Немного истории
Буддийская община в Иркутской области существует очень давно, с 19 века. Это связано с тем, что регион соседствует с Бурятией и Тувой, традиционно буддийскими республиками.
Все это время буддисты собирались в Иркутске в небольшом деревянном домике. Здесь прошли молитвы, службы, встречи главы местной общины Биликто-ламы с прихожанами. Ежедневно считали до семидесяти человек, и для такого количества людей было очень тесно и трудно разместиться в маленькой комнате.
Иркутские буддисты неоднократно обращались к властям с просьбами о строительстве храма, но безуспешно. Все изменилось в 2005 году, когда администрация предложила общине выбрать одну из десяти площадок для строительства святилища. Выбор пал на парк в окружении сосен в пригороде Рабочего — местные жители знают, что это практически центр города, а недалеко отсюда находится кинотеатр «Родина».
Для такого выбора места были причины, связанные как с географией, так и с космологией. Во-первых, храм должен быть обращен на юг. Во-вторых, река должна течь перпендикулярно ему. В-третьих, для строительства дацана территория должна быть достаточно обширной. Всем этим условиям полностью отвечал парк площадью 1,5 га.
Непосредственному строительству предшествовала большая добровольная рекультивация, куда пришли все неравнодушные. В результате было собрано тридцать машин мусора.
После почти года подготовительных работ в 2006 году началось строительство дацана. Надо сказать, что строительство продолжается и по сей день — всего планируется возвести пятнадцать культовых сооружений, и большинство из них еще не построено. По некоторым данным, строительство будет полностью завершено только через пятьдесят лет.
В 2011 году здесь также появилась ступа Лотоса. Как и многие ступы, он имеет форму трехъярусной пирамиды с прямоугольником у основания. Со временем здесь планируется построить еще семь ступ.
Ступа рядом с дацаном
так появился знаменитый Иркутский дацан, также известный как «Рибо Гэжэй Намжал Чойдоблинг», или просто «Намжал Чойдоблинг». Он стал самым важным зданием для всех буддистов Восточной Сибири.
Необычайная история дацана длиной в 70 лет
удивительно слышать, что буддийский монастырь в селе Верхняя Иволга начал свое существование еще в советское время, а именно в 1945 году. Более того, его строительство было одобрено властями и велось под открытым небом — удивительно, учитывая, что в СССР преследовались все религиозные движения. Почему для бурятских буддистов сделали исключение?
Есть версия, что верующие буддисты поддерживали Советскую армию материально, предоставляя баснословные по тем временам суммы. За эти заслуги в конце войны было официально разрешено строительство храма. Сначала был построен Чойра Дуган (храм ламы), позже он был преобразован в университетский факультет. Это одна из старейших построек дацана.
До 2014 года храмовый комплекс разрастался: в нем постепенно появлялись новые дуганы, ступы-субурганы, открывалась даже оранжерея священного дерева Бодхи. Последним возводился Гунриг Дуган, но его внешний вид идеально подходил к архитектурному ансамблю Иволгинского дацана в Бурятии.
Духовный промысел
Помимо лидера российских буддистов, в Иволгинском дацане проживают несколько десятков лам. Внутри есть небольшие деревянные домики, где монахи принимают посетителей. На окнах висят объявления: «Астрология», «Лечение» и другие.
Марина стоит у входа в дом багши (учителя) Дымбрыла Дашибалданова. Он привел к нему свою сестру и племянника. На вопрос «Почему?» смотрит в сторону, делая вид, что не слышит. Но он с удовольствием говорит, к кому может обратиться в случае чего: «В Бурятии многие приходят от лам. По разным вопросам». Ламы обычно жертвуют столько, сколько «могут, но не просят определенную сумму».
По ее словам, они тоже ходят к шаманам. Правда, среди них «много шарлатанов». «Мой друг недавно навестил шамана. Он сказал, что его мать скоро заболеет онкологией. Но он обещал помочь за тридцать тысяч», — говорит Марина. Если шаман не помог, то все равно обращаются к бабушкам. «Мы здесь вообще избалованы — столько разных вариантов», — улыбается он.
Лама Дыбрыла Дашибалданов считает, что из-за этого у людей формируется потребительское отношение к вере: «Обычно так бывает: человек обращается к вам, рассказывает о своей проблеме. Я даже наткнулся на православный храм, чтобы зажечь свечу. Люди путаются в головах».
