- Буддийский храм в Чите – внешний вид дацана и день из жизни лам
- Строительство
- Сгоревший дацан
- Территория храма
- Главный храм
- Внутреннее убранство
- Рабочий день ламы
- Правила посещения дацана
- Правила посещения дацана
- Сгоревший дацан
- Внутреннее убранство
- Режим работы дацана в Чите, расписание служб
- Правила посещения
- Главный храм
- Храм и другие строения монастыря
- Территория храма
- Рабочий день ламы
Буддийский храм в Чите – внешний вид дацана и день из жизни лам
Доброго времени суток дорогие читатели!
Продолжаем рассказ о святых для буддистов местах в России. Виртуальное путешествие перенесет вас в Забайкальский край, где одноименный районный центр расположен на берегу реки Чита.
Речь пойдет о расположенном здесь дацане — его традиционно называют буддийским монастырем, который также является учебным заведением.
Читинский дацан — это место, куда местные жители с радостью приходят за необходимыми советами и информацией, даже если они не придерживаются буддийской веры. Здесь всегда внимательно выслушают и помогут.
Строительство
Идея строительства нового буддийского храма в Чите родилась в 1994 году. Только в 2001 году местная администрация выдала разрешение на строительство храма.
Место для нее было выбрано не сразу. Вариантов было несколько, и дидду Хамбо-ламе Забайкальского края Цырен-ламе даже пришлось прибегнуть к древнему тибетскому гаданию Мо — бросить кости, чтобы определить благоприятное место.
Он расположен в черте города, в тихом и спокойном месте, в тени вековых сосен, источаемый их целебным ароматом. С момента закладки первого камня в 2002 году до официального открытия прошло 8 лет.
Этот процесс был запущен в 2007 году с 46 миллионов рублей, которые Агинский Бурятский автономный округ вложил в строительство из своего бюджета. Реализация проекта была отложена из-за нехватки средств, но в середине августа 2010 года была торжественно открыта плотина Брайбунлинг, освященная российским духовным лидером буддистов Хамбо ламой Аюшеевым.
Хамбо лама Аюшеев
Название дацан означает «там, где собирали рис буддийских учений». Чита — второй среди российских городов (первым был Санкт-Петербург), признанный счастливым обладателем буддийской святыни, помимо уже существующих христианской и исламской церквей.
По местным обычаям, открытие дацана на ипподроме отметили соревнованиями по национальным видам спорта:
- бой
- скачки,
- стрельба из лука.
Исторически сложилось так, что эти соревнования всегда контролировались представителями буддийского духовенства.
Сгоревший дацан
В Чите уже существовал буддийский храм, но в 1914 году его уничтожил пожар. Причина не установлена. Символично, что второй храм открылся в тот же день, что и первый, 111 лет спустя.
Рассказывают, что богослужения не проводились в бывшем дацане, это был его музейный макет под названием «Буддийский культ», содержащий около 1700 артефактов. Музей находился в составе Сельскохозяйственной и промышленной выставки среди других павильонов.
В саду построили павильон имени Жуковского, ныне городской парк ОДОРА. Сюда были перенесены буддийские религиозные реликвии из местного краеведческого музея. В то время это была лучшая коллекция в мире.
Но новый дацан считается самым современным в мире благодаря тому, что в нем есть электричество, отопление и водоснабжение.
Это было возможно только благодаря расположению здания в черте города. Здесь передовые технологии сочетаются с древней бурятской архитектурой.
Территория храма
Было приложено много усилий, чтобы украсить главное здание и парк. Декоративные элементы из металла отлиты в столице Бурятии; позолота для их украшения была куплена в Индии.
Все постройки вписаны в квадрат со стороной 108 метров. Главные ворота и храм соединены треугольными гирляндами, как принято в южном буддизме, hii-morѝns — особыми флагами. Они пяти цветов и имеют подписи.
По-другому флаги называют «ветряными конями». Это название не случайно, поскольку ветер, приводящий их в движение, распространяет вокруг них хорошее послание, заключенное в них. Силы природы часто участвуют в различных буддийских ритуалах.
Войдя в дверь, посетитель направляется в город, совершая священный тур по территории нечетное количество раз. Это происходит слева направо, как Солнце движется по небу.
Проходя в павильоны с молитвенными барабанами, в которых заключены мантры, нужно вращать барабаны. Это равносильно чтению содержащихся в них молитв.
