Далай-лама XIV: биография на официальном сайте

Семья и детство

В 1909 году 13-й Далай-лама посетил деревню Такцер на северо-востоке Тибета и, пораженный красотой местных пейзажей, сказал, что хотел бы вернуться. Он умер в 1933 году. Но желанию покойного суждено было сбыться.

В этих холмистых местах, в деревне с видом на долину, жизнь не была богатой. Двадцать проживающих здесь семей занимались сельским хозяйством: выращивали картофель, овес, пшеницу.

Два года спустя, 6 июля 1935 года, у бедных крестьянских супругов родился сын. Он был их девятым ребенком из шестнадцати, но выжить было суждено только семи. Так что позже у мальчика родились четыре брата и две сестры.

Лхамо Тондул

Его называли Лхамо Тондул, что на тибетском языке означает богиня, исполняющая мечты. Повзрослев, ребенок с женским именем отнесся к этому обстоятельству с юмором.

В этих краях пол малышки не влияет на выбор имени.

Рождение Лхамо никоим образом не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были перевоплощенными тулку-ламами, и представить себе, что их будет трое в простой «перевоплощенной» семье, просто невероятно. Но когда родился ребенок, все же было хорошее предзнаменование: его отец исцелился от тяжелой болезни.

Теперь он с любовью вспоминает своих родителей. Хотя их отец был довольно вспыльчивым, 14-й Далай-лама помнит их как самую добрую душу людей. В одной из своих автобиографических книг он отдает дань уважения своему простому происхождению, потому что благодаря этому он смог понять жизнь бедных иммигрантов из Тибета и, следовательно, сочувствовать им и всеми силами стараться спасти их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перевоплотившегося Далай-ламы. Этому способствовали видения старшего ламы и многие знамения. Вскоре исследовательская группа отправилась в монастырь Кумбум, и там они увидели дом, на крыше которого рос можжевельник — здесь был будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что ребенок действительно переродился, ему делают специальное обследование. В частности, среди предлагаемых вещей он должен однозначно выбрать вещи своего предшественника.

ваджра и колокольчик

«Мой! Мой!» — сказал трехлетний мальчик, среди прочего схватив личные вещи и очки своего предшественника. Он выбрал все необходимые элементы, и исследовательская группа не сомневалась. Таким образом, ребенок стал Далай-ламой Четырнадцатым Тензином Гьяцо.

Его родная деревня находилась под контролем Китая, и тибетское правительство вело длительные переговоры с местными властями, чтобы позволить ему покинуть границы его маленькой родины. Наконец, в июле 1939 года Тензин попрощался со своими родителями, и длинный караван доставил его в Лхасу, столицу Тибетской Республики.

Трехмесячное путешествие наконец-то закончилось, но мальчику было нелегко: он, четырехлетний, был оторван от семьи, ему было очень скучно, как он сам пишет в своих мемуарах.

22 февраля 1940 года Тензин был торжественно возведен на престол. Но затем ему пришлось проучиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии — геше-лхарамба. В возрасте шести лет Далай-лама начал преподавать науку по традиционной системе.

монах

Он бродил из Портала в Нор-бу Линг — между своими резиденциями зимой и летом. Между тем учеба не прекращалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Уроки тибетского искусства и культуры, логики, медицины, метафизики, философских наук и других дисциплин сменяли друг друга.

В возрасте двадцати четырех лет Лама достиг высочайшего уровня преподавания, что он продемонстрировал на предварительных экзаменах в трех ведущих тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы сдал выпускные экзамены у Далай-ламы.

Утром, днем ​​и вечером он демонстрировал знания в области различных наук тысячам ученых монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в дебатах, что в конечном итоге принесло ему звание геше Лхарамбы.

Конфликт с Китаем

После китайского вторжения Далай-лама предпринял множество действий в надежде создать автономное тибетское государство в составе Китайской Народной Республики. В 1963 году он выпустил проект конституции Тибета, содержащий серию реформ по демократизации правительства. Названная Хартией тибетцев в изгнании, она гарантирует свободу слова, убеждений, собраний и передвижения.

В 1960-х Центральное разведывательное управление финансировало и обучало тибетские силы противостоять китайскому вторжению и оккупации при полном знании и поддержке Далай-ламы. Программа провалилась, потому что тысячи людей погибли в результате сопротивления, и теперь Соединенные Штаты рассматривают это просто как тактику холодной войны, чтобы бросить вызов легитимности китайского правительства в регионе.

В сентябре 1987 года Далай-лама предложил мирный план из пяти пунктов для Тибета в качестве первого шага к мирному урегулированию конфликта с китайским правительством и прекращению нестабильной ситуации в регионе. План предусматривал Тибет как рай, где просвещенные люди могут жить в мире и сохранять окружающую среду. 15 июня 1988 года Далай-лама обратился к членам Европейского парламента в Страсбурге, Франция. Там он предложил переговоры между китайцами и тибетцами, которые приведут к самоуправлению демократического политического образования Тибета. Организация будет связана с Китайской Народной Республикой, а правительство Китая будет отвечать за внешнюю политику и оборонную политику Тибета.

В 1991 году тибетское правительство в изгнании объявило Страсбургское предложение недействительным из-за негативного отношения нынешнего китайского руководства к этому предложению.