Основная задача лам в этом случае — воспитывать. «Лично я считаю, что если человек обращается к ламе, то он должен продолжать ходить к нему и прислушиваться к его советам — читать мантры, например, и так далее. Мы не будем сражаться за стадо, мы просто хотим, чтобы люди Имейте порядок в голове и душе », — подчеркивает лама.
Аккредитация в нирвану
На Дашибалданова возложена большая ответственность, поскольку он также является ректором единственного в стране буддийского университета «Даши Чойнхорлин». Здесь обучаются около сотни студентов из разных регионов страны. После окончания школы они становятся ламами.
«Несмотря на то, что мы еще не прошли государственную аккредитацию, это означает, что нам придется преподавать здесь основные предметы для светских университетов. Даже если я не хочу перегружать детей, они уже изучают философию, тибетский, старомонгольский и Английский».
Университет существует исключительно на пожертвования. Помимо обучения студентов, вуз, как и вся традиционная сангха России, вместе с властями региона занимается сохранением бурятской культуры, организацией конкурсов среди школьников на знание бурятского языка, а также конкурсов в бухэ барилдаан — бурятская борьба на ткацких станках (поясах).
«Бывает, например, что к нам на учебу приезжает мальчик из Перми, а здесь его принимают враждебно: мол, потому что сюда приехала толерантная молодежь. На олимпиадах по бурятскому языку дети из разных уголков региона могут общаться друг с другом на своем диалекте, а не сидеть во дворе и шутить, говоря, что буряты — бесправное меньшинство, просто некогда на ерунду », — поясняет лама.
Радна Ринчинов проучилась здесь седьмой год. Он говорит, что когда он решил стать ламой, то совсем не думал о таких сложных вещах, как «избавление от страданий», «выход из цикла перерождения», что считается целью как монахов, так и обычных буддистов.
«Так уж получилось. Мои родители — буддисты, хотя я бы не сказал, что они фанатики. Я оказался здесь — на стройке здания университета. Пока работал, думал пойти туда и решил учиться здесь на год. После этого я собирался вернуться к мирской жизни, но прошел год или два, а я все еще здесь », — говорит он.
О храме
Намджад Чойдоблинг привлекает не только верующих буддистов, но и представителей других конфессий, туристов со всей России и даже из других стран. Его тибетское название в переводе означает «Вершина добродетелей и процветания победоносного учения».
На данный момент центральный храм одноэтажный. Его отличает высокое крыльцо, плавно переходящее в веранду, ведущую в большой главный павильон, и крышу с перевернутыми концами. Крыша светлая в соответствии с буддийскими традициями, а храм охраняют скульптуры львов по обе стороны от входной двери. Изнутри многие стены окрашены в зеленовато-голубой цвет с многочисленными изображениями, тханками и позолоченными элементами.
Впоследствии планируется строительство еще более важного святилища — главного пятиэтажного здания, площадь фундамента которого составит около ста квадратных метров. Здесь установят девятиметровую статую главного учителя Будды.
Кроме того, есть планы засаживать весь фруктовый сад деревьями, в основном апельсинами и лимонами. Также здесь будет посажено священное дерево бодхи, под которым, согласно легенде, Будда достиг просветления.
В дацане есть своя столовая, где подают изысканные блюда бурятской кухни, например бууз (поза) — родственник мантов и пельменей, или булер — наваристый суп из мяса и лука.
Настоятелем храма является Батоев Биликто Базаржапович, он же Биликто-лама, представитель русской сангхи в Иркутской области. От него вы можете получить Убежище в трех драгоценных камнях: Будде, Дхарме и Сангхе.
Ежедневно в дацане с 9 утра в течение часа проводятся хуралы — буддийские молитвы. В основном они посвящены сахаюшане — защитнику, покровителю.
В то же время местные ламы молятся об освобождении всех живых существ, обращаясь к богам и бодхисаттвам. Участники курала ощущают невероятную энергию, так как он призван очистить от последствий плохих поступков на уровне тела, речи и разума и направить людей к их устремлениям.
Дацан Рибо Гэжей Намжал Чойдублин. Молитвенные барабаны
После молебна, примерно с 10.00 до 10.30, ламы начинают принимать прихожан. Среди этих лам есть астрологи, тибетологи, целители. Подсказывают, что ждет конкретного человека в ближайшем будущем, общаются на разные темы, дают советы, делают массаж тибетскими колокольчиками, проводят ритуалы для здоровья, благополучия, очищения пространства и отдыха души. Также на территории святыни есть магазин по продаже сувениров, талисманов, различных буддийских атрибутов, например, четок.