Один оборот соответствует 100-кратному повторению мантры. Когда праздники большие, он может насчитать тысячу чтений или даже миллион.
Молитвенный барабан
Беседки окружают храм с трех сторон, кроме южной. Как и сама святыня, они украшены черепичной крышей и резными украшениями. В желтых домах вдоль забора живут монахи (ученики) Хувараки, ламы, настоятель храма и администрация.
Многочисленные посетители приходят к врачу, астрологу и мануальному терапевту, которые входят в число восьми лам, живущих здесь. В одном из домов есть кафе, где готовят национальное блюдо: вкусный бууз и другую еду.
В зданиях района просматривается смешение четырех стилей:
- тибетский,
- бурятский
- китайский язык,
- русский.
Справа — юрта, символ Вселенной у монгольских кочевников. Здесь гостей принимает самый могущественный в духовном отношении монах аббат Баир-лама.
Юрта на территории дацана, Чита
В основном принимает в Угданском дацане, но бывает и здесь, чтобы у каждого был шанс попасть туда.
Здесь, но ближе к воротам, находится ступа. Обычно ступы закрытые, но здесь субурган выполнен в виде открытой остроконечной беседки, верх которой украшен соёмбо — символическими изображениями солнца, огня, земли и луны.
Обычно вы входите в ступу, чтобы очиститься от пороков и улучшить карму, но вы можете войти в нее и оставить на полу подношение в виде сладостей или риса.
Главный храм
Цокчен-дугаун, или главный храм, украшает центр архитектурной композиции этого комплекса. Вход в храм обрамлен резными кедровыми балками. Все деревянные элементы окрашены в яркие цвета минеральными красками.
Над ним находится дхармачакра (обучающее колесо). По бокам колеса расположены газели, которые, согласно легенде, были среди слушателей первой проповеди Будды, то есть на первом повороте обучающего колеса. Само колесо — символ Солнца, его восемь спиц — благородный Восьмеричный Путь каждого буддиста.
Колесо обучения
Главный храм защищен от сил зла двумя чугунными львами у входа и двумя драконами на крыше. Дуган повторяет форму территории — она тоже квадратная.
Перед входом стоит железная курильница для благовоний. Его вес 8 центов. Рядом с этим кораблем также принято оставлять подношения. Сюда можно положить деньги, мясо и другие продукты — у кого что есть. Утром половину милостыни складывают внутрь, половину оставляют.
Внутреннее убранство
Внутри дугана вы также должны повторить путь солнца: сделайте горо, как пчела, летающая вокруг цветка, прежде чем пить его нектар. Это можно сделать на 1 этаже, в помещении, где проходят службы.
Внутреннее убранство дацана
Одним из внутренних элементов декора здесь является свастика, которая в буддизме также символизирует движение солнца. В зале теперь есть тибетские флаги квадратной формы с мантрами и изображениями пяти животных.
Алтарь украшает золотая статуя Будды высотой почти два метра и весом 200 килограммов, а перед ней — портрет Далай-ламы XIV. У Будды есть пьедестал из кедра, на котором он сидит в позе лотоса.
Статуя Будды
Наряду с древними и современными буддийскими лидерами есть изображения других известных буддийских адептов. Внизу алтаря два демона охраняют учение от врагов. Также есть небольшой молитвенный барабан и место для подаяний для верующих.
Интерьер наполнен яркими праздничными украшениями, которые местные мастера изготовили из лоскутков ткани. Они вешают или делают в виде ковриков.
Дорожка на 2-й 3-й этаж открыта только для монахов.
Рабочий день ламы
Уже утром очереди выстраиваются у домов лам. Начало их рабочего дня совпадает с восходом солнца.
для него характерно повторение священных мантр, источником которых является «Кадон». Во время молитвенной службы, которую лама читает в одиночестве каждое утро, он просит благополучия всех живых существ, чтобы они всегда помнили друг о друге.
Затем проводится второе общее молебен Сахюсан. Он предлагает им заботиться друг о друге и помнить о проявленной кем-то доброте.
Дежурный лама произносит молитву, а остальные в позе лотоса слушают его, закрывая глаза и расслабляясь. Здесь также могут присутствовать прихожане.
