Философия Лао-цзы: биография основателя даосизма

Биография Лао Цзы – жизненный путь основоположника даосизма

Восточная мудрость вдохновляет и дает пищу для размышлений. Восток подарил человечеству многих выдающихся философов. Среди них Лао-цзы, о котором мы приглашаем вас поговорить сегодня.

Личность философа

Лао-цзы — мыслитель, живший в Древнем Китае в 5-4 веках до нашей эры. Он считается основателем одного из основных китайских религиозных учений — даосизма.

Лао-цзы (604 г до н.э. — 5 век до н.э.) — древнекитайский философ, считается основателем даосизма

ему также приписывают авторство главного даосского трактата под названием «Дао дэ цзин». Этот философский труд содержит основы учения даосов, раскрывает его основные понятия, прежде всего главный термин — «Дао».

Хотя некоторые историки сомневаются в реальном существовании философа, не находя точных биографических свидетельств, его последователи не сомневаются. Напротив, они поклоняются мыслителю как божеству и возводят его в ранг одной из «Трех чистых» — трех ключевых фигур в пантеоне даосизма.

Его основной труд «Дао дэ цзин» труден для понимания неопытным читателем, но в то же время язык настолько лаконичен, что включает в себя безграничную даосскую мудрость. Изречения философа о жизни, Абсолюте, энергии, добродетели, об истине цитируются людьми во всем мире, говорящими на разных языках.

Дао Дэ Цзин — «Книга пути и достоинства» — древний памятник китайской философской мысли

Жизненный путь

Биография Лао-цзы очень расплывчата. Документальных свидетельств его жизни нет. Существует несколько версий его происхождения, но некоторые факты кажутся мифическими.

Наиболее распространенная версия была предложена античным историком Сыма Цянем, жившим за столетие до нашей эры. Он написал трактаты «Чжуан-цзы» и «Исторические записки», где в некоторых главах повествует о жизненном пути Лао-цзы. Он собирал информацию, основываясь на устных данных, имевшихся в то время, и на дошедших до него легендах.

Родившись, малыш увидел несправедливые вещи, происходящие в мире, и решил вернуться в утробу. Он оставался там более десяти лет, пока 81 год спустя женщина снова не родила под сливовым деревом. Первое, что он увидел, были седые волосы новорожденного, торчащие из его бедра.

Лао-цзы

Женщина очень удивилась и назвала своего сына Лао-цзы, что переводится как «старый ребенок», хотя возможен другой перевод: «мудрый старик». Сыма Цянь также называет точное место рождения будущего философа: южная часть Среднего царства, царство Чу, уезд Ху, волость Ли, деревня Куйрен. Годом его рождения считается 604 год до нашей эры.

По поводу настоящего имени мыслителя существует несколько мнений:

  • Ли Эр — самый распространенный;
  • Ли Бо Ян;
  • Дань Лаосу.

Сразу же родившись в преклонном возрасте, он обладал невероятной мудростью. Это также подтверждается тем фактом, что позже он служил архивистом при императорском дворе династии Чжоу. В его обязанности входило изучение важных документов, систематизация, архивация, соответствующие церемонии и письменные комментарии.

Во время работы при дворе, предположительно в 517 г до н.э., он и Конфуций, который был на несколько десятков лет моложе, встретились лично. Согласно свидетельствам, Конфуций проникся словами старого мудреца, но Лао-цзы критиковал Конфуция за чрезмерно активное вмешательство в жизнь общества, вопреки его взглядам на Дао.

Есть версия, что Лао-цзы также создал концепцию даосизма в отличие от конфуцианской. К тому времени мудрец оставил службу и стал отшельником. Он направился на запад, верхом на белом буйволе. После странствий история Лао-цзы заканчивается: никто не знает, как и где он умер.