даладж-лама-и-борис-гребенщиков
далай-лама-14-Папа Римский-Иоанн-Павел-2
дворец-Потала-В-Лхасу
Дворец Потала в Лхасе

Ранняя жизнь

Лхамо Тхондуп родился 6 июля 1935 года в Такцере, Китай, к северо-востоку от Тибета, в крестьянской семье. Он является главой государства и духовным лидером тибетского правительства в изгнании в Дхарамшале, Индия. Тибетцы считают его реинкарнацией своих предшественников. В течение почти 50 лет он пытался создать Тибет как автономное демократическое государство.

Лхамо Тондуп был пятым из 16 детей, семеро из которых умерли в молодом возрасте. После месяцев поиска преемника 13-го Далай-ламы и следования многочисленным важным духовным направлениям, религиозные лидеры обнаружили Лхамо Тхондупа в возрасте 2 лет и определили его как реинкарнацию 13-го Далай-ламы Тубтен Гьяцо. Молодой Лхамо был переименован. Гьяцо и провозглашен 14-м Далай-ламой.

Далай-ламы считаются реинкарнацией Авалокитешвары, важного буддийского божества и олицетворения сострадания. Далай-ламы также являются просветленными существами, которые отложили загробную жизнь в сторону и решили возродиться ради человечества. «Далай» на монгольском языке означает «океан» (название «гьяцо» происходит от тибетского слова «океан»). Лама является эквивалентом санскритского слова, обозначающего гуру или духовный учитель. В совокупности имя Далай-ламы буквально означает «Повелитель океана», что означает «Мастер духовно подобен океану».

Далай-лама — биография

Далай-лама восходит к 1391 году и является представителем тибетского буддизма. Он олицетворяет Бодхисаттву Авалокитешвару, Бодхисаттву сострадания.

Самая мирная религия в мире — буддизм. Под его знаменем не проходило ни одной войны, никто из последователей буддизма не пытался насильственно насаждать свою веру против воли другого человека. Далай-лама — истинное воплощение духа этой религии, моральный ориентир для последователей буддизма. Далай-лама переводится с монгольского как «Океан мудрости» или «Великий учитель», но это лишь часть того, чем этот человек является для буддистов. Эти люди твердо верят, что Далай-лама воплощает идею сострадания на земле, что их миссия — служить людям. Именно из них правители и духовные лидеры, а до недавнего времени также и светские лидеры Тибета, провинции Китая, десятилетиями борющейся за независимость.

Духовный титул

Отсчет этого духовного титула начался с далекого 1578 года, когда возникла концепция Далай-ламы. Его создателем является Алтан Хан Амда, обращенный в буддизм гуру Сонамом Гьянцо, который представлял тибетскую школу гелуг.

Гьянцо получил от правителя два ценнейших дара. Первая представляла собой золотую печать с необычной надписью, вторая — монгольский перевод имени правителя. Таким образом, впервые прозвучало слово представителей религиозной «крыши мира».

Далай Лама
Гуру Сонам ​​Гьянцо

Прошло время, и Сонам ​​стал третьим Далай-ламой и его предшественниками: Гендун Друп и Гендун Гьяцо, соответственно, первым (I) и вторым (II). Титул Далай-ламы не является наследственным и не является результатом избрания кандидата. Доктрина гласит, что после смерти нынешнего Далай-ламы монахи начинают искать ему достойную замену, которым может быть исключительно маленький мальчик. Это не новорожденный, должно быть, прошло не менее 49 дней со дня смерти его предшественника. Иногда поиски затягиваются на годы, потому что монахам нужно найти именно того, кто является физическим воплощением сознания умершего и реинкарнацией бодхисаттвы.

При выборе кандидата учитывается все: символические приметы, пророчества, предсказания, напутствия, оставленные предшественником. Кроме того, претендент должен успешно пройти предложенный ему тест, заключающийся в узнавании вещей умершего и людей из его окружения. Бывает, что наследников несколько, и тогда истина восстанавливается путем жеребьевки с помощью горшка с золотом.

Когда преемник прошел все испытания, он поселяется во дворце Потала, расположенном в столице страны Лхасе. Там его охраняют и охраняют мудрейшие учителя, они дают ему основательное образование. По достижении совершеннолетия Далай-лама отказывается от регента и полностью вступает во владение. Религиозный лидер также правил страной, за исключением двух периодов, разница между которыми составляла десять лет: в 1949 году и в 1959 году.

Совсем недавно, осенью 2018 года, нынешний тибетский лама предложил изменить правила отбора кандидатов на преемники, которыми руководят тибетские буддисты более шестисот лет. Теперь конкурсантом может стать не только ребенок, но и двадцатилетний мальчик. В 2017 году он вообще предложил расширить круг преемников, а также включить в него представительниц слабого пола.

Носители почетного титула

В истории буддизма в Тибете было всего четырнадцать Далай-лам. Отсчет времени начался с третьего, а первый и второй были причислены к обладателям почетного звания только после их смерти. Каждый духовный лидер внес свой вклад в процветание своего народа, но история отметила лишь немногих с выдающимися заслугами.