Помимо дацана, в Иркутске есть буддийский центр, основанный знаменитым ламой Оле Нидалом в 1993 году. Он принадлежит школе Карма Кагью Алмазного пути.
Однако самый важный ритуал проводится накануне буддийского Нового года, в 29-й лунный день последнего месяца в году. Например, в 2019 году наступило 3 февраля. Этот обряд очищения называется Дугджуба и предназначен для устранения препятствий на пути буддистов, защиты от опасностей и злых духов.
Как здесь работается
Алдар-лама
Я решил стать ламой в 13 лет. Мои родители выросли при коммунизме, когда не было принято громко говорить о своей религии, но бабушка была очень преданной. Трижды в день он обязательно читал священные тексты, написанные кириллицей в простых тетрадях. Затем он завернул их в ткань и спрятал от моих любопытных глаз. Откуда он их взял, откуда скопировал… Не представляю.
В углу его хижины на стене висел деревянный ящик, а внутри — вырезка из газеты с портретом Далай-ламы, лампами и подношениями. Это все, что я знал о буддизме в то время. И однажды он внезапно объявил: «Я хочу быть ламой». Мне было 13 лет. Родители не воспринимали это всерьез, но я была настойчива, бабушка не выдержала и повела в дацан.
Когда я впервые вошел в ворота Агинского дацана, я сразу почувствовал, что вернулся домой. «Здесь, я остаюсь», — сказал он моей бабушке, и мы пошли к настоятелю. Но замминистра образования быстро охладил мой пыл: он сказал, что для начала нужно вырасти и закончить хотя бы девять уроков. Он написал мое имя и название деревни в простой потрепанной тетради и пообещал сказать мне, когда начнется серия. Я начал с этого, полный разочарования и недоверия: кто меня вспомнит через два года? Но когда я уехал, я знал это точно: моя душа осталась там.
Два года тянулись как двадцать лет. Если раньше я учился прилежно и на отлично, то после посещения дацана скатился в «тройки». Он охотно отвечал на вопросы учителей: «Главное, дайте аттестат, пойду в дацан». Кончился девятый класс, лето прошло, наступил сентябрь, из дацана все еще не было вестей, не находила себе места. И вот однажды вечером подошла мама одноклассника: «Сегодня была в дацане, 20 сентября будет интервью, новая съемка, приглашают». Я сразу собрал свои вещи.
В назначенный день мы прибыли в дацан. И это настоящее столпотворение: 85 кандидатов. Мы проверили знание математики (так как в астрологии нужно быстро считать), уровень английского, и сразу всем дали катрен для изучения. В конце дня начали оглашать список, мое имя звенело почти в конце. Итак, в 15 лет моя жизнь началась в Агинском дацане.
Все будущие ламы обучаются в институте дацанов. Они преподают буддийскую философию, древнемонгольский, тибетский, английский языки, дискуссии. По окончании пятилетнего курса новичок получает степень бакалавра буддийских наук. Но это только один аспект обучения. Все это время послушники живут в домах с учителями, ухаживают за ними, готовят и убирают, помогают проводить молитвы и ритуалы, набираются опыта, изучают книги и каноны. В дацан пришла в детстве, даже картошку варить не умела. И за один год я узнал все, включая индийскую и тибетскую кухню. Сверстники встретили меня словами: «О, это парень, который режет лапшу».
Я приехал в Иркутский дацан поработать пять лет назад — детским астрологом и ламой. У меня каждый день начинается в девять часов с утренней службы, потом разговоров с прихожанами, до 40 посетителей в день. Как не устать от такого потока? В конце дня я определенно читаю книги, духовные практики, медитацию — я освобождаю свой ум, и на следующий день я снова как новенький.
Часто приходят люди, далекие от буддизма, и спрашивают: «Скажи мне». Иногда даже несут фотографии своих близких, растягивают их. Терпеливо отвечаю: «Я не гадалка». Я говорю вам, что буддизм — это прежде всего философия жизни, а не религия. Во всех перевоплощениях мы переживаем разные судьбы, но карму. Карма — это удел нашей души. Только накопив хорошую карму, можно выйти из цикла перерождений (сансары) и достичь нирваны.