Версия китайского историка Сыма Цянь подверглась критике за то, что человек, написавший «Дао Дэ Цзин», не мог существовать ранее 4–3 веков до нашей эры. Другая версия гласит, что Лао-цзы появился на китайских землях после Индии. Некоторые исследователи полностью отождествляют его с Конфуцием, но нет подтверждения правильности таких мыслей.

Философский труд

Существует легенда о том, как появился знаменитый трактат «Дао дэ цзин». По ее словам, когда Лао-цзы достиг границы с соседним государством, он встретил пограничника по имени Инь Си. Вместо того чтобы платить за пересечение границы, он попросил мудреца изложить основные идеи его учения.

Старик писал свои мысли стихами: так появился трактат о Дао, способах вещей, формах их проявления. Он был написан на древнем китайском языке и содержал 81 строфу и пять тысяч иероглифов.

Текст книги был трудным для понимания, поэтому во 2 веке до нашей эры к нему появились комментарии. В 7 веке нашей эры произведение было переведено на санскрит и на основе этой версии впоследствии было переведено на другие языки.

В 18 веке английские историки написали его латинскую версию, и в настоящее время известно более 250 переводов на европейские языки. Многие высказывания из творчества Лао-цзы были развенчаны цитатами, которые остаются актуальными и сегодня.

Идеи

Философия Лао-цзы, изложенная в его знаменитой работе, сводится к трем фундаментальным концепциям:

Дао

Дао — это путь, Абсолют, всеобъемлющий закон. Дао не имеет формы, имени и границ, но в то же время дает имя и форму всему, что существует. Никто не создал этого, но Дао создал все. Основная цель даоса — слиться с Дао, только тогда можно познать счастье.

Иероглиф Дао

Дэ

Дэ — это способ существования, предписанный Дао, законом, порядком, космосом. Другими словами, это умение правильно и рационально распоряжаться жизненной энергией и внутренними силами, совершенствуя тело и дух. Следуя де, можно приблизиться к естественности природы, что означает — Дао. К тому же это происходит так же спонтанно и естественно, как сама жизнь.

Даосизм для достижения бессмертия

Человеческое тело — это микрокосм, который в принципе следует сравнивать с макрокосмом, то есть Вселенной. Подобно тому, как вселенная функционирует во взаимодействии неба и земли, сил инь и ян, имеет звезды, планеты и т.д., человеческое тело также представляет собой совокупность духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Тот, кто стремится к бессмертию, должен прежде всего попытаться создать такие условия для всех этих духов-монад (их 36 тысяч), чтобы они не пытались покинуть тело. А еще лучше — с помощью специальных средств, чтобы укрепить свои позиции так, чтобы они стали преобладающим элементом тела, после чего тело дематериализуется, и человек становится бессмертным. Но как этого добиться?

Во-первых, даосы предложили ограничение в еде — путь, до предела изученный индийскими аскетами-отшельниками. Бессмертный кандидат должен был сначала воздержаться от мяса и вина, затем вообще от любой грубой и кислой пищи (духи не переносят запах крови и, как правило, резкие запахи), затем от овощей и злаков, которые еще больше усиливают материальное начало в теле. Поскольку перерывы между приемами пищи постепенно увеличивались, им приходилось учиться делать немногое: легкие фруктовые суфле, таблетки и смеси орехов, корицы, ревеня и т.д. За счет магической силы ингредиентов. Вы также должны были научиться утолять голод собственной слюной.

Другим важным элементом в достижении бессмертия были физические и дыхательные упражнения, от невинных движений и поз (поза тигра, оленя, аиста, черепахи) до инструкций по общению между полами. В комплекс этих упражнений входило стучание зубами, растирание висков, взъерошивание волос, а также умение контролировать дыхание, задерживать его, превращать в еле уловимое — «маточное». Здесь совершенно очевидно влияние физических и дыхательных упражнений йоги и системы йоги в целом. Однако даосизм оставался китайским учением, хотя и находился под влиянием извне. И это более ясно видно в том значении, которое даосская теория достижения бессмертия приписывает моральным факторам. Кроме того, это мораль в китайском понимании, в смысле добродетельных поступков, демонстрация высоких моральных качеств. Чтобы стать бессмертным, кандидат должен был совершить не менее 1200 добродетельных поступков, и даже безнравственный поступок сводил на нет все усилия.