Далай Лама
Пятый Далай-лама Нгаванг Лобсанг Гьяцо

Первым в списке почета может быть назван пятый Далай-лама, но и четвертый, единственный из монгольской династии, носивший столь высокий титул, не остался незамеченным. Пятого звали Нгаванг Лобсанг Гьяцо, его также называли Великим. Он остался в истории как миролюбивый. Именно ему удалось добиться объединения разрозненных политических сил Тибета и сделать их могущественной державой, при нем истинные мастера искусства начали строить Поталь, он получил относительный порядок в религиозной литературе.

Пятый Далай-лама был настолько почитаем и уважаем, что о его смерти даже не сообщалось, и этот факт оставался скрытым в течение пятнадцати лет. А то, что он не присутствовал на официальных приемах и мероприятиях, объясняли тем, что монах находился в глубокой медитации. Иногда вместо него на собрание отправляли такого «жителя монастыря», и обязательным условием встречи должны были быть сумерки.

Шестым Далай-ламой был Цангьян Гьяцо, молодой поэт, совершенно чуждый аскетизму. Он умел радоваться жизни, имел роскошные волосы, носил модные шелковые платья, любил стрельбу из лука, вино и женщин.

Далай Лама
Далай-лама Цангьянг Гьяцо

Он был известен как искусный соблазнитель представительниц прекрасного пола, полностью владел сексуальной техникой, никогда не скрывал этого, а наоборот, даже гордился своим мастерством. Его соотечественники тоже гордились им. Но его биография заканчивается на 23-м году, его отравили враги на берегу горного озера.

Следующий Далай-лама в первую очередь интересовался высоким бизнесом, в политику он вообще не уходил, хотя в конце своего земного пути к нему вернулась власть. Он прославился тем, что впервые за все годы пошел на сближение с представителями католической церкви. Кроме того, он стал автором восьми томов очерков духовной тематики.

Появление Восьмого Далай-ламы окутано легендой, которая гласит, что в год его рождения на стеблях ячменя одновременно образовались пять колосков, которые были обнаружены благодаря указателям небесной радуги.

Девятый жил меньше, умер в возрасте девяти лет, но остался в истории как очень привлекательный ребенок с очень сильным магнетическим воздействием на других.

После его смерти они потратили десять лет на поиски нового Далай-ламы. Нашли его в бедной семье, он был немного ограничен, совершенно не интересовался политикой. Следующие двое тоже скончались преждевременно, им еще не исполнилось двадцати лет.




Далай-лама тринадцатый

Но людям повезло с тринадцатым мудрецом. Его интересовало все: внутренняя и внешняя политика, создание современного государства. Например, ввели обязательную уплату налогов, активно боролись с коррупцией, подняли военную подготовку солдат на должный уровень.

Далай-лама сегодня

Нынешний четырнадцатый Далай-лама родился 6 июля 1935 года. Его зовут Лхамо Дхондруб, он родом из небольшой деревни, которая географически принадлежит китайской провинции. Родители были довольно бедными, занимались сельским хозяйством, как и остальные сельчане. Основное занятие — выращивание картофеля и круп.




Далай-лама 14-й Лхамо в детстве

В памяти Лхамо хранятся воспоминания о его отце, который позволил своему сыну дергать усы, о его матери, которая была самым добрым человеком. В их семье родилось шестнадцать детей, но выжило только семеро: пять сыновей и две дочери. Весь дом лежал на плечах старшей сестры Лхамо, она также помогала роженицам, когда возникала такая необходимость. Два брата Лхамо также посвятили свою жизнь монашеству.

Мальчику было всего три года, когда его нашли монахи, которые отправились на поиски преемника покойного Далай-ламы. Они руководствовались отметками на воде, а также двигались в том направлении, в котором была повернута голова умершего Тринадцатого Мудреца. Поисковая группа быстро нашла нужный дом, но о цели своего визита не спешили, попросили переночевать, наблюдая за маленьким Лхамо. Он сразу их узнал.

На следующий день монахи показали мальчику личные вещи покойного гуру и недвусмысленно вызвали их. В 1940 году Дхондруб официально стал духовным лидером, ему было дано очень длинное новое имя, которое в сокращении звучит как Гямтшо.

В 15 лет он уже обладал светской властью. Далай-лама потратил десять полных лет на решение китайско-тибетского вопроса, но был сослан в Индию. С тех пор он проживает в городе Дхарамсала.




Молодой Далай-лама

В биографии XIV Далай-ламы есть интересный факт знакомства и тесного общения с Генрихом Харрером, известным последователем нацизма. Это обстоятельство часто используют китайские пропагандисты, желающие очернить его имя, даже если сам гуру утверждает, что ничего не слышал о нацистах. Воспоминания Генриха запечатлены в книге «Семь лет в Тибете», которая легла в основу художественного фильма с участием актера Брэда Питта в главной роли.

14-й Далай-лама работал над новой политической моделью развития не только своего Тибета, но и всего мира, и за это он получил Нобелевскую премию в 1989 году. Он большой последователь науки, даже клонирование и создание искусственного интеллекта нашли у него поддержку.

В 2007 году он сказал, что практически не принимает участия в общественных делах, находится на своеобразной пенсии. В 2011 году он полностью ушел с должности государственного деятеля. Далай-лама несколько раз бывал в России.



