Общие сведения
Монастырский комплекс — дацан — расположен в Агинском районе Забайкальского края, в селе Амитхаш, в шести километрах южнее села Агинский и в паре часов езды от Читы. Расположенный на левом берегу реки Ага, он предлагает незабываемые виды на гору Улиртуй, широкие степные просторы и уютные малоэтажные домики местных жителей.
Вид на Агинский дацан
Комплекс играет огромную роль в жизни региона как основная буддийская община региона и объект культурного наследия на государственном уровне. Он также носит тибетское название «Дечен лхундублинг», или «Агын хийд» на бурятском языке. Поэтически это называется «обитель спонтанного осознания великого блаженства».
Дацан входит в состав традиционной буддийской сангхи России. Здесь традиции тибетского буддизма гелуг передаются из поколения в поколение. На территории есть монастырь, где монахи получают образование, практикуют медицину и даже астрологию.
Исторический экскурс
Двухвековую историю Дечен Лхундублинг нельзя назвать простой, в этот период она пережила взлеты и падения: строительство, процветание, упадок, закрытие, грабежи, повторное открытие, сожжение и снова процветание. Но сначала о главном.
Главный храм — Цогчен дуган — был построен в 1811 году. В строительстве были задействованы русские мастера: каменщики, плотники, архитекторы. Когда-то в Бурятии построили Анинский дацан.
Это сильно повлияло на архитектуру буддийского храма. В его основе был план традиционной православной церкви с куполом, адаптированный к традициям китайских, монгольских и тибетских храмов. Такой фасад строился не по определенным канонам, он объединял разные традиции, но именно это делало его особенным: перевернутые крыши, мотивы с буддийскими мотивами, резные рамы, традиционная восточная яркость в строительстве русского храма.
Агинский дацан
Четыре храма были построены практически одновременно с центральным зданием:
- Кора;
- Дуинхор;
- Манла;
- Gunrig.
Позже, к концу 19 века, были добавлены еще 4 храма и открыт институт, сыгравший огромную роль в обучении многих монахов. В то время было четыре факультета:
- философия;
- тантрическое учение;
- тибетская медицина;
- Калачакра.
Здесь ламы овладевали врачебной мудростью, совершали собственные астрологические открытия, занимались переводом священных текстов, книг на основе буддийской философии для монахов и мирян, издавали алфавит, словари, учебники по грамматике для монгольского и тибетского языков. Все эти книги были напечатаны прямо здесь, а в библиотеке хранилось множество копий важнейших публикаций, около 40 000 табличек с написанными священными текстами, деревянные трафареты для создания книжных дизайнов.
Внутри храма. 20 век
В «Сибирской энциклопедии» утверждали, что стоимость вещей, принадлежавших Агинскому дацану, составляла более миллиона рублей золотом.
На рубеже веков дацан получил свою главную святыню — статую Майдари. Именно в это время дацан достиг апогея своего развития и становления как один из крупнейших буддийских центров не только в Российской Империи, но и на Тибетском и Монгольском просторах.
Все изменилось после революции, при советской власти, выступавшей против религии во всех ее проявлениях. В начале 1930-х годов начались гонения на монахов, и в 1937 году в Агинском монастыре осталось чуть более трех десятков лам.
В конце десятилетия дацан был полностью закрыт. Великолепные здания, сохранившие многовековую буддийскую мудрость, были частично снесены, а частично использовались как противотуберкулезные диспансеры и аптеки. Реликвии, картины, культовые предметы, статуи, книги в основном вывозились в музейные комплексы Москвы, Ленинграда, Читы, Улан-Удэ, хотя значительное количество ценностей исчезло из-за воровских набегов.
Накануне Великой Отечественной войны на территории храмового комплекса была создана воинская часть. После его завершения, уже в 1946 году, монастырь вновь открыли.
Монахи дацана. 20 век
В начале 1990-х местные жители стали требовать возврата дорогих буддистам вещей, отправленных в другие города. Сотни объектов культурного наследия вернулись из двух столиц, в том числе и главный памятник. Затем в дацан пришел ответственный Далай-лама XIV Тензин Гьяцо и провел обряд освящения территории.
В начале нового тысячелетия впервые за семьдесят лет в восстановленном главном дугане был проведен молебен — хурал. В тот же период была восстановлена важная Ступа Примирения, которая сейчас находится на высоте более двадцати метров. Жизнь дацана стала налаживаться.
Ступа примирения в Агинском дацане
2014 год подготовил для храма новое испытание: в конце мая в Цогчен-дугане произошел пожар. Травы для наполнения статуй, лекарственных растений, книг, листовок с текстами сожженных мантр. В результате были полностью сожжены верхние этажи из дерева.
На реставрацию дугана Минкультуры РФ выделено почти 70 миллионов рублей. Кроме того, неравнодушными собраны пожертвования на сумму 11 миллионов.
Чтобы оправиться от пылающего пламени, потребовалось несколько лет. Даже сейчас работы не закончены, ведется внутренняя отделка. Однако дацан открыт для посетителей каждый день; Здесь проводятся хуралы и службы во время великих праздников буддистов.