К концу службы уже присутствует значительное количество верующих: большинство приходят за помощью в решении личных проблем, некоторые — за сувенирами, проверяют программу хурала, смотрят красивое убранство.
Прием длится до заката. График работы не ограничен, всех будут слушать сколько угодно долго. Для решения проблемы лама использует различные ритуалы и приемы их выполнения:
- травы
- поклонник,
- ладан
- колокольчики
- цветные камни,
- старинные книги и др.
Лама Читинского дацана проводит обряд очищения
Ламы по очереди обедают, чтобы не прервать прием верующих.
После приема происходит молитва Согчел. При этом они просят, чтобы все живые существа были счастливы и умиротворены.
Затем, уже в своей келье, монахи думают о том, что они сделали в течение дня, анализируют свои ошибки.
Правила посещения дацана
Вход в дацан открыт для людей любой религии. Одежда должна быть открытой, женщинам не рекомендуется носить брюки. Посещая храм, лучше всего думать о хорошем.
Входя в дуган, нужно сложить ладони так, чтобы изогнутые большие пальцы оказались внутрь. Это символизирует лотос с троном Будды. В образовавшуюся между ладонями дырочку нужно шепотом произнести свою просьбу. Это не должно касаться. Вы должны просить других. Этим достигается накопление хорошей кармы.
Итак, не разводя рук, нужно коснуться макушки, лба, горла и сердца. Таким образом очищаются ум, речь и тело.
Здесь нельзя напиваться, курить, ругаться, а когда выходишь на улицу, нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
С общими правилами поведения в дацане вы можете ознакомиться здесь.
Правила посещения дацана
Вход в дацан открыт для людей любой религии. Одежда должна быть открытой, женщинам не рекомендуется носить брюки. Посещая храм, лучше всего думать о хорошем.
Входя в дуган, нужно сложить ладони так, чтобы изогнутые большие пальцы оказались внутрь. Это символизирует лотос с троном Будды. В образовавшуюся между ладонями дырочку нужно шепотом произнести свою просьбу. Это не должно касаться. Вы должны просить других. Этим достигается накопление хорошей кармы.
Итак, не разводя рук, нужно коснуться макушки, лба, горла и сердца. Таким образом очищаются ум, речь и тело.
Здесь нельзя напиваться, курить, ругаться, а когда выходишь на улицу, нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
С общими правилами поведения в дацане вы можете ознакомиться здесь.
Сгоревший дацан
В Чите уже существовал буддийский храм, но в 1914 году его уничтожил пожар. Причина не установлена. Символично, что второй храм открылся в тот же день, что и первый, 111 лет спустя.
Рассказывают, что богослужения не проводились в бывшем дацане, это был его музейный макет под названием «Буддийский культ», содержащий около 1700 артефактов. Музей находился в составе Сельскохозяйственной и промышленной выставки среди других павильонов.
В саду построили павильон имени Жуковского, ныне городской парк ОДОРА. Сюда были перенесены буддийские религиозные реликвии из местного краеведческого музея. В то время это была лучшая коллекция в мире.
Городской Парк, Чита
Сгоревший храм — прообраз нынешнего. Они похожи тем, что имеют:
- три этажа,
- украшения с резьбой,
- черепичная крыша.
Но новый дацан считается самым современным в мире благодаря тому, что в нем есть электричество, отопление и водоснабжение.
Это было возможно только благодаря расположению здания в черте города. Здесь передовые технологии сочетаются с древней бурятской архитектурой.
Внутреннее убранство
Внутри дугана вы также должны повторить путь солнца: сделайте горо, как пчела, летающая вокруг цветка, прежде чем пить его нектар. Это можно сделать на 1 этаже, в помещении, где проходят службы.
Внутреннее убранство дацана
Одним из внутренних элементов декора здесь является свастика, которая в буддизме также символизирует движение солнца. В зале теперь есть тибетские флаги квадратной формы с мантрами и изображениями пяти животных.
Алтарь украшает золотая статуя Будды высотой почти два метра и весом 200 килограммов, а перед ней — портрет Далай-ламы XIV. У Будды есть пьедестал из кедра, на котором он сидит в позе лотоса.
Статуя Будды
Наряду с древними и современными буддийскими лидерами есть изображения других известных буддийских адептов. Внизу алтаря два демона охраняют учение от врагов. Также есть небольшой молитвенный барабан и место для подаяний для верующих.