Осенью 2017 года Эссе прочитал серию лекций и комментариев к ним в Риге. Впоследствии он встретился с российской интеллигенцией, в частности с солистом группы «Аквариум» Борисом Гребенщиковым. Затем он сказал, что у России большой потенциал и все шансы стать ведущей державой в мире. Год спустя он снова отметил, что Россия — крупная мировая держава, что президент страны ведет активную политику, посещает несколько стран, и это может вызывать только восхищение его деятельностью.

В 2017 году Борис Гребенщиков подарил Далай-ламе своеобразную музыкальную дань в виде композиции «Белая лошадь». Смысл его в том, что белая лошадь покидает уютную конюшню и отправляется на поиски свободы, что равносильно стремлению нашей души в поисках просветления согласно учению буддизма.

Эта композиция — не единственная в репертуаре группы «Аквариум», посвященной буддизму. Также музыканты исполняют песни «Ножи бодхисаттвы» и «Давай, Бодхисаттва!».

Исповедуя духовное просветление, Далай-лама делится своей мудростью, представленной в многочисленных цитатах и ​​афоризмах. О нем снимают фильмы, его портреты представлены на выставках фотографии и живописи. В 2018 году вышел документальный фильм «Размышление о Далай-ламе».

В начале 2019 года испанская журналистка Алехандра Сильва разместила в своем Instagram информацию о том, что ее сына Ричарда Гира благословил Далай-лама.

Само понятие Далай-лама не принадлежит какому-то конкретному человеку, соблюдающему мораль и этику. Этим именем можно назвать любого, кто способен сохранять спокойствие в этом безумном мире, кто просто созерцает мир, бесконечно любит людей, особенно соседей, и кто знает, как оставаться счастливым несмотря ни на что.

Как его избирают?

После смерти Далай-ламы Верховные ламы Гелугпа и тибетское правительство несут ответственность за его реинкарнацию. Высокие ламы ищут ребенка, рожденного примерно в то же время, когда умер последний Далай-лама. На установление личности Далай-ламы может потребоваться около двух или трех лет, а нынешнего 14-го Далай-ламы разыскивали четыре года.

Есть несколько способов узнать, где будет следующая реинкарнация, Высшие ламы.

  • Мечтать. Одному из Верховных лам может присниться какой-нибудь знак или место, которые помогут опознать мальчика.
  • Дым. Если предыдущий Далай-лама был кремирован, Высокие ламы будут следовать за дымом и соответственно искать реинкарнированную версию.
  • Оракул озера Высокие ламы идут к священному озеру Лхамо Лацо в центральном Тибете и наблюдают за признаками самого озера. Это может быть видение или указание на направление исследований. В видении этого озера были идентифицированы дом и деревня Тенджинг Гямтшо.

как выбирают Далай-ламу

После того, как Высокие ламы находят дом и мальчика, они преподносят ребенку серию артефактов, которые принесли с собой для подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, принадлежавшие покойному Далай-ламе. Если мальчик выбирает их, это рассматривается как знак того, что он перевоплотился.

Однако эта процедура, как сказал сам Тенджин Гямтшо, не стоит на камне. Если две трети тибетцев захотят изменить метод определения следующей реинкарнации, это тоже будет правильным.

Поиски Далай-ламы обычно ограничивались Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако, поскольку Тибет был захвачен китайским правительством, Тэнцзин Гямтшо говорит, что, если он возродится, он не будет в стране, управляемой Китайской Народной Республикой или какой-либо другой несвободной страной.

интересно, что Тенджин Гямтшо также выразил сомнения в том, что он будет возрожден, предполагая, что миссия Далай-ламы может быть завершена. Однако до тех пор, пока Тибет не воссоединится со своим духовным лидером, Далай-лама, вероятно, продолжит свое существование.

проповеди и деятельность Далай-ламы

Буддийские учения

Буддизм был основан в VI веке до нашей эры с рождением Будды Сиддхартхи Гаутамы, что сделало его одной из старейших религий, практикуемых сегодня. Родом из Индии, эта религия распространилась по большей части восточной и южной Азии. Буддизм пришел в Тибет в 8 веке нашей эры. В отличие от других религий, которые сосредоточены на высшем существе, буддизм фокусируется на четырех основных истинах: жизнь несовершенна; люди остаются недовольными, пытаясь сделать жизнь идеальной; люди могут понять, что есть лучший способ достичь удовлетворения; и, проживая свою жизнь мудростью, этичным поведением и умственной дисциплиной, люди достигнут просветления.

В этих истинах есть бесчисленные слои учений о природе существования, жизни, смерти и личности. Буддизм побуждает своих последователей не верить в эти учения, как последователи других религий, верят в центральные фигуры своей религии и догмы, а скорее исследуют, понимают и проверяют истины на основе своего собственного опыта. Акцент здесь делается на исследовании. Буддийская вера в возрождение — это концепция «обновления», а не реинкарнация духа или тела. В буддизме сознание одного человека может стать частью сознания другого человека, когда пламя переходит от одной свечи к другой. Второе пламя не идентично первому и не полностью отличается. Поэтому буддисты считают, что жизнь — это непрерывное путешествие опыта и открытий, не разделенное между жизнью и загробной жизнью.