Подготовка к бессмертию потребовала бы много времени и усилий, целую жизнь, и все это было лишь прелюдией к последнему акту: слиянию дематериализованного организма с великим Дао. Это превращение человека в бессмертного считалось очень трудным и было доступно лишь немногим. Сам акт реинкарнации был настолько священным и загадочным, что никто не мог его зарегистрировать. Был только один человек — и его не существует. Он не умер, а исчез, покинул свою физическую оболочку, дематериализовался, вознесся на небеса и стал бессмертным.

Даосы старательно объяснили, что видимая смерть — это еще не испытание на поражение: возможно, что умерший вознесся на небеса и достиг бессмертия. В качестве аргумента даосы умело использовали легенды, которые они создали в изобилии.

именно после смерти наступает бессмертие, поэтому видимую смерть можно считать мнимой. Такой поворот в даосском культе бессмертия был законным.

По своему предмету алхимию можно определить как науку о бессмертии, близкую к макробиотике и разделенную на «внешнюю» (вай дань) и «внутреннюю» (ней дань). Изначально предполагалось, что в лаборатории будут производиться эликсиры бессмертия, имитирующие естественные процессы во Вселенной. Второй — создание эликсира в теле адепта, рассматриваемого как микрокосм в рамках традиционной концепции гомоморфизма между микрокосмом и макрокосмом.

Этапы развития Даосизма

В I веке до н.э начали появляться школы даосизма NS. Со временем они изменились, а некоторые объединились в одно учреждение. Основные учреждения:

  • школа Небесных Учителей;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.

Школа Небесных наставников, или Пять ведер риса, была первой, кто обучал основам даосизма. Его основал патриарх и горный отшельник Чжан Даолинь. Со временем его разделили на юг и север. Но потом заведение снова стало единым, его название изменилось на Женьи.

В южных регионах, во времена правления монгольских племен, была открыта школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовали до 14 века. Здесь студенты практиковали общение с высшими духами и силами. Линбао был склонен к медитации, больше напоминавшей буддийскую школу.

В V веке число приверженцев даосизма увеличилось: к ним присоединились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, и его цель — стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и очерков.

основные идеи даосизма
Основные идеи даосизма

Даосизм не считается традиционной религией. Он основан на принципе равноправия человечества. Благодаря этой философии его изучали разные категории людей. Но в средние века возводились монастыри, куда допускались только просвещенные монахи.

В 17 веке воцарилась династия Цин, которая поощряла преследование философии. Правители считали обучение лженаукой, поэтому приказали сжечь книги, разрушить монастыри и наказать приверженцев даосизма. Реабилитация началась только в 60-х годах прошлого века. Но современная философия отличается. В его основе лежали медитации и магические ритуалы.

Учение стало известным на Западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Даосизм инь и янь:

В даосизме все состоит из двух противостоящих сил, известных как Инь и Ян. Две силы находятся в постоянной борьбе во всем. Когда они достигают гармонии, создается энергия жизни.

Инь — женщина, мокрая, холодная, луна, осень и зима, тени и вода. Ян — мужчина, сухой, жаркий, солнечный, весна и лето, яркость и земля. В результате непрекращающегося усилия Инь и Ян возникают Трое: Небо, Земля и Человечество. Человечество должно попытаться уравновесить противоположности Неба и Земли. Главный принцип даосизма — баланс мужского «янь» и женского «инь». Даосизм предлагает путь, по которому можно достичь гармонии между «инь» и «янь».