Интерьер наполнен яркими праздничными украшениями, которые местные мастера изготовили из лоскутков ткани. Они вешают или делают в виде ковриков.
Дорожка на 2-й 3-й этаж открыта только для монахов.
Режим работы дацана в Чите, расписание служб
Плотина Брайбунлинг открыта ежедневно с восхода до заката. С раннего утра желающие записаться на прием к ламам выстраиваются в очередь у домов. Время общения не ограничено, разговор длится столько, сколько необходимо для решения проблемы.
Правила посещения
Перед посещением дацана следует изучить некоторые правила. Один из них касается внешнего вида. И женщинам, и мужчинам стоит выбирать закрытую одежду. Недопустимы шорты, футболки, короткие юбки, женщинам не рекомендуется носить брюки. При входе нужно снять головной убор, снять обувь или надеть бахилы, постараться подумать о хорошем.
запрещается курить, ругаться, употреблять алкоголь, ругаться, целоваться и обниматься, кричать, переходить улицу к ламам, прикасаться к подношениям, указывать пальцем на алтарь и т.д. На территории двора. С полным сводом правил Читинского дацана можно ознакомиться здесь.
Главный храм
Цокчен-дугаун, или главный храм, украшает центр архитектурной композиции этого комплекса. Вход в храм обрамлен резными кедровыми балками. Все деревянные элементы окрашены в яркие цвета минеральными красками.
Над ним находится дхармачакра (обучающее колесо). По бокам колеса расположены газели, которые, согласно легенде, были среди слушателей первой проповеди Будды, то есть на первом повороте обучающего колеса. Само колесо — символ Солнца, его восемь спиц — благородный Восьмеричный Путь каждого буддиста.
Колесо обучения
Главный храм защищен от сил зла двумя чугунными львами у входа и двумя драконами на крыше. Дуган повторяет форму территории — она тоже квадратная.
Перед входом стоит железная курильница для благовоний. Его вес 8 центов. Рядом с этим кораблем также принято оставлять подношения. Сюда можно положить деньги, мясо и другие продукты — у кого что есть. Утром половину милостыни складывают внутрь, половину оставляют.
интересно, что каждый из трех планов Читинского дацана олицетворяет Разум, Слово и Тело Будды, поэтому рекомендуется пройти по нему трижды.
Храм и другие строения монастыря
Территория комплекса представляет собой правильную квадратную форму, площадью 108 х 108 метров. Все постройки расположены таким образом, чтобы посетитель по пути к храму мог совершить священный обход и другие традиционные буддийские ритуалы.
Плотина Брайбунлинг окружена высоким забором, и попасть в нее можно через главные ворота. От них к храму протянуты гирлянды из разноцветных треугольных флагов с надписями. Их называют хии-морин, или «ветряные кони». Считается, что ветер, который двигает флагами, распространяет добрые пожелания.
Сразу от ворот вступивший в читинский дацан начинает священный обход (гороо). Церемония включает в себя прохождение территории слева направо в соответствии с движением Солнца нечетное количество раз.
Первыми появляются беседки с молитвенными барабанами, которые следует вращать. Вращение барабанов с мантрами заменяет многократное чтение молитвы. Помимо беседок вдоль стен, здесь расположены кафе национальной кухни и жилые дома для администрации и жителей дацана.
Кроме того, открывается юрта, где прихожан принимает настоятель храма Баир-лама. Рядом с юртой находится ступа в форме беседки, украшенная символами огня, земли, луны и солнца. Обычно ступу просто обходят стороной, но на читинском дататсане можно зайти внутрь и оставить предложение.
Священная экскурсия заканчивается у главного храма, великолепного образца древней бурятской архитектуры. Эксперты говорят, что внешне дацан очень похож на дуган, сожженный в 1914 году. Он также имеет три уровня, черепичную крышу и богато украшен резьбой по дереву, покрытой яркой минеральной краской. Внешний вид святыни полон символизма. В центре композиции находится дхармачакра, символ, отражающий учение Будды о перерождении и карме. Традиционно дхармачакра изображается в виде колеса с восемью спицами и газелями по бокам.
Перед входом в читинский дататсан стоит курильница. Рядом с ним часто оставляют подношения (еда или деньги).