Высказывания Далай-ламы

Высказывания Далай-ламы
О счастье. Есть 2 пути к счастью. Один из способов — внешний. Он состоит из приобретения нового дома, лучшей одежды, хороших друзей. Поступая так, мы получаем удовлетворение и счастье. Второй путь — духовное развитие. Помогает достичь внутреннего счастья. Эти пути не совпадают. Без внутреннего счастья внешнее не может длиться долго. Если чего-то не хватает в сердце, если жизнь видится черным, то блаженство невозможно испытать, какой бы роскошью вы себя ни окружали. Но когда вы достигнете внутреннего покоя, вы сможете чувствовать себя счастливым даже в сложных условиях.

О невозмутимости. Вы никогда не должны терять надежду. Отчаяние — причина неудач. Вы должны помнить, что вы можете преодолеть любые препятствия. Даже если вы оказались в сложной ситуации, сохраняйте спокойствие. Если ваш ум остается невозмутимым, внешние обстоятельства мало повлияют на вас. Если вы позволите себе злиться, вы потеряете покой, даже если окружение останется мирным.

О мужчине. Когда его спросили, что вызвало у него наибольшее изумление, Далай-лама ответил, что он мужчина. Потому что он жертвует своим здоровьем, чтобы зарабатывать деньги. А потом на эти деньги он восстанавливает здоровье. В то же время его грызет такая тревога о будущем, что он не может наслаждаться настоящим. Следовательно, он не может жить ни в настоящем, ни в будущем. Человек живет так, как будто он никогда не умрет, и когда он умирает, он сожалеет, что не жил.

О ценности жизни. Каждое утро после пробуждения вы должны начинать с мысли: «Сегодня мне повезло — я проснулся, я жив, у меня есть эта великая ценность — человеческая жизнь, и я не буду тратить ее на ерунду. Я направлю свою энергию на внутреннее развитие, чтобы открыть свое сердце другим и достичь просветления на благо всего сущего. У меня будут только хорошие мысли о других. Я не буду сердиться или плохо думать о них. Я сделаю все для блага других».

Кстати об осуждении. Прежде чем осуждать кого-то, возьмите его обувь и пройдите его путем, почувствуйте его слезы и почувствуйте его боль. Врезаться в каждый камень, о котором он споткнулся. И только тогда вы сможете сказать ему, что умеете хорошо жить.

Какой сейчас Далай Лама по счету?

Тенджин Гьямтшо — нынешний 14-й Далай-лама тибетского буддизма. Он родился в 1935 году и был признан реинкарнацией Тубтена Гьяцо в молодом возрасте.

Борьба за мир

В разгар подготовки к Олимпиаде 2008 года в Пекине в Тибете вспыхивают беспорядки в надежде привлечь внимание мировой прессы, а также в знак протеста против все усиливающегося угнетения людей китайскими властями. Далай-лама, напротив, призывает к спокойствию и осуждает китайскую агрессию.

Сегодня президент Китая Ху Цзиньтао абсолютно ничего не делает для восстановления мира в Тибете. В декабре 2008 года Далай-лама, переживший операцию по удалению камней в желчном пузыре, объявил о своем частичном уходе на пенсию.

10 марта 2011 г., в 52-ю годовщину своего изгнания из Тибета, он заявил, что полностью отказывается от своей роли политического лидера. Далай-лама объясняет свое решение своей твердой и давней верой в то, что главой Тибета должен быть тот, кто свободно избирается народом.

Гуманитарная деятельность

Далай-лама — духовный лидер тибетского буддизма, и поэтому, согласно традициям бодхисаттв, он посвятил свою жизнь служению на благо человечества. Он написал множество работ, прочитал сотни лекций, лекций и стал членом ведущих университетов и институтов по всему миру, затрагивая вопросы борьбы за жизнь мудрости и сострадания к другим в своих речах и работах, и многое другое. В последнее время возникли проблемы защиты окружающей среды. Далай-лама, в отличие от своих предшественников, встречался со многими западными лидерами.

Не раз принимал участие в межрелигиозных службах и встречался с лидерами других религий.

В 1989 году Далай-лама был удостоен Нобелевской премии за ненасильственные усилия по освобождению Тибета и за его приверженность защите окружающей среды. Недавно, в знак признания его выдающейся работы по буддийской философии, а также неоспоримого лидерства в борьбе за свободу и мир, он получил многочисленные награды за свой вклад в дело мира и почетные докторские степени западных университетов и институтов.

Что проповедует Далай Лама?

Нынешний Далай-лама сформировал тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале, Индия. Он и последовавшие за ним беженцы создали общество, в котором продвигаются тибетский язык, культура, искусство и религия.

Тенджин Гямтшо — первый Далай-лама, побывавший на Западе, и его харизматические манеры помогли получить большую поддержку буддизма и тибетского движения сопротивления.

В 1989 году он получил Нобелевскую премию мира за проведение политики ненасилия против китайского правительства, хотя многие тибетцы были бы счастливы оказать вооруженное сопротивление, чтобы вернуть его на руководящую позицию.