Даосизм и конфуцианство

VI век до н.э. Это был выдающийся момент в развитии философии древнего Китая. Считается, что в это время жили и учили два самых влиятельных духовных лидера Китая, Конфуций и Лао-цзы. Философия, которую они практиковали, даосизм и конфуцианство, существовала одновременно в династическом Китае, привлекая бесчисленное количество последователей за последние 2500 лет.

Даосизм и конфуцианство разделяют общие взгляды на человечество, общество и вселенную, хотя эти взгляды существовали задолго до появления какой-либо из философий. Обе родились как философии, каждая из которых впоследствии приобрела религиозный оттенок, но каковы различия между дасизмом и конфуцианством?

Конфуцианство занимается социальными проблемами, а даосизм занимается поиском смысла. В целом даосизм охватывает природу, а также естественные и спонтанные вещи в человеческом опыте, но он отказывается от большей части передовой культуры, учения и морали Китая. Конфуцианство рассматривает человеческие социальные институты, включая семью, школу, сообщество и государство, как существенные для человеческого процветания и нравственного совершенства, потому что они — единственная область, в которой эти достижения были поняты Конфуцием.

Внутренняя алхимия

С этого периода сохранилось большое количество работ по внутренней алхимии. Однако традиция внутренней алхимии восходит к ханьскому периоду и ранее (4–3 вв. До н.э.), о чем свидетельствуют тексты Маванду; внутренняя алхимия существовала параллельно внешней алхимии; В ранний период внешняя алхимия была в центре внимания большей части существующей литературы, но к концу эпохи Тан внешняя алхимия была почти полностью заменена внутренней алхимией, а древние трактаты по внешней алхимии были переосмыслены как трактаты по внутренней алхимии. Одним из ключевых трактатов является работа Вэй Боян Кантунцзы 2-го века.

Внутренняя алхимия основана на идее, что бессмертие достигается посредством определенных процессов в теле, которым способствуют специальные упражнения и медитация. Доктрина внутренней алхимии имеет следующие характеристики:

Теория внутренней алхимии основана на древних трудах внешней алхимии, но вещества, описанные в них (золото, серебро, киноварь, ртуть…), такие как процессы слияния, являются лишь символами, относящимися к человеческому телу — внутренним органам, меридианы, жидкости, соки, выделения, потоки энергии.

Процессы, происходящие внутри человека, связаны с естественными ритмами: сезонными изменениями природы, циклом день-ночь, фазами Луны, курсом Юпитера. И Цзин посвящено познанию природных ритмов и явлений. Наблюдая за природой и следуя И Цзин и другим классическим книгам, вы можете правильно управлять внутренними процессами тела.

Внутренние процессы регулируются дыхательными упражнениями (цигун) и специальными медитациями. Здесь активно используются знания классической китайской медицины о каналах, внутренних органах и потоках энергии ци в организме.

Психологическое состояние адепта имеет большое значение: оно должно гармонировать с правильными внутренними процессами и не тратить впустую энергию.

Многочисленные процессы литья занимают многие месяцы.

Во время этих преобразований созревает бессмертный зародыш, который находится в гадюшнике (даньтян) — брюшной полости на некотором расстоянии ниже пупка, являющегося центром «маточного дыхания».

Эмбрион питается и развивается в течение девяти месяцев (в некоторых рецептах указаны разные сроки), после чего он покидает тело через макушку, и новое тело уже обладает бессмертием.

таким образом он смог родить Лао-цзы (буквально — старого ребенка), мать Ли носила его 81 год, и в комментариях говорится, что Мать Ли — это не кто иной, как сам Лао-цзы.

В теле есть три даньтяня (буквально — оловянное поле, котел, тренога, где происходят энергетические процессы) — нижний (ся даньтянь, ниже пупка), где работа с сущностью (цзин), средний (чжун даньтянь, в центре грудины), где происходит работа с энергией ци, верхний (шаньданьтянь, в голове, чуть выше бровей), где происходит работа с умом (шэнь).