Режим работы дацана в Чите, расписание служб
Плотина Брайбунлинг открыта ежедневно с восхода до заката. С раннего утра желающие записаться на прием к ламам выстраиваются в очередь у домов. Время общения не ограничено, разговор длится столько, сколько необходимо для решения проблемы.
Правила посещения
Перед посещением дацана следует изучить некоторые правила. Один из них касается внешнего вида. И женщинам, и мужчинам стоит выбирать закрытую одежду. Недопустимы шорты, футболки, короткие юбки, женщинам не рекомендуется носить брюки. При входе нужно снять головной убор, снять обувь или надеть бахилы, постараться подумать о хорошем.
запрещается курить, ругаться, употреблять алкоголь, ругаться, целоваться и обниматься, кричать, переходить улицу к ламам, прикасаться к подношениям, указывать пальцем на алтарь и т.д. На территории двора. С полным сводом правил Читинского дацана можно ознакомиться здесь.
Устройство монастырского комплекса
В настоящее время Иволгинский дацан представляет собой целый монастырский комплекс и является резиденцией лидера буддистов России Пандито Хамбо-ламы. В ансамбль монастыря входят дом Амбо-ламы, музей, гостиница, жилые дома лам, ступы-субурганы и многочисленные молитвенные барабаны. Здание охраняют 12 каменных львов.
В алтаре Цогчен-дуган находится пантеон тысячи будд и огромная скульптура Будды Шакьямуни. Также есть скульптура богини Лхамо, покровительницы дацана. Каждый монастырь выбирает своим постоянным покровителем один из генов-хранителей священного буддийского учения. Традиционно Лхамо изображают верхом на муле. У самой богини три глаза, страшная внешность, голубые.
На территории дацана пять ступ — субурганов. Согласно легендам буддистов, организация субурганов как памятников наиболее заметных священных событий началась в Индии еще при жизни Будды Шакьямуни. Впоследствии субурганды были возведены здесь не только на местах знаменательных событий, но и служили гробницами ламам, известным святостью своей жизни и подвигами на благо буддийской веры. В домашнем алтаре, который есть у каждого верующего, можно увидеть уменьшенную копию ступы. Это обязательный атрибут любого буддийского алтаря. Будучи изображениями священных предметов, напоминающими о славных событиях в истории буддизма, пригороды для буддистов являются такими же объектами поклонения и празднования, как статуи божеств.
Особой любовью и заботой пользуется небольшая оранжерея Иволгинского дацана. Это здание в форме оранжереи было построено более тридцати лет назад. Здесь, за стеклом, растет священное дерево Бодхи. Ветка этого дерева была привезена из Индии Хамбо-ламой Жамбалом Доржи Гомбоевым в 1970 году и сейчас превратилась в небольшую рощу. Будда Шакьямуни родился в королевской семье и провел первый период своей жизни в качестве принца. Когда он понял, что все радости цикла бытия имеют природу страдания, он оставил жизнь во дворце и начал практиковать аскетизм. Наконец, в Бодхгае, в тени этого легендарного дерева, он достиг полного просветления, а затем, в свою очередь, совершил три знаменитых поворота Колеса Учения.
В Иволгинском дацане соблюдается давний порядок проведения богослужений — большого хурала и ежедневных богослужений. Помимо ритуальных обрядов, в деятельность дацана входит лечение прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, в котором размещен многовековой опыт применения лекарств природного происхождения. В состав многокомпонентных порошков входят различные элементы флоры и фауны, минералы, металлы. Большая часть сырья поступает из Индии, Китая, Тибета.
В течение нескольких десятилетий Иволгинский дацан был единственным буддийским монастырем на территории Бурятии, пока в 1990-х годах не начали открываться духовные центры этой необычной религии. В 1991 году при Иволгинском дацане открылся негосударственный буддийский институт «Даши Чойнхорлин». На сегодняшний день это единственное в своем роде учебное заведение в России, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии.
Основная задача института — возродить традиции буддизма и востоковедения в России и Республике Бурятия. В институте обучаются около 100 студентов из разных регионов России. Студенты изучают буддийскую философию, основы тантризма, медицину, астрологию, иностранные языки, постоянно практикуются в переводе канонических текстов. Преподавание проводят учителя из Тибета, Монголии и Индии. Репутация «Даши Чойнхорлин» в буддийском мире высока. Молодежь из глубин бурят, калмыков, тувинцев за пять лет стала здесь высокообразованными людьми в современном понимании этого слова, со знанием английского языка, информатики и основ естествознания. Лучшие студенты отправляются для продолжения образования в Индию.
Главная святыня дацана — нетленное тело Великого ламы
Сотни тысяч людей со всего мира съезжаются сюда, в дацан, расположенный посреди бурятской степи. Каждый хочет увидеть ЭТО собственными глазами. И далеко не всем удается подняться на верхний этаж храма и увидеть настоящее чудо. Фотографировать и фотографировать там нельзя. В Иволгинском дацане находится величайшая реликвия — нетленное тело Великого ламы Даши-Доржо Итигэлова.