нобелевская премия Далай-лама

Юношеские годы

Далай-лама: от рождения до изгнания
Летом 1950 года, за день до открытия оперного фестиваля, Его Святейшество вышел из ванной в Норбулинке и почувствовал, как земля под его ногами начала двигаться. Когда это природное явление пошло на убыль, люди заговорили о том, что это тяжелое землетрясение — это предзнаменование.
Двумя днями ранее регент Татхаг Ринпоче получил телеграмму из Чамдо от губернатора Камы, в которой он говорил о внезапном нападении китайских солдат на тибетский пограничный пост. С предыдущей осени китайские коммунисты периодически атаковали границы Тибета, заявляя о своем намерении освободить его из рук империалистических агрессоров. Теперь все указывало на то, что китайцы решили осуществить свои намерения. «Я прекрасно осознавал, что Тибету угрожает серьезная опасность, поскольку наша армия насчитывала не более 8 500 офицеров и солдат и не могла противостоять победоносной Народно-освободительной армии Китая (НОАК)», — написал Далай-лама.
Два месяца спустя, в октябре, до Лхасы дошли новости о том, что армия из 80 000 солдат НОАК переправилась через реку Дричу к востоку от Чамдо. Таким образом, топор палача упал на пень, и вскоре Лхаса тоже была обречена на падение. С приближением зимы новости ухудшились, люди стали требовать, чтобы Его Святейшество взял на себя всю светскую власть над ним. В это неспокойное время тибетское правительство посоветовалось с оракулом Нечунга, который подошел к Его Святейшеству, положил ему на колени хадак, белый церемониальный шарф и сказал: «Ту-ла бап» (его время пришло). 17 ноября 1950 года во дворце Норбулингка состоялась торжественная церемония возведения на престол Его Святейшества Далай-ламы в качестве главы светской власти в Тибете. Ему тогда было всего 15 лет.
В начале ноября, за две недели до того, как Далай-лама вступил в должность, его старший брат прибыл в Лхасу. «Как только я взглянул на него, я сразу понял, что ему пришлось многое вытерпеть», — писал Далай-лама. «Амдо, провинция, где он родился и где расположен Кумбум, находится на границе с Китаем и быстро перешла под контроль коммунистов. Сам он содержался в монастыре как фактический узник. В то же время китайцы пытались привить ему новые коммунистические взгляды и сломить его дух. Они планировали отпустить его в Лхасу при условии, что он попытается убедить меня согласиться с правлением Китая. Если я сопротивляюсь, он должен убить меня, за это он будет вознагражден».
В связи со вступлением в должность Его Святейшество объявил всеобщую амнистию, и все заключенные были освобождены. «Я был доволен этой возможностью, хотя временами сожалел об этом», — писал Далай-лама, который до этого внимательно следил за жизнью заключенных из своего дворца. «Когда я направил свой телескоп на территорию тюрьмы, он был пуст, и лишь несколько собак рылись в мусоре в поисках остатков. Мне казалось, что что-то исчезло из моей жизни».
Вскоре после того, как 15-летний Далай-лама стал бесспорным лидером шести миллионов человек, находящихся на грани полномасштабной войны, он назначил двух новых премьер-министров. Одним из них был монах Лобсанг Таши, а вторым — опытный администратор-мирянин Лукангва.
«Посоветовавшись с ними и Кашагом (Кабинетом министров), я решил послать зарубежные делегации в Америку, Великобританию и Непал, чтобы убедить эти страны заступиться за нас», — написал Его Святейшество Далай-лама. — Еще одна делегация должна была отправиться в Китай в надежде договориться о выводе войск. Эти миссии стартовали в конце года. Вскоре после этого китайцы сосредоточили свои силы на востоке, и было решено, что я вместе с большинством высокопоставленных членов правительства перееду в южный Тибет, чтобы в случае ухудшения ситуации я мог легко пересечь границу и бежать в Индию. Лобсанг Таши и Лункангва должны были остаться, чтобы выполнить свои обязанности».
Во время пребывания Его Святейшества в Дромо, на границе с Сиккимом, пришло известие, что только одна делегация, отправленная в Китай, достигла места назначения, остальные миссии были вынуждены вернуться. Невозможно было поверить, что Великобритания примет притязания Китая на Тибет. Его Святейшество также был расстроен тем, что даже Америка отказалась им помочь. «Я помню чувство огромной боли, которое охватило меня, когда я понял, что все это означает: Тибету придется одному противостоять всей мощи коммунистического Китая», — писал Далай-лама.
Разочарованный безразличием, проявленным Великобританией и Америкой к судьбе Тибета, Его Святейшество предпринял последнюю попытку избежать крупномасштабного китайского вторжения, отправив Нгабо Нгаванга Джигме, губернатора Кхама, в Пекин для переговоров с китайцами. Его делегация имела право вести переговоры только по одному пункту: ей нужно было убедить китайское руководство не посылать войска в Тибет. «Однако однажды вечером, когда я был один, резкий и резкий голос объявил по радио, что Соглашение из 17 пунктов о мирном освобождении Тибета было подписано представителями правительства Китайской Народной Республики, и давайте посмотрим правде в глаза, местное правительство Тибета. Как оказалось, китайская сторона даже подделала печать Тибета и вынудила делегацию во главе с Нгабо подписать это соглашение. Вот как китайцам удалось осуществить государственный переворот благодаря покорности тибетцев, даже под угрозой применения оружия », — написал Далай-лама. Его Святейшество вернулся в Лхасу в середине августа 1951 года.

