убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем нежелательнее с буддийской точки зрения убивать его.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 г

В буддизме есть три направления: Тхеравада — «учение старейшин», Махаяна — «великая колесница». Слово «колесница» означает, что учение — это своего рода средство передвижения, которое приводит людей к просветлению и ваджраяне, «алмазной колеснице». «. Тхеравада, распространенная в основном в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается самым древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последователей Махаяны, Тхеравада — это чрезмерно элитарное учение, которое они пренебрежительно называют Хинаяной, «маленькой колесницей» — потому что оно предполагает, что нирвана может быть достигнута только путем следования путем монашества. С другой стороны, махаянисты утверждают, что даже миряне могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение бодхисаттв — просветленных людей, которые добровольно остались в сансаре, чтобы помочь другим людям выйти из круговорота рождений и смертей. Таким образом, в тибетской традиции духовный лидер тибетцев 14-й Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и южной Сибири.

В конце концов, Ваджраяна возникла в Махаяне в конце 1-го тысячелетия нашей эры, достигнув своего максимального расцвета в Тибете. Последователи этого движения утверждали, что просветления можно достичь за всю жизнь, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым практикам медитации. В настоящее время распространен в основном в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве и Калмыкии.

6. Будда — это бог или нет?

Ханабуса Итчо. Смерть Будды. 1713 года

Как упоминалось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буддийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосуществуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также с явлениями космического масштаба, сопровождавшими различные этапы его жизненного пути. О нем говорят как о существовавшем ранее существе, способном создавать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринимается как доказательство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почтением. Согласно легенде, он был разделен на восемь частей и хранился в первых буддийских религиозных постройках — ступах (с санскрита переводится как «корона» или «земляной холм»). Более того, Махаяна учила вечному «дхармическому телу» Будды, которым он обладал наряду с нормальным физическим телом. Это тело отождествляется как с дхармой, так и со вселенной в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в Махаяне и Ваджраяне.

Более того, индуистские божества никоим образом не были исключены из буддийского пантеона: только фигура Будды отодвинула их на задний план. Согласно буддийским учениям, боги, как и все другие живые существа, подвержены циклу сансары и, чтобы вырваться из него, им необходимо переродиться в человеческом мире — ведь будды рождаются только в нем. Кстати, до своего последнего рождения Будда Шакьямуни, согласно легендам, переродивался более пятисот раз и был королем, лягушкой, святым и обезьяной.

8. Есть ли у буддистов храмы?

Эрнест Хайн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина 19 века

Самым известным буддийским религиозным сооружением является ступа. Изначально ступы строились как реликварии, в которых хранились и почитались останки Будды Шакьямуни, позже — в память о важных событиях. Существуют разные типы ступ, и их архитектурный облик во многом зависит от региональных традиций: они могут быть полусферическими, квадратными ступенями или иметь форму пагод. Чтобы заработать хорошую карму, буддисты практикуют ритуал, минуя ступу.

Есть также храмы, которые еще более разнообразны в архитектурном отношении. Считается, что в них сосредоточены три сокровища буддизма: Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддийского канона, и сангха, представленная монахами, живущими в храме или монастыре.

5. Будда один, или их много?

Будущий Майтрейя Будда. Изображение танка (рисунок на ткани), сделанное по заказу Далай-ламы VIII в память о своем умершем наставнике. Тибет, 1793-1794 гг

Буддизм постулирует существование бесчисленных «пробужденных» будд, и Шакьямуни — самый известный из них. Однако в буддийских текстах можно встретить имена его предшественников — их от 7 до 28. Также в будущем ожидается другой Будда — Майтрейя. Рай Тушита (то есть в «Саду радости»), и тогда он появится на Земле, достигнет просветления, станет Буддой и начнет проповедовать «чистую дхарму».

7. Празднуют ли буддисты Новый год?