15 июня 1927 года в возрасте 75 лет Хамбо лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил его прочитать ему поминальную молитву «Добрые пожелания усопшим». Ламы долго не могли определиться, поэтому он начал читать для себя. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, когда Хамбо-лама перестал двигаться и стал казаться мертвым, согласно завещанию, они поместили его в позу лотоса в саркофаг и похоронили на этом месте. Хухэ Зурхен (в районе современного Иволгинска).
В 1955 году, снова по завещанию Итигэлова, 17-й Хамбо-лама Лубсан Нима Дармаев и группа лам подняли саркофаг с телом и, убедившись, что его тело незыблемо, совершили необходимые обряды, переоделись и одели их обратно в саркофаг. Операция повторилась в 1973 году, и 10 сентября 2002 года 24-й Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам из Иволгинского дацана в присутствии мирян (судебно-медицинских экспертов) вскрыл саркофаг Хамбо-ламы Итигэлова. Кузов прекрасно сохранился, признаков гниения и сильного высыхания не было.
После совершения необходимых ритуальных действий тело Хамбо-ламы было перенесено в Иволгинский дацан, где для него был построен особый дворец. Это одна из самых почитаемых буддистами святынь в России — Храм Чистой Земли. Когда два года назад тело ламы осмотрели опытные патологоанатомы, они были поражены его фантастической сохранностью: без признаков разложения, полная подвижность суставов, естественный цвет кожи, на ощупь оно мягкое, словно живая. Было взято несколько образцов: волосы, ногти, частички кожи. Исследования, проведенные судебно-медицинскими экспертами, показали, что белковые фракции тела Амбо-ламы имеют характеристики, аналогичные характеристикам живого тела. Это явление пока не имеет научного объяснения и, с точки зрения медицины, считается невозможным. Для буддистов это не проблема. Хамбо-лама Иволгинского дацана Дагба Очиров говорит:
Сегодня в Иволгинском дацане проживает Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов, который 75 лет прожил на земле, 75 лет под землей, а теперь живет с нами.
Тело Хамбо-ламы Итигэлова привлекает к Иволгинскому дацану толпы паломников. Число желающих учиться в местном буддийском институте также увеличилось в последние годы.
В степи у подножия хребта Хамар-Дабан, в 25 километрах от Улан-Удэ, находится буддийская духовная столица России — Иволгинский дацан. В солнечную погоду золотые храмы ярко сияют, издалека встречая паломников и гостей. Кажется, что само время здесь остановилось…
Храм и другие строения монастыря
Территория комплекса представляет собой правильную квадратную форму, площадью 108 х 108 метров. Все постройки расположены таким образом, чтобы посетитель по пути к храму мог совершить священный обход и другие традиционные буддийские ритуалы.
Плотина Брайбунлинг окружена высоким забором, и попасть в нее можно через главные ворота. От них к храму протянуты гирлянды из разноцветных треугольных флагов с надписями. Их называют хии-морин, или «ветряные кони». Считается, что ветер, который двигает флагами, распространяет добрые пожелания.
Сразу от ворот вступивший в читинский дацан начинает священный обход (гороо). Церемония включает в себя прохождение территории слева направо в соответствии с движением Солнца нечетное количество раз.
Первыми появляются беседки с молитвенными барабанами, которые следует вращать. Вращение барабанов с мантрами заменяет многократное чтение молитвы. Помимо беседок вдоль стен, здесь расположены кафе национальной кухни и жилые дома для администрации и жителей дацана.
Кроме того, открывается юрта, где прихожан принимает настоятель храма Баир-лама. Рядом с юртой находится ступа в форме беседки, украшенная символами огня, земли, луны и солнца. Обычно ступу просто обходят стороной, но на читинском дататсане можно зайти внутрь и оставить предложение.
Священная экскурсия заканчивается у главного храма, великолепного образца древней бурятской архитектуры. Эксперты говорят, что внешне дацан очень похож на дуган, сожженный в 1914 году. Он также имеет три уровня, черепичную крышу и богато украшен резьбой по дереву, покрытой яркой минеральной краской. Внешний вид святыни полон символизма. В центре композиции находится дхармачакра, символ, отражающий учение Будды о перерождении и карме. Традиционно дхармачакра изображается в виде колеса с восемью спицами и газелями по бокам.
Перед входом в читинский дататсан стоит курильница. Рядом с ним часто оставляют подношения (еда или деньги).
Внутри монастыря прихожане также должны совершить гороо и обойти первый этаж по кругу. На второй и третий этажи допускаются только монахи. Главная святыня плотины Брайбунлинг — алтарь с двухметровой статуей Будды. Золотую фигуру дополняет портрет Далай-ламы XIV, небольшая скульптура Будды, сидящего в позе лотоса, и многочисленные украшения.
Дацан в Чите живет насыщенной жизнью. Здесь регулярно проводятся хуралы и буддийские ритуалы. Ламы помогают верующим в трудных жизненных ситуациях, консультируют по вопросам веры. Среди лам монастыря есть хорошие специалисты в области астрологии и медицины.