Эмбрион должен созревать в нижнем даньтяне, в то время как алхимические вещества, приготовленные отдельно в каждом даньтяне, должны питать зародыш. Пупочное дыхание — дыхание животом, необходимо для созревания зародыша. По мере роста плода адепт сам входит в зародыш и выходит через матку, «избавляясь от тела». Это последний акт полного обновления себя и создания бессмертного тела.

Золотой эликсир или золотая пилюля (буквально: золотая киноварь) — это сплав, необходимый для бессмертия, который растворяется в нижнем Даньтяне и является зародышем или необходим для его выращивания.

Каждое из веществ имеет множество символических названий: белый тигр, синий дракон, черный дракон, сладкая роса и так далее, причем символ также характеризует состояние вещества. Вещества транспортируются через внутренние органы (или производятся в них) и попадают в даньтянь для обработки.

Формы проявления

Даосизм разделился на несколько форм. Это произошло потому, что это было необходимо для удовлетворения требований и интересов различных слоев общества. Есть три формы проявления учения:

  • мистический;
  • научный;
  • философско-этическое.

Основные концепции даосизма
Основные концепции даосизма

Бедные обращались к монахам за советами и прогнозами. Это была мистическая сторона даосизма. Благодаря этому влиянию просвещенным простым крестьянам прививались нравственные ценности и нормы поведения.

Монахи постоянно пытались разгадать секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников даосизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был потерян, хотя самого монаха долго обожали и считали, что он жил в горах отшельником.

В результате следующих исследований и занятий по алхимии появилось много полезных для человека предметов: компас, порох, фарфор, стекло, орудия для избиения. Первые теории происхождения людей и других живых существ, неба и земли, также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.

Этика и философия были созданы на основе даосизма. Обучение помогло образованным людям проявить себя. Но при этом всеобщее равенство соблюдалось на духовном уровне. С помощью философии даосизма удалось объяснить сущность человеческого существования и мировоззрение, цель жизни.

Столпы и сокровища

Есть только восемь методов, или столпов даосизма. Их нужно уважать, чтобы поправить здоровье и достичь гармонии с окружающим миром. Следующие:

 

  • философия;
  • обновить;
  • питание;
  • забытая еда;
  • лечение;
  • сексуальная мудрость;
  • совершенство;
  • успех.

Первый столп необходим для познания социальных и естественных законов, сущности бытия и цели жизни. Обновление означает проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что вы не должны есть вообще во время строгой диеты и голодания. Придется жить исключительно на воде.

Извлечение — это распределение энергии по телу посредством акупунктуры и массажных манипуляций. Секс в даосизме рассматривается только как метод усиления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человеку приходится постоянно развиваться и искать новостройки. А успех означает постановку и достижение целей, построение планов.

Лао-цзы назвал три сокровища даосизма:

  • ци;
  • цзянь;
  • шен.

Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономию. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит уделять много внимания своей одежде и прическе. Достаточно быть аккуратной и чистой. Шен — символ разумного духа.

Мужское и женское начала

Китайский знак Инь-Ян, уже ставший национальным, известен давно. Впервые он был изображен в 4 веке до нашей эры, даосские монахи начертили круг, разделенный на две части. Один характеризует женское темное начало, а второй — мужской свет.

Считалось, что эти два понятия не могут существовать отдельно. От них зависела судьба человека. Точно так же судьба человека не может быть исключительно ясной или мрачной. Женское начало характеризуется уравновешенностью и спокойствием, а мужское — силой и активностью. Они похожи на два противоположных элемента. Но они не могут существовать в природе друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.

Если в человеке преобладает один из принципов над другим, то его судьба может ошибаться. Считается, что эти люди не смогут изучить Дао, поэтому им даже не следует начинать учиться.

История Даосизма- В какой стране возник даосизм? Кто Основатель даосизма?

Даосизм существует в Китае 2000 лет. Считается, что его корни восходят к шаманским традициям династии Ся (2205-1765 гг. До н.э.)

Когда мы говорим о даосизме, мы определенно говорим о Лао-цзы. Он как христианин Иисус.