Toyohara Chikanobu. Мать и дочь идут в буддийский храм с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 г

В популярном буддизме много праздников — очень популярных, хотя с религией они имеют очень отдаленное отношение. Один из них — Новый год, который в разных регионах отмечают по-разному. В целом цикл буддийских праздников основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, который связан с одним-тремя ключевыми событиями в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвана) в разных странах. Другие праздники — это День Сангхи, который является воспоминанием о встрече Будды со своими учениками, и День Дхармы, который является воспоминанием о первой проповеди Будды. Кроме того, в буддийских странах отмечается День всех мертвых: добуддийское поклонение предкам очень устойчиво и играет огромную роль.

Питание в буддизме

Как уже писалось выше, питание в буддизме практически никак не регламентируется. Особенно в отношении светских буддистов. Конечно, трудно представить, как можно развивать «бодхичитту» и «метту» и продолжать есть мясо. Если только он полностью не абстрагируется от того факта, что плоть есть мертвая плоть и результат страданий живых существ.

Что касается частоты приема пищи, считается, что в монашеской общине Будды практиковалось двухразовое питание. Есть еще такая поговорка: «Святой человек ест один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — трижды в день». Показательно, что современная медицина пропагандирует четырех- и даже пятиразовое питание. Комментарии здесь излишни: современное общество ориентирует нас на постоянную одержимость едой, частыми и обильными приемами пищи, закусками и так далее.

Стоит упомянуть, что Будда проповедовал так называемый Срединный Путь — отказ от роскоши и крайнего аскетизма — и однажды даже сделал замечание своему ученику, который решил наложить на себя дальнейшую аскезу и есть один раз в день. Поэтому в вопросах питания Будда оставил в наследство приверженность золотой середине: есть без излишеств, но также не истязать себя чрезмерно практиками поста и небольшого количества еды.

Питание буддийских монахов

Если в случае буддистов-мирян вопрос питания является личным выбором каждого, то питание монахов регулируется более серьезно. Большинство из них по-прежнему воздерживаются от мяса (впрочем, не все) и предпочитают простые продукты без лишнего вкуса. Интересно, что, несмотря на разногласия по поводу употребления мяса, большинство монастырей придерживаются воздержания от лука и чеснока — эти продукты с довольно положительной репутацией в нашем обществе на самом деле очень вредны для практикующих — они возбуждают ум и тело, что может отрицательно сказаться на них влияют на практику йоги и медитации. Поэтому монахи почти единодушно избегают этих продуктов. То же самое и со стимуляторами: чай, кофе и газированные напитки с кофеином. Также распространено негативное отношение к такому продукту, как грибы. Здесь есть два аспекта: чисто научный, философский и эзотерический. С научной точки зрения грибы, как губка, поглощают все отходы и вредные вещества из почвы, в том числе радиацию.

А с философской и эзотерической точки зрения грибы — это растения-паразиты, которые питаются продуктами своего разложения или жизнедеятельности из-за гибели других организмов. И согласно правилу «мы то, что мы едим», поедая такие «эгоистичные» растения, человек будет развивать эгоизм.

Рацион буддийских монахов в основном состоит из злаков, овощей и молока, приготовленных в различных сочетаниях.

Что касается мяса, некоторые монастыри придерживаются концепции, согласно которой Будда запрещал есть мясо только в том случае, если животное было убито специально для еды монахом (монах видел это, знает это или может предположить). Во всех остальных случаях не запрещается подавать милостыню в виде мясной пищи.

Следовательно, пищевые привычки в буддизме могут отличаться в зависимости от школы или «средства передвижения» Учения. Поэтому тибетский буддизм более верен к пище и не так категоричен в вопросах потребления мяса. Что касается индийского буддизма, то здесь в силу территориальных и культурных особенностей к употреблению мяса в основном относятся отрицательно. Буддийская пища составлена ​​в основном таким образом, чтобы не мешать успешной духовной практике, и для этого необходимо исключить, прежде всего, интоксиканты и продукты, стимулирующие психику и тело, такие как лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи и так далее… Буддийская кухня представлена ​​простыми продуктами, на приготовление которых не требуется много денег и времени, но при этом удовлетворяются потребности организма. Одним словом, все в соответствии с заповедями Будды: Срединный путь также актуален в вопросах питания.

Оцените статью
Блог о буддизме