Внутри монастыря прихожане также должны совершить гороо и обойти первый этаж по кругу. На второй и третий этажи допускаются только монахи. Главная святыня плотины Брайбунлинг — алтарь с двухметровой статуей Будды. Золотую фигуру дополняет портрет Далай-ламы XIV, небольшая скульптура Будды, сидящего в позе лотоса, и многочисленные украшения.
Дацан в Чите живет насыщенной жизнью. Здесь регулярно проводятся хуралы и буддийские ритуалы. Ламы помогают верующим в трудных жизненных ситуациях, консультируют по вопросам веры. Среди лам монастыря есть хорошие специалисты в области астрологии и медицины.
Территория храма
Было приложено много усилий, чтобы украсить главное здание и парк. Декоративные элементы из металла отлиты в столице Бурятии; позолота для их украшения была куплена в Индии.
Все постройки вписаны в квадрат со стороной 108 метров. Главные ворота и храм соединены треугольными гирляндами, как принято в южном буддизме, hii-morѝns — особыми флагами. Они пяти цветов и имеют подписи.
По-другому флаги называют «ветряными конями». Это название не случайно, поскольку ветер, приводящий их в движение, распространяет вокруг них хорошее послание, заключенное в них. Силы природы часто участвуют в различных буддийских ритуалах.
Войдя в дверь, посетитель направляется в город, совершая священный тур по территории нечетное количество раз. Это происходит слева направо, как Солнце движется по небу.
Проходя в павильоны с молитвенными барабанами, в которых заключены мантры, нужно вращать барабаны. Это равносильно чтению содержащихся в них молитв.
Один оборот соответствует 100-кратному повторению мантры. Когда праздники большие, он может насчитать тысячу чтений или даже миллион.
Молитвенный барабан
Беседки окружают храм с трех сторон, кроме южной. Как и сама святыня, они украшены черепичной крышей и резными украшениями. В желтых домах вдоль забора живут монахи (ученики) Хувараки, ламы, настоятель храма и администрация.
Многочисленные посетители приходят к врачу, астрологу и мануальному терапевту, которые входят в число восьми лам, живущих здесь. В одном из домов есть кафе, где готовят национальное блюдо: вкусный бууз и другую еду.
В зданиях района просматривается смешение четырех стилей:
- тибетский,
- бурятский
- китайский язык,
- русский.
Справа — юрта, символ Вселенной у монгольских кочевников. Здесь гостей принимает самый могущественный в духовном отношении монах аббат Баир-лама.
Юрта на территории дацана, Чита
В основном принимает в Угданском дацане, но бывает и здесь, чтобы у каждого был шанс попасть туда.
Здесь, но ближе к воротам, находится ступа. Обычно ступы закрытые, но здесь субурган выполнен в виде открытой остроконечной беседки, верх которой украшен соёмбо — символическими изображениями солнца, огня, земли и луны.
Обычно вы входите в ступу, чтобы очиститься от пороков и улучшить карму, но вы можете войти в нее и оставить на полу подношение в виде сладостей или риса.
Рабочий день ламы
Уже утром очереди выстраиваются у домов лам. Начало их рабочего дня совпадает с восходом солнца.
для него характерно повторение священных мантр, источником которых является «Кадон». Во время молитвенной службы, которую лама читает в одиночестве каждое утро, он просит благополучия всех живых существ, чтобы они всегда помнили друг о друге.
Затем проводится второе общее молебен Сахюсан. Он предлагает им заботиться друг о друге и помнить о проявленной кем-то доброте.
Дежурный лама произносит молитву, а остальные в позе лотоса слушают его, закрывая глаза и расслабляясь. Здесь также могут присутствовать прихожане.
К концу службы уже присутствует значительное количество верующих: большинство приходят за помощью в решении личных проблем, некоторые — за сувенирами, проверяют программу хурала, смотрят красивое убранство.
Прием длится до заката. График работы не ограничен, всех будут слушать сколько угодно долго. Для решения проблемы лама использует различные ритуалы и приемы их выполнения:
- травы
- поклонник,
- ладан
- колокольчики
- цветные камни,
- старинные книги и др.
Лама Читинского дацана проводит обряд очищения
Ламы по очереди обедают, чтобы не прервать прием верующих.
После приема происходит молитва Согчел. При этом они просят, чтобы все живые существа были счастливы и умиротворены.
Затем, уже в своей келье, монахи думают о том, что они сделали в течение дня, анализируют свои ошибки.