Духовный лидер

В течение долгого времени Далай-лама, как это было принято с незапамятных времен, сочетал духовную и светскую власть, будучи единоличным правителем Тибета. К сожалению, история постановила, что 14-й Далай-лама уже несколько десятилетий живет в изгнании. В 1950 году китайская армия, недовольная независимостью Тибета, захватила провинцию, где в 1959 году вспыхнуло жестокое восстание против Китая. Пытаясь погасить конфликт и, по возможности, избежать жертв, 14-й Далай-лама и многие тысячи его сторонников нашли убежище в Индии, где сегодня находится так называемая «маленькая Лхаса» (название столицы Тибета). Он ушел из политического руководства Тибетом, перешел к премьер-министру и, насколько известно, ведет переговоры с Китаем о предоставлении Тибету большей автономии.

«Тибетский вопрос — это не вопрос о личной судьбе Далай-ламы. Это вопрос о шести миллионах тибетцев и их культуре. Я являюсь одним из них. «(Далай-лама XIV)

Гуманитарная работа

Далай-лама — духовный лидер тибетского буддизма, и в традиции бодхисаттв он посвятил всю свою жизнь благу человечества. Он написал множество книг и прочитал сотни лекций, лекций и семинаров в ведущих университетах и ​​институтах по всему миру, обсуждая вопросы мудрости, сострадания и, в последнее время, экологической устойчивости. В отличие от своих предшественников, Далай-лама встречался со многими западными лидерами и неоднократно посещал США, Европу, Россию, Латинскую Америку и многие азиатские страны.

Далай-ламу, известного как эффективного оратора, часто называют харизматичным человеком. Его послание — это всегда мир и сострадание к людям во всем мире. Во время своих зарубежных поездок он подчеркивал необходимость лучшего понимания и уважения между различными религиями мира. Он неоднократно появлялся на межконфессиональных службах и встречался с несколькими лидерами других религий, включая Папу Иоанна Павла II; Доктор Роберт Рэнси, архиепископ Кентерберийский; Гордон Б. Хинкли, Президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней; и Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II.

В 1989 году Далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира за ненасильственные усилия по освобождению Тибета и его заботу о глобальных экологических проблемах. В цитате Комитета говорится: «Комитет хотел бы подчеркнуть тот факт, что Далай-лама последовательно выступал против применения насилия в своей борьбе за освобождение Тибета. Напротив, он поддерживает мирные решения, основанные на терпимости и взаимном уважении, в целях сохранения исторического и культурного наследия своего народа ». В последние годы Далай-лама получил награды мира и почетные степени от многочисленных западных университетов и институтов в знак признания его выдающейся работы в буддийской философии, а также выдающегося лидерства в служении свободе и миру.

История Далай-ламы XIV

Он родился 6 июля 1935 года в деревне Такцер на северо-востоке Тибета. Его семья занималась выращиванием пшеницы, овса и картофеля. Он был пятым из 9 детей.

В 1937 году, после смерти 13-го Далай-ламы, группа лам прибыла в деревню Такцер в поисках его нового воплощения. После специальных тестов двухлетний Лхамо Дхондруб (имя, данное ему родителями) был признан его перевоплощенным предшественником. В октябре 1939 года он уехал из дома и направился в Лхасу. В 1940 году он был возведен на престол 14-м Далай-ламой и назван Тензином Гьяцо.

Жизнь Далай-ламы
В 1949 году отношения между Китаем и Тибетом активизировались. Китайское правительство заявило, что Тибет является частью их государства. Тибетский народ хотел независимости и пригласил Далай-ламу стать своим лидером. 17 ноября 1950 года Тензин Гьяцо был провозглашен духовным и светским правителем Тибета.

В течение многих лет Далай-лама пытался найти консенсус с китайскими лидерами и разрешить тибетско-китайский конфликт. Сделке помешали жестокие действия Пекина в Восточном Тибете, которые привели к беспорядкам, которые быстро распространились по всему штату. Китайская армия жестоко подавила восстание. Далай-лама был вынужден искать убежища в Индии. Около 80 000 тибетцев последовали за ним в изгнание. С тех пор, с 1960 года, Тензин Гьяцо живет в городе Дарамсала, который до сих пор называется «Маленькая Лхаса».

Далай-лама ушел с поста политического лидера Тибета в 2002 году, а премьер-министр Самдонг Ринпоче стал главой правительства в изгнании. А в 2011 году Его Святейшество ушел из светской власти, которой владеет президент правительства (калон-трипа).

Возобновились переговоры между представителями Тензина Гьяцо и китайскими властями о предоставлении Тибету большей автономии, но пока заметных результатов нет.

Обладатели титула далай-ламы

К 2019 году история тибетского буддизма насчитывает 14 далай-лам. Отношения ведет, как уже было сказано выше, Третий, и его предшественники стали называть себя таковыми после окончания своего земного существования. Конечно, каждый из духовных лидеров внес неоценимый вклад в развитие своего народа, но лишь немногие считаются наиболее выдающимися.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, Далай-лама V

Далай-лама V, пожалуй, правильно открывает этот список, но нельзя не упомянуть и Четвертого, который был единственным представителем монгольской династии. Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Пятый), прозванный Великим, прославился своим спокойствием. Ему удалось объединить разрозненные политические силы Тибета в одно могущественное государство, он начал строительство Поталы с участием настоящих мастеров искусства и упорядочил религиозную литературу.