Лама — психолог, астролог, целитель, собеседник, но прежде всего — учитель. Двигайтесь по истинному пути, помогите каждому найти в себе новые возможности и ответы. Иногда человек пропускает предложение, вопрос интуиции. Поэтому часто во время разговора меня останавливает посетитель и говорит: «Спасибо, я все понимаю».
Александр Носырев
Я в дацане с момента его основания. В 2005 году помогал с оформлением документов, хозяйственными и строительными делами — в общем, по профессии архитектор. Помню, каким неряшливым был этот парк раньше, местные даже боялись туда заходить. Первым делом вывозили два КАМАЗа мусора, прореживали рощи, потом приступили к возведению первых построек.
Судя по всему, в прошлой жизни я был буддистом. Я часто хожу на молебны, стараюсь утром ехать в Сахюсан, кружить и молиться. Здесь каждый предмет — барабаны, флаги, ступы — излучает умиротворение и снимает агрессию.
Несколько лет назад в Монголии Биликто-ламе подарили двух тибетских мастифов: Хана и Нингара. Они жили в его доме месяц, потом переехали сюда, я стал за ними ухаживать. Хан настоящий баран, он огромный, его недавно послали охранять дом. А Нингар до сих пор здесь живет. Кинологи считают, что это не чистокровные мастифы, а помесь с монгольской борзой.
Мастифы ни в коем случае не привязанные к цепям собаки, но мы должны держать их на поводке. Пытались сделать забор, но ночью незаметно влезают в яму под забором и выходят.
Меня, можно сказать, считают хозяином: разрешают подняться, покормить, уколы, лекарства. Но в целом это все же неуправляемые собаки. Если вы скажете «близко» к Нингару, это даже не коснется вашего слуха. Иногда из дацана звонят: «Петрович, вернее, опять упал!» Пришел — во дворе не было ни души, рабочие рывками бегали, а Нингар радостно носился по территории.
Как доехать к дацану из Улан-Удэ
добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, на такси или на личном автомобиле. На каком транспорте ехать: сначала нужно добраться до остановки «Площадь Банзарова», от которой два автобуса отправляются в Иволгинск: No. 104 и п. 130. Кстати, они проезжают через остановки «ТЦ Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», поэтому сесть на этот транспорт можно на любой из остановок. Автобус № 130 идет до остановки «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там, но продолжает движение, так что будьте осторожны, не пропустите его.
В Иволгинске прямо на остановке «Конечная» курсируют маршрутные такси, у которых нет номера, но есть табличка «К дацану». Именно по ним можно добраться до поселка Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы не потратите больше часа.
На такси поездка займет меньше времени: около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. Вы также доберетесь туда на личном транспорте: по трассе А-340 по мосту через реку Селенгу, по нему до Иволгинска (около 35 км) и далее на север в сторону Альта-Иволги (около 8 км).
Ступа
5 августа 2011 года стало знаменательным днем для всех жителей города и всего региона. В этот день возле дацана была воздвигнута ступа лотоса, которая также носит второе название — Бадма Чоден.
На церемонию просветления прибыл глава Сангхи буддистов России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшев. Кроме того, сюда стекались десятки буддистов, местных жителей и просто неравнодушных людей. Они приносили в ступу подношения в виде молока, чая, сладостей, фруктов, выпечки.
Ступа, как обычно, имеет форму трехъярусной пирамиды с квадратным основанием. Существует легенда о том, почему в такой форме принято строить ступы.
Ступа Бадма Ходен
Когда Будда вошел в последнюю нирвану, его товарищи спросили, как они будут ему молиться. Затем Мастер разделся, сложил мантию в квадрат и поставил на нее специальную чашу. Он завещал, что необходимо строить святыни подобной формы и обходить их, совершать земные поклоны и подношения, например, приносить светильники: это равносильно поклонению самому Будде, и кто бы это ни делал, накапливает хорошую карму.
Во время строительства внутрь ступы помещали драгоценные для буддистов реликвии: ладан, копии священных писаний, ритуальные сосуды. Бадма Чоден — это олицетворение тела, речи и ума Учителя.
Ступа Лотоса относительно скромна по размеру по сравнению с теми, что встречаются в мире. Но это связано с довольно суровым климатом Иркутска. Впоследствии планируется построить целый комплекс из восьми ступ, но первой и главной останется Лотос.