Древний китайский мудрец Лао-цзы считается основателем даосизма. (IV-III век до н.э.) Ему приписывают книгу «Дао Дэ Цзин» — она ​​считается стержнем, вокруг которого начали формироваться учения даосизма.

Дао дэ цзин

Лао-цзы

Дао (Дао)

Когда Лао-цзы жил в столице Чжоу, он создал «Трактат Дао Дэ Цзин о пути вещей и его проявлениях», написанный на древнем китайском языке, который сегодня трудно понять китайцам. При этом ее автор сознательно употребил двусмысленные слова. Кроме того, некоторые ключевые понятия не имеют точного соответствия ни на английском, ни на русском языках. Джеймс Легг в своем предисловии к переводу трактата пишет: «Письменные знаки китайского языка представляют не слова, а идеи, и последовательность этих знаков представляет не то, что автор хочет сказать, а то, что он думает. » По традиции автором книги считается Лао-цзы, поэтому книгу иногда называют его именем. Однако некоторые историки сомневаются в его авторстве; Предполагается, что автором книги мог быть другой современник Конфуция — Лао Лай-цзы. Одним из аргументов в пользу этой точки зрения являются слова Дао Дэ Цзин, написанные от первого лица:

… Все люди цепляются за свое «Я»,
только я решил сдаться.
Мое сердце, как сердце глупого человека, —
так темно, так темно!
Обыденный мир людей ясен и очевиден,
я один живу в смутном мире,
как вечерние сумерки.
Обыденный мир людей расписан до мельчайших деталей,
я один живу в непонятном и загадочном мире.
Как озеро, я спокоен и умиротворен.
Неудержимый, как дуновение ветра!
Людям всегда есть чем заняться
я один живу как невежественный дикарь.
Я единственный, кто отличается от других
что я особенно ценю корень жизни, мать всех живых существ.

Основные идеи

• Лао-цзы сказал, что правда непонятна человеку, «противно слышать».
• Учит, что непобедимый человек — это тот, кто ничего не делает для достижения своей цели. Всеми нами правят те, кто нас злит. Мы следуем их примеру, и именно этого они ждут.
• Лао-цзы также сказал, что богатый — это не тот, кто богат, а тот, кто доволен тем, что у него есть.
• Чем больше богатства накапливает человек, тем меньше у него остается.
• Мудрый только тот, кто уверен, что ничего не знает.
• Война — высшая глупость.
• Лао-цзы считал, что наши мысли являются началом действия, поэтому стоит уделять больше внимания своим мыслям.
• Достойный человек может быть одет в рваную одежду, но главное его богатство — в душе.
• Самое сильное в мире — пустота, но люди тщетно пытаются ее заполнить.
• Тот, кто заставляет себя что-то делать, никогда не добьется успеха.
• Если человек собирается что-то сделать, он никогда этого не сделает.

Действительно, сложно перечислить все основные высказывания этого великого философа. Он говорил обо всем вокруг людей и обо всем, чего они не видели. Несмотря на то, что каждому из этих выступлений более двух тысяч лет, они по-прежнему актуальны в современном мире.

Факты из жизни мудреца

Лао — эр родился в начале 7 века до н.э., работал архивистом в книжном магазине Чу. Уже в старости он общался с Конфуцием и оказал большое влияние на формирование его мировоззрения.

Вскоре после этой роковой встречи Лао-цзы собирался навсегда покинуть Китай, но на границе его остановил странствующий монах, который попросил его продиктовать фундаментальные принципы даосизма и возможные моральные и этические законы существования людей в общество. Согласно легенде, Лао продиктовал ему более пяти тысяч слов, в том числе в известной книге «Книга Дао и Дэ». Затем он продолжил свое путешествие в Индию.

Согласно некоторым легендам, он считается отцом основателя первой мировой религии буддизма — Гаутамы Сидхартхи.

Оцените статью
Блог о буддизме