Ценность этого человека была настолько велика, что факт смерти скрывали 15 лет. На официальных встречах и приемах отсутствие ассоциировалось с глубокой медитацией. Иногда в обязательных сумерках его заменял внешне похожий «житель монастыря».

Далай-лама V и ойрат Хан

Вслед за ним молодой Цангьян Гьяцо, наделенный поэтическим даром, принял «пост», который оказался далеким от аскетизма и не сдерживал будничных радостей. Это были роскошные длинные волосы и стильные шелковые платья, стрельба из лука и, конечно же, развлекательный образ жизни в компании вина и женщин.

Искусство обращения с последним не скрывало особого интимного факта: он в совершенстве владел сексуальной техникой, чем, собственно, и гордился. В ответ все тибетцы гордились им. Однако он не смог прожить долгую жизнь: лама, едва достигнув 23-летнего возраста, был отравлен врагами у горного озера.

Индукция Далай-ламы IX в присутствии амбаня около 1808 г

Его последующее Святейшество прославилось тем, что в начале своего «правления» он занимался только «высокими» делами, отвергая политику (правда, в конце жизни, вернув себе власть), и именно он первым допустил на свою территорию представителей католицизма. Сборник успехов также дополнен 8 томами духовных писаний.

С Восьмым Далай-ламой связана легенда о том, что в год его появления стебли ячменя, все вместе, были покрыты не одним ухом, а пятью одновременно, а небесная радуга указывала на утробу. Девятый умер в младенчестве, в возрасте 9 лет, но те, кто знал его, описали необычно привлекательный внешний вид ребенка и его сильное, почти магнетическое воздействие на присутствующих.

Нгаванг Лобсанг Тхуптен Гьямтшо, Далай-лама XIII

После него они искали другого наставника чуть меньше 10 лет. Он был ребенком из бедной семьи, который, рос, совершенно не интересовался политическими делами. Два других гуру также относительно скоро перешли в другой мир — оба так и не дожили до своего двадцатого дня рождения.

Число 13 было удачным как для Далай-ламы, который его носил, так и для его людей. Последующее перевоплощение бодхисаттвы активно участвовало как во внутренней, так и во внешней политике, придавая родному государству современный облик. Например, он начал собирать налоги и организовывать борьбу с коррупцией, кроме того, уделял пристальное внимание уровню военной подготовки солдат.

Трудности юного Ламы

В 1950 году молодой студент получил все политические полномочия для управления страной. Между тем Тибет переживает непростые времена: по его территории наступает коммунистический Китай, намереваясь подчинить себе местное население. Пятнадцатилетний мальчик стал полноправным правителем шести миллионов человек, которым угрожала страшная война.

Далай-лама и Панчен-лама

Собрав всю свою волю в один кулак, Далай-лама отправил свои делегации на Запад, в Америку и Великобританию, надеясь рассчитывать на их помощь, потому что китайская армия намного уступала его собственной.

Но просьба о помощи не была услышана. Год спустя Тибет стал частью Китайской Народной Республики.

Противодействуя насилию во всех его проявлениях, Далай-лама пытался мирно сосуществовать с завоевателями на протяжении 1950-х годов. В 1954 году велись переговоры с китайской правящей элитой во главе с Мао Цзэдуном, но они не привели к видимым результатам.

Солдаты китайской стороны продолжали преследовать тибетскую сторону населения и, как следствие, это привело к массовому восстанию последнего, которое поддержали тибетцы на многих территориях. Восстание было жестоко подавлено противниками.

17 марта 1959 года Далай-лама вместе со своей свитой был вынужден тайно бежать в Индию. Индийское правительство предоставило ему и тысячам тибетцев политическое убежище в северном городе Дхарамсала, где Учитель живет по сей день.

Встреча с монахом

Постепенно тибетская культура возродилась на индийской земле: благодаря усилиям ламы и его соратников была воссоздана система образования, открыты основные учреждения. Здесь же находится все тибетское правительство в изгнании.

Если на родине тибетского буддизма остались лишь крупицы древних храмов, памятников и шедевров литературы, то индийский город превратился в «маленькую Лхасу».

Уход в изгнание

10 марта 1959 года китайский генерал Чжан Цзиньву вручил тибетскому лидеру, казалось бы, безобидное приглашение принять участие в спектакле с китайской танцевальной труппой. Когда приглашение пришло снова, на этот раз с оговоркой, что Далай-ламу не сопровождали тибетские солдаты и что его личная охрана не имела с собой оружия, простые жители Лхасы охватили огромную озабоченность. Вскоре около дворца Норбулинка собралась толпа из десяти тысяч тибетцев, полных решимости остановить любую угрозу жизни своего молодого лидера.
17 марта 1959 года во время консультации с оракулом Нечунга Далай-лама получил четкое указание покинуть страну. Слова оракула подтвердились предсказанием Его Святейшества о будущем, хотя шансы на удачный отъезд из Тибета были ничтожны.
Около 22:00 Его Святейшество, переодетый обычным солдатом, в сопровождении небольшого эскорта, чудом сумел пробиться сквозь огромную толпу и направился к реке Кийчу, где к нему присоединилась остальная часть его свиты, в том числе его самые близкие люди члены семьи.

Оцените статью
Блог о буддизме