Нетленный хамбо лама Этигэлов
В 2002 году Иволгинский дацан стал «домом» одного из величайших чудес мира. Сюда перевезли нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое не гнило почти сто лет.
История гласит: в 1927 году лама достиг просветления и, прежде чем уйти в нирвану, сказал своим ученикам, чтобы они сохраняли свои тела в течение 30 лет. Учителей в позе лотоса поместили в деревянную бочку и сняли ее через 30 лет. Оказалось, что прах просветленных совершенно не тронул! Впоследствии его несколько раз «проверяли» и, прежде чем перевезти в Иволгинский дацан, ученые проводили исследования. Оказалось, что все ткани тела ламы не подвержены некрозу, а само тело совершенно не деформировалось и даже имеет свою температуру, которая может незначительно меняться.
Таким образом, Этигэлов Хамбо-лама все еще частично находится в мире живых. Увидеть чудо нетления может любой посетитель во время крупных буддийских праздников. Их восемь: это Весак (конец мая — начало июня), День Дхаммы (полнолуние в июле), буддийский Новый год и другие.
Как вести себя и что нужно брать с собой
В Иркутском дацане, как и во всех буддийских святынях, есть правила поведения:
- Вы должны снять шапки, шапки, шарфы и обувь.
- Телефоны и другие устройства связи должны быть выключены или переведены в беззвучный режим.
- Вы не можете громко говорить, смеяться, шуметь.
- Вы не должны держать руки в карманах и трогать служителей без разрешения.
- Для фото- и видеосъемки необходимо получить разрешение сотрудников.
- Святыни, статуи, картины, драгоценности нельзя трогать или даже указывать пальцем.
- Священный обход вокруг храма совершается несколько раз по кругу.
- Посетители должны контролировать свое тело, речь, ум: поклоняться и поклоняться телу, декламировать мантры и держать в уме светящийся образ Будды или бодхисаттв, желая добра всем живым существам вокруг.
Для посещения святыни никаких специальных предметов и приспособлений не требуется. Но если вы хотите провести церемонию или службу, назначьте встречу с ламой, при желании можно подготовиться заранее: возьмите ковер и подушку для медитации, одежду, для подношений: молоко, ладан, лампы, фрукты, печенье, сладости. Также стоит заранее задать вопросы ламам.
Что посмотреть в монастыре
Традиционно знакомство с Иволгинским и любым другим дацаном начинается с города, обходя территорию по часовой стрелке. Делать это нужно нечетное количество раз и медленно — каждый предмет имеет особое значение. Посетители должны соблюдать простые правила приличия: говорить спокойно, не ругаться, не стоять спиной к статуям Будды и не показывать на них пальцем. Но фотографировать можно — здесь это не запрещено.
Если вас интересует история и предназначение дугана, ступы и других предметов, вы можете обратиться к ламам (священникам дацана): они с удовольствием проведут экскурсию и расскажут всем о традициях буддизма. Другой вариант — подготовиться и самостоятельно осмотреть достопримечательности. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), участвовать могут все желающие.
Примечание. Посетители обычно оставляют пожертвования после контакта с ламой или посещения хурала, но это не обязательно.
Какие дуганы встретятся на пути путешественника:
- Сочген Дуган — главный и самый большой храм комплекса;
- храм-дворец Хамбо ламы Этигэлова;
- Чойра дуган — философский факультет, старейшее здание дацана;
- храмы Будды — Диважин дуган, Майдарин сумэ, Маниин дуган, Гунриг дуган, Сахюсан сумэ и др.;
- храм богини Зеленой Тары — Ногун Дара Эхын Суме;
- и даже оранжерея священного дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда достиг просветления.
На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступа субурганов. Это архитектурные сооружения, которые раньше служили хранилищем реликвий, а теперь являются памятниками особым событиям.
По пути вы встретите молитвенные барабаны Хурд, экскурсия по которым заменяет чтение сотен мантр, камень Богини Зеленой Тары (рядом с ним загадывают желания), дворцы читающих лам и духовный университет.
Те, кто познакомился с культурой Бурятии, могут посетить музей и библиотеку. Также рекомендуется посетить кафе и рынок, чтобы узнать о национальной бурятской кухне и купить что-нибудь у местных ремесленников.
- https://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/buddiyskiy-khram-v-irkutske
- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ivolginsk/temples/32227
- https://ria.ru/20180510/1520164197.html
- https://www.the-village.ru/business/wherework/371